Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию




Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию

Муниципальный этап

Класс (1 час 20 мин.)

Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не

согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1) Материальное производство направлено на создание продуктов, удовлетворяющих материальные потребности людей.

2) Социализация — это предписания того, как надо вести себя в обществе.

3) Цивилизация — это целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственно-временных границах.

4) Адаптация — это процесс привыкания и приспособления к новым условиям существования.

5) Мораль и нравственность понятия тождественные.

6) Род — тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный не на кровном родстве, а на территориальном единстве.

 

           
           

Выберите несколько верных ответов в каждом задании и занесите свой ответ в

Таблицу

2.1. Сферами общественной жизни является:

а) экономическая

б) политическая

в) образовательная

г) духовная

д) потребительская

2.2. Отличительными чертами индустриального общества являются:

а) статичность социальных структур

б) урбанизация

в) массовое производство товаров

г) развитие информационных технологий

д) преобладание аграрного уклада

е) сословная организация

2.3. Признаками авторитарного режима являются:

а) сохранение традиционных структур общества

б) однопартийная система

в) ограничение политических прав и свобод граждан

г) выборность власти

д) сосредоточение власти в руках большинства

е) контроль за властью со стороны гражданского общества.

 

     
     

Кто или что является лишним в следующих рядах? Выпишите это слово и

Обоснуйте свой выбор.

1. социология, политология, экономика, психология, логика, парапсихология.

__________________________________________________________________

2. Наблюдение, описание, измерение, моделирование, эксперимент, сравнение.

__________________________________________________________________

3. Иудаизм, индуизм, конфуцианство, синтоизм, буддизм.

 

 

4. Объясните, чем отличаются социальные явления. Укажите по два отличия.

1) элитарная культура – массовая культура

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) тоталитарный режим – демократический режим

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) патриархальная семья — эгалитарная семья

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) моральные нормы – правовые норма

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запишите слово, пропущенное в схеме.

                       
   
     
   
 
 
 
 
 
 
авторитарный
 
демократический


5. 2.

                       
   
     
   
 
 
 
 
православие
 
католицизм
 
 


5.3.

 


Выполните задания на соответствие. Запишите буквенные обозначения из правого столбца в нужном порядке. Одно из них – лишнее.

6.1.

  Понятия   Определения
  Субкультура А Форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей
  Наука Б Часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе
  Искусство В Одна из форм человеческого познания, система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества, человека.
    Г Особая подсистема духовной жизни общества, представляющая собой творческое воспроизводство действительности в художественных образах.
     
     

6.2.

  Исторические типы мировоззрения   Особенности
  Теоцентризм А Рассматривает научное знание как главный фактор общественного развития
  Антропоцентризм Б В его основе лежит понимание Бога как источника всей жизни, абсолютного существа
  Сциентизм В Определяет значимость для человека общественных отношений
    Г В центре внимания - человек как наивысшая ценность
     
     

 

6.3.

  Теории происхождения государства   Представители теории
  Договорная теория А Е. Дюринг, Л. Гумплович
  Теория насилия Б Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо
  Материалистическая теория В Аристотель, Р. Филмер
    Г К. Маркс, Ф. Энгельс
     
     

Прочитайте текст и выполните задания.

«В демократическом обществе, где власть осуществляется через систему представительных органов, выборы являются важнейшим инструментом ее функционирования и легитимации. Суть выборов можно свести к следующему: избиратели как бы нанимают тех, кому они поручают управлять страной в течение определенного срока и под решение тех программ и вопросов, которые в наибольшей степени волнуют избирателей.

Выборы в органы государственной власти играют основную роль в политическом участии. Функциональное значение выборов состоит, во-первых, в том, что они представляют собой такой политический институт, который позволяет индивидам и социальным группам сформулировать свои требования, соответствующие их реальным или мнимым интересам, а также обеспечить поддержку тем действиям политических лидеров, которые соответствуют ожиданиям большинства населения.

Во-вторых, голосование является одним из основных механизмов разрешения политических конфликтов, поскольку на выборах предполагается мирная конкуренция интересов различных групп общества.

В-третьих, выборы являются надежным средством легитимации политического режима, так как способствуют организации населения в политические партии, клубы избирателей и другие политические организации, тем самым ограничивая базу разного рода экстремистским движениям левого и правого толка» (Куракина Л.М. Активность избирателей: проблемы анализа и регулирования)

 

1) В чем заключается, по мнению автора, суть выборов?

 

_____________________________________________________________________________

2) На основании текста раскройте роль выборов как политического института.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3) Опираясь на знания обществоведческого курса приведите примеры партийных систем.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4) Приведите примеры выборов как средства политической социализации?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5) Назовите основные партии, которые борются за власть в современной России

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Решите кроссворд.

                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   

По горизонтали.

1. Врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы.

2. Вложение капитала с целью получения дохода

3. Люди, занимающие промежуточное положение между основными социальными слоями общества.

4. Лишение лица возможности использовать предмет в производстве или потреблении.

5. Замкнутые группы людей, занимающиеся традиционным видом деятельности, связанные происхождением и правовым статусом.

6. Устойчивая совокупность социально значимых качеств человека, присущих ему как члену общества.

По вертикали.

1. Трудовая деятельность трудоспособных граждан, приносящая им доход.

2. Движение мысли от единичного к общему.

3. Система взглядов и ценностных установок, отрицающих религиозные представления и утверждающих самодостаточность природы и человека.

4. Вера в сверхъестественные связи, родство между группой людей и определенным видом животных или растений.

5. Малая группа, основанная на браке, кровном родстве и усыновлении.

6. Каналы перемещения между стратами.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: