Немтинова Анастасия Алексеевна




На правах рукописи

Немтинова Анастасия Алексеевна

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ

В ПОДРОСТКОВОМ КЛУБЕ

Общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

Кандидата педагогических наук

Калининград – 2013


Работа выполнена в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»

 

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и образовательных технологий ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» Мычко Елена Иосифовна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой философии, истории и социальных наук, «Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота» ФГБОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет» Силина Светлана Николаевна   кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и социальной работы ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» Торопов Павел Борисович
Ведущая организация: ФГОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет»

Защита диссертации состоится 26 июня 2013 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.084.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора/кандидата педагогических наук при ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» по адресу: 236041, г. Калининград, ул. А. Невского, 14, административный корпус, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта».

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ВАК Министерства образования и науки РФ https://vak.ed.gov.ru и официальном сайте ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» https://www.kantiana.ru «21» мая 2013 г.

 

Автореферат разослан «24» мая 2013 г.

 

Учёный секретарь

диссертационного совета А.О. Бударина

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 


Актуальность исследования. В Стратегии государственной молодежной политики в Российской Фе­дерации на период до 2016 г. отмечается, что, учитывая тенденции соци­ально-экономического и общественно-политического развития России на среднесрочную перспективу, государственная молодежная политика в стране будет реализована по следующим приоритетным направлениям:

— вовлечение молодежи в социальную практику и информирование ее о потенциальных возможностях развития;

— развитие созидательной активности молодежи;

— интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

В связи с выделением указанных направлений значимость педагогических исследований процесса социализации, его отдельных факторов повышается. Актуализируется потребность в разработке механизмов стимулирования и воздействия на подрастающее поколение как формальных, так и неформальных социальных институтов. Социальное воспитание сегодня является одним из приоритетных направлений, его смысл заключается в помощи подросткам в социальном ориентировании, самоопределении, приобретении опыта социального функционирования.

Трудность ситуации заключается в том, что необходимость успешной социализации подростков и придание ей черт нормативности находится в противоречии с реальными социальными условиями и системно-детерминированным характером самой социализации. В ситуации разбалансировки институциональных и внеинституциональных влияний на личность подростка социализация становится неуправляемой, стихийной. Наблюдается также дисбаланс и внутри институтов социализации в ущерб целенаправленным средствам воздействия, что снижает интенсивность усвоения подростками нормативных элементов культуры и научения социально одобряемому поведению. В этих условиях возникает явление социально-педагогического сопровождения человека, испытывающего трудности в процессе социализации.

В отечественной педагогике растет интерес к содержанию и формам социально-педагогического сопровождения. Теоретические подходы к анализу проблем социализации подростков раскрываются в научных трудах Л. С. Выготского, Ю. К. Бабанского, П. Ф. Каптерева, А. С. Макаренко, Е. Н. Медынского, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого. Появилось много ра­бот, развивающих кон­цепцию данного явления, созданную О. С. Газманом, (тру­ды Е. А. Александровой, Т. В. Ано­хиной, В. П. Бедерхановой, Н. Б. Крыло­вой, Н. Н. Михайловой, С. Д. Полякова, С. М. Юсфина). Одновременно раз­виваются направления, рассматриваю­щие социально-педагогическое сопровождение в широком педагогическом контексте (Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич, А. В. Мудрик, И. Д. Фрумин, И. С. Якиманская).

Исследователи продолжа­ют разрабатывать эту проблему в следующих аспектах:

— новый методологический гуманистический подход в образовании, идущий на смену авторитарному воспитанию (В. П. Бедерханова, Н. Б. Кры­лова, Н. Н. Михайлова, С. Д. Поляков);

— принцип педагогической деятельности (Е. А. Александрова, В. П. Бе­дерханова, С. М. Юсфин);

— методика оказания поддержки в образовательном процессе (Т. В. Анохина, Ф. И. Кевля, Н. Н. Михайлова, Т. В. Фролова);

— исследование особенностей функционирования, развития различных воспитательных систем и их влияние на формирование личности подростка (М. В. Артюхов, В. П. Беспалько, В. А. Дмитриенко, В. И. Жолдак, И. П. Иванов, В. А. Кальней, В. А. Караковский, А. Д. Копытов, Н. Э. Касаткина, Ю. А. Конаржевский, Ю. С. Константинов, А. И. Лучанкин, Б. Т. Лихачев, Л. И. Новикова, Г. К. Селевко, А. А. Сняцкий, М. П. Пальянов, М. М. Поташник, Л. М. Фридман, В. Д. Чепик, Г. П. Щедровицкий, Е. А. Ямбург).

Социально-педагогическое сопровождение отражает не только идеи гуманной педагогики и личностно ориентированно­го образования, но и стимулирует инновационные процессы в учреждениях дополнительного образования.

В педагогических исследованиях, тем не менее, не получили необходимого научного обоснования вопросы развития учебно-воспитательной системы по месту жительства подростков в условиях подростковых клубов. Такие подростковые клубы могут стать важным фактором активизации воспитания и социализации подростков, социально-педагогической моделью учебно-воспитательной деятельности, направленной на подростка.

Анализ научных публикаций по исследуемой проблеме и изучение педагогической практики позволили выявить следующие противоречия:

— между декларируемыми постулатами государственной молодежной политики по повышению качества образования и воспитания подростков — и отсутствием целостной системы социально-педагогического сопровождения, его организации и методического обеспечения;

— между потребностью общества в активизации процессов социализации и воспитания подростков и недостаточной научной обоснованностью вопросов развития учебно-воспитательной системы по месту жительства детей в условиях подростковых клубов;

— между стремлением детей к самореализации и недостаточной готовностью специалистов подростковых клубов к осуществлению сопровождения.

Существующие противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия социально-педагогического сопровождения детей в условиях подросткового клуба?

Цель исследования — выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические усло­вия, при которых социально-педагоги­чес­кое сопровождение в условиях подросткового клуба будет результативным.

Объект исследования — социально-педагогическое сопровождение детей.

Предмет — педагогические условия, обеспечивающие результативность социально-педагогического сопровождения детей в условиях подросткового клуба.

Гипотеза исследования включает в себя несколько описательных (резюмирующих), прогностических и объяснительных предположений:

1. Социально-педагогическое сопровождение детей в условиях подросткового клуба представляет собой систему средств, обеспечивающих помощь обучающимся в самостоя­тельном индивидуальном выборе, нравственном, граждан­ском, профессиональном, экзистенциальном самоопределе­нии, а также помощь в преодолении препятствий (труднос­тей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности.

2. Подростковый клуб понимается как внешкольное учреждение молодежной сферы, созданное в целях духовного и физического развития детей, подростков и юношества, удовлетворения их творческих и иных потребностей, содействия их инновационной общественно полезной деятельности и реализации задач государственной и муниципальной молодежной политики.

Специфические черты подросткового клуба проявляются в:

— социальной направленности деятельности воспитанников подростковых клубов;

— реализации групповых и индивидуальных форм работы, основанных на принципах самостоятельности и инициативности подростков (деловые и ролевые игры, проектная деятельность, клубные вечера, школы общения, праздники, социально-психолого-педагогические тренинги и другие);

— отсутствии строгой регламентации процесса воспитания детей;

— организации взаимодействия специалистов и воспитанников клуба на основе личного добровольного выбора подростков, что определяет характер и содержание деятельности в клубе;

— функционировании подростковых клубов в сфере свободного времени детей, что способствует раскрепощению, открытости, готовности подростков к контакту со сверстниками и взрослыми.

3. Социально-педагогическое сопровождение детей в условиях подросткового клуба будет результативным, если:

— определены сущность и содержание социально-педагогического сопровождения детей в подростковом клубе;

— разработана и обоснована модель социально-педагогического сопровождения детей в условиях подросткового клуба;

— внедрена программа, изоморфная разработанной модели,

4. Так как в указанных условиях отражается целостный процесс социализации ребенка: цели, задачи, сущность этого процесса.

Задачи исследования:

1. Обобщить теоретические положения о социально-педагогическом сопровождении как педагогическом явлении.

2. Дать сущностностную характеристику подросткового клуба.

3. Разработать модель социально-педагогического сопровождения детей в условиях подросткового клуба.

4. Разработать педагогические условия социально-педагогического сопровождения детей в условиях подросткового клуба и в ходе экспериментальной работы определить их результативность.

Методологическую основу исследования составилиследующие под­ходы: на философском уровне — системный (А. Н. Аверьянов, В. Г. Афа­насьев, И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин), на общенаучном — информационный (Р. Ф. Абдеев, В. Г. Афанасьев, В. Б. Гуфман, А. П. Суханов, В. И. Журавлев, А. И. Субетто, Л. И. Фишман, В. А. Якунин), деятельностный (О. С. Анисимов, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, М. С. Каган, С. Л. Рубинштейн, Э. Г. Юдин), на конкретно-научном — личностно ориентированный (М. А. Акопова, Е. В. Бондаревская, М. А. Вакулина, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, Е. Н. Степанов, И. С. Якиманская), гуманистический (Ш. А. Амонашвили, В. П. Бедерханова, К. Н. Вентцель, О. С. Газман, А. А. Галицких, А. С. Макаренко, С. Д. Поляков, В. А. Сухомлинский, М. П. Щетинин).

Теоретической базой исследованияявляются разработки по проблемам:

— педагогической поддержки и сопровождения в образовании (Е. А. Александрова, Т. В. Анохина, Ю. А. Афонькина, В. П. Бедерханова, Г. В. Безюлева, О. С. Газман, М. Ю. Григорьева, Ю. Н. Егорова, М. В. Калтаева, Н. Б. Крылова, Л. В. Кокуева, С. С. Костенко, В. А. Кручинин, И. М. Кунгурова, В. М. Лизинский, Н. Н. Михайлова, А. В. Мудрик, М. В. Николаева, А. Н. Ру­денко, С. Н. Чистякова, И. И. Усанова, О. В. Филатова, Б. Е. Фишман, С. М. Юсфин, М. В. Ясюкевич);

— культурно-воспитательной деятельности (А. Т. Бойцова, Л. Г. Гребенщикова, Н. В. Добренцова, И. Н. Ерошенков, З. А. Каргина, Н. Ю. Конасова, И. В. Косарева, В. С. Кошкина, Е. Г. Курцева, С. Н. Федорова, С. Т. Шацкий);

— преемственности в образовании (Г. В. Акопов, Н. Г. Андрющенко, С. Я. Батышев, В. С. Безрукова, О. Л. Гончарова, К. Р. Исаева, О. А. Колод­ницкая, В. М. Коспанова, Ю. А. Кустов, А. Г. Мороз, А. К. Орешкина, В. С., Пьянин, С. М. Редлих, Л. А. Полякова).

Для решения данных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

теоретические: анализ, синтез, обобщение, конкретизация в процессе изучения философских, педагогических, дидактических и методических источников по заявленной проблеме, нормативно-законодательных документов РФ об образовании; метод моделирования, понятийно-терминологический метод;

эмпирические: тестирование, анкетирование, индивидуальная и групповая беседа, педагогический эксперимент, статистические методы обработки при качественном и количественном анализе полученных промежуточных результатов эмпирического исследования.

Экспериментальная база и этапы исследования. Исследование про­водилось на базе учреждений: подростковый клуб «Центр РОСТ» муниципального автономного учреждения города Калининграда «Объединение подростковых клубов «Московское» и подростковый клуб «Факел» муниципального автономного учреждения города Калининграда «Объединение подростковых клубов «Центральное». Общее количество участников эксперимента составило 117 человек.

Исследование выполнялось в три этапа с 2009 по 2012 год.

Первый этап (2009—2010) — информационный. Он включал разработку идеи исследования, анализ изученности проблемы, изучение научных источников по теме. В результате была обоснована актуальность исследования; сформулированы его проблема, гипотеза и задачи; разрабо­таны план и структура дальнейшего научного поиска.

Второй этап (2010—2011) — экспериментальный. В ходе данного этапа проводилась экспериментальная проверка теоретических положений: раз­работка методики эксперимента; проверка основных теоретических поло­жений по осуществлению социально-педагогического сопровождения; внедре­ние модели и программы социально-педагогического сопровождения подростков в практику.

Третий этап (2011—2012) — обобщающий. Данный этап был посвящен анализу, обработке и интерпретации результатов констатирующего, фор­мирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента, оформ­лению диссертационного исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась методоло­гической обоснованностью исходных позиций, связанных с применением комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам иссле­дования, соблюдением требований к проведению педагогического экспе­римента, сочетанием качественного и количественного анализов, репре­зентативностью выборки участников исследования, практическим под­тверждением основных теоретических положений.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— раскрыто содержание понятия «социально-педагогическое сопровождение детей в условиях подросткового клуба», обозначающее систему средств, которые обеспечивают помощь обучающимся в самостоя­тельном индивидуальном выборе, нравственном, граждан­ском, профессиональном, экзистенциальном самоопределе­нии, а также помощь в преодолении препятствий (труднос­тей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности;

— уточнено понятие «подростковый клуб», рассматривающееся как внешкольное учреждение молодежной сферы, созданное в целях духовного и физического развития детей, подростков и юношества, удовлетворения их творческих и иных потребностей, содействия их инновационной общественно полезной деятельности и реализации задач государственной и муниципальной молодежной политики.

— обоснованы педагогические усло­вия, при которых социально-педагогическое сопровождение будет результативным в условиях подросткового клуба;

— разработана модель социально-педагогического сопровождения детей в условиях подросткового клуба.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении сущности и содержания поня­тия «социально-педагогическое сопровождение детей в условиях подросткового клуба»; уточнении понятия «подростковый клуб» и выявлении специфических черт подросткового клуба как учреждения культурно-досуговой сферы; выявлении комплекса педагогических условий, соблюдение которых обеспечивает результативность социально-педагогического сопровождения в условиях подросткового клуба; в разработке модели социально-педагогического сопровождения, основанной на личностно ориентированном и гуманистическом подходах и отражающей особенности работы, проводимой в подростковых клубах; в опреде­лении диагностических показателей динамики социально-педагогического сопровождения детей в условиях подросткового клуба.

Практическая значимость исследования заключается в разработке программы, изоморфной модели, обеспечивающей социально-педагоги­чес­кое сопровождение детей в условиях подросткового клуба. Содержащиеся в исследовании положения и рекомендации могут быть ис­пользованы в работе подростковых клубов и других учреждений дополнительного образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Социально-педагогическое сопровождение — это система средств, обеспечивающих помощь обучающимся в самостоя­тельном индивидуальном выборе, нравственном, граждан­ском, профессиональном, экзистенциальном самоопределе­нии, а также помощь в преодолении препятствий (труднос­тей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности.

2. Подростковый клуб понимается как внешкольное учреждение молодежной сферы, созданное в целях духовного и физического развития детей, подростков и юношества, удовлетворения их творческих и иных потребностей, содействия их инновационной общественно полезной деятельности и реализации задач государственной и муниципальной молодежной политики.

Специфические черты подросткового клуба проявляются в:

— социальной направленности деятельности воспитанников подростковых клубов;

— реализации особых групповых и индивидуальных форм работы, основанных на принципах демократизма, самостоятельности и инициативности подростков (деловые и ролевые игры, проектная деятельность, клубные вечера, школы общения, праздники, социально-психолого-педагогические тренинги и другие);

— отсутствии строгой регламентации процесса воспитания детей;

— организации взаимодействия специалистов и воспитанников клуба на основе личного добровольного выбора подростков, что определяет характер и содержание деятельности в клубе;

— функционировании подростковых клубов в сфере свободного времени детей, что способствует раскрепощению, открытости, готовности подростков к контакту со сверстниками и взрослыми.

3. Основными педагогическими условиями социально- педагогического сопровождения детей в подростковом клубе являются:

— определение сущности и содержания социально-педагогического сопровождения детей в подростковом клубе;

— разработка и обоснование модели социально-педагогического сопровождения детей в условиях подросткового клуба;

— внедрение программы, изоморфной разработанной модели и обеспечивающей реализацию социально-педагогического сопровождения детей в условиях подросткового клуба.

Совокупностью указанных условий обеспечивается целостность социализации: цели, задачи, принципы, направления и этапы этого процесса.

4. Модель социально-педагогического сопровождения детей в подростковом клубе основана на личностно ориентированном и гуманистическом подходах и включает в себя цели, задачи, направления (консультирующее, координирующее, организующее), этапы (диагностический, поисковый, договорной, деятельностный, рефлексивный), оценку результативности.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе опытной экспериментальной работы в подростковых клубах «Центр Рост» и «Факел». Содержание исследования отражено в 8 научных публикациях, из них 3 в изданиях, рекомендованных ВАК. Автор принял участие в ряде конференций: XXVII научно-методическая конференция «Актуальные проблемы совершенствования системы качества образования» (ФГКОУ ВПО «Калининградский пограничный институт ФСБ России», Калининград, 2012 г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве» (ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия», Самара, 2012 г.), научно-практическая конференция студентов, магистрантов и аспирантов «Ценности современного образования» (ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», Калининград, 2013 г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, за­ключения, списка литературы (214 наименований), приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность исследования, представлены объект, предмет, цели и задачи, сформулирована гипотеза; излагаются теоретико-методологические основы исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов, их обоснованность и достоверность, а также положения, выносимые на защиту; сообщаются сведения об апробации и внедрении результатов исследования в педагогическую практику.

В первой главе «Социально-педагогическое сопровождение как педагогическая проблема» рассматриваются основные теоретические подходы к проблеме социально-педагогического сопровождения в педагогической науке; исследована сущность феномена социально-педагогического сопровождения детей в подростковых клубах; выявлены особенности подростковых клубов как особой социальной среды; описана система работы по организации социально-педагогического сопровождения подростков. По результатам теоретического анализа дается авторская интерпретация понятия «социально-педагогическое сопровождение детей в условиях подросткового клуба».

Автором представлена сущность, содержание и ретроспектива понятия «социально-педагогическое сопровождение», принятого в зарубежных и отечественных педагогических школах и направлениях. Дан анализ рассматриваемого понятия как на теоретическом, так и экспериментальном уровнях в трудах Я. Коменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Л. Н. Толс­то­го, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, С. Л. Со­ло­вей­чика, О. С. Газмана; Е. А. Александровой, Ш. А. Амонашвили, В. П. Бе­дер­хановой, Н. В. Касициной, Н. Н. Михайловой, С. Д. Полякова, С. М. Юс­фина и других в работах ученых рассматриваются формы, виды, этапы, принципы социально-педагогического сопровождения. Главным в контексте разработок отмечено, что социально-педагогическое сопровождение является условием успешной социализации, самореализации, адаптации и преодоления трудностей в обучении и развитии.

Исследователи данной проблемы определяют социально-педагоги­чес­кое сопровождение как процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности ребенка в проблемной ситуации при минимальном, по сравнению с поддержкой, участии педагога (Н. Б. Крылова, Н. В. Касицина, Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин и другие). Все исследователи рассматривают сопровождение в рамках гуманистического и личностно ориентированного подходов.

Сопровождение рассматривается как особая, иннова­ционная, сфера педагогической деятельности, направленная на самостановление и самоопределение ребенка (О. С. Газман).

В системе сопровождения в рамках гуманистического подхода к образованию выделяются три ведущих направления реальной педагогической деятельности:

— обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для развития «самости», для саморазвития (через механизмы самопознания, рефлексии, самоанализа, целеполагания, физической и психической защиты, деятельностей самоосуществления);

— создание благоприятных внешних условий (среды обитания) для психического и биологического развития;

— организация «очеловеченной» микросоциальной среды (общение, гуманистические отношения, творческая деятельность, психологический климат и другие) как продукта активности детей и взрослых.

Проблема образования личности выступает в данном случае как проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс — как субъект-субъектные отношения, сотрудничество, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом (О. С. Газман, Е. А. Александрова, Т. В. Анохина, В. П. Бедерханова, Н. Б. Крылова, Н. Н. Михайлова и другие).

Рядом авторов социально-педагогическое сопровождение понимается как системная комплексная технология социально-педагогической помощи личности, необходимая составляющая образовательной системы, позволяющая создавать условия для полноценного развития детей (М. Р. Битянова, Е. И. Казакова, B. C. Мухина, Ю. В. Слюсарев, Л. М. Шипицина, И. С. Якиманская и другие). Одним из основных положений концепции сопровождения как образовательной технологии является приоритет опоры на индивидуально-личностный потенциал субъекта, приоритет ответственности за совершаемый выбор.

Непродолжительный срок существования в системе образования модели сопроводительной деятельности психолога и ее широкое распространение в различных образовательных учреждениях показывают интенсивность изучения специфики проблемы. Многие авторы признают обусловленность такой специфики различиями в образовательных задачах, возможностях и ориентирах, других характеристиках конкретных образовательных сред: детские сады (И. В. Ромазан, Т. С. Чередникова, Т. И. Чиркова и др.), школы (Э. М. Александровская, М. Р. Битянова, Е. И. Казакова, Е. А. Козырева и др.), средние и высшие профессиональные учебные заведения (Ж. О. Андреева, В. К. Багирбеков, P. O. Агавелян и другие).

Одной из наиболее подходящих площадок для реализации социально-педагогического сопровождения подростков является подростковый клуб, где сопровождение выступает как комплексная технология поддержки и помощи подростку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

В диссертации уточнено понятие «подростковый клуб», который понимается как внешкольное учреждение молодежной сферы, созданное в целях духовного и физического развития детей, подростков и юношества, удовлетворения их творческих и иных потребностей, содействия их инновационной общественно полезной деятельности и реализации задач государственной и муниципальной молодежной политики. Определены специфические черты подросткового клуба, которые проявляются в социальной направленности деятельности воспитанников подростковых клубов; реализации групповых и индивидуальных форм работы, основанных на принципах самостоятельности и инициативности подростков; отсутствии строгой регламентации процесса воспитания детей; организации взаимодействия специалистов и воспитанников клуба на основе личного добровольного выбора подростков; функционировании подростковых клубов в сфере свободного времени детей, что способствует раскрепощению, открытости, готовности подростков к контакту со сверстниками и взрослыми.

Социально-педагогическое сопровождение в подростковых клубах обладает рядом характеристик, которые обусловлены возрастными особенностями воспитанников. Подростковый возраст характеризуется психологическими чертами, которые отражаются на поведении и образе жизни ребенка: острое чувство взрослости, стремление к самоутверждению, повышенная возбудимость, болезненное самолюбие. В этот период идет активное формирование новых элементов самосознания, убеждений, изменение форм взаимоотношений с родителями, сверстниками и другими людьми, становление новых моральных принципов, представлений. Эти характерные черты определяют содержание, направления и результативность деятельности подростковых клубов. Современная наука изучает подростков как социальную общность. Здесь важно знать особенности их воспитания, социализации, референтной группы, специфику образа жизни, формирование жизненных целей, ценностных ориентаций, наличие комплекса социальных ролей. Эти знания необходимы родителям, педагогам, психологам, сотрудникам подростковых клубов для того, чтобы достичь желаемого результата во взаимодействии с подростками.

В социально-педагогическом аспекте деятельность по интересам в рамках подростковых клубов представляет собой эмоционально насыщенную деятельность на добровольной основе. Ее главная цель — развитие и саморазвитие личности подростка.

Процесс социализации и развития подростков в подростковых клубах происходит не в жестких рамках учебного плана, а в процессе складывающихся досуговых ситуаций, что приводит к более высокой внутренней дисциплинированности, самоорганизации, самоконтролю подростков. Кроме того, самостоятельный выбор вида досуга, эмоциональное отношение к выбранной деятельности, гибкие границы между познавательными, творческими и досуговыми элементами заметно ускоряют и облегчают адаптацию подростка к различным видам клубной деятельности.

В условиях клубного учреждения осуществляется процесс самовоспитания, самосовершен­ствования личности. Воспитание выступает как процесс вза­имодействия педагога с детьми и подростками на основе социально значимой самодеятельности и духовного общения. Клубная деятельность — это своеобразный системный педагогический процесс.

Процесс сопровождения детей в подростковых клубах отличается от сопровождения в других образовательных учреждениях. Это связано с тем, что досуговые формы занятий современного общества в силу дифференциации интересов и запросов подростков уже не вписываются в прежние рамки традиционных форм. Социальная открытость подростковых клубов заключается в создании условий для свободного общения, мастерства самодеятельности. Соответствующие условия в таких клубах не только способствуют саморазвитию и самовоспитанию подростка, но и предоставляют возможности для развития его потребностей к созидающей, творческой, досуговой деятельности.

Несмотря на различия в структуре и подходах, подростковые клубы разной направленности объединены общей особенностью — своей интегративностью в воспитании подростков. Кроме того, подростковые клубы являются посредниками между социумом и внутренним миром личности подростка, они способствуют социализации их досуга через укрепление и обогащение связей и отношений подростка с семьей и социумом. Именно в этом и состоит одна из важнейших функций подростковых клубов самой разной направленности.

Организация сопровождения в подростковых клубах имеет ряд особенностей:

— учитываются возрастные психо­логические особенности детей;

— работа в клубе строится на основе добровольного свободного выбора подростка, программа занятий определяется воспитательными задачами, запросом родителей и детей;

— приоритетом является развитие личностного потенциала детей, их субъектной позиции;

— в деятельности клубов используется большее разнообразие форм работы с подростками;

— подростковые клубы действуют в сфере свободного времени ребенка, когда он максимально раскован и расположен к установлению контакта, что во многом определяет характер воспитательного процесса.

Деятельность в рамках сопровождения подростков в подростковом клубе на­правлена на обеспечение двух согласованных процессов: индивидуальное сопровождение подростков и системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного подростка, а для системы в целом.

В каждом клубе реализуется самостоятельный способ организации своей деятельности, однако можно выделить общие элементы:

1. Диагностика всех подростков — участников клуба на переходном этапе развития или в проблемных ситуациях для выделения потен­циальной «группы риска».

2. Подготовка адресных программ сопровождения проблемных подростков.

3. Разработка и реализация программ предупреждения развития проблемных ситуаций.

Социально-педагогическое сопровождение развития подростка в клубе пред­полагается как целостная, открытая система диагностических, развивающих, коррекционных средств, направленных на оказание помощи в разрешении затруднений подростка, развитие его личности, формирование субъектности.

С помощью различных форм деятельности в клубе подростки получают необходимый опыт социально-культурной деятельности, преодолевают внутренние конфликты, компенсируют дефицит взаимного доверия в семьях и в обществе, получают возможности для осуществления творческих замыслов.

Социально-педагогическое сопровождение является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с подростками, а выступает как комплексная поддержка и помощь подростку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Это предполагает, что специалист по социально-педагогическому сопровождению владеет способностью к системному анализу ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение.

В диссертации дается авторское определение социально-педагоги­чес­кого сопровождения детей в подростковом клубе: это система, обеспечивающая помощь обучающимся в самостоятельном индивидуальном выборе — нравственном, гражданском, профессиональном, экзистенциальном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности.

Во второй главе «Эмпирическое исследование результативности педагогических условий, обеспечивающих социально-педагогическое сопровождение детей в подростковом клубе» представлены организация, методы и этапы экспериментального исследования.

Исследование проводилось на базе учреждений: подростковый клуб «Центр РОСТ» муниципального автономного учреждения города Калининграда «Объединение подростковых клубов «Московское» и под­рост­ко­вый клуб «Факел» муниципального автономного учреждения города Калининграда «Объединение подростковых клубов «Центральное». Исследование выполнялось в 3 этапа с 2009 по 2012 год. Общее количество участников эксперимента составило 117 человек.

В диссертации изучены педагогические основания социально-педа­го­ги­чес­кого сопровождения детей в условиях подросткового клуба, указывающие на методологическую рассогласованность деятельности специалистов разного профиля и необходимость создания единой модели социально-педагогического сопровождения.

Разработанная в диссертации модель социально-педагогического сопровождения детей в условиях подросткового клуба основывается на личностно ориентированном и гуманистическом подходах, отражает интерпретацию работы, проводимой в подростковом клубе, ее содержание, направления и оценку результативности.

В рамках этой модели:

— определены цели, задачи, содержание, этапы сопровождения детей, формы регистрации результатов сопро­вождения;

— разработаны методический и дидактический материал для оказания помощи педагогам, осуществляющим сопровождение подростков;

— составлен диагностический инстр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: