ОБСЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК


Своевременное, полноценное, всестороннее обследование ребёнка с нарушениями в интеллектуальном и речевом развитии необходимо для определения индивидуального образовательного маршрута, выбора методов и технологий развивающего обучения, прогнозирования развития, разработки необходимых рекомендаций для родителей.

Диагностическая работа логопеда психоневрологического отделения санатория имеет определённую специфику, связанную с большим количеством обследуемых детей с разнообразными нарушениями интеллекта, устной речи, психическими расстройствами, нарушениями поведения. Следующей особенностью диагностической работы специалиста логопеда психоневрологического отделения является проведение обследования детей разного возраста (от 3-х до 7 лет) и наличие минимального количества времени на его проведение. В связи с этими факторами логопед должен использовать в своей работе разнообразный диагностический инструментарий, а также применять принципы разноуровневого и дифференцированного подхода в диагностике детей, помогающие квалифицированно определить уровень их речевого развития.

 

 

Перечень используемых современных образовательных технологий Цели применения Эффекты использования
1. Коненкова И.Д. «Обследование речи дошкольников с ЗПР». Москва, 2004. Обследование речевой деятельности ребёнка проводится с соблюдением определённой последовательности этапов и включает анализ основных компонентов речевой функциональной системы. К каждому заданию даётся инструкция, в которой ребёнку показывают примерный результат предстоящей ему речевой деятельности и способ достижения этого результата, то есть образец. Это обеспечивает расширение ориентировочной части, что важно для детей с ЗПР. При затруднении ребёнку оказывается помощь в виде побуждающих или уточняющих вопросов, контекстной подсказки, повторения инструкции, разбора образца. При разработке технологии обследования дошкольников с ЗПР 4 – 7 лет, автор опирался на известный в патопсихологии метод «обучающего эксперимента» (А.Я.Иванова, 1976; И.Ю.Левченко, 2000).   Использование данного диагностического инструментария позволяет решить следующие задачи: 1. Учесть особенности детей с ЗПР. 2. Сделать вывод о степени сформированности всех сторон речи в количественном (5-тибальном) отношении и в качественном отношении (учёт допускаемых ошибок, сам процесс выполнения заданий и другие характеристики). 3. Выявить потенциальные возможности обследуемого ребёнка. 4. Спланировать коррекционно-развивающую работу в процессе систематических занятий в соответствии с реальными возможностями ребёнка. 5. Осуществить индивидуальный подход. 6. При сопоставлении результатов, полученных в разные периоды, выявить динамику в развитии и определить дальнейшие направления в коррекционной работе.  
2. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. «Коррекционная педагогика», Москва, «Владос», 1998. Предложенный автором материал состоит из следующих разделов:
  1. Обследование звукопроизношения.
  2. Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.
  3. Обследование слоговой структуры слова (по методике Марковой А.К., предлагающей изучать у детей произношение слов с различной слоговой структурой в зависимости от их возрастающей сложности).
  4. Обследование словарного запаса (по методике Шевченко С.Г., позволяющей провести качественный и количественный анализ словарного состава языка обследуемого ребёнка).
  5. Обследование грамматического строя речи.
  6. Обследование самостоятельной речи.
 
Использование данного материала позволяет определить речевой статус обследуемого ребёнка в течение минимального количества времени с учётом традиционных в логопедии приёмов обследования и принципа последовательного перехода от простого к сложному.  
3. Бессонова Т.П. Грибова О.Е. «Дидактический материал для обследования речи детей». Москва, 1997. Проведение более углублённое обследование словарного запаса и грамматического строя речи, а также обследование навыков чтения и письма. В ходе обследования словарного запаса решаются следующие задачи: 1. Определение количественного и качественного состава пассивного и активного словаря. 2. Выявление уровня владения значением лексических единиц. 3. Выявление характера лексических ошибок. 4. Поиск рациональных путей формирования и (или) совершенствования лексической стороны речи ребёнка.   Преимущество данного диагностического материала, включающего систематизированный языковой материал по уровням сложности в рамках каждого вида задания, состоит в том, что он позволяет специалисту обследовать детей самого широкого возрастного спектра с различной степенью тяжести речевой патологии и формировать языковые и речевые умения и навыки на адекватном материале в условиях систематических индивидуальных занятий.  
4. «Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста». Методические рекомендации. Санкт-Петербург, издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 1998. Всестороннее, комплексное, углублённое обследование детей с различными видами речевых и интеллектуальных нарушений. В издании приводятся варианты пересечения двух классификаций и примерные формулировки логопедического заключения при обследовании дошкольников с нормальным интеллектом, дошкольников с умственной отсталостью, школьников с нормальным интеллектом, с ЗПР и с умственной отсталостью, что делает данные методические рекомендации очень ценными в практической диагностической деятельности логопеда.  
5.Волкова Г.А. «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики» Учебно-Методическое пособие, Детство Пресс 2004 год.   Психолого-педагогический анализ структуры речевых дефектов позволяет выявить особенности взаимодействия неречевых и речевых отклонений в каждом случае.   Представленные в пособии материалы обследования детей с различными нарушениями речи, а также сведения о формировании ряда психических функций на ранних этапах онтогенеза способствуют качеству диагностики речевых расстройств и помогают осуществить дифференцированный подход в последующем коррекционном обучении.    
  6. Ткаченко Т.А. «Комплексное обследование дошкольника 3 -6 лет». Издательство «Ювента», Москва 2007год. Индивидуальная тетрадь содержит оптимальное количество тестовых заданий с картинками для выявления основных психологических, интеллектуальных и речевых особенностей дошкольников в возрасте от трех до шести лет. В ходе обследования предусмотрена наглядная фиксация результатов выполнения каждого задания. Альбом может служить средством, а также документом для речевой и психолого-педагогической диагностики дошкольников с проблемами в развитии.   Позволяет получить достаточно полные сведения о речевых нарушениях исследуемого ребенка; о причинах возникновения данных нарушений, что, в свою очередь способствует грамотному планированию коррекционной работы и получению наилучших результатов по исправлению дефектов речи.
  7. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Комплексная методика развития речи детей 2 -3 лет». Издательство: «Литера», 2012год.   Рассматриваются направления таких сторон логопедической работы: - Время и порядок появления разных звуков в речи ребенка - Формирование правильной артикуляции - Развитие речевого дыхания - Игры, стихи, потешки - формирование правильной артикуляции, речевого дыхания, развитие силы голоса, что крайне важно для правильного звукопроизношения   Позволяет в игровой форме проводить формирование правильной артикуляции, речевого дыхания, развитие силы голоса, что крайне важно для правильного звукопроизношения
8. Стребелева Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» Просвещение, 2005. Данная методика позволяет осуществить современный подход к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Отличительной особенностью данного материала является то, что он направлен на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование детей разных возрастных категорий.

 

Логопед: Касьянова Н. В. ____________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: