Я здесь затем, чтобы
От группы я жду
Ради группы я
В группе я хочу
Я неуверен(а), что в группе
Мне кажется, что в группе я буду
Я сомневаюсь, что
Занятия в группе покажут мне
Основополагающие (Мотивирующие) потребности
групповой работы (В. Шутц, 1971, К. Фопель, 2013)
Ø потребность в принадлежности
Ø потребность в оказании влияния
Ø потребность в принятии
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | Ø Информирование участников о принципах работы группы
| |
|
| | Принципы – это принятые ведущим и участниками аксиомы, гарантирующие психологическую безопасность и эффективность групповой работы
| |
|
| | Аксиома 1
Каждый несет ответственность за себя и зависит от других участников
| | | Аксиома 2
Близость возможна и в отсутствии откровенности участников
| |
|
| | Аксиома 4
Сначала взаимодействие, потом действие
| |
| | | Аксиома 3
Ведущий поддерживает участников
| |
|
|
| | Ø Основные правила групповой работы
| |
|
| | Правило 1
Каждый участник – член группы
| | | Правило 2
Каждый участник имеет право на свои чувства и мысли
| |
|
|
| | Правило 3
Контакт возникает раньше, чем сотрудничество
| | | Правило 4
Каждый участник старается общаться настолько искренне, насколько возможно
| |
|
|
| Правило 5
Участники стараются вести себя как можно более естественно и непринужденно
| |
| | Правило 6
Все, что услышано и увидено в группе, является конфиденциальной информацией
| |
|
|
| Правило 7
Нельзя говорить об участниках в третьем лице
| | | Правило 8
Участники стремятся быть в настоящем, сосредоточившись на том, что происходит «здесь и теперь»
| |
|
| | | | | | | | | |
| Правило 9
Каждый участник говорит от первого лица
| | | Правило 10
Участники должны избегать обобщений
| |
|
|
| Правило 11
Каждый участник должен стремиться формулировать собственные высказывания как можно более ясно и четко
| | | Правило 12
Во время работы группы запрещены посторонние разговоры
| |
|
|
| | Правило 13
В группе недопустимо физическое и психологическое насилие
| | | Правило 14
Каждый участник в любой момент времени имеет право сказать «нет»
| |
|
| | Правило 15
Каждый участник имеет право высказаться и быть выслушанным
| |
Механизмы реализации целей групповой работы
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|
Восприятие собственных чувств
| | | Тренинговые техники, улучшающие сезитивность участников, усиливающие их телесные ощущения, высвобождающие сильные чувства
| |
| | |
|
|
|
| | | | У членов группы есть право на выражение и интенсивность проявления сильных чувств. Ведущий и группа оказывают поддержку и понимание
| |
| | | |
|
|
| | | Право на откровенность и степень ее проявления. Ведущий и группа оказывают поддержку и понимание
| |
|
| |
| | |
|
|
| | Помогает прояснить отношения с другими, осознавать свои чувства и модели поведения
| |
|
| Когнитивный аспект обучения
| |
| | |
|
|
| | Переживание единения в сплоченном и психологическом теплом принимающем коллективе группы. Переживание принадлежности к группе – залог возможности личностных изменений
| |
|
| Переживание близости с другими
| |
| | |
|
|
|
| | Возможность оказывать помощь другим
| |
| | | Возможность почувствовать свою нужность и значимость, получить иной опыт, развить позитивные представления о себе
| |
| | | |
|
|
|
| | Наблюдение за другими участниками группы
| |
| | | |
|
| | Обнаружение сходства с другими
| |
|
| | | Позволяет участникам уменьшить проявления защитных реакций при решении своих проблем
| |
| | | |
|
|
|
| | Экспериментирование с собой
| | | Возможность апробировать (тестировать) новые формы поведения
| |
| | | |
|
|
|
| | Поддерживающая позиция ведущего
| | | Фундамент доверия и безопасности
| |
| | | |
|
Цели групповой работы
Ø Развитие личности и творческого потенциала
| | | | | | | | | |
| |
Сенсибилизация навыков восприятия
| | | Углубление
ответственности за себя
| | | Разрушение ролевых стереотипов
| |
|
|
|
| | |
| | Осознание собственных мотивов
| |
| | Развитие способности открыто выражать свои чувства
| |
|
|
|
| | Развитие межличностной открытости
| |
| | | Совершенствование навыков контакта и сотрудничества с другими людьми
| |
|
|