| «Культура» («cultura»)- «возделанная земля» | |
| «Культ» - происходящее в виде ритуала взаимодействие человека со священной реальностью | |
| «Религия» - вид мировоззрения и образ действий, основанный на поклонении высшему началу | |
| «Сакральный» - «священный» | |
| Подходы к осмыслению культуры | |
| деятельностный подход | культура – специфический способ человеческой жизнедеятельности. |
| семиотический подход | культура - знаковая система информационных кодов |
| аксиологический подход | культура – система ценностей |
| Аксиологические понятия: | Добро - высшее благо в нравственных ценностях |
| Добродетели - нравственно положительные качества человека | |
| Пороки - отрицательные нравственные качества | |
| Справедливость - применение адекватной ценностной меры | |
| Высшие ценности | Философия - возможность построения различных мировоззренческих систем Наука – истина Искусство – прекрасное Мораль - добро |
| Марксистскому подходу в изучении культуры соответствует триада понятий: | человек - деятельность - культура |
| мораль | общественные требования к человеку |
| нравственность | практика исполнения долга перед собой в личной и общественной жизни |
| право | система норм, контролируемых государственными органами |
| Функции философии в культуре: | - хранит идеалы культуры как сферы свободной реализации личности (хранит ценностные ориентиры в культуре) - создает целостную картину мира - представляет собой метаязык всех наук - упорядочивает схемы деятельности человека, гармонизует отношения человека с миром |
| Функции искусства в обществе: | - позволяет регламентировать поведение людей в обществе - способствует творческому развитию личности - способно утешать и давать наслаждение человеку - восстанавливает гармонию внутреннего мира человека |
| Функции религии в обществе: | - дает ценностные мировоззренческие идеалы, связывающие частное бытие со всеобщим - освящает определенные порядки, критерии, установки - регулирует формы поведения |
| Причины, поддерживающие существование религии в обществе: | - мощь и необъяснимость явлений природы - конечность индивидуального существования - одиночество, страдание от потери близких, стремление к общению -стремление рационально объяснить мир |
| Исторические виды морали согласно времени их возникновения | - родоплеменная мораль (обычаи, распространяющиеся только на своих соплеменников) - мораль мировых религий (мораль, признающая своими единоверцев) - национально-сословная мораль(мораль, признающая «своими» соотечественников) - просветительская мораль естественных прав человека (люди от природы равны и свободны) - плюралистически-коммуникативная мораль (общение и сотрудничество людей с различными ценностными установками) |
| Наука становится ресурсом экономики – в эпоху научно-технической революции (середина XX в.) | |
| Ноосфера –сфера разума | |
| Основными чертами современного этапа развития цивилизации являются: - тенденции глобализации - ускорение темпов социально-экономического и научно-технического развития - разнонаправленность, нелинейность и неравномерность социальных изменений | |
| Глобальные проблемы современности | - экологические (проблема нарушения экологического равновесия) - войны и мира(проблемы выживания человечества в условиях ядерной угрозы) - информационные - проблемы обеспечения продовольствием населения Земли |
| Источник экологических проблем: | - в росте материального производства, с которым биосфера уже не справится - в несовершенном природоохранном законодательств - в несогласованности природоохранительных действий людей и государств. |
| «Глобальный» -общемировой, планетарный | |
| Общественное производство – наиболее общее понятие из ряда: материальное производство, общественное производство, духовное производство, производство человека | |
| Понятие «однополюсной мир» характеризуетнеуравновешенность сложившейся системы международных отношений | |
| Основные тенденции современной демографической ситуации | - падение рождаемости в развитых странах - старение населения развитых стран. |
| Духовная сфера | - предания, легенды - идеи, образы, теории, духовные ценности - научные гипотезы |
| Сущность духовности -свойство личности, выраженное в стремлении к совершенствованию себя и окружающего мира на принципах добра, истины, красоты и справедливости | |
| Духовные потребности | потребности в сознании и освоении духовных ценностей, нравственном совершенствовании, удовлетворении чувства прекрасного |
| Духовная сфера личности | Счастье, творческая самореализация, свобода |
| Необъективированноедуховное– замыслы, идеи |