ИТОГИ ОПРОСА О СОБОРНЫХ РЕШЕНИЯХ, УТВЕРЖДАЮЩИХ, ЧТО СПАСЕНИЕ ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ




Настало время подвести итоги опроса https://vk.com/wall-184478279_88811. Напоминаем, что нашим подписчикам следовало отметить соборные документы, в постановлениях которых этот тезис утверждается НАПРЯМУЮ, т.е. не требует для доказательства истинности – дополнительных посылок, не содержащихся в соборных постановлениях.

 

Задача оказалась весьма непростой. Ни один из предложенных вариантов не набрал более 25% голосов принявших участие в опросе или 40% голосов тех, кто проголосовал за содержательные пункты (т.е. исключая проголосовавших за п. 9 – «Посмотреть результаты»). Последний пункт «Такого документа не существует» набрал совсем немного голосов, однако нужно уточнить, что по небрежению админа в первоначальном варианте опроса этого пункта не было и поэтому те, кто голосовал сразу после опубликования поста – просто не могли за него проголосовать. Тех же, кто, кто голосовал позднее, могло насторожить то, что этот пункт находится ниже технического «Посмотреть результаты», что косвенно означает, что он заведомо неверен.

 

И действительно он неверен, т.е. соборное постановление, прямо утверждающее, что спасение возможно только в Православной Церкви – существует, причем по мнению автора этих строк оно содержится лишь в одном из перечисленных документов, хотя почти во всех этих документах есть аргументы, косвенно указывающие на это.

 

Рассмотрим ключевые фрагменты этих документов в хронологической последовательности

1) Пункт 1 (Правила Карфагенского собора 419 г.) собрал относительно немного голосов, хотя в нем содержится очень сильный аргумент, не дотягивающий, однако, до прямого утверждения. Этот аргумент содержится в 57-м (68-м) правиле говорящем о приеме в Церковь тех, кто в детстве был крещен донатистами:

«… по преданию анафеме имени заблуждения, возложением руки да приемлются в ОДНУ ЦЕРКОВЬ, которая, по реченному, есть голубица (Песн. 2:3), единственная матерь христиан, и В КОТОРОЙ СПАСИТЕЛЬНО ПРИЕМЛЮТСЯ ВСЕ ТАИНСТВА, вечные и животворящие, впрочем, ПРЕБЫВАЮЩИХ В ЕРЕСИ ПОДВЕРГАЮЩИЕ ВЕЛИКОМУ ОСУЖДЕНИЮ И КАЗНИ.»

 

Данное правило фактически было принято Карфагенским собором 401 г., активнейшим участником и интеллектуальным лидером которого был свт. Августин Блаженный (собор 419 г. лишь подтвердил это правило). Свт. Августин в своих трудах не раз писал, что том, что в сообществах, отпавших от Кафолической Церкви есть таинства, но таинства эти вне Кафолической Церкви действуют во осуждение, а спасения вне Кафолической Церкви нет. Однако в соборные правила последнее утверждение не попало. Что касается приведенного выше утверждения, то формально ему не противоречит, например, мнение о возможности спасения инославных и даже нехристиан помимо таинств, подобно тому, как по мнению некоторых отцов Церкви император Траян спасся по молитвам свт. Григория Двоеслова.

 

2) Еще меньше голосов собрали правила Трулльского (VI Вселенского) собора. Большинство этих правил носит дисциплинарный характер. В контексте обсуждаемой темы интересно начало 95-го правила, вводящего три чина приема для различных групп еретиков:

 

«VIВС95 ПРИСОЕДИНЯЮЩИХСЯ К ПРАВОСЛАВИЮ И К ЧЕСТИ СПАСАЕМЫХ из еретиков, приемлем, по следующему чиноположению и обычаю….»

 

Не вдаваясь в филологический анализ выделенного места отметим, что в правиле перечислены отнюдь не все еретические группы и, что еще важнее – в правиле не упомянуты раскольники, т.е. церковные сообщества, отпавшие от Православной Церкви, вероучение которых идентично вероучению Православной Церкви (например, УПЦ КП и подобные им), а значит, правило никак не оговаривает возможность/невозможность их спасения

 

3) Больше всего (и примерно поровну) голосов собрали Символические книги. В «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» тема спасения затронута в первом же вопросе части 1:

 

«Вопрос 1. Что должен иметь православный и кафолический христианин, чтобы наследовать жизнь вечную?

Ответ. Правильную веру и добрые дела. Ибо тот, кто обладает этими двумя, тот добрый христианин и имеет несомненную надежду на вечное спасение…»

 

Однако необходимость принадлежности к Церкви Христовой в этой формулировке не оговаривается, как не уточнено и минимальное содержание понятия «правильная вера» (из ответа на вопрос №4 можно предположить, что имеется ввиду вера в Троицу).

 

Также можно отметить ответ на вопрос 102 из части 1, в котором цитируются слова Писания (Ин. 3:5) о невозможности входа в Царствие Божие без Крещения. Однако из этого никак не следует невозможность спасения еретиков-тринитариев и раскольников.

 

4) Подобное же мы видим и в «Исповедании Православной веры Восточной Церкви», принятом Иерусалимским собором 1672 г.

В определении 9 констатируется невозможность спасения без веры, т.е. «правого понятия нашего о Боге и предметах Божественных», однако минимальный объем веры, необходимый для спасения не раскрывается.

В определении 10 епископ именуется «источником всех Таинств Кафолической Церкви, которыми приобретается спасение», из чего формально не следует невозможность спасения вне Церкви.

В определениях 15 и 16 утверждается невозможность спасения без Крещения, однако в том же определении 15 отрицается неполнота еретического Крещения, что также не позволяет логически строго выводить из указанных мест невозможность спасения инославных.

5) «Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем Православным христианам» 1848 г. не может считаться правильным ответом уже потому, что в нем из сообществ, отпавших от Церкви Христовой, рассматривается только одно – Римо-Католическая Церковь. В Послании говорится, что православные отцы «…движимые любовию отеческою и братскою, оплакивали гибель такого множества Христиан, за нихже Христос умре», однако из этих слов нельзя даже определенно вывести невозможность спасения отдельных католиков.

 

6) Hfpevttncz

6) Единственным из перечисленных соборным документом, в котором указанный тезис утверждается прямо и не требует принятия дополнительных посылок, является документ ******

 

7) В вопросе ****

 

· Простите, что встрял, но мне кажется, что на самом деле в обоих текстах утверждается необходимость правой веры для спасения.

· Т. е.

// Вопрос 1. Что должен иметь православный и кафолический Христианин, чтобы наследовать жизнь вечную?

Ответ. Правую веру и добрые дела. Ибо кто имеет и то и другое, тот есть истинный Христианин, и твердо надеется вечного спасения, по свидетельству Священного Писания: «зрите ли убо, яко от дел оправдается человек, а не от веры единыя?» (Иак. 2, 24). И ниже: «якоже бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть» (Иак. 2, 26). То же самое говорит в другом месте и Божественный Павел: «имея веру и благую совесть, юже нецыи отринувше, от веры отпадоша» (1Тим. 1, 19). И в другом месте: «имущым таинство веры в чистой совести» (1Тим. 3, 9).//

И

// Веруем, что никто не может спастися без веры. Верою же называем правое понятие наше о Боге и предметах Божественных. Будучи споспешествуема любовию, или, что все равно, исполнением Божественных заповедей, она оправдывает нас чрез Христа, и без нее невозможно угодить Богу.//

 

Х-мм... Тут вопрос в том минимуме правой веры, который необходимо иметь для спасения.
Думаю, что если рассматривать это понятие слишком широко - то окажется, что правую веру имеют и раскольники и даже некоторые еретики, а если слишком узко - то ее не имеют и очень-очень многие чада Православной Церкви.

2. Исповедание предписывает молиться о еретиках и раскольниках об обращении их к православию до смерти. Если бы они могли спастись, какой смысл об этом молиться? Можно было бы экуменично отправить спасаться в любую из церквей.

 

Формально возможных ответов много.
- потому, что вне Церкви спастись сложнее.
- потому, что неизвестно, можно ли спастись вне Церкви (помните свт. Феофана)
- потому, что те, кто вне Церкви - попадут в ад до Всеобщего воскресения и будут страдать (но потом могут спастись)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: