Государственный технический университет им. Н.Э.Баумана
Доклад
по курсу “Культурологии”
по теме: “Города и столицы”
название:”Сан Марино –древняя земля свободы”
Студент: Сенькин М.Н.
Группа: М5-32
Преподаватель: Немцов А.А.
Москва 2001 г.
ВВЕДЕНИЕ.
Республика Сан Марино – самое маленькое и древнее независимое государство в мире.
Территория страны имеет форму неправильного прямоугольника и занимает площадь в 60,57 кв.км. Над холмистой местностью возвышается суровый известковый рельеф возвышенности Монте Титано (750 метров над уровнем моря), на юго-западном склоне которой располагается город Сан Марино, столица республики.
В сельской местности у подножья Титано разбросаны восемь предместий,
САНМАРИНСКИИХ ЗАМКОВ с административным управлением из восьми Советов, называемых «Управа замка», президент которой имеет право на звание «Капитана замка».
Вся территория разделена на девять административных округов: Сан Марино, Аккуавива, БоргоМаджоре, Киезануова, Доманьяно, Фаэтано, Фьорентино, Монтеджардино и Серравалле.
Республика Сан Марино расположена в центральной части Италии между областями Марке и Романья, в нескольких десятках километров от аппенинских гор и всего в 22 километрах от курортного города Римини, с которым соединена современной автострадой высшей категории.
Население приветливого и мирного нрава, насчитывает 23.000 человек. Официальный язык – итальянский, религия – католическая, денежная единица –санмаринская лира, эквивалентная итальянской.
Территория, пересекаемая двумя крупными реками Ауза и Сан Марино, покрыта зеленью лесов и парков, которые являются гордостью каждого санмаринца. Климат мягкий и целебный благодаря близости Адриатического моря.
|
История и предания.
Согласно легенде, в IV веке н.э. один каменотёс христианин по имени Марино, приехавший из Арбе, острова в Дальмации, для участия в работах по строительству порта в Римини, скрылся на горе Монте Титано от преследования христиан эдиктами императора –язычника Диоклетиана.
За короткое время разнеслась слава о святом человеке (Марино ещё при жизни был причислен к лику святых и отсюда приставка «сан»), к нему присоединились другие верующие и родилась первая христианская община на горе Титано.
Епископ Римини Гауденцио посвятил Марино в сан диакона, а римская патриция Донна Феличиссима, обращённая в христианскую веру, передала ему в дар гору Титано.
После смерти Марино созданная вокруг него община не распалась, а продолжала строить свою жизнь, не забывая о последних словах святого:
«Свободными вас оставляю от других людей»(Relinquo vos liberos ab utroque homine.)
В качестве самого древнего свидетельства о существовании общины можно упомянуть монаха Евгипия, жившего между V и VI веками, который повествует о житии некоего Базиликия, монаха с горы Титано.
Последующие документы, как например, «Судебная грамота Феретрано» 885 года, хранящаяся в Государственном архиве, являются очевидными свидетельствами организации гражданской жизни в духе независимости, не дающей никому права на притязания по отношению к народу, живущему на горе Титано.
Политика общины в течении веков, которую можно выразить изречением «Известное нам – неизвестно другим», привела к резкому росту набегов на санмаринцев, и в X веке стали строиться укрепления и крепостные стены для защиты от нападений.
|
Существование укреплённого города подтверждает «Диплом Беренгария» 951 года и «Булла Гонория III 1126 года. Кардинал Англико писал в 1371 году, что город расположен "на высоком утёсе с тремя неприступными крепостями".
До этого времени жизнь населения основывалась на законах созданных ими, затем на законах логобардов. Впоследствии государственные институты постапенно преобразовались, были усилены оборонительные укрепления, построены окружные стены, соединяющие три крепостные сооружения. Водоснабжение производилось от ёмких цистерн для сбора дождевой воды. Первые цистерны, так называемые «фосси», располагались в первом поясе оборонительных сооружений, рядом с 1 крепостью. Остальные цистерны, среди которых были и более крупные (ещё сегодня существующие). Расположены под площадью перед правительственным дворцом и были построены в период 1471-1478.
К XI веку относится становление в Сан Марино Коммуны, имеющей Статут и собственных консулов. Рост населения привёл к необходимости расширения территории и это привело к приобретению замков Пеннаросса и Казоле. Документы о денежных расчётах относятся к 1200 году и хранятся в государственном архиве.
Самый древний манускрипт Статута датируется 1295 годом. Впоследствии были изданы ещё шесть Статутов. Последний, от 21 сентября 1600года, состоит из шести томов, в которых собраны 314 статей.
В то время как В Италии население страдало от жестоких тираний нескольких властных семейств, народ Сан Марино сохранил свободный образ жизни для защиты которого были созданы вооружённые отряды милиции, подчинявшиеся капитанам-регентам, в руках которых находилась исполнительная власть. Народ создавал новые законы и изменял их через совет всех глав семейств, носивший название АРЕНГО(важный государственный орган, сохранившийся до наших дней).
|
С ростом церковной власти на территории полуострова становилось всё более кровавыми междоусобицы между гибеллинами и гвельфами. Санмаринцы, которые, к сожалению, веками испытывали влияние событий в Италии, не остались в стороне от этой борьбы. Так впервые на горе Титано возникли разногласия между гражданским населением, и сторонники гибеллинов(приверженцы императора) отправили в изгнание гвельфов (приверженцев папы). Вероятно, сознание, близкое к идеям гибеллинов, созрело в жителях Сан Марино в вековой борьбе в защиту от притязаний на юрисдикцию и налогообложение со стороны соседних епископатов.
Большим другом жителей горы Титано был епископ Феретрано Уголлино, из семейства Фельтрия, который, несмотря на свой сан, был неисправимым гибеллином. Это стоило епископу Уголино и санмаринцам отлучения от церкви папой Иннокентием IV. Два года спустя, в 1249 году в Перудже анафема была снята.
Но ни отлучение от церкви, ни последующее прощение не привели к миру с согласию.
Встав на сторону гибеллина Гуидо да Монтефельтро и, впоследствии, его сына Гуельфо из Римини, где власть принадлежала семейству тиранов Малатеста.
Это продолжалось до заключения мира в Романье в 1299 году.
Первой попыткой подчинить Сан Марино власти папы было прибытие в 1291 некоего каноника Теодориха, который призывал жителей платить дань первосвященнику и признать себя его подданными.
Санмаринцы отказались, защищая своё благородное происхождение и свою независимость. Для разрешения спорного вопроса был приглашен судья Паламед из Римини, один из самых авторитетных знатоков права того времени, его сентенция была благоприятна жителям Сан Марино.
Но недолго продолжалось мирное существование.
Церковные власти близлежащих областей старались любыми способами подчинить себе санмаринцев, но они всегда с достоинством отвечали ударом на удар.
В 1303 году прибывшие в Сан Марино послы от церкви Феретрано, были заключены под стражу, и вновь начались военные действия, которые закончились успешно для санмаринцев, отважная милиция которых вынудила епископа Уберто подписать мир в 1320 году.
В 1322 году впала в немилость синьория графа Федерико из Монтефельтро, союзника санмаринцев. Епископ Бенвенуто и семейство Малатеста из Римини старались привлечь санмаринцев на свою сторону с помощью даров и таких пожалований как прощение церкви, освобождение от налогов собственности санмаринцев вне территории страны, право на свободную торговлю, возможность переводить в Сан Марино ренту от вложений. В обмен было запрошено считать недругами Урбино, которые в это время нашли прибежище в Сан Марино.
Слишком высока была цена измены, из санмаринцы решили отказаться и продолжили борьбу против Малатеста до 1366 года.
Ёще долгое время Малатеста беспокоили санмаринцев своими нападениями, но спесь синьора из Римини обернулась против него самого, так как ухудшилось его отношение с папой Пио II и его союзников Альфонсо из Аргоны, королём Неаполя, у которого Малатеста обманным путем забрал крупную сумму денег.
В этой ситуации 21 сентября 1461 года санмаринцы подписали договор о союзе с церковью Рима и вновь начали войну, которая закончилась в 1463 году завоеванием замков Фьорентино, Монтеджардино и Серравалле, принадлежавших семейству Малатеста, а замок Фаэтано добровольно присоединился к Республике.
Это была последняя война санмаринцев, после которой границы территории больше не претерпевали изменений.
В течение нескольких десятелетий в стране царствовал мир, но потом в 1503 году Чезаре Борджа, герцог Валентино, сын папы Александра VI, занял Республику. К счастью, санмаринцы не долго должны были терпеть тиранию, через несколько месяцев, пользуясь тем, что в герцогстве Урбино поднялось восстание, санмаринцы поднялись на борьбу против войск Валентино и благодаря отважным воинам и хорошему вооружению, разбили врага.
Почти через сорок лет, а точнее во время папства Павла III, в ночь на 4 июня 1542 года, Фабиано да Монте Сансовино попытался завоевать Сан Марино, имея 500 солдат, много кавалерии и всё необходимое для штурма крепостных стен. Но из-за густого тумана вражеские войска не смогли приблизиться к городу до восхода солнца, и план захватить врасплох и уничтожить санмаринцев провалился. Фабиано да Монте Сансовино вернулся на исходные позиции, и с того времени не удалось точно выявить ответственных за эту преступную акцию, но посол императора Карла V в Риме предложил санмаринцам императорские привилегии и порекомендовал не доверять папским министрам в Романье.
Впоследствии в 1631 году, после смерти последнего герцога Урбино, правление герцогства было передано святому престолу. В том же году вошёл в действие договор о протекции, подписанный между Сан Марино и святым престолом ещё в 1602 году.
В те времена Республика переживала глубокий кризис общественной и экономической жизни: отсутствие интереса к государственным делам и равнодушие санмаринцев, уровень культуры которых падал всё ниже. Этому процессу способствовало и вымирание некоторых знатных семейств, которые принимали близко к серду защиту свободы, и эмигрирование за границу в поисках работы и почестей лучших представителей общества (говоря современным языком «умов»).
Этот отрицательный период продолжался до 1739 года, когда республика пережила самое серьезное покушение на свободу и независимость страны за всю свою многовековую историю. Под предлогом ареста двух санмаринских конспираторов, происшедшего в церкви, кардинал Альбертони, папский легат в провинции Романья, 17 октября 1739 года вошел со своими войсками в Сан Марино.
Нашествие было предварено рядом бесчестных предприятий, как например, арест санмаринцев на итальянской территории Романньи, или блокировка границ, препятствующая поставкам необходимого продовольствия в Сан Марино. Кардиналу Альберони не удалось сломить этим санмаринцев и он решил прибегнуть к силе и оккупировал территорию.
Дома знатных уважаемых горожан были ограблены, потому что их хозяева отказались давать клятву верности папе, капитаны-регенты были упразднены и заменены гонфалоньером и двумя блюстителями порядка.
Санмаринцы не желая подчиняться тирании направляли секретные послания протеста папе, прося избавить их от неслыханного и криминального беззакония.
Из Рима прибыл на гору Титано кардинал Энрико Энрикес, направленный сюда с целью рассмотрения сложившейся в Сан Марино ситуации. После его расследования папа удалил кардинала Альберони от границ Сан Марино и 5 февраля 1740 года республике были возвращены свобода и суверенитет.
Это событие оказало благотворное влияние на республику, очнувшейся от апатии и равнодушия предыдущих лет. Возродился дух защиты и граждане, ощутив прилив любви к родине, вновь почувствовали в себе республиканскую гордость.
Эпизод с кардиналом Альберони был великолепно описан поэтом Кардуччи в 1894 году в его знаменитой речи «о вечной свободе».
Будущее готовило и светлые моменты в жизни санмаринцев. Во время итальянского похода Наполеон Бонапарт прошёл вблизи границ крошечной республики.
Восхищаясь гордостью этого маленького народа и его традициями свободы, Наполеон заявил: «Необходимо сохранить Сан Марино как пример свободы" » направил на гору Титано Монжа, своего посла и выдающегося математика, поручив ему выразить санмаринцам его дружественное расположение. Такое высокое признание традиций свободы и независимости ранее никогда не было обращено к Сан Марино. Теплые отношения с Францией сохранились и в дальнейшем: в 1805 году Бонапарт встретил со всеми почестями Антонио Онофри, Посланца республики, приехавшего в Милан для расширения торгового договора, уже заключенного между Сан Марино и Цезальпинской республикой. После Наполеона Бонапарта независимость Сан Марино была признана и подтверждена участниками венского конгресса 1815 года, которые внесли её название с соответствующими суверенными характеристиками в число европейских государств.
Республика Сан Марино не осталась в стороне от борьбы за национальное единство Италии и давала временное пристанище патриотам и беженцам, стучавшимся в её дверь. Многие известные деятели нашли здесь убежище в ожидании возобновление борьбы. Особенно горды санмаринцы одним выдающимся событием. После падения римской республики, Гарибальди, не сдавшись врагу остановился со своими волонтёрами у границ республики. Преследуемый австрийцами он вошел в Сан Марино и обратился с просьбой об убежище для себя и своих 2000 солдат. Солдаты получили приют, провиант, а раненные – медицинскую помощь. Правительство республики запросило в обмен оградить страну от несчастий и разрушений войны. Генерал Гарибальди дал своё согласие, произнёс речь с вершины парадной лестницы конвента капуцинов, обращаясь к войскам о роспуске первого римского легиона.
Это произошло 31 июля 1849 года, так легендарный герой сложил оружие.
В ту же ночь, в тог время как австро-папские войска окружали республику, Гарибальди со своими 250 верными товарищами с помощью санмаринца Николы Дзани, выбрались из Сан Марино за 15 раньше окончательного окружения.
Папские войска были недовольны тем, что Гарибальди была оказана помощь и старались отомстить за это. Серьезной опасностью для республики был 1854 год, когда Папские власти предложили герцогу Тосканы захватить Сан Марино, «Гнездо либералов» военным путём. Вмешательство Франции, которая направила в Сан Марино своего посла с предложением защиты императора Наполеона III, позволило предотвратить опасность.
Санмаринские добровольцы приняли участие во всех битвах Италии за независимость, включая войну 1915-1918 годов, и на фронтах действовал военно-полевой госпиталь с санмаринским персоналом.
Во вспыхнувшей второй мировой войне республика скурпулёзно соблюдала традиционный нейтралитет, а несчастным итальянским братьям было предоставлено убежище на территории страны, более 100.000 беженцев (в 8 раз больше тогдашнего населения) нашли здесь приют.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО.
Аренго
Аренго или ассамблея глав семейства в древности было верховым органом. Впоследствии, в связи с трудностями принятия законов таким многочисленным собранием, его законодательная власть перешла к Большому Генеральному Совету.
Однако, аренго сохранило за собой право модифицировать Статуты Республики и ''право петиции''. Это последнее право используется и в наши дни и капитаны – регенты получают многочисленные прошения, предоставляемые гражданами в первое воскресенье после 1-гоапреля и после 1-го октября.
Таким образом, в руках народа остается важный инструмент демократии, позволяющий иметь прямые связи с высшими государственными органами. Поданные прошения должны быть рассмотрены в течении 6 месяцев.
В начале 1600 года, Совет, несмотря на признание в документах суверенных прерогатив Аренго, практически лишило его полномочий, и около трех веков вече не созывалось. 25 марта 1906 года народное собрание глав семейств (аренго), собравшееся в главном храме Сан Марино, восстановило свои древние права. Было принято решение о избрании членов Большого Генерального Совета путем всеобщего голосования, упразднив, таким образом, переизбирание полностью по кооптации, как это делалось прежде.