Эталоны ответов к ситауционным задачам по дисциплине «Психология и педагогика»




СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

 

Ситуационная задача №1

Врачи-педиатры с 5-летним стажем работы, А., Б. и В., решили открыть частную педиатрическую клинику. Дела не пошли из-за того, что скоро у них появились взаимные претензии и конфликты. А. надеялся на большой коммерческий успех. Б. собирался реализовать в лечебном процессе свои новаторские идеи и заняться новыми интересными разработками в области педиатрии. В. радовался, что теперь он будет располагать своим временем, работая на себя, а не на государство.

Дайте характеристику конфликта, предложите стратегию его разрешения.

 

Ситуационная задача №2

Старшая сестра А. в категоричной форме поручает молодой сестре Н. заменить заболевшую С. на воскресном дежурстве. Но у Н. другие планы на выходные, связанные с решением личных проблем. Старшая сестра настаивает.

Дайте характеристику конфликта, предложите стратегию его разрешения.

 

Ситуационная задача №3

Моника К., 7 лет 11 месяцев. Уже в 4 года девочка была дикой, неуправляемой, дезорганизовывала детский коллектив. В школе оказалась невыносимой, родители были вынуждены забрать ее. Она постоянно лгала, забирала у детей вещи, которые ей нравились, прогуливала уроки, класс ее «не принял». В клинике без всякого стеснения рассказывала о своих выходках, кражах. Никаких признаков стыда не было. Кроме того, Моника все время была неспокойна, ерзала на стуле, говорила возбужденно и без умолку. Настроение у девочки всегда приподнятое. С игрушками Моника обращается на редкость неряшливо. Другие дети в клинике не хотели с ней играть, т.к. она была нетерпима, груба и бесцеремонна. Однако взрослым она льстила напропалую, старалась им понравиться.

Выделите черты, характеризующие темперамент.

Выделите черты характера.

Дайте сравнительный анализ акцентуации характера и психопатии.

Какой тип акцентуации (или психопатии) представлен в данном примере.

Укажите ошибки воспитания, приводящие к акцентуациям характера.

 

Ситуационная задача №4

Главный врач и заведующая отделением решили открыть коммерческие палаты для укрепления материально-технической базы больницы. Чтобы увеличить прибыль, главный врач предлагает вложить деньги в закупку дорогостоящего оборудования, которое позволит улучшить эффективность лечебного процесса. А заведующая отделением считает, что средства надо тратить на капитальный ремонт коммерческих палат и на услуги квалифицированного врачебного и сестринского персонала.

Дайте характеристику конфликта, предложите стратегию его разрешения.

 

Ситуационная задача №5

Первое впечатление о другом человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным. При дальнейшем взаимодействии в сознание воспринимающего попадает лишь та информация о воспринимаемом, которая по преимуществу отрицательна.

Как называется этот эффект?

Как можно избежать его?

О какой стороне общения здесь идет речь?

 

Ситуационная задача №6

Больной 45 лет, инженер, был направлен на стационарное обследование с подозрением на опухолевый процесс в легком. После проведения флюорографии, когда диагноз подтвердился, больному была рекомендована операция. Он категорически отказался от оперативного лечения, хотя врач рассказал о предполагаемом характере опухоли и последствиях. После этого больной самовольно ушел из стационара, жене сообщил, что не совсем грамотные врачи приняли последствия перелома ребер в юношеском возрасте за онкологическое заболевание и хотели оперировать его с другими «раковыми» больными.

Какими механизмами психологической защиты обусловлено поведение больного?

 

Ситуационная задача №7

У больной, 19 лет, с полным средним образованием, обнаружена положительная реакция Вассермана. Не отрицая случайных половых связей и указывая, что около месяца назад у нее были высыпания на теле, которые прошли сами собой, категорически отказалась от лечения, и не вняла объяснениям медицинского персонала. Вечером рассказала подруге, плача от обиды, что ее заставляют лечить “позорную болезнь”, какой у нее нет и быть не может.

Какими механизмами психологической защиты обусловлено поведение больной?

 

Ситуационная задача №8

Больная Т., 45 лет, находится на стационарном лечении по поводу язвенной болезни желудка. Очень мнительна. Постоянно сомневается в правильности поставленного диагноза, в грамотности назначенного лечения. Читает много специальной литературы, проявляет выраженный интерес к результатам анализов и обследований. Требует все новых и новых консультаций. Беспокоится из-за возможных осложнений. Считает, что у нее рак желудка. Тревожна, подавлена.

Определите тип отношения к болезни у данной больной.

 

Ситуационная задача №9

Больной не хочет оперироваться у одного хирурга (женщины средних лет), а хочет у другого (любого мужчины-хирурга).

К какому типу психологических явлений относится данная реакция больного?

Как бы вы построили беседу с больным в случае, если его желание удовлетворить не представлялось бы возможным?

Дайте определение понятий «общение» и «контакт».

Объясните, почему возникают барьеры в общении.

Что такое невербальное общение?

 

Ситуационная задача №10

«Пациент у врача на приеме». Запишите в конспекте ваши предположения о том, в каком состоянии находится пациент, и каков должен быть верный ответ врача.

 

Вариант реплик пациента Что чувствует пациент, каков его мотив, желание Ответ врача (в виде вопроса)
1. Доктор, мне так плохо, даже жить не хочется! 2. У меня такие же симптомы как у дедушки, он умер недавно. 3. По какому праву Вы продержали меня в коридоре так долго, я записан на 11 часов! 4. Ничего у меня не болит, мама все придумывает. 5. Доктор, у меня это…., в общем, плохо мое здоровье. 6. Доктор, Вы такой чудесный человек, к Вам на прием идешь как на праздник! И др.    

 

Ситуационная задача №11

Преподаватель на занятии делает замечание студентам по поводу плохой посещаемости лекций. В ответ они утверждают, что подготовятся самостоятельно по учебнику и «чужим» лекциям, а напрасно тратить время они не намерены. После этого преподаватель проводит опрос по материалу лекции и выставляет двойки всей группе. Группа студентов отправляется к заведующему кафедрой и жалуется на предвзятое к ним отношение преподавателя.

Определите, к какому типу конфликтов соответствует данный инцидент.

Проанализируйте и оцените действия участников инцидента при условии:

а) если это объективный инцидент;

б) если это субъективный инцидент.

Какие пути управления конфликтом Вы предлагаете?

 

 

Ситуационная задача №12

У заведующего медицинским центром С. появилась возможность командировать одного из сотрудников в Италию для овладения новыми методиками. Претендентами на поездку стали П. и И.; П. – более компетентный, перспективный и творчески мыслящий сотрудник, а И. хороший исполнитель, но за нее просила В., чья поддержка С. нужна для приобретения косметических средств. Хотя все сотрудники центра считают, что в Италию должна поехать П., начальник поддерживает кандидатуры И.

Дайте характеристику конфликта, предложите стратегию его разрешения.

 

Ситуационная задача №13

Первое впечатление о другом человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным. При дальнейшем взаимодействии в сознание воспринимающего попадает лишь та информация о воспринимаемом, которая по преимуществу отрицательна.

1. Как называется этот эффект?

2. Как можно избежать его?

3. О какой стороне общения здесь идет речь?

4. Что такое имидж руководителя?

5. Какие факторы влияют на имидж руководителя?

 

Ситуационная задача №14

Вы высказываете критические замечания в адрес своей подчиненной, она реагирует очень эмоционально. Вам приходиться каждый раз свертывать беседу и не доводить ее до конца, вот и сейчас, после ваших замечаний она расплакалась. Как донести до нее свои соображения?

1. Выберите прием социально-психологического воздействия, наи­более соответствующий ситуации.

2. Охарактеризуйте внушение как прием социально-психологи­ческо­го воздействия и укажите условия его использования.

3. Дайте характеристику идентификации как приема социально-психологического воздействия, укажите условия его использования.

4. Опишите особенности манипулятивной установки руководителя.

5. Опишите особенности открытой (актуальной) установки руководителя.

 

Ситуационная задача №15

В онкологическую больницу поступил пациент с диагнозом рак желудка, 2 ст., с метастазами в брюшной полости. При сборе анамнестических данных, выяснено, что больной является очень общительным человеком, постоянно стремится занять главенствующее положение в любом коллективе. В больнице постоянно старается различными способами привлечь к себе внимание медицинского персонала и больных. Выставлял напоказ свои страдания. Требует признания своей исключительности.

Определите тип отношения к болезни у данного больного.

 

Эталоны ответов к ситауционным задачам по дисциплине «Психология и педагогика»

 

  Стратегия разрешения конфликта: взаимовыгодное сотрудничество.
  Стратегия разрешения конфликта: компромисс, уступки.
  Холерические черты темперамента. Демонстративные черты характера.
  Стратегия разрешения конфликта: компромисс.
  Эффект первого впечатления.
  Механизм отрицания болезни.
  Механизм самооправдания.
  Ипохондрическое отношение.
  Установка.
  Вы чувствуете, что Вам ничто не поможет, Вы отчаиваетесь?
  Конфликт интересов.
  Стратегия разрешения конфликта: взаимовыгодное сотрудничество.
  Эффект ореола.
  Не критиковать.
  Демонстративный тип отношения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: