Сходство науки и философии




Философию и науку сближает то, что и философское, и научное знание, опираясь на опыт и разум, отражают мир в общих и абстрактных понятиях, общее для них – поиск истины и стремление логически обосновать знание, выразить его в теоретической форме; критичность и скептическое отношение к авторитетам, интеллектуальная самостоятельность. Обеим присущи идея причинности и стрем­ление к обнаружению наиболее общих, часто повторяющихся свя­зей и отношений, т. е. закономерностей. Науке и философии, присуща структурность – они включают в свою структуру субъект, объект, средства познания и прогнозируемые результаты.

Различия науки и философии

1. Различие в предмете:

Предметом любой частной науки является частное, единичное, конкретный «кусок» мира, эмпирически и теоретически полностью контролируемый, а потому осваиваемый и практически. Специальные науки служат отдельным конкретным потреб­ностям общества (технике, экономике, обучению, и пр.). Научное мышление погружено в конечный материал и ограничено рассудочным постижением конечного (Гегель).

Предмет философии, особенно теоретической — чистое всеобщее, всеобщее как таковое. Философию интересует мир в целом, она устремлена к целостному постижению универсу­ма. Она задумывается о всеохватывающем единстве всего сущего, о первоначалах и первопричинах, ищет ответ на вопрос: «Что есть сущее?».

2. Различие в отношении к изучаемым явлениям:

Частные науки обращены к явлениям, существующим объек­тивно – вне человека, независимо от него. Свои выводы наука формулирует в теориях, за­конах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональ­ное отношение ученого к изучаемым явлениям и тем соци­альным последствиям, к которым может привести то или иное открытие. Фигура ученого, строй его мыслей и темперамент, характер исповеданий и жизненных предпочтений также не вызывает особого интереса. Законы частных наук объек­тивны и их действие реально и не зависит от мнений, настро­ений и личности ученого.

Философствующий разум должен опре­делить свое отношение к миру. Потому-то основной вопрос фи­лософии и формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию (человека к миру). Принимая во внимание научные дан­ные, она идет дальше, рассматривая вопрос о сущностном смыс­ле и значимости процессов и явлений в контексте человеческого бытия.

2.5. Различие в отношении к детерминизму:

Детерминизм в науке – всё определено в этом мире и ничто не в состоянии этого изменить. На принципе детерминизма построена вся классическая физика, за исключением термодинамики и молекулярной физики. Детерминизм подразумевает выполнение обратимости времени, то есть частица придёт в исходное состояние, если обратить время. Каждая траектория единственным образом определяется начальными условиями. Всё это находится в замечательном согласии с экспериментальными данными макромира.

Мир с позиции философии – не просто статичный пласт реаль­ности, но живое динамичное целое. Те закономерности сущего, которые пытается усмотреть и вычленить философия, не имеют жестко детермини­стического характера, на манер лапласовского детерминизма (центральная идея – всякое состояние Вселенной есть следствие предыдущих и причина последующих ее состояний). Со­временная философия видит в сущем его стихийно-спонтанное становление, которое может охватываться вероятностным и ста­тистическим знанием.

3. Различие в обращении к истории познания:

Частная наука в процессе непосредственной научно-исследовательской деятельности не задается вопросом, как возникла ее дисциплина, в чем ее собственная специфи­ка и отличие от прочих. Если эти проблемы затрагиваются, «узкий ученый» вступает в сферу истории и философии на­уки.

Философия же всегда стремилась выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно фило­софского. Она направлена на выявление таких достоверных основ, которые могли бы служить точкой отсчета и критери­ем для понимания и оценки всего остального (отличия исти­ны от мнения, эмпирии от теории, свободы от произвола, насилия от власти). Предельные и пограничные вопросы, ко­торыми отдельная познавательная область либо начинается, либо заканчивается, — излюбленная тема философских раз­мышлений.

4. Различие во влиянии на бытие:

Наука занимает приоритетное место как сфера деятельности, направленная на выработку и систематизацию строгих, обо­снованных объективных знаний о действительности. Цель науки всегда была связана с опи­санием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов.

Философия оказыва­ет активное воздействие на бытие посредством формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей. Главные тенден­ции развития философии связаны с осмыслением таких проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной цивилиза­ции, единство и многообразие культур, природа человеческого познания, бытие и язык и др.

Специфика понятийного аппарата философии и науки

1. Различие в организации:

Философское знание выступает не в виде логически упорядоченной схемы, а принимает вид разверну­того обсуждения, детального формулирования всех трудно­стей анализа, критического сопоставления и оценки возмож­ных путей решения поставленной проблемы. В философии важен не только достигнутый результат, но и путь к этому результату. Ибо процесс постижения результата – является специфическим способом обоснования результата. В философии, особенно умозри­тельной, невозможно найти один-единственный удовлетворяю­щий ответ на поставленный вопрос, в отличие от науки, реализующей дос­таточно строгую форму организованности. Она всякий раз стал­кивается с выстраиванием множества вариантов обоснований и опровержений. В ней нет таких истин, которые не вызывали бы возражений.

2. Различие в использовании ранее полученных результатов:

В науке по традиции принимается прогрессивное постепенное движение вперед, т. е. развитие на основе накопления уже полученных результатов, что, конечно, не исключает научных революций.

Философия, напротив, не может довольствоваться заимствованием уже полученных результатов. Например, нельзя удовлетвориться ответом на вопрос о смысле жизни, предложенным средневековыми мыслителями. Каждая эпоха будет по-своему ставить и ре­шать этот вопрос. Специфика философии проявляется в том, что она применяет свой особый метод рефлексии – метод оборачивания на себя. Это движение, предполага­ющее возвращение к исходным предпосылкам и обогащение новым содержанием. Для философии характерна переформу­лировка основных проблем на протяжении всей истории че­ловеческой мысли (обратимость или рефлексивность философии).

3. Различие в опоре на эмпирические данные:

Наука опирается на факты, их экспериментальную проверку.

Философия отстоит от сферы повседневности и обращается к миру умопостигаемых сущностей не доступных чувственному познанию. Вопро­сы «что есть красота, истина, добро, справедливость» выхо­дят за рамки эмпирических обобщений. Красота не есть тот или иной прекрасный цветок, кристалл, пейзаж или девушка. Философское понимание красоты ориентировано на постиже­ние этого явления с точки зрения всеобщего. Оно выходит за пределы эмпирической данности, преодолевает их и восходит к сущностному определению.

4. Различия в языке:

Язык науки характеризуется его четкой фиксацией термина и пред­мета

Язык поэтического характеризуется тем, что реальность лишь образно намечается в нем

Язык обыденного особенен тем, что пред­метность обозначается в рамках утилитарных потребностей.

Язык философии значительно отличается от всех трех указанных видов языков. Философия, предполагая разговор о мире с точки зрения все­общего, нуждается в таких языковых средствах, которые бы смогли отразить безмерность и бесконечность мироздания. Поэтому она создает свой собственный язык — язык катего­рий, предельно широких понятий, обладающих статусом все­общности и необходимости. Они настолько широки, что не могут мыслиться составляющими других более широких по­нятий. Причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность и т. д. — примеры фило­софских категорий.

5. Различия в учете других форм общественного сознания:

Конкретно-научные дисциплины могут развиваться, не учитывая опыт других форм общественного сознания (физи­ка, например, может благополучно прогрессировать без учета опыта истории искусства).

В философии в качестве эмпирической базы и исходного пункта обобщенных представлений о мире принимается совокупный опыт духовного развития человечества, всех форм обществен­ного сознания: науки, искусства, религии, политики, права, морали и пр.

6. Различия в ценностно-человеческом аспекте:

В науке ценностно-человеческий аспект отнесен на второй план, хотя в современной науке (в том числе и в естествознании) его значение увеличивается.

В философии наряду с теоретико-познавательным аспектом особую значимость приобретают ценностные ориентации. «Человек есть мера всех вещей» (Протагор), философия и по сей день выдвигает свои обоснования в ценностной шкале человеческих смыслов, утверждает в качестве абсолютной ценности человеческую жизнь. Личность творца, мыслителя и ученого не может быть безразлична в исследовательском процессе. В философском творчестве всегда происходит углубление человека в самого себя. Поэтому в философии каж­дая система авторизована, и при освоении философских зна­ний достаточно значимой оказывается роль персоналий. Фи­лософия — это такой род интеллектуальной деятельности, который требует постоянного общения с великими умами про­шлого и современности: Платоном, Аристотелем, Августи­ном, Кантом, Гегелем, Хайдеггером, Соловьевым, Бердяе­вым и пр.

7. Различия в национальном элементе:

В философии важен и ярко выражен национальный элемент – есть русская философия, немецкая философия, английская, французская и, наконец, греческая философия. Однако нет ни русской, ни немецкой химии, физики, математики.

 

Философияне только система объективного знания о мире, но и мировоззрение, система ценностных ориентаций. Поэтому она выполняет также те функции, которые не могут выполнять частные науки. Функции философии:

· Задача уяснения ценностных оснований науки и культуры в целом имеет философский характер, поскольку предметом философских размышлений является не мир сам по себе, а отношение «человек и мир».

· Функции контроля: Наука не содержит внутри себя критериев социальной значи­мости своих результатов. А это означает, что ее достижения мо­гут применяться как во благо, так и во вред человечеству. Получа­ется, что размышлениями по поводу негативных последствий при­менения достижений науки обременена не сама наука, а филосо­фия. Именно она должна сделать предметом своего анализа рас­смотрение науки как совокупного целого в ее антропологическом и измерении, нести ответственность за науку перед человечеством. Однако осуществление контроля находится не только во власти философов и философии. Необхо­дима поддержка институтов государства, права, идеологии, об­щественного мнения.

· В философии формируется самосознание науки, исследуются проблемы сущности и особенностей научно-познавательной деятельности. Философские размышления над наукой способствуют лучшему пониманию ее возможностей и перспектив, механизмов, движущих сил роста научного знания, характера его взаимоотношений с другими формами общественного сознания, образом жизни, культурой. Особенно они необходимы в эпохи революционных преобразований в науке (16–17 вв., конец 19 – начало 20 вв., последняя треть 20 в.). Это обусловлено тем, что в эти периоды происходит изменение оснований науки, становление новой системы научных представлений и концепций. Философско-методологические проблемы выступают необходимым условием критического переосмысления традиционных представлений о предмете и методах науки и предпосылкой разработки новых перспективных исследований.

· Философия задает общие мировоззренческие ориентиры в выборе проблемы исследования, обосновании гипотез и оценке полученных результатов. Философский анализ, обобщение и интерпретация новых научных результатов не только устанавливает их связь и различие с ранее накопленным знанием, но и закладывает методологические основы формирования новой системы взглядов. Философские идеи и представления объективно присутствуют в научном исследовании и существуют независимо от того, осознает это исследователь или нет. Очень часто от исходных философских идей зависит степень обоснованности гипотезы и концепции. Утверждая влияние философии на науку, следует отметить, что ученый в своем научном творчестве относительно независим от того, какую позицию он занимает по отношению к тем или иным философским доктринам.

· Философия выполняет прогностические функции по отношению к естествознанию. Например, идеи атомизма в античности лишь в 17–18 вв. превратились в естественнонаучный факт.

· Философия выполняет по отношению к науке критическую функцию, интегрирует естественнонаучное, гуманитарное, техническое знание, формируя научную картину мира. Философские основания науки обеспечивают своеобразную «стыковку» нового научного знания с господствующим мировоззрением, культурой, включая его в социокультурный контекст эпохи; функцию обоснования уже добытых знаний; эвристическую функцию, участвуя в постройке новых теорий, перестройку нормативных структур науки и картин реальности.

Таким образом, несмотря на качественное отличие между философским и конкретно-научным знанием, а во многом и благодаря ему, философия и конкретные науки вынуждены обращаться друг к другу. Взаимосвязь между философским и конкретно-научным знанием носит характер диалектического единства качественно различных уровней в рамках общего рационального способа познания как целого. Как и всякое диалектическое единство, единство философского и конкретно-научного знания является опосредованным. Прежде всего, таким специфическим концептуальным образованием как «философские основания науки». В силу качественного различия конкретно-научного и философского знания они не могут быть соотнесены друг с другом непосредственно. Конкретно-научное знание может выступить как подтверждение или опровержение некоторой философской концепции не само по себе, а лишь после его философской интерпретации. С другой стороны, и философия может оказать влияние на конкретную науку не непосредственно, а только в результате либо ее философской интерпретации, либо соответствующей научной конкретизации философской теории.

 

Эвристика — наука, изучающая творческую деятельность, методы, используемые при открытии новых концептов, идей и взаимосвязей между объектами и совокупностями объектов, а также методики процесса обучения. Эвристические методы (другое название эвристики) позволяют ускорить процесс решения задачи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: