Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством. Глубокое внутреннее противоречие возникает, так сказать, в самом сердце «зеленых» проектов: они создаются в промышленных условиях, но должны быть полезны не только человеку, но и природе, притом на протяжении всего жизненного цикла. Эстетические последствия создания «дизайна с экологической составляющей» тоже весьма противоречивы, ведь промышленно произведенная определенным тиражом форма может быть не только техногенной, но и обезличенной, а включение в нее неких «экологичных» элементов вовсе не гарантирует возникновения гармонии, как внутри формы, так и в ее взаимодействии с человеком.
Во-вторых, широкая распространенность термина «экодизайн» привела к его определенной девальвации. В последние годы все чаще говорится об устойчивом дизайне, имеющем более четкие смысловые границы, предполагающего тему соответствия стандартам и т.п. Его введение в данный текст требует упоминания о состоянии теории, где сегодня можно отметить наличие «блуждающих» определений, когда одни и те же характеристики приписываются то устойчивому, то экологическому, то зеленому дизайну (не говоря о более частных видах, типа биодизайна, greenдизайна, «органического дизайна» и т.п.).
Так, Википедия определяет экодизайн как «направление в дизайне, уделяющее ключевое внимание защите окружающей среды на всем протяжении жизненного цикла изделия. В расчет берутся, в комплексе, все стороны создания, использования и утилизации изделия».
При этом статьи об устойчивом дизайне в русскоязычной версии этого, становящегося все более авторитетным и цитирумым, источника пока нет, дословно с английского: устойчивый дизайн – это философия создания отдельных объектов или же комплексное построение среды, основанное на принципах экономической, социальной и экологической устойчивости»
Экологический дизайн (Ecological Design) в англоязычной Википедии определяется как «любая форма дизайна, которая минимизирует разрушительные воздействия на окружающую среду, интегрируясь с жизненными процессами». «Экодизайн – это интегративная, экологически ответственная дисциплина в дизайне. Она помогает объединить разрозненные усилия в зеленой архитектуре, устойчивом сельском хозяйстве (agriculture), эко-инжиниринге и других сферах
Определения разнятся, но их дальнейшая расшифровка производится с помощью одних и тех же слов: эффективное использование энергии, следование стандартам, использование нетоксичных материалов, учет карбонного следа и т.п.
|
Во всех версиях, не принимающих во внимание проектирование дизайнером формы изделия (в свою очередь, позволяющей рассуждать об эстетике), авторы сосредотачиваются на вхождение продукта в среду, его нахождение в среде, не упоминая специфических черт и функций дизайн-продукта. Это размывает границы представлений о дизайне, его специфических проектных установках, становящихся не отличимыми от других видов проектной деятельности. Несмотря на путаницу, в приведенных определениях есть позитивный момент.
По времени появления в русском контексте. Термин «экодизайн» встречается уже в 1980-е гг. (И. Привалова, О. Вайнштейн, Н. П. Гарин и др.). В это время происходит становление экологического сознания, уже существует бионика как подход к проектированию объектов, но содержание собственно понятия «экология» еще достаточно размыто. Поэтому имплицитно авторы включают в содержание понятия «экодизайн» использование природных материалов, в т.ч. не очищающихся химическими реактивами; следование формам ранних культур, живших в единстве с природой; создание биоморфных объектов с помощью современных технологий; постулирование тезиса о ненанесении вреда природе либо человеку и т.п. Прежде основную роль в оценке продуктов дизайнерской деятельности играла «хорошая форма», концептуальная разработка которой не включала в себя проблемы безвредности, большей функциональности изделий, безотходных технологий производства, равно как и проблемы избыточного числа форм и товаров, дублирующих друг друга.
|
Экологические вопросы расширили поле дизайна, не довольствующегося отныне только проективным этапом деятельности. Биоморфные проекты разрабатывали многие дизайнеры XX века – Гаэтано Пеше, Арне Якобсен, Луиджи Колани, Марк Ньюсом, др. (рисунок 1), – в том числе с вполне коммерческими, а не экологическими целями.
Термин «зеленый дизайн» чаще всего используется в 2000-е гг. и имеет довольно неопределенные смысловые очертания, от буквального включения зеленого и природного (цвета, материала, среды) до корреляции с идеями green маркетинга, ответственного потребления и т.п.
Термин «зеленый дизайн», если судить по иллюстрациям в Интернете, чаще всего предполагает либо присутствие зеленого цвета в решении, либо наличие элементов ландшафтного дизайна. При этом природная составляющая проекта может быть настолько велика (дом, увитый плющом), что говорить об эстетике как следовании замыслу человека и следствии рукотворности не представляется возможным. Подразумевается, что природные компоненты гармоничны, красивы и полезны для человека. Термин «устойчивый дизайн» связан с идеями ресурсо - и энергосбережения, при этом формообразование никак не поясняется. Потребность в устойчивом дизайне может обеспечиваться абсолют но техническими, рациональными формами (например, техническое обеспечение «умного» дома), почти не отличающимися по своей эстетике от функционалистских решений XX века. По идеологическому наполнению, с учетом существующих определений.
|
Экодизайн – отсылка на ненанесение вреда человеку (чаще, чем природе). Например, проходящая раз в два года в Санкт-Петербургском политехническом университете конференция по экодизайну в 2011 г. формулировала свои цели как: привлечение внимания к ключевым проблемам охраны окружающей среды и экологической безопасности региона; демонстрация возможностей дизайна в формировании экологического сознания и экологической культуры; обсуждение гуманитарных проблем дизайна.
При таком подходе дизайн превращается, скорее, в инструмент медиа по донесению «зеленых» идей, чем в носителя собственных экологических характеристик. Другой вариант – обоснование оценки изделий, выполненных вручную, как более экологичных, – созвучен идеям У. Морриса, стоявшего у истоков дизайна и считавшего необходимым отказ от промышленного способа изготовления, возвращение к средневековым ремесленным технологиям производства вещей.
«Зеленый» дизайн – акцент на «сделанность» из природного вещества или материала в русскоязычных текстах; связь с идеями консьюмеризма, осознанного потребления (responsible consumption) и green-маркетинга в англоязычных источниках. Контекстом для этого термина чаще служат маркетинговые и PR-материалы, благодаря чему «зеленый» дизайн превращается в инструмент продвижения продуктов с коммерческими целями.
Устойчивый дизайн – акцент на ненанесение ущерба окружающей среде, «работающий» на экономическую, социальную и собственно экологическую устойчивости.
Природные формы зеленого дизайна органичны, эффективны и привлекательны. Работы экологического дизайна обращают человека к экологической чувствительности, экономичности и этике. Иногда они даже могут показаться копированием природы. Здания такого рода выглядят, словно часть природы. Замыслом дизайнеров является «интерпретация», улучшающая понимание взаимодействия
между зданием и природой, окружающей средой и его пользователем. Например, после расчета
климата и географии, архитектор должен «примерить» здание к земле, принимая в расчет
пожелания и вкусы клиента.
Подобный подход понижает экологический след на здании и не нарушает целостности дизайна.
Такие здания получают большую энергетику и ресурсную эффективность путем установки систем
высоких технологий, материалов или других продуктов, не нарушающих обращение к реальному
миру или опыту пользователя. Конечным подходом является «эмуляция», основанная на понимании и моделировании натуральных природных процессов. Дизайн этого уровня дает максимальную эффективность ресурсов и улучшает функциональность зданий. Следует также отметить экономичность, как особое функциональное значение экологического дизайна.
Будь то портативные солнечные батареи для походов, фонари, в которых не используются
лампочки или батарейки, здания или целые бизнес-парки — продукты экологически обоснованного
дизайна более экономичны в использовании, чем аналогичные продукты, созданные без учета
экологического фактора. Портативные солнечные батареи производят бесплатное электричество,
фонари ничего не стоят в обслуживании; а «зеленые» здания, как правило, используют меньше
электричества, отопления и других коммуникаций, циркулируют более чистый воздух (благодаря
экологически чистым строительным материалам и более совершенным вентиляционным
системам), что делает подобные здания более дешевыми в обслуживании, а работников или
жильцов — более здоровыми.
Основная цель зеленого дизайна — создание участков, товаров и услуг с минимальным
использованием невозобновляющихся ресурсов, и создание экологически целесообразной среды
обитания человека. Зеленый дизайн часто рассматривается, как необходимый инструмент для
достижения устойчивости окружающей среды. Экологический (или зеленый) дизайн — это
искусство дизайна объектов, не нарушая при этом равновесия в окружающей среде, экономике и
обществе. При разумном использовании экологический дизайн может оказывать воздействие на
систему «человек-природа», создавая более эффективные и гармоничные связи.