ВОПРОС
Рефлексия проводится с участниками непосредственно после ролевой игры. Здесь мы обсудим принципиальные основы, на которых строится рефлексия участия в ролевых играх [12].
Рис. 7.
Выше мы уже отмечали, что рефлексия необходима после игры для перехода от опыта проживания ситуации к выделению и освоению средств (с возможностью их дальнейшего применения в будущей ситуации). Это и зафиксировано на рис. 7, где изображена принципиальная схема рефлексии: для рефлексии необходима остановка действия и обращение сознания человека на это – совершавшееся им – действие. Назначение рефлексии состоит в том, чтобы сформировать новую позицию (на схеме она выделена пунктиром). В структуре движения человека (как в мероприятии, так и в жизни) это означает, что рефлексия является сознательным переходом от одной ситуации действия к следующей. При этом из одной ситуации в другую переносится не опыт оперирования с конкретными предметами, а способность к постановке самостоятельных целей, способы анализа ситуации и средства, отделенные от прожитой ситуации.
Из сказанного следует, что в качестве базового средства организации рефлексии мы должны использовать понятие позиции. Понятие позиции собирается как минимум на трех вещах: целях, средствах и ситуации (см. рис. 8). Для того, чтобы рефлексия у участников случилась, нужно совместно с ними в их действиях выделить их цели, средства (как они предполагали и пытались достичь своих целей) и ситуацию (что они принимали во внимание и почему).
Рис. 8.
Первый принципиальный момент рассматриваемой конструкции состоит в том, что цели, средства и ситуация существуют в связке. Если, скажем, у участника ролевой игры были некоторые цели, но при этом не было никакого представления о возможных средствах их достижения и никакого представления о той ситуации, в которой он находится с точки зрения этих целей, – то в таком случае позиции у участника по отношению к игре не возникло (о смысле формирования позиции). В то же время, если участник при продумывании перед игрой своих действий понимает, что ему недостаточно средств для достижения поставленных целей, это может привести к изменению последних, и т.д. Таким образом, все элементы, формирующие позицию участника игры, являются взаимоопределяющими.
|
Осмысленность постановки целей означает следующее. С одной стороны, цели, которые участник ставит для себя, по факту должны быть завязаны на содержание игры. То есть они должны иметь свою фиксацию в игровых предметах (например, накопить больше других некоторого ресурса). С другой стороны, они не должны исчерпываться этим (в духе наших рассуждений о выигрыше в игре). Цели участника ролевой игры получаются сложно устроенными – с одной стороны, они должны указывать на игровой результат (собственно, на основании чего мы можем утверждать, что желаемое достигнуто), с другой стороны – и это более важно – они должны иметь основания вне игры, то есть фиксировать результат прохождения игры, не привязанный к конечности самой игры.
Приведем пример. На уровне игры целью участника может быть захват контроля над предприятиями, введенными в игру; вне игры, – собственно, на уровне позиции, – цели будут фиксироваться, например, такой рефлектируемой конструкцией, как освоение средств перехвата контроля над предприятиями в конкурентной ситуации (предполагается, что другие участники тоже будут бороться за этот ресурс). Это делает игровую ситуацию принципиально похожей на реальную жизнь.
|
Когда осмысленность постановки целей либо обнаружена, либо принципиально сконструирована, следующим важным моментом является вопрос, «что же на самом деле участник делал и зачем». Иными словами, это выделение тех средств, которые участник пытался применять в игре, и обсуждение их эффективности.
В качестве регулятивов здесь выступают следующие понятийные представления о средствах:
1) средства «не привязаны» к человеку – он может их либо использовать, либо не использовать
2) по поводу средства известно, какой принципиально должна быть ситуация, в которой это средство применимо;
3) по поводу средства заранее известен результат его использования.
Последнее не всегда выполняется в игре, поскольку в этом случае средство применяется в ситуации конкурентного взаимодействия, и само то, что один участник ожидает от применения некоторого средства определенного результата, может выступать элементом более сложного действия кого-то другого. Эффективность средств может обсуждаться в двух вариантах. Первое – относительно игрового факта (получилось или нет добиться своих целей в игре этими средствами), то есть имеется в виду достаточность средств в конкретной ситуации (соответственно – с переходом к выделению типовой ситуации, в которой такие средства, использованные участником, срабатывают и являются достаточными). И второй, более сложный вариант – это указание иных средств достижения поставленных участником целей и сравнительное обсуждение применявшихся средств и иных, которые могли бы быть применены.
Наконец, в плане анализа ситуации важно выделить, что участник учитывал, продумывая свои действия, и является ли это достаточным для тех целей, которые он себе поставил
В зависимости от задач, поставленных перед игротехником на проведение ролевой игры и рефлексии, для организации последней могут привлекаться и иные схемы, отвечающие содержанию мероприятия, элементом которого является ролевая игра. Описанные же выше схемы являются принципиальными для организации рефлексии в работе с организационно-управленческой действительностью.