СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ.




Рынок информационных услуг и продуктов представляет собой совокупность экономических, правовых и организационных отношений по продаже и покупке, услуг между поставщиками и потребителями и характеризуется определенной номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предоставления и ценами.

Уровень и перспективы развития информационного рынка в стране определяются соответствием складывающейся информационной инфраструктуры рыночным требованиям.

Инфраструктура информационной деятельности, унаследованная Россией от СССР, как и в большинстве развитых стран, включает информационные организации трех уровней:

• Первый - национальные информационные центры, занятые подготовкой машиночитаемых баз данных и предоставлением доступа к БД в режиме удаленного доступа, а также предоставлением первоисточников и их копий на первом уровне. На этом же уровне работает и ряд крупнейших библиотек страны.

• Второй - отраслевые и территориальные информационные центры, занятые информационным обслуживанием отраслей и видов деятельности, а также территорий с использованием баз данных, массивов первоисточников и услуг, получаемых от информационных центров первого уровня. Их функции связаны также с подготовкой и предоставлением локальных (отраслевых и территориальных) БД, полученных в результате обработки информации по отраслевым и межотраслевым проблемам.

• Третий - информационные службы предприятий и организаций, занятые информационным обслуживанием конечных потребителей на основе стандартизированных информационных продуктов и услуг, полученных от организаций первого и второго уровня.

На первых этапах перехода к рыночной экономике система организаций первого уровня мало подвергалась изменениям.

Органы второго уровня были или ликвидированы, или сохранились в рамках отраслей и перешли в ведение новых отраслевых структур, заменивших министерства (ассоциации, концерны, консорциумы). Многие из них стали самостоятельными коммерческими организациями, расширившими свои функции за счет освоения новых форм деятельности, например, мониторинг и консалтинг, и существующими в основном за счет продажи своих информационных услуг. Это звено информационной инфраструктуры продолжает претерпевать существенные изменения, поскольку в максимальной степени отражает состояние экономики и ее отраслей.

Здесь можно наблюдать тенденцию, когда, с одной стороны, кризис в промышленности привел к невостребованности традиционных услуг отраслевых центров, а с другой стороны, появление новых форм отношений между предприятиями, новых направлений развития бизнеса.

Дефицит финансирования привел к развалу сети межотраслевых центров, ранее объединенных системой Росинформресурс. Большая часть из них стала самостоятельной, многие распались или сменили профиль работы.

Органы третьего уровня фактически не сохранились и остались только на крупных предприятиях, ставших компаниями или концернами федерального уровня. Сеть библиотек, которая взяла на себя обслуживание потребителей при работе в тесном контакте с ними, практически не сохранилась. Несмотря на дефицит финансирования, библиотечные фонды можно отнести к наиболее стабильной составляющей в информационном ресурсе России.

Существующие государственные системы деловой и коммерческой информации оказались не в состоянии оперативно заполнить возникший информационный дефицит. Попытки, предпринятые органами государственной системы НТИ, агентствами новостей и средствами массовой информации в новой для них области частично заполнили образовавшуюся нишу.

Среди новых информационных служб, появившихся в годы реформ, следует отметить, прежде всего, те, что были созданы в рамках администрации Президента и Парламента. Однако они не вышли на рынок информационных услуг и продуктов, занимаясь в основном обслуживанием создавших из структур.

Новые коммерческие информационные службы были представлены, прежде всего, информационными системами, формируемыми в рамках Торгово-промышленной палаты, а также информационными подразделениями отраслевых деловых ассоциаций.

Становление рынка услуг коммерческих информационных систем началось в России в конце 80-х гг. в связи с появлением первых независимых коммерческих структур, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий. В 90-е гг. в России появились новые независимые информационные организации 2-го и 3-го уровней, работающие на коммерческой основе, прежде всего, в области деловой и коммерческой информации. Деятельность в области коммерческой информации стала выгодной с точки зрения вложения капитала, и именно этот сектор рынка получил в нашей стране наибольшее развитие к настоящему времени.

Уже в первые годы на информационном рынке появились независимые компьютерные сети, обеспечивающие доступ к деловой и коммерческой информации, что создало среду для динамичного развития Интернет во второй половине 90-х гг.

Появление вначале 90-х гг. в России информационных брокеров было связано с доступностью на рынке стандартных информационных услуг и продуктов по относительно невысоким ценам и появлением платежеспособного спроса со стороны потребителей.

Быстрое развитие с середины 90-х гг. и бум на биржевых и финансовых ранках в России дали толчок развитию сектора финансовой информации. На этом рынке в значительной степени доминируют зарубежные информационные службы, так как зарубежные потребители финансовой информации о России доверяют им больше, несмотря на более низкие цены услуг, предлагаемые российскими конкурентами.

В новых условиях получил развитие сектор деловых новостей. Данный сектор ориентирован на массового потребителя в российской части сети Интернет, но этот потребитель пока недостаточно платежеспособен и не готов платить за информацию и информационные услуги.

Развитие сектора массовой информации проходило по своей собственной логике, прежде всего, в рамках российской части Интернета. Развитие данного сектора информационного рынка финансируется, прежде всего, за счет рекламы, а также самими средствами массовой информации.

Таким образом, новые информационные службы развиваются довольно динамично, особенно в некоторых областях, и прежде всего, коммерческой и правовой информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в данной работе мы рассмотрели особенности рынка информационных услуг и продуктов. Можно сделать определенные выводы.

Основные области и сектора рынка информационных услуг и продуктов сформировались к началу 70-х гг. XX в. и не претерпели существенных изменений, что подтверждает их соответствие требованиям данного этапа становления постиндустриального общества.

Основными секторами данного рынка являются:

1. Сектор деловой информации, включающий а) биржевую и финансовую информацию, б) экономическую и демографическую статистическую информацию, в) коммерческую информацию и г) деловые новости.

2. Сектор информации для специалистов (профессиональная информация, научно-техническая информация, доступ к первоисточникам).

3. Сектор массовой, потребительской информации (новости и литература, потребительская и развлекательная информация).

Состояние рынка информационных услуг и продуктов в России существенно отстает от подобных рынков в зарубежных странах. Существуют проблемы в развитии данного рынка в нашей стране, основная из которых – это недостаточное финансирование данной сферы.

Конечно, можно отметить существенный рост информационных продуктов в нашей стране, начиная с 90-х годов ХХ века. Наибольшее развитие получили коммерческая и правовая информация.

Сеть Интернет в России, так же как и в других странах, заняла лидирующие позиции на информационном рынке и дала новое измерение для каждой из областей. Она открыла новые возможности развития всех секторов информационного рынка, собрав их воедино на качественно новом и более высоком уровне или оставив им четко очерченную и ограниченную сферу использования.

Может быть, в будущем вся информационная деятельность сведется к Интернету или новой, более мощной сети и упоминаемые нами сектора будет необходимо выделять внутри Интернета.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: