ОП.03 Теория электросвязи
по специальности
Инфокоммуникационные сети и системы связи
Курск 2018
РАССМОТРЕНО на заседании методической комиссии Протокол № 3 От «23» октября 2017 г. Председатель методической комиссии __________ С.А.Горбунов |
Организация-разработчик: ОБПОУ «Курский техникум связи»
Разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (Приказ Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. № 1584 по специальности 11.02.15 Инфокоммуникационные сети и системы связи)
Разработчик: Корой Алина Викторовна.- преподаватель ОБПОУ «Курский техникум связи»
Паспорт рабочей ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 Теория электросвязи
Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 11.02.15 Инфокоммуникационные сети и системы связи.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке и переподготовке работников в области организации и проведения работ по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию радиоэлектронных устройств, систем связи по профессиям укрупненных специальностей 11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина входит в инвариативную часть профессионального цикла как общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять основные законы теории электрических цепей, учитывать на практике свойства цепей с распределенными параметрами и нелинейных электрических цепей;
- различать непрерывные (аналоговые) и дискретные (цифровые) сигналы, рассчитывать их параметры.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- классификацию каналов и линий связи, видов сигналов и их спектров;
- виды нелинейных преобразований сигналов в каналах связи;
- кодирование сигналов и преобразование частоты;
- виды модуляции в аналоговых и цифровых системах радиосвязи;
- принципы помехоустойчивого кодирования, виды кодов, их исправляющая способность
Перечень формируемых компетенций:
Общие компетенции (ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
OK 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке
Профессиональные компетенции (ПК):
ПК 1.3. Администрировать инфокоммуникационные сети с использованием сетевых протоколов.
ПК 1.4. Осуществлять текущее обслуживание оборудования мультисервисных сетей доступа.
ПК 1.6. Выполнять инсталляцию и настройку компьютерных платформ для предоставления телематических услуг связи.
ПК 1.7. Производить администрирование сетевого оборудования в соответствии с действующими отраслевыми стандартами.
ПК 2.2. Устранять аварии и повреждения оборудования инфокоммуникационных систем.
ПК 2.3. Разрабатывать проекты инфокоммуникационных сетей и систем связи для предприятий и компаний малого и среднего бизнеса.
ПК 3.1. Выявлять угрозы и уязвимости в сетевой инфраструктуре с использованием системы анализа защищенности.
ПК 3.2. Разрабатывать комплекс методов и средств защиты информации в инфокоммуникационных сетях и системах связи.
ПК 3.3. Осуществлять текущее администрирование для защиты инфокоммуникационных сетей и систем связи с использованием специализированного программного обеспечения, и оборудования.
ПК 5.2 Выполнять адаптацию, монтаж, установку и настройку конвергентных инфокоммуникационных систем в соответствии с действующими отраслевыми стандартами.
ПК 5.3 Администрировать конвергентные системы в соответствии с рекомендациями Международного союза электросвязи.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающихся – 84 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузка обучающихся 72 часа;
- самостоятельной работы обучающегося - 12 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
практические работы | |
лабораторные работы | |
Самостоятельная работа обучающего | |
в том числе: | |
исследование | |
проект | |
реферат | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 Теория электросвязи
Наименование тем и разделов | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Коды формируемых компетенций | Уровень усвоения |
Раздел 1. Сигналы электросвязи | 3 | |||
Тема 1.1. Электрические сигналы | Содержание учебного материала | |||
1. Электрические сигналы Электрические сигналы и их характеристики. Сигналы и их классификация. Характеристики сигналов. | ОК 01-05, ОК 09, ОК 10 | |||
2. Способы представления сигналов. Разложение сигналов по системам ортогональных функций. Обобщенный ряд Фурье. Спектры амплитуд и фаз периодического сигнала. | ОК 01-05, ОК 09, ОК 10 | |||
Практические занятия | ||||
Практическое занятие №1 «Расчет энергетических и временных характеристик сигналов» | ПК 1.3, 1.4 | |||
Практическое занятие №2 «Расчет спектральных характеристик сигналов» | ПК 1.3, 1.4 | |||
Лабораторные работы | ||||
Лабораторная работа №1 «Исследование детерминированных периодических сигналов» | ОК 01-05, ОК 09, ОК 10, ПК 1.3, 1.4 | |||
Лабораторная работа №2 «Синтез сигналов на основе простых сигналов» | ОК 01-05, ОК 09, ОК 10, ПК 1.3, 1.4 | |||
Самостоятельная работа | ||||
Исследование характеристик сигналов | ||||
Тема 1.2. Информация и сигнал | Содержание учебного материала | |||
1. Информация и сигнал. Информационные характеристики источников сообщений Сообщения и их математические модели. Информационные характеристики источников дискретных сообщений. Энтропия, производительность, избыточность. Информационные характеристики источников непрерывных сообщений. | ОК 01-05, ОК 09, ОК 10 | |||
2. Информационные характеристики каналов связи Количество информации, переданное по каналу от отдельно взятого источника. Скорость передачи информации и пропускная способность дискретного канала. Пропускная способность непрерывного канала. | ОК 01-05, ОК 09, ОК 10 | |||
Практические занятия | ||||
Практические занятие №3 «Расчет информационных характеристик источников сообщений и каналов связи» | ПК 1.3, 1.4, 1.6, 1.7 | |||
Самостоятельная работа | ||||
Реферат на тему: «Сигнал как носитель информации» | ||||
Тема 1.3. Первичные электрические сигналы | Содержание учебного материала | |||
1.Первичные электрические сигналы. Телефонный сигнал и сигналы передачи данных и телеграфии Телефонный сигнал и его характеристики. Полоса частот, необходимая для передачи телефонного сигнала. Телеграфные сигналы и сигналы передачи данных, их характеристики. Ширина спектра телеграфного сигнала и ее связь со скоростью телеграфирования. | ОК 01-05, ОК 09, ОК 10 | |||
2.Факсимильный и телевизионный сигналы Факсимильные сигналы и их характеристики. Ширина спектра, характеристики. Телевизионные сигналы и их. Ширина спектра, характеристики. | ОК 01-05, ОК 09, ОК 10 | |||
Тема 1.4. Модулированные сигналы | Содержание учебного материала | |||
1.Модулированные сигналы. Сигналы с аналоговой модуляцией Общие сведения о модулированных сигналах. Сигналы с аналоговой модуляцией: амплитудной, однополосной. Аналитическое выражение, временное и спектральное представление, ширина спектра и ее связь с характеристиками первичных сигналов. Энергетические характеристики. | ОК 01-05, ОК 09, ОК 10 | |||
2.Сигналы с угловой модуляцией Аналитическое выражение, временное представление сигналов с частотной и фазовой модуляцией. Спектральное представление сигналов с угловой модуляцией. Ширина спектра и ее связь с характеристиками первичных сигналов. Энергетические характеристики. | ОК 01-05, ОК 09, ОК 10 | |||
Практические занятия | ||||
Практическое занятие №4 «Расчет энергетических, временных и спектральных характеристик сигналов с аналоговой и дискретной модуляцией» | ПК 2.2, 2.3 | |||
Лабораторные работы | ||||
Лабораторная работа №3 «Исследование амплитудно-модулированных сигналов» | ОК 01-05, ОК 09, ОК 10 ПК 2.2, 2.3 | |||
Лабораторная работа №4 «Исследование частотно-модулированных сигналов» | ОК 01-05, ОК 09, ОК 10 ПК 2.2, 2.3 | |||
Самостоятельная работа | ||||
Проект на тему: «Преимущества и недостатки различных видов модуляции» | ||||
Исследование спектров модулированных сигналов | ||||
Тема 1.5. Цифровые сигналы | Содержание учебного материала | |||
1.Цифровые сигналы. Сущность цифровой передачи непрерывных сообщений Теорема Котельникова. Дискретизация. Понятие о сигналах с импульсной модуляцией. | ОК 01-05, ОК 09, ОК 10 | |||
2.Принципы формирования цифровых сигналов Импульсно-кодовая модуляция. Дельта-модуляция. | ОК 01-05, ОК 09, ОК 10 | |||
Практические занятия | ||||
Практическое занятие №5 «Расчет параметров сигналов с импульсной модуляцией» | ПК 3.1, 3.2, 3.3 | |||
Практическое занятие №6 «Расчет характеристик цифровых сигналов» | ПК 3.1, 3.2, 3.3 | |||
Раздел 2. Методы преобразования сигналов | ||||
Тема 2.1 Преобразователи частоты | Содержание учебного материала | 3 | ||
1.Преобразователи частоты Сущность преобразования частоты Основы теории преобразования частоты. Простые диодные преобразователи частоты. Транзисторные преобразователи частоты | ОК 01-05, ОК 09, ОК 10 | |||
Лабораторные работы | ||||
Лабораторная работа №5 «Исследование преобразователей частоты» | ОК 01-05, ОК 09, ОК 10 ПК 5.2, 5.3 | |||
Тема 2.2 Модуляторы сигналов | Содержание учебного материала | |||
1.Модуляторы сигналов.Методы формирования сигналов с аналоговой модуляцией.Методы формирования сигналов c дискретной модуляцией Методы формирования сигналов с однополосной модуляцией. Методы формирования сигналов с частотной модуляцией. | ОК 01-05, ОК 09, ОК 10 | 3 | ||
Лабораторные работы | ||||
Лабораторная работа №6 «Исследование модуляторов» | ОК 01-05, ОК 09, ОК 10 ПК 1.3, 1.4, 1.6, 1.7 | |||
Тема 2.3 Детекторы сигналов | Содержание учебного материала | 3 | ||
1.Детекторы сигналов.Методы детектирования сигналов с аналоговой модуляцией Методы детектирования сигналов с однополосной модуляцией. Методы детектирования сигналов с частотной модуляцией. | ОК 01-05, ОК 09, ОК 10 | |||
2.Методы детектирования сигналов с дискретной модуляцией Методы детектирования частотно-манипулированных сигналов. Методы детектирования сигналов с относительно-фазовой манипуляцией. | ОК 01-05, ОК 09, ОК 10 | |||
Лабораторные работы | ||||
Лабораторная работа №7«Исследование детекторов» | ОК 01-05, ОК 09, ОК 10 ПК 2.2, 2.3 | |||
Раздел 3. Помехоустойчивость дискретных и непрерывных каналов связи | ||||
Тема 3.1 Сигналы с расширением спектра | Содержание учебного материала | 3 | ||
1.Сигналы с расширением спектра. Основные сведения о шумоподобных сигналах. Шумоподобные (ШПС), сложные сигналы, основные понятия. Расширение спектра сигналов как метод повышения помехоустойчивости. | ОК 01-05, ОК 09, ОК 10 | |||
2.Виды широкополосных сигналов, их характеристики и применение ШПС последовательного типа. ШПС параллельного типа. ШПС последовательно-параллельного типа. | ОК 01-05, ОК 09, ОК 10 | |||
Тема 3.2 Принципы помехоустойчивого кодирования | Содержание учебного материала | 3 | ||
1.Основы помехоустойчивого кодирования Сущность построения корректирующих кодов и их классификация. Обнаруживающая и исправляющая способность кодов. | ОК 01-05, ОК 09, ОК 10 | |||
2.Блочные линейные коды, их характеристика Определение и математическое описание блочных линейных кодов. Представление блочного линейного кода в виде порождающей и проверочной матриц. | ОК 01-05, ОК 09, ОК 10 | |||
3.Циклические коды Определение и задание циклического кода и его характеристика. Построение и декодирование циклических кодов. | ОК 01-05, ОК 09, ОК 10 | |||
4.Разновидности применяемых кодов Непрерывные коды. Сверточное кодирование | ОК 01-05, ОК 09, ОК 10 | |||
5.Коды Хемминга Определение кода Хемминга. Корректирующие свойства. Декодирующее устройство кода Хемминга. Оценка эффективности | ОК 01-05, ОК 09, ОК 10 | |||
Практические занятия | ||||
Практическое занятие №7 «Расчет и построение блочных линейных кодов» | ПК 3.1, 3.2, 3.3 | |||
Практическое занятие №8 «Расчет и построение циклических кодов» | ПК 3.1, 3.2, 3.3 | |||
Практическое занятие №9 «Расчет, построение и анализ исправляющей способности корректирующих кодов» | ПК 3.1, 3.2, 3.3 | |||
Дифференцированный зачет | ||||
Всего |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)