6.1. Расшифровка данных, зарегистрированных при сплошном НК рельсов, должна выполняться на уровне, превышающем уровень АСД, на 6дБ или более (при наличии функциональных возможностей дефектоскопного оборудования).
6.2. Рекомендации по принятию решений о необходимости и сроках выполнения вторичного контроля и повторного контроля непроконтролированных участков приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Рекомендации по принятию решений о степени дефектности рельсов
№ п/п | Описание сигналов на В-развертке | Примерное отображение сигналов на В-развертке на уровне «0 дБ» | Предпола-гаемый код*дефекта или группа | Максимальный срок выполнения вторичного контроля |
1. | Отсутствие файла (или фрагмента файла) с зарегистрированной информацией или неудовлетворительное качество зарегистрированной информации в данном сечении рельса (не соответствует требованиям пункта 5.2) | 2 суток | ||
2. | Пропадание донного сигнала протяженностью более 70 мм при наличии над ним эхо-сигналов в зоне головки в канале ПЭП с углом ввода 0º на глубине до 8 мм включительно. Эхо-сигналы в наклонных каналах, контролирующих головку рельса, отсутствуют в сечениях с пропаданием донного сигнала | 1-я или 2-я или 3-я группа | 5 суток | |
3. | Пропадание донного сигнала протяженностью более 70 мм при наличии над ним эхо-сигналов в зоне головки в канале ПЭП с углом ввода 0º на глубине более 8 мм. Эхо-сигналы в наклонных каналах, контролирующих головку рельса, отсутствуют в сечениях с пропаданием донного сигнала | 1-я или 2-я или 3-я группа | 5 суток | |
4. | Пропадание донного сигнала протяженностью менее или равно 70 мм при наличии над ним эхо-сигналов в зоне головки в канале ПЭП с углом ввода 0º на глубине менее или равно 8 мм при протяженности более 60 мм. Эхо-сигналы в наклонных каналах, контролирующих головку рельса, отсутствуют в сечениях с пропаданием донного сигнала | 1-я или 2-я или 3-я группа | 5 суток | |
5. | Пропадание донного сигнала протяженностью менее или равно 70 мм при наличии над ним эхо-сигналов в зоне головки в канале ПЭП с углом ввода 0º на глубине более 8 мм при протяженности более 60 мм. Эхо-сигналы в наклонных каналах, контролирующих головку рельса, отсутствуют в сечениях с пропаданием донного сигнала | 1-я или 2-я или 3-я группа | 5 суток | |
6. | Пропадание донного сигнала протяженностью более 70 мм. Присутствует эхо-сигнал протяженностью 20 мм или более в канале с углом ввода 58º или в канале с углом ввода 70º в сечениях с пропаданием донного сигнала | 1-я или 2-я или 3-я группа | 3 суток | |
7. | Пропадание донного сигнала протяженностью более 70 мм. Присутствует эхо-сигнал протяженностью 20 мм или более в канале с углом ввода 58º и в канале с углом ввода 70º в сечениях с пропаданием донного сигнала | 1-я или 2-я или 3-я группа | 1 сутки | |
8. | Пропадание донного сигнала протяженностью менее 70 мм. Присутствует эхо-сигнал протяженностью 20 мм в канале с углом ввода 58º и/или в канале с углом ввода 70º в сечениях с пропаданием донного сигнала | 1-я или 2-я или 3-я группа | 3 суток | |
9. | Наличие сигналов в канале отъезжающего (или наезжающего) ПЭП с углом ввода 58º в одной зоне контроля, при одновременном наличии сигналов в канале противоположного ПЭП в этой же зоне контроля. Сигналы в каналах отъезжающего и наезжающего ПЭП соответствуют одному сечению рельса | 1-я или 2-я или 3-я группа | 2 суток | |
10. | Наличие сигналов в канале отъезжающего (или наезжающего) ПЭП с углом ввода 58º в одной зоне контроля, при одновременном наличии сигналов в канале противоположного ПЭП в другой зоне контроля. Сигналы в каналах отъезжающего и наезжающего ПЭП соответствуют одному сечению рельса | 1-я или 2-я или 3-я группа | 1 сутки | |
11. | Наличие сигналов в канале, реализующем зеркальный метод контроля в головке рельса. Условный размер по длине рельса более 15 мм | 1-я или 2-я или 3-я группа | 1 сутки | |
12. | Наличие сигналов в канале ПЭП с углом ввода 70º. Условный размер по длине рельса более 20 мм. Сигналы начинаются не от начальной точки регистрации данного канала. | 1-я или 2-я или 3-я группа | Немедленно | |
13. | Наличие эхо-сигнала в зоне перехода головки рельса в шейку в торце в канале ПЭП с углом ввода 45+2-6º. Условный размер по длине рельса более 15 мм. | 33.1 | 1 сутки | |
14. | Наличие сигнала, находящегося в зоне 4-16 мкс от сигнала от стенки болтового отверстия и выходящего за его вертикальную проекцию. При этом, на А-развертке данные эхо-сигналы будут возрастать и убывать не одновременно | 53.1-2 | Немедленно | |
15. | Наличие сигнала в канале отъезжающего и наезжающего ПЭП с углом ввода 45+2-6º в зоне подошвы рельса (зона подошвы рельса определяется по записи сигнала от дефекта на дефектограмме испытательного участка пути данным ПЭП). Сигналы в каналах отъезжающего и наезжающего ПЭП соответствуют одному сечению рельса. Условный размер по длине рельса более 15 мм. | 6-я группа | 1 сутки | |
16. | Наличие сигнала в канале отъезжающего или наезжающего ПЭП с углом ввода 45+2-6º в зоне подошвы рельса (зона подошвы рельса определяется по записи сигнала от дефекта на дефектограмме испытательного участка пути данным ПЭП). Условный размер по длине рельса более 15 мм. | 6-я группа | 3 суток | |
17. | Наличие эхо-сигналов в зоне шейки в канале ПЭП с углом ввода 0º или в канале ПЭП с углом ввода 45+2-6º протяженностью более 20 мм. В данных сечениях рельса имеется донный сигнал. | 5-я группа | 1 сутки | |
18. | Наличие эхо-сигналов в зоне шейки в канале ПЭП с углом ввода 0º. Также в данных сечениях рельса соблюдается хотя бы одно из условий: 1) донный сигнал отсутствует; 2) имеются эхо-сигналы в канале ПЭП с углом ввода 45+2-6º; 3) имеются переотраженные эхо-сигналы в канале ПЭП с углом ввода 0º. | 5-я группа | Немедленно | |
19. | Лишнее болтовое отверстие в зоне накладок | 99.1 | 1 сутки |
|
|
|
* Код дефекта определяют в соответствии с Инструкцией «Дефекты рельсов. Классификация, каталог и параметры дефектных и остродефектных рельсов», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 23 октября 2014 г. № 2499р, и Классификатором дефектов и повреждений элементов стрелочных переводов, утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 16 августа 2012 г. № 1653р.
Примечания:
1) эхо-сигналы в зонах контроля могут быть обусловлены наличием конструктивных отражателей. Для идентификации ложных эхо-сигналов следует определить координаты вызвавшего их отражателя;
2) окончательное решение о степени возможной дефектности рельса по результатам расшифровки данных, зарегистрированных при сплошном НК рельсов, и максимальном сроке выполнения вторичного контроля принимает расшифровщик;
3) в большинстве случаев, без выполнения вторичного контроля, невозможно точно определить код обнаруженного дефекта.
6.3. При обнаружении в зоне сварных стыков рельсов сигналов, соответствующих пп. 2-9 таблицы 1, максимальный срок проведения вторичного контроля должен составлять 1 сутки.
6.4. При назначении немедленного вторичного контроля следует ограничить скорость движения поездов до 40 км/ч. При этом, если для одного сечения рельса имеются сигналы в каналах, контролирующих две или три зоны рельса (например, головку и шейку), следует ограничить скорость движения поездов до 25 км/ч.
6.5. При назначении повторного вторичного контроля сечений по пп. 7 таблицы 1, 10-15, 17, 18 следует ограничить скорость движения поездов в соответствии с требованиями Положения о системе неразрушающего контроля рельсов и эксплуатации средств рельсовой дефектоскопии в путевом хозяйстве железных дорог ОАО «РЖД».
6.6. При наличии информации о контроле ручным ПЭП по соответствующей технологии возможно неназначение или увеличение максимального срока выполнения вторичного контроля, указанного
в таблице 1.
6.7. При назначении вторичного контроля следует указать:
1) номер пути;
2) километр, номер пикета; метр по координате средства НК;
3) номер звена или номер стрелочного перевода (с названием элемента стрелочного перевода);
4) нитка пути (по ходу километров);
5) привязку по длине рельса;
6) дополнительные ориентиры (наличие рубок, стрелочных переводов, изолированных стыков на километре);
7) расположение возможного дефекта по сечению рельса;
8) максимальный срок выполнения вторичного контроля.
7. Регистрация результатов расшифровки данных,
зарегистрированных при сплошном неразрушающем контроле рельсов
7.1. По результатам работы расшифровщик должен заполнить и передать на подпись руководителю:
1) журнал расшифровки данных, зарегистрированных при сплошном неразрушающем контроле рельсов (Приложение к настоящему Положению);
2) сводную ведомость результатов расшифровки и сечений рельсов, выданных на вторичный контроль;
3) ведомость непроконтролированных участков пути.
7.2. Ежемесячно, не позднее 5 числа месяца следующего за отчётным, начальник центра расшифровки дефектограмм должен подготовить и предоставить на подпись начальнику Центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры отчёт о результатах расшифровки за отчетный месяц. Отчет необходимо хранить в Центре диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры не менее 1 года.
7.3. Отчёт должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью предприятия. В отчет должна входить следующая техническая документация:
1) титульный лист отчета;
2) сведения о расшифровщике;
3) сводная ведомость результатов расшифровки дефектограмм за сутки;
4) сводная ведомость непроконтролированных участков пути;
5) акты проведения вторичного контроля рельсов;
6) заключение о результатах работы за отчетный месяц (причины пропусков ОДР, анализ замечаний в работе операторов, анализ работы дефектоскопного оборудования, состояние и наличие регистраторов);
7) фрагменты дефектограмм рельсов, выданных на вторичный контроль.
7.4. Фрагменты дефектограмм ОДР необходимо хранить в Центре диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры в виде альбома дефектограмм (в формате *.doc или *.pdf).
Приложение
к Положению о расшифровке результатов неразрушающего контроля рельсов