СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Ситуационная задача №1
Врачи-педиатры с 5-летним стажем работы, А., Б. и В., решили открыть частную педиатрическую клинику. Дела не пошли из-за того, что скоро у них появились взаимные претензии и конфликты. А. надеялся на большой коммерческий успех. Б. собирался реализовать в лечебном процессе свои новаторские идеи и заняться новыми интересными разработками в области педиатрии. В. радовался, что теперь он будет располагать своим временем, работая на себя, а не на государство.
Дайте характеристику конфликта, предложите стратегию его разрешения.
Ситуационная задача №2
Старшая сестра А. в категоричной форме поручает молодой сестре Н. заменить заболевшую С. на воскресном дежурстве. Но у Н. другие планы на выходные, связанные с решением личных проблем. Старшая сестра настаивает.
Дайте характеристику конфликта, предложите стратегию его разрешения.
Ситуационная задача №3
Моника К., 7 лет 11 месяцев. Уже в 4 года девочка была дикой, неуправляемой, дезорганизовывала детский коллектив. В школе оказалась невыносимой, родители были вынуждены забрать ее. Она постоянно лгала, забирала у детей вещи, которые ей нравились, прогуливала уроки, класс ее «не принял». В клинике без всякого стеснения рассказывала о своих выходках, кражах. Никаких признаков стыда не было. Кроме того, Моника все время была неспокойна, ерзала на стуле, говорила возбужденно и без умолку. Настроение у девочки всегда приподнятое. С игрушками Моника обращается на редкость неряшливо. Другие дети в клинике не хотели с ней играть, т.к. она была нетерпима, груба и бесцеремонна. Однако взрослым она льстила напропалую, старалась им понравиться.
Выделите черты, характеризующие темперамент.
Выделите черты характера.
Дайте сравнительный анализ акцентуации характера и психопатии.
Какой тип акцентуации (или психопатии) представлен в данном примере.
Укажите ошибки воспитания, приводящие к акцентуациям характера.
Ситуационная задача №4
Главный врач и заведующая отделением решили открыть коммерческие палаты для укрепления материально-технической базы больницы. Чтобы увеличить прибыль, главный врач предлагает вложить деньги в закупку дорогостоящего оборудования, которое позволит улучшить эффективность лечебного процесса. А заведующая отделением считает, что средства надо тратить на капитальный ремонт коммерческих палат и на услуги квалифицированного врачебного и сестринского персонала.
Дайте характеристику конфликта, предложите стратегию его разрешения.
Ситуационная задача №5
Первое впечатление о другом человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным. При дальнейшем взаимодействии в сознание воспринимающего попадает лишь та информация о воспринимаемом, которая по преимуществу отрицательна.
Как называется этот эффект?
Как можно избежать его?
О какой стороне общения здесь идет речь?
Ситуационная задача №6
Больной 45 лет, инженер, был направлен на стационарное обследование с подозрением на опухолевый процесс в легком. После проведения флюорографии, когда диагноз подтвердился, больному была рекомендована операция. Он категорически отказался от оперативного лечения, хотя врач рассказал о предполагаемом характере опухоли и последствиях. После этого больной самовольно ушел из стационара, жене сообщил, что не совсем грамотные врачи приняли последствия перелома ребер в юношеском возрасте за онкологическое заболевание и хотели оперировать его с другими «раковыми» больными.
Какими механизмами психологической защиты обусловлено поведение больного?
Ситуационная задача №7
У больной, 19 лет, с полным средним образованием, обнаружена положительная реакция Вассермана. Не отрицая случайных половых связей и указывая, что около месяца назад у нее были высыпания на теле, которые прошли сами собой, категорически отказалась от лечения, и не вняла объяснениям медицинского персонала. Вечером рассказала подруге, плача от обиды, что ее заставляют лечить “позорную болезнь”, какой у нее нет и быть не может.
Какими механизмами психологической защиты обусловлено поведение больной?
Ситуационная задача №8
Больная Т., 45 лет, находится на стационарном лечении по поводу язвенной болезни желудка. Очень мнительна. Постоянно сомневается в правильности поставленного диагноза, в грамотности назначенного лечения. Читает много специальной литературы, проявляет выраженный интерес к результатам анализов и обследований. Требует все новых и новых консультаций. Беспокоится из-за возможных осложнений. Считает, что у нее рак желудка. Тревожна, подавлена.
Определите тип отношения к болезни у данной больной.
Ситуационная задача №9
Больной не хочет оперироваться у одного хирурга (женщины средних лет), а хочет у другого (любого мужчины-хирурга).
К какому типу психологических явлений относится данная реакция больного?
Как бы вы построили беседу с больным в случае, если его желание удовлетворить не представлялось бы возможным?
Дайте определение понятий «общение» и «контакт».
Объясните, почему возникают барьеры в общении.
Что такое невербальное общение?
Ситуационная задача №10
«Пациент у врача на приеме». Запишите в конспекте ваши предположения о том, в каком состоянии находится пациент, и каков должен быть верный ответ врача.
Вариант реплик пациента | Что чувствует пациент, каков его мотив, желание | Ответ врача (в виде вопроса) |
1. Доктор, мне так плохо, даже жить не хочется! 2. У меня такие же симптомы как у дедушки, он умер недавно. 3. По какому праву Вы продержали меня в коридоре так долго, я записан на 11 часов! 4. Ничего у меня не болит, мама все придумывает. 5. Доктор, у меня это…., в общем, плохо мое здоровье. 6. Доктор, Вы такой чудесный человек, к Вам на прием идешь как на праздник! И др. |
Ситуационная задача №11
Преподаватель на занятии делает замечание студентам по поводу плохой посещаемости лекций. В ответ они утверждают, что подготовятся самостоятельно по учебнику и «чужим» лекциям, а напрасно тратить время они не намерены. После этого преподаватель проводит опрос по материалу лекции и выставляет двойки всей группе. Группа студентов отправляется к заведующему кафедрой и жалуется на предвзятое к ним отношение преподавателя.
Определите, к какому типу конфликтов соответствует данный инцидент.
Проанализируйте и оцените действия участников инцидента при условии:
а) если это объективный инцидент;
б) если это субъективный инцидент.
Какие пути управления конфликтом Вы предлагаете?
Ситуационная задача №12
У заведующего медицинским центром С. появилась возможность командировать одного из сотрудников в Италию для овладения новыми методиками. Претендентами на поездку стали П. и И.; П. – более компетентный, перспективный и творчески мыслящий сотрудник, а И. хороший исполнитель, но за нее просила В., чья поддержка С. нужна для приобретения косметических средств. Хотя все сотрудники центра считают, что в Италию должна поехать П., начальник поддерживает кандидатуры И.
Дайте характеристику конфликта, предложите стратегию его разрешения.
Ситуационная задача №13
Первое впечатление о другом человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным. При дальнейшем взаимодействии в сознание воспринимающего попадает лишь та информация о воспринимаемом, которая по преимуществу отрицательна.
1. Как называется этот эффект?
2. Как можно избежать его?
3. О какой стороне общения здесь идет речь?
4. Что такое имидж руководителя?
5. Какие факторы влияют на имидж руководителя?
Ситуационная задача №14
Вы высказываете критические замечания в адрес своей подчиненной, она реагирует очень эмоционально. Вам приходиться каждый раз свертывать беседу и не доводить ее до конца, вот и сейчас, после ваших замечаний она расплакалась. Как донести до нее свои соображения?
1. Выберите прием социально-психологического воздействия, наиболее соответствующий ситуации.
2. Охарактеризуйте внушение как прием социально-психологического воздействия и укажите условия его использования.
3. Дайте характеристику идентификации как приема социально-психологического воздействия, укажите условия его использования.
4. Опишите особенности манипулятивной установки руководителя.
5. Опишите особенности открытой (актуальной) установки руководителя.
Ситуационная задача №15
В онкологическую больницу поступил пациент с диагнозом рак желудка, 2 ст., с метастазами в брюшной полости. При сборе анамнестических данных, выяснено, что больной является очень общительным человеком, постоянно стремится занять главенствующее положение в любом коллективе. В больнице постоянно старается различными способами привлечь к себе внимание медицинского персонала и больных. Выставлял напоказ свои страдания. Требует признания своей исключительности.
Определите тип отношения к болезни у данного больного.
Эталоны ответов к ситауционным задачам по дисциплине «Психология и педагогика»
Стратегия разрешения конфликта: взаимовыгодное сотрудничество. | |
Стратегия разрешения конфликта: компромисс, уступки. | |
Холерические черты темперамента. Демонстративные черты характера. | |
Стратегия разрешения конфликта: компромисс. | |
Эффект первого впечатления. | |
Механизм отрицания болезни. | |
Механизм самооправдания. | |
Ипохондрическое отношение. | |
Установка. | |
Вы чувствуете, что Вам ничто не поможет, Вы отчаиваетесь? | |
Конфликт интересов. | |
Стратегия разрешения конфликта: взаимовыгодное сотрудничество. | |
Эффект ореола. | |
Не критиковать. | |
Демонстративный тип отношения. |