Блок гуманитарных дисциплин
Билет 91. Политика как социальное явление: понятие, виды, функции. Содержание и специфика взаимодействия политики и экономики.
Социальное основание политики – объективная потребность общества в саморегуляции, в поддержании сплоченности и единства. Любое общество по своей природе ассиметрично, стратифицировано. Люди не равны с т. зрения занимаемого социального положения, распределения богатств, власти и влияния. Следствие этого – различные, иногда противоположные интересы, ценности, идеологии. Стремясь к реализации своих интересов, группы вступают в отношения соперничества и борьбы. И политика выполняет функцию обеспечения порядка и нормальных условий жизнедеятельности.
Политика – наука управления государством. В самом широком смысле политика это – любой вид социальной деятельности, связанный с самостоятельным руководством людьми.
С т. зрения политической науки Политика – взаимоотношение между личностью, обществом и государством по поводу обретения, удержания и использования власти.
Основные функции политики: определение стратегии развития общества (осознание деятельности), согласование интересов, выработка правил и контроль (производство социальных приказов, их предписаний и контроль), распределение функций, ролей, позиций и благ.
Виды политики: в зависимости от направления – внутренняя, внешняя; в зависимости от сферы – аграрная, экономическая…
Политика влияет на экономику:
1) через определение общенациональных приоритетов (то есть распределение ресурсов в пространстве между внешней и внутренней политикой, во времени - между потреблением и накоплением), что, в свою очередь, зависит от господствующей политической идеологии;
|
2) через политическую жизнь (то есть борьбу между партиями), избирательные процессы, механизм преемственности и смены власти;
3) через роль государства в экономике и его экономическую политику;
4) через отношения между собственностью и властью;
5) через внешнюю политику, обеспечивающую благоприятные условия для национального бизнеса и экономического развития страны.
Экономика влияет на политику посредством экономической системы, тесно связанной с характером политического режима; материально-вещественного фактора, влияющего на ресурсное обеспечение политической деятельности и выступающего в качестве критерия эффективности политических систем и составной части механизма мотивации политического поведения.
Таким образом, между политикой и экономикой существует диалектическая взаимосвязь. Любой политический строй не может содержать оправдания в самом себе, без проверки его эффективности экономикой. Политика в «чистом виде» становится беспредметной и ничем не детерминированной, что лишает её как социальный феномен и понятие какого-либо смысла.
Общее правило: политика и экономика – две одновременно независимые, зависимые и взаимозависимые общественные системы, которые работают друг на друга и взаимно дополняют.
Где есть управление людьми – там политика.
Билет 92. Государство как политический институт. Политический режим и экономическая система. Государство и бизнес.
Социальный институт – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.
|
Процесс институционализации включает ряд моментов:
1. Необходимое условие появления социального института – существующая социальная потребность. Институт призван организовывать совместную деятельность людей с целью удовлетворения определенных потребностей.
2. Формирование общих целей группы
3. Формирование социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия
4. появление процедур, т.е. стандартизированных образцов поведения, которые связаны с нормами и правилами
5. институционализация норм, правил и процедур, т.е. их принятие и практическое применение
6. установление системы санкций для поддержания норм и правил
7. создание системы статусов и ролей, которая охватывает всех членов данного института.
Существует 5 основных социальных потребностей и 5 основных социальных институтов:
§ потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
§ потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
§ потребности в обеспечении жизнедеятельности общества (экономические институты);
§ потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования, включая науку и культуру);
§ потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).
Основные функции социальных институтов: регулятивная (каждый институт вырабатывает систему ценностей, норм и образцов поведения, то есть формируется определенный механизм социального контроля, который обеспечивает порядок и рамки деятельности и связей каждого члена института), интегративная (Включает процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп в рамках одного института), коммуникативная (распространение информации происходит как внутри самого института, так и во взаимоотношениях между институтами), транслирующая (каждый институт обладает механизмом социализации индивидов на основе усвоения его ценностей, норм и образцов поведения).
|
Политические институты составляют политическую систему общества. Их деятельность направлена на установление и поддержание определенной формы политической власти.
Государство это форма организации политической власти, которая обладает суверенитетом и осуществляет управление обществом на основе права с помощью специальных органов.
Признаки государства: суверенность (независимость), всеобщность (действует на всех), принудительность (принуждение к праву)
Формы государства: республика и монархия (по главе государства).
Три критерия определения формы:
- форма правления (взаимоотношение между центральными органами).
Глава государства
Парламент Правительство
- структура государства (форма государственного устройства): унитарные, федерация. От степени независимости субъектов.
- политический режим – методы и способы осуществления власти.
Политический режим и экономическая система.
Основной принцип организации и функционирования гос. власти – принцип разделения властей.
С функциональной стороной политической системы тесно связано понятие политический режим как способ правления и технология властвования. В современном мире точкой отсчета в оценке политических режимов является демократия, в соответствие с которой режимы делятся на демократические и недемократические (тоталитарные и авторитарные).
Тоталитаризм - это прямо противоположный демократии режим, основанный на всеобъемлющем контроле общества со стороны государства. При этом строе имеется единый властный центр, который обязан все планировать и все знать, жесткий централизованный контроль над экономикой. Вводится единственная легальная форма собственности - общественная, по сути государственная. Устанавливается система всестороннего планирования. Такая жесткая система партийно-государственного контроля над экономикой служит двоякой цели. Тоталитарный режим разрушителен по своей природе.
Авторитарный режим - государство перестает претендовать на всеобъемлющий контроль над обществом и личностью. Авторитарная власть обладает высокой способностью обеспечивать общественный порядок, проводить реформы и концентрировать ресурсы на решении важных жизненных проблем.
Примеры успешного применения авторитарной стратегии: Южная Корея, Тайвань, Сингапур. Изобретателем российского авторитаризма считается Иван Грозный.
Демократия. Основные признаки:
· Народный суверенитет
· Свободные выборы
· Сочетание прямых и представительских форм участия граждан в управлении
· Законодательное закрепление основных прав и свобод человека и гражданина
· Рыночная экономика
· Политический плюрализм и многопартийность
· Реализация принципа разделения властей
· Правовое государство и независимость суда.
Место и роль бизнеса в современном обществе обусловлены весьма существенными функциями бизнеса в общественном развитии. Функции:
· экономическая функция ( общество способно существовать и успешно развиваться только при условии хозяйственной деятельности, то есть при деловой активности)
· политическая функция (крупные предприниматели, топ-менеджеры, средний и мелкий бизнес оказывает определяющее влияние на принятие политических решений, без их активного участия и поддержки не обходится ни одна избирательная кампания, формирование органов власти)
· нравственной (этической) функции ( оказывает решающее влияние на формирование реальной нравственной культуры, выступая при этом своеобразным практическим ориентиром-образцом (трендом) для нравственной культуры других сфер общественной жизни)
Таким образом, можно признать, что деловой мир выступает главным связующим звеном, обеспечивающим полноценную интеграцию общества, существование и развитие социального партнерства. Не только политика, но и искусство, образование, наука, спорт в любой стране и в любом обществе не могут полноценно развиваться без поддержки со стороны делового мира.