Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию
Муниципальный этап
Класс (1 час 20 мин.)
Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не
согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.
1) Материальное производство направлено на создание продуктов, удовлетворяющих материальные потребности людей.
2) Социализация — это предписания того, как надо вести себя в обществе.
3) Цивилизация — это целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственно-временных границах.
4) Адаптация — это процесс привыкания и приспособления к новым условиям существования.
5) Мораль и нравственность понятия тождественные.
6) Род — тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный не на кровном родстве, а на территориальном единстве.
Выберите несколько верных ответов в каждом задании и занесите свой ответ в
Таблицу
2.1. Сферами общественной жизни является:
а) экономическая
б) политическая
в) образовательная
г) духовная
д) потребительская
2.2. Отличительными чертами индустриального общества являются:
а) статичность социальных структур
б) урбанизация
в) массовое производство товаров
г) развитие информационных технологий
д) преобладание аграрного уклада
е) сословная организация
2.3. Признаками авторитарного режима являются:
а) сохранение традиционных структур общества
б) однопартийная система
в) ограничение политических прав и свобод граждан
г) выборность власти
д) сосредоточение власти в руках большинства
е) контроль за властью со стороны гражданского общества.
|
Кто или что является лишним в следующих рядах? Выпишите это слово и
Обоснуйте свой выбор.
1. социология, политология, экономика, психология, логика, парапсихология.
__________________________________________________________________
2. Наблюдение, описание, измерение, моделирование, эксперимент, сравнение.
__________________________________________________________________
3. Иудаизм, индуизм, конфуцианство, синтоизм, буддизм.
4. Объясните, чем отличаются социальные явления. Укажите по два отличия.
1) элитарная культура – массовая культура
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) тоталитарный режим – демократический режим
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) патриархальная семья — эгалитарная семья
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) моральные нормы – правовые норма
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запишите слово, пропущенное в схеме.
|
|
5. 2.
|
|
|
5.3.
Выполните задания на соответствие. Запишите буквенные обозначения из правого столбца в нужном порядке. Одно из них – лишнее.
6.1.
Понятия | Определения | ||
Субкультура | А | Форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей | |
Наука | Б | Часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе | |
Искусство | В | Одна из форм человеческого познания, система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества, человека. | |
Г | Особая подсистема духовной жизни общества, представляющая собой творческое воспроизводство действительности в художественных образах. |
6.2.
Исторические типы мировоззрения | Особенности | ||
Теоцентризм | А | Рассматривает научное знание как главный фактор общественного развития | |
Антропоцентризм | Б | В его основе лежит понимание Бога как источника всей жизни, абсолютного существа | |
Сциентизм | В | Определяет значимость для человека общественных отношений | |
Г | В центре внимания - человек как наивысшая ценность |
6.3.
Теории происхождения государства | Представители теории | ||
Договорная теория | А | Е. Дюринг, Л. Гумплович | |
Теория насилия | Б | Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо | |
Материалистическая теория | В | Аристотель, Р. Филмер | |
Г | К. Маркс, Ф. Энгельс |
Прочитайте текст и выполните задания.
|
«В демократическом обществе, где власть осуществляется через систему представительных органов, выборы являются важнейшим инструментом ее функционирования и легитимации. Суть выборов можно свести к следующему: избиратели как бы нанимают тех, кому они поручают управлять страной в течение определенного срока и под решение тех программ и вопросов, которые в наибольшей степени волнуют избирателей.
Выборы в органы государственной власти играют основную роль в политическом участии. Функциональное значение выборов состоит, во-первых, в том, что они представляют собой такой политический институт, который позволяет индивидам и социальным группам сформулировать свои требования, соответствующие их реальным или мнимым интересам, а также обеспечить поддержку тем действиям политических лидеров, которые соответствуют ожиданиям большинства населения.
Во-вторых, голосование является одним из основных механизмов разрешения политических конфликтов, поскольку на выборах предполагается мирная конкуренция интересов различных групп общества.
В-третьих, выборы являются надежным средством легитимации политического режима, так как способствуют организации населения в политические партии, клубы избирателей и другие политические организации, тем самым ограничивая базу разного рода экстремистским движениям левого и правого толка» (Куракина Л.М. Активность избирателей: проблемы анализа и регулирования)
1) В чем заключается, по мнению автора, суть выборов?
_____________________________________________________________________________
2) На основании текста раскройте роль выборов как политического института.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3) Опираясь на знания обществоведческого курса приведите примеры партийных систем.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4) Приведите примеры выборов как средства политической социализации?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5) Назовите основные партии, которые борются за власть в современной России
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решите кроссворд.
По горизонтали.
1. Врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы.
2. Вложение капитала с целью получения дохода
3. Люди, занимающие промежуточное положение между основными социальными слоями общества.
4. Лишение лица возможности использовать предмет в производстве или потреблении.
5. Замкнутые группы людей, занимающиеся традиционным видом деятельности, связанные происхождением и правовым статусом.
6. Устойчивая совокупность социально значимых качеств человека, присущих ему как члену общества.
По вертикали.
1. Трудовая деятельность трудоспособных граждан, приносящая им доход.
2. Движение мысли от единичного к общему.
3. Система взглядов и ценностных установок, отрицающих религиозные представления и утверждающих самодостаточность природы и человека.
4. Вера в сверхъестественные связи, родство между группой людей и определенным видом животных или растений.
5. Малая группа, основанная на браке, кровном родстве и усыновлении.
6. Каналы перемещения между стратами.