Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
«Станция юных техников»
Резиномоторная из пенопласта
(Методическое пособие к теме «»)
Составил педагог дополнительного
образования Думенек В. Л.
Г. Озерск
Г.
Методическое пособие - предназначено для обучающихся авиамодельного объединения 2 года обучения при изучении темы «Резиномоторные модели самолётов».
Цель. Познакомить обучающихся с конструкцией и технологией изготовления резиномоторных летающих моделей из пенопласта.
При изготовлении модели важны три компонента: конструкция, качество материала и качество работы.
Введение
Летающие модели из пенопласта, просты в изготовлении и не требуют использования дефицитных и дорогих материалов, желательно при этом минимизировать время постройки моделей и предельно упростить процесс изготовления деталей.
Этим требованиям отвечают пенопластовые панели для отделки потолков. Качество получающихся моделей - не хуже бальзовых, ремонтопригодность намного выше, ремонт - легче. Большинство проблем решается прямо на запусках моделей, с помощью скотча. Бальзовая передняя кромка или лонжерон, сломавшаяся поперек, просто так не склеивается, а пенопласт клеится просто встык - хоть обшивка, хоть другие детали. Плюс к этому - пенопласт не боится воды а, вес модели выходит такой же, а иногда и меньше, чем у бальзовых аналогов.
В этом пособии подробно описано изготовление резиномоторной модели самолета из потолочной плитки, реек и других подручных материалов. По времени изготовление займет пару свободных вечеров, а удовольствие от запусков получит любой ребенок.
|
Материалы:
- потолочная плитка
- рейка 5*4*550 мм
- стальная проволока (или канцелярские скрепки)
- нитки
- рыбацкая резина
- пустые стержни от ручек
- пластиковая бутылка
- бумага
- скотч
- бамбуковые шпажки
Инструменты:
- клеи потолочный или ПВА - канцелярский нож
- шило - наждачная бумага
- шуруповёрт и тонкие свёрла - плоскогубцы
- кусачки - лобзик
- ручка шариковая - линейка
- угольник - ножницы
Чертёж модели
Изготовления модели
Крылья и хвостовое оперение
Чертим прямо на листе потолочной плитки крыло, «ушки» крыла, киль, стабилизатор и вырезаем их по линейке резаком.
Обрабатываем кромки киля и стабилизатора наждачной бумагой, немного скругляя их, приклеиваем киль к стабилизатору (желательно по угольнику) и откладываем на просушку.
Края «ушек», которые будут прилегать к концам крыла, стачиваем наждачной бумагой под углом.
Затем приклеиваем «ушки» к крылу, сравнивая угол приклеивания по линейке, и оставляем сохнуть.
«Ушки» на крыле нужны вместо поперечного угла V, чтобы обеспечить модели более ровный полет.
Фюзеляж и резиномотор
Берем рейку сечением 5*4 мм и длиной 480 мм (сам фюзеляж) и 15 мм (моторама).
От стержня от ручки отрезаем кусочек длиной 20 мм и приклеиваем его и мотораму к концу рейки-фюзеляжа. Эта трубочка должна быть больше на несколько миллиметров. И не забываем сделать небольшой выкос вправо по полёту модели, иначе модель будет сильно уводить в сторону.
Затем обматываем место склейки нитками с клеем ПВА.
|
Из стальной проволоки выгибаем задний крюк для резиномоторного двигателя, а в хвостовой части фюзеляжа шилом делаем небольшое отверстие.
Вставляем крюк в отверстие и обматываем нитками с клеем ПВА.
Ступицу винта изготавливаем из той же рейки – длина 50 мм. Делаем от концов ступицы отметки в 15 мм и делаем лобзиком пропилы до этих отметок, ориентируясь по ребрам, то есть по диагонали, если смотреть на ступицу с торца. Из стальной проволоки выгибаем ось винта и вставляем в просверленное заранее отверстие в центре ступицы.
Приматываем ось нитками с клеем ПВА.,
На листе бумаги чертим шаблоны лопастей (длина 90 мм, ширина 30 мм) и вырезаем.
Приклеиваем шаблоны лопастей к пластиковой бутылке вдоль, чтобы лопасти имели выпукло-вогнутый профиль.
Вырезаем лопасти ножницами, а места приклеивания их к ступице зашкуриваем.
Вклеиваем лопасти в ступицу и заклеиваем. Затем вставляем ось винта в трубочку на мотораме и плоскогубцами загибаем крючок для резиномотора.
Натягиваем резиномотор из четырех нитей (хотя это зависит от диаметра резинки) между крючками.
Данную модель можно сделать без шасси, но в данном случае оно играет роль утяжелителя носовой части, чтобы центровка модели была не слишком задней. Если хочется сократить время изготовления модели, достаточно приклеить грузик весом примерно 5-6 грамм в носовой части.
Из тонких бамбуковых палочек делаем две стойки длиной 150 мм. Из стальной проволоки выгибаем соединительную часть стоек и оси колес.
|
Приматываем нитками с клеем ПВА оси к стойкам.
Также нитками с клеем соединяем обе стойки с проволочной деталью.
Приклеиваем шасси к фюзеляжу в районе моторамы и обматываем нитками с клеем.
Из потолочной плитки чертим заготовки колес (по две штуки на каждое) диаметром 25 мм.
И вырезаем их резаком.
Склеиваем заготовки попарно. Из стержня от ручки делаем оси колес (длина 12 мм) и вклеиваем их в колеса.
Колеса закрепляем на оси самым простым способом – просто загибаем ось вверх плоскогубцами.
Сборка модели
Приклеиваем хвостовое оперение.
После высыхания клея находим центр тяжести модели (с приклеенными шасси, хвостовым оперением и натянутым резиномотором), установив модель горизонтально на палочке или даже на пальце. Делаем отметку на рейке-фюзеляже. Затем приклеиваем крыло так, чтобы центр тяжести модели был на расстоянии 33 мм от передней кромки крыла (то есть 1/3 ширины крыла).
Даем клею высохнуть. Всё, модель готова.
Если модель будет лететь вниз, нужно приклеить небольшие полоски скотча в задней части стабилизатора и подогнуть края немного вверх.
Литература
Журнал «Model World» - 2011 - 2015г.
Содержание
Введение …………………………………………………………….….2
Материалы……………………………………………………………....2
Инструменты……………………………………………………………2
Чертёж модели……………………………………………………...…..3
Изготовления модели.……………………………...…………………..4
Сборка модели………………………………………………………….11
Литература...…………………………………………………….……..12