Стиль урока
1) определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
- соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
- определение объема воспроизводящей деятельности учащихся и творческой;
- планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
- выполнение учителем проблемно- эвристического обучения и учащимися; кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
- учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся
- соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);
2) особенности самоорганизации учителя:
- подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;
- рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
- педагогический такт (случаи, проявления);
- психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).
Организация познавательной деятельности учащихся
1) определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
|
- планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
- использование установок в форме убеждения, внушения;
- планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
- использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению),
2) организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;
- определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно- чувственных представлений, понятий, обобщающих образов "открытий", формулирования выводов);
- опора на психологические закономерности формирования представлений понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображения учащихся;
- планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно- эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
- руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
|
- использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);
3) закрепление результатов работы:
- формирование навыков путем упражнений,
- обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
Организованность учащихся:
1) отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;
2) возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учёт этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной формах работы учащихся на уроке.
Учет возрастных особенностей учащихся:
1) планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
2) проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
3) дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
Схема психологического анализа урока.
позволяющая оценить степень его личностной ориентированности на ученика
Данные рекомендации позволят стимулировать профессиональную рефлексию учителя, будут способствовать психологизации и гуманизации его профессиональных установок, ощущению самочувствия ребенка, его отношения к предмету, уроку, учению, себе самому.
1. Психологическая оценка урока:
- уровень организации урока (доля спонтанности учительского воздействия в настрое детей на урок);
- соотношение мнемически-репродуктивной и самостоятельной, творческой деятельности учащихся, развитие мышления учащихся;
|
- соотношение монологического и диалогического общения между учителем и детьми на уроке;
- темп и уровень сложности урока, их адекватность возрасту и контингенту класса;
- соответствие форм и методов учебной работы возрастным психофизиологическим особенностям учащихся;
- оснащенность урока средствами, оптимизирующими учебную деятельность детей разных психологических типов (аудиальный, визуальный, кинестетический).
2. Психологический анализ деятельности учителя на уроке:
- наличие физической или психической дистанции между учителем и детьми ("над", "рядом", ' вместе');
- преобладающее отношение к классу;
- коммуникабельность, умение устанавливать контакт с классом и с каждым учеником;
- способы активизации работы учащихся (их разнообразие и педагогическая целесообразность);
- соотношение индивидуального и группового общения на уроке;
- способность к делегированию полномочий учащимся;
- умение слушать;
- способность к индивидуализации и дифференциации учебной работы с учащимися;
- стимулирование запоминания или понимания, самостоятельности мышления; работа по формированию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация и др.);
- соотношение принуждения и приглашения в способах организации учебной работы;
- эмоциональная устойчивость, владение собой, преобладание эмоции;
- увлеченность преподаваемым предметом;
- адекватность индивидуальной манеры поведения учителя свойствам его темперамента;
- внешний облик учителя (поза, мимика, пантомима, одежда, прическа, чувство вкуса, стиля).
3. Психологический анализ учебной деятельности учащихся:
- позиция учащихся: активная (субъекты учебной деятельности, действующие по внутреннему побуждению) или пассивная (исполнители целей и задач учителя);
- владение основными компонентами учебной деятельности (постановка цели, ее принятие, выбор средств решения учебных задач, самоанализ, самооценка процесса и результатов учебной деятельности);
- преобладание мотивации учения, проявившейся на данном уроке;
- нацеленность урока: на процесс или на результат учебной работы;
- наличие инициативы у учащихся в процессе учебной работы;
- наличие творческой или исполнительской позиции у детей, тяготение к действиям по алгоритму или эвристическому решению учебных задач, вариативности в решениях;
- наличие вопросов, добавлений, комментариев со стороны детей;
- отношение к ошибкам - своим и товарищей (есть ли страх, напряженность в ситуации ошибки или она вызывает живой интерес и потребность ее анализа); I
- роль учащихся (коммуникативная открытость, индивидуальность, нестандартность речи);
- склонность к кооперации или конкурентности (групповая, парная работа, дискуссии, коллективное решение учебных задач, взаимопомощь, сочувствие в ситуациях неудач, радость в связи с успехом товарищей);
- раскрепощенность или скованность (закрыты, прячутся за ролевые маски);
- отношение учащихся к учителю (уважительное, равнодушное, подчиненное, недоброжелательное);
- преобладающее на уроке самочувствие и настроение класса (напряженность, страх, воодушевленность, энтузиазм, бодрость, жизнерадостность, мажорность, подавление, равнодушие, раздражительность, агрессия).
Комплексный анализ
уровня учебной работы учащихся класса в течение дня
1. Состав класса и уровень умственного развития учащихся.
2. Психологические особенности детей данного возраста.
3. Оптимальность учебного расписания на данный день недели.
4. Учет недостатков работы класса и постановка целей, способствующих их устранению.
5. На каких уроках уровень решения данной цели был наиболее высоким.
6. Как прослеживалась обратная связь со всеми учащимися в учебной деятельности от урока к уроку, причины ее снижения и рекомендации по повышению ее уровня.
7. Как совершенствовались навыки и техника чтения каждого ученика на протяжении
всех уроков.
8. Каков результат усвоения знаний каждым учеником на всех уроках данного дня.
9. Оптимальность и посильность домашнего задания учащихся в целом и по каждому
уроку в отдельности.
10. Какие методы, приемы и средства способствовали более эффективному усвоению
знаний, умений, навыков учащихся и рекомендации по их использованию другими
учителями.
11. Рекомендации по технологии ликвидации отмеченных общих и индивидуальных
недостатков в организации учебной работы учащихся класса.