Темы для самостоятельного изучения




Тема № 1

ТВОРЧЕСТВО ДЖАЛАЛАДДИН РУМИ (1207-1292)

Некоторые факты биографии поэта. ˝Мауляна˝ – второе имя поэта, т.е. ˝наш учитель˝. Отражение в газелях Руми идей пантеистического суфизма. Объявление человеческого сердца – жилищем бога.

Восьмитомный ˝Диван˝ Руми – ˝персидский Коран˝ суфиев-мистиков, самое значительное произведение поэта. Выражение в газелях Руми идей мистического пантеизма. Особенности поэтики лирических произведений Руми.

Шеститомная философско-дидактическая поэма ˝Масневи˝ – энциклопедия суфизма, раскрывающая тайный смысл Корана. Мистическое и общечеловеческое в поэме Руми. Своеобразие художественной формы произведения. Многообразие тематики притч, рассказов-новелл в ˝Масневи˝.

Влияние Руми на мировую поэзию и философию.

Тема № 2

ФИЛОСОФСКО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТВОРЧЕСТВА СААДИ

Краткая биография Саади Ширази (1203-1292). Саади – мастер чистой газели. Художественное своеобразие газелей Саади. Мистические мотивы. Тема любви (˝О,караванщик, сдержи верблюдов..˝, ˝Когда б на площади Шираза˝). Газель ˝О, караванщик, сдержи верблюдов˝ - самое выдающееся лирическое произведение Саади. Психологизм в изображении любовных переживаний. Музыкальность газелей Саади.

Касыды и ˝макаронические стихи˝. Поэмы ˝Бустан˝ (˝Плодовый сад˝) и ˝Гулистан˝ (˝Розовый сад˝). История их создания.

˝Бустан˝ (1256-1257 гг.) - бессюжетная дидактическая поэма. Композиция поэмы. Идейно-тематическое многообразие притч и рассказов в ˝Бустане˝. Особенности раскрытия темы благочестия и воспитания в поэме (глава ˝О смирении˝, ˝О воспитании˝, ˝О благодарности за благополучие˝). Суфийские образы и символы в ˝Бустане˝.

˝Гулистан˝ (1258 г.) - бессюжетная дидактическая поэма, написанная в прозе и стихах (садж). Особенности композиции и поэтики. Историко-географические подробности и сведения о жизни самого автора, включенные в поэму. Мудрые наставления и советы Саади. Взгляды Саади на человека и его жизнь.

Распространение поэм Саади в литературах арабо-мусульманского Востока: татарской, узбекской, турецкой. ˝Гулистан - бит тюрки˝ Саифа Сараи и поэма Саади ˝Гулистан˝. Поэзия Саади в русской и западной литературах.

Тема № 3

ХАФИЗ – ВЫДАЮЩЕЙСЯ ЛИРИК КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ ВОСТОКА

Краткие сведения о биографии поэта. Хафиз Ширази (1320-1390) – замечательный мастер газели. Многотемность и алогичность газелей Хафиза. Утверждение в газелях достоинства человека, красоты его чувств.

Мотивы и образы газелей Хафиза. Раскрытие и взаимодействие в газелях Хафиза двух аспектов темы любви – любовь-наслаждение и любовь – страдание. Знаменитая газель Хафиза ˝Когда красавицу Шираза своим кумиром изберу…˝ и легенда, связанная с ней. Образ ринда - свободного человека в поэзии Хафиза. Богатство поэтических фигур и тропов, украшающих газели Хафиза.

Восприятие и интерпретации поэзии Хафиза на Востоке, России и Западе (Гете, А. Пушкин, Фет, В. Иванов, С. Есенин).

Тема № 4

КЛАССИК ИРАНО-ТАДЖИКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫДЖАМИ

Биография Абдурахмана Джами (1414-1492). Тахаллус поэта: ˝джам˝ –˝чаша˝. Джами – выдающийся теоретик суфизма. Традиция назире в творчестве Джами. Отражение идей суфизма и мистической концепции любви в ˝Семерице˝: поэмах ˝Саламан и ˝Абсаль˝, ˝Дар благородных˝, ˝Четки праведных˝, ˝Йусуф и Зулейха˝, ˝Лейли и Меджнун˝, ˝Золотая цепь˝, ˝Книга Мудрости Искандера˝. Газели Джами, их художественное своеобразие.

Значение поэзии Джами в истории мировой литературы.

 


Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования и описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания.

 

Планируемые результаты освоения образовательной программы Этап Показатели и критерии оценивания результатов обучения Вид оценочного средства
1. 2. 3.  
    неуд. удовл. хорошо отлично  
способностью самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности (ОК-5) 1 этап: Знания Отсутствие знаний или имеет фрагментарные знания по литературе и культуры в контексте Восток-Запад неполные представления о ключевых положениях дисциплины определенные пробелы в знаниях по литературе и культуры в контексте Восток-Запад сформированные систематические представления об основных положениях курса Контрольная работа  
2 этап: Умения Отсутствие умений или имеет фрагментарные умения несистематическое использование знаний определенные пробелы в умении использовать соответствующие знания сформированное умение использовать полученные знания Устный опрос
3 этап: Владения (навыки / опыт деятельности) Отсутствие навыков или имеет фрагментарные навыки самостоятельно приобретать информацию В целом успешное, но не систематическое применение навыков В целом успешное, но содержащее определенные пробелы применения навыков Успешное и систематическое применение навыков приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения Реферат
способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру (ОПК-4) 1 этап: Знания Отсутствие знаний или имеет фрагментарные знания неполные представления о ключевых положениях дисциплины определенные пробелы в знаниях сформированные систематические представления об основных положениях курса Контрольная работа  
2 этап: Умения Отсутствие умений или имеет фрагментарные умения по профессиональному и личностному самообразованию несистематическое использование знаний для профессионального и личностного самообразования определенные пробелы в умении использовать соответствующие знания сформированное умение использовать полученные знания для профессионального и личностного самообразования Устный опрос
3 этап: Владения (навыки / опыт деятельности) Отсутствие навыков или имеет фрагментарные навыки В целом успешное, но не систематическое применение навыков В целом успешное, но содержащее определенные пробелы применения навыков Успешное и систематическое применение навыков   Реферат
способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-3) 1 этап: Знания Отсутствие знаний или имеет фрагментарные знания по исследовательской работе обучающихся неполные представления о ключевых положениях дисциплины определенные пробелы в знаниях по исследовательской работе обучающихся сформированные систематические представления об основных положениях курса Контрольная работа  
2 этап: Умения Отсутствие умений или имеет фрагментарные умения по исследовательской работе несистематическое использование знаний по исследовательской работе определенные пробелы в умении использовать соответствующие знания сформированное умение использовать полученные знания по исследовательской работе Устный опрос
3 этап: Владения (навыки / опыт деятельности) Отсутствие навыков или имеет фрагментарные навыки для по исследовательской работы обучающихся В целом успешное, но не систематическое применение навыков В целом успешное, но содержащее определенные пробелы применения навыков Успешное и систематическое применение навыков для исследовательской работы обучающихся   Реферат

 

 


Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

 

Перечень контрольных работ для оценки уровня сформированности компетенции ОК-5 на этапе «Знания»

Контрольная работа № 1

Вариант 1

1. Племенная поэзия арабов и ее особенности.

2.Придворная поэтическая литература и ее принципы.

3. Арабо-иранский литературный синтез.

 

Вариант 2

1. Свойства любовно-романического жанра в литературе Востока.

2. Низами и его роль становлении любовной поэмы средневековой литературы Востока.

3. Тема любви в поэзии Омара Хаяйма.

 

Перечень контрольных работ для оценки уровня сформированности компетенции ОПК-4 на этапе «Знания»

Контрольная работа № 2

Вариант 1

 

1. Философские мотивы в рубаи Хайяма.

2. Гисъянистские мотивы в рубаи Хайяма.

3. Винные мотивы в рубайят Хайяма. Интерпретация их в духе эстетических и этических воззрений Востока и Запада.

 

Вариант 2

1. Древнеиранская литература. ˝Авеста˝.

2. Возникновение фарсиязычной литературы. Язык фарси.

3. Влияние арабских языковых и художественных традиций на фарсиязычную литературу Ирана. Арабо-иранский литературный синтез.

 

Перечень контрольных работ для оценки уровня сформированности компетенции ПК-3 на этапе «Знания»

Контрольная работа № 3

Вариант 1

1. Жанровый состав средневековой фарсиязычной поэзии.

2. Каноничность как основная черта всех элементов фарсиязычной средневековой литературы.

3. Назира: сущность понятия.

 

Вариант 2

1. Философско-дидактические поэмы Саади ˝Гулистан˝ и ˝Бустан˝. Композиция произведений.

2. ˝Гулистан˝ и ˝Бустан˝ Саади в тюркоязычных литературах.

3. Газель в творчестве Саади. Поэтика.

 

Перечень вопросов для устного опроса для оценки уровня сформированности компетенции ОК-5 на этапе «Умения»

1. Цели и задачи и история возникновения дисциплины «Литература народов Востока и Запада».

2. Средневековый Восток и средневековая эпоха в мировом литературном развитии.

3. Предпосылки перехода от древности к средневековью.

4. Воздействие монотеистических религий на литературу.

5. Проблема авторского стиля и закрепленных норм творчества в литературах народов Востока.

 

Перечень вопросов для устного опроса для оценки уровня сформированности компетенции ОПК-4 на этапе «Умения»

1. «Коран» - величайший памятник Востока.

2. «Коран»: структура, содержание, идейно-эстетические особенности.

3. Философско-эстетические основы и основные направления мусульманских литератур.

4. Коран как основа “Восточного Ренессанса”.

5. «Коран» и “Восточный Ренессанс” в литературе и культуре.

 

Перечень вопросов для устного опроса для оценки уровня сформированности компетенции ПК-3 на этапе «Умения»

1. Доктрины суфиев и идейно-художественные свойства суфийской литературы.

2. Тарикат как путь познания истины.

3. Жанровая система и язык суфийской литературы.

4. Трансформации принципов нормативной поэтики и символики арабской касыды.

5. Эпические традиции и суфийская литература.

Перечень тем рефератов для оценки уровня сформированности компетенции ОК-5 на этапе «Владения»

1. Сюжеты поэм Низами в изобразительном искусстве Ирана.

2. Восточная поэзия и европейская литература: некоторые аспекты взаимодействия.

3. Суфизм и его влияние на средневековую литературу Ближнего и Среднего Востока.

 

Перечень тем рефератов для оценки уровня сформированности компетенции ОПК-4 на этапе «Владения»

1. Концепция любви в эпической поэзии Низами.

2. Философские и мистические мотивы в поэзии Омара Хайяма.

3. Героическая история Ирана в эпосе Фирдоуси ˝Шах-наме˝.

4. Восточные темы и образы в произведениях русских писателей.

 

Перечень тем рефератов для оценки уровня сформированности компетенции ПК-3 на этапе «Владения»

1. Интерпретация восточных образов и мотивов в русской поэзии XIX-XX вв.

2. Представители мусульманской науки, философии.

3. Известные ориенталисты России.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: