Тема № 1
ТВОРЧЕСТВО ДЖАЛАЛАДДИН РУМИ (1207-1292)
Некоторые факты биографии поэта. ˝Мауляна˝ – второе имя поэта, т.е. ˝наш учитель˝. Отражение в газелях Руми идей пантеистического суфизма. Объявление человеческого сердца – жилищем бога.
Восьмитомный ˝Диван˝ Руми – ˝персидский Коран˝ суфиев-мистиков, самое значительное произведение поэта. Выражение в газелях Руми идей мистического пантеизма. Особенности поэтики лирических произведений Руми.
Шеститомная философско-дидактическая поэма ˝Масневи˝ – энциклопедия суфизма, раскрывающая тайный смысл Корана. Мистическое и общечеловеческое в поэме Руми. Своеобразие художественной формы произведения. Многообразие тематики притч, рассказов-новелл в ˝Масневи˝.
Влияние Руми на мировую поэзию и философию.
Тема № 2
ФИЛОСОФСКО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТВОРЧЕСТВА СААДИ
Краткая биография Саади Ширази (1203-1292). Саади – мастер чистой газели. Художественное своеобразие газелей Саади. Мистические мотивы. Тема любви (˝О,караванщик, сдержи верблюдов..˝, ˝Когда б на площади Шираза˝). Газель ˝О, караванщик, сдержи верблюдов˝ - самое выдающееся лирическое произведение Саади. Психологизм в изображении любовных переживаний. Музыкальность газелей Саади.
Касыды и ˝макаронические стихи˝. Поэмы ˝Бустан˝ (˝Плодовый сад˝) и ˝Гулистан˝ (˝Розовый сад˝). История их создания.
˝Бустан˝ (1256-1257 гг.) - бессюжетная дидактическая поэма. Композиция поэмы. Идейно-тематическое многообразие притч и рассказов в ˝Бустане˝. Особенности раскрытия темы благочестия и воспитания в поэме (глава ˝О смирении˝, ˝О воспитании˝, ˝О благодарности за благополучие˝). Суфийские образы и символы в ˝Бустане˝.
˝Гулистан˝ (1258 г.) - бессюжетная дидактическая поэма, написанная в прозе и стихах (садж). Особенности композиции и поэтики. Историко-географические подробности и сведения о жизни самого автора, включенные в поэму. Мудрые наставления и советы Саади. Взгляды Саади на человека и его жизнь.
Распространение поэм Саади в литературах арабо-мусульманского Востока: татарской, узбекской, турецкой. ˝Гулистан - бит тюрки˝ Саифа Сараи и поэма Саади ˝Гулистан˝. Поэзия Саади в русской и западной литературах.
Тема № 3
ХАФИЗ – ВЫДАЮЩЕЙСЯ ЛИРИК КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ ВОСТОКА
Краткие сведения о биографии поэта. Хафиз Ширази (1320-1390) – замечательный мастер газели. Многотемность и алогичность газелей Хафиза. Утверждение в газелях достоинства человека, красоты его чувств.
Мотивы и образы газелей Хафиза. Раскрытие и взаимодействие в газелях Хафиза двух аспектов темы любви – любовь-наслаждение и любовь – страдание. Знаменитая газель Хафиза ˝Когда красавицу Шираза своим кумиром изберу…˝ и легенда, связанная с ней. Образ ринда - свободного человека в поэзии Хафиза. Богатство поэтических фигур и тропов, украшающих газели Хафиза.
Восприятие и интерпретации поэзии Хафиза на Востоке, России и Западе (Гете, А. Пушкин, Фет, В. Иванов, С. Есенин).
Тема № 4
КЛАССИК ИРАНО-ТАДЖИКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫДЖАМИ
Биография Абдурахмана Джами (1414-1492). Тахаллус поэта: ˝джам˝ –˝чаша˝. Джами – выдающийся теоретик суфизма. Традиция назире в творчестве Джами. Отражение идей суфизма и мистической концепции любви в ˝Семерице˝: поэмах ˝Саламан и ˝Абсаль˝, ˝Дар благородных˝, ˝Четки праведных˝, ˝Йусуф и Зулейха˝, ˝Лейли и Меджнун˝, ˝Золотая цепь˝, ˝Книга Мудрости Искандера˝. Газели Джами, их художественное своеобразие.
Значение поэзии Джами в истории мировой литературы.
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования и описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания.
Планируемые результаты освоения образовательной программы | Этап | Показатели и критерии оценивания результатов обучения | Вид оценочного средства | |||
1. | 2. | 3. | ||||
неуд. | удовл. | хорошо | отлично | |||
способностью самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности (ОК-5) | 1 этап: Знания | Отсутствие знаний или имеет фрагментарные знания по литературе и культуры в контексте Восток-Запад | неполные представления о ключевых положениях дисциплины | определенные пробелы в знаниях по литературе и культуры в контексте Восток-Запад | сформированные систематические представления об основных положениях курса | Контрольная работа |
2 этап: Умения | Отсутствие умений или имеет фрагментарные умения | несистематическое использование знаний | определенные пробелы в умении использовать соответствующие знания | сформированное умение использовать полученные знания | Устный опрос | |
3 этап: Владения (навыки / опыт деятельности) | Отсутствие навыков или имеет фрагментарные навыки самостоятельно приобретать информацию | В целом успешное, но не систематическое применение навыков | В целом успешное, но содержащее определенные пробелы применения навыков | Успешное и систематическое применение навыков приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения | Реферат | |
способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру (ОПК-4) | 1 этап: Знания | Отсутствие знаний или имеет фрагментарные знания | неполные представления о ключевых положениях дисциплины | определенные пробелы в знаниях | сформированные систематические представления об основных положениях курса | Контрольная работа |
2 этап: Умения | Отсутствие умений или имеет фрагментарные умения по профессиональному и личностному самообразованию | несистематическое использование знаний для профессионального и личностного самообразования | определенные пробелы в умении использовать соответствующие знания | сформированное умение использовать полученные знания для профессионального и личностного самообразования | Устный опрос | |
3 этап: Владения (навыки / опыт деятельности) | Отсутствие навыков или имеет фрагментарные навыки | В целом успешное, но не систематическое применение навыков | В целом успешное, но содержащее определенные пробелы применения навыков | Успешное и систематическое применение навыков | Реферат | |
способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-3) | 1 этап: Знания | Отсутствие знаний или имеет фрагментарные знания по исследовательской работе обучающихся | неполные представления о ключевых положениях дисциплины | определенные пробелы в знаниях по исследовательской работе обучающихся | сформированные систематические представления об основных положениях курса | Контрольная работа |
2 этап: Умения | Отсутствие умений или имеет фрагментарные умения по исследовательской работе | несистематическое использование знаний по исследовательской работе | определенные пробелы в умении использовать соответствующие знания | сформированное умение использовать полученные знания по исследовательской работе | Устный опрос | |
3 этап: Владения (навыки / опыт деятельности) | Отсутствие навыков или имеет фрагментарные навыки для по исследовательской работы обучающихся | В целом успешное, но не систематическое применение навыков | В целом успешное, но содержащее определенные пробелы применения навыков | Успешное и систематическое применение навыков для исследовательской работы обучающихся | Реферат |
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Перечень контрольных работ для оценки уровня сформированности компетенции ОК-5 на этапе «Знания»
Контрольная работа № 1
Вариант 1
1. Племенная поэзия арабов и ее особенности.
2.Придворная поэтическая литература и ее принципы.
3. Арабо-иранский литературный синтез.
Вариант 2
1. Свойства любовно-романического жанра в литературе Востока.
2. Низами и его роль становлении любовной поэмы средневековой литературы Востока.
3. Тема любви в поэзии Омара Хаяйма.
Перечень контрольных работ для оценки уровня сформированности компетенции ОПК-4 на этапе «Знания»
Контрольная работа № 2
Вариант 1
1. Философские мотивы в рубаи Хайяма.
2. Гисъянистские мотивы в рубаи Хайяма.
3. Винные мотивы в рубайят Хайяма. Интерпретация их в духе эстетических и этических воззрений Востока и Запада.
Вариант 2
1. Древнеиранская литература. ˝Авеста˝.
2. Возникновение фарсиязычной литературы. Язык фарси.
3. Влияние арабских языковых и художественных традиций на фарсиязычную литературу Ирана. Арабо-иранский литературный синтез.
Перечень контрольных работ для оценки уровня сформированности компетенции ПК-3 на этапе «Знания»
Контрольная работа № 3
Вариант 1
1. Жанровый состав средневековой фарсиязычной поэзии.
2. Каноничность как основная черта всех элементов фарсиязычной средневековой литературы.
3. Назира: сущность понятия.
Вариант 2
1. Философско-дидактические поэмы Саади ˝Гулистан˝ и ˝Бустан˝. Композиция произведений.
2. ˝Гулистан˝ и ˝Бустан˝ Саади в тюркоязычных литературах.
3. Газель в творчестве Саади. Поэтика.
Перечень вопросов для устного опроса для оценки уровня сформированности компетенции ОК-5 на этапе «Умения»
1. Цели и задачи и история возникновения дисциплины «Литература народов Востока и Запада».
2. Средневековый Восток и средневековая эпоха в мировом литературном развитии.
3. Предпосылки перехода от древности к средневековью.
4. Воздействие монотеистических религий на литературу.
5. Проблема авторского стиля и закрепленных норм творчества в литературах народов Востока.
Перечень вопросов для устного опроса для оценки уровня сформированности компетенции ОПК-4 на этапе «Умения»
1. «Коран» - величайший памятник Востока.
2. «Коран»: структура, содержание, идейно-эстетические особенности.
3. Философско-эстетические основы и основные направления мусульманских литератур.
4. Коран как основа “Восточного Ренессанса”.
5. «Коран» и “Восточный Ренессанс” в литературе и культуре.
Перечень вопросов для устного опроса для оценки уровня сформированности компетенции ПК-3 на этапе «Умения»
1. Доктрины суфиев и идейно-художественные свойства суфийской литературы.
2. Тарикат как путь познания истины.
3. Жанровая система и язык суфийской литературы.
4. Трансформации принципов нормативной поэтики и символики арабской касыды.
5. Эпические традиции и суфийская литература.
Перечень тем рефератов для оценки уровня сформированности компетенции ОК-5 на этапе «Владения»
1. Сюжеты поэм Низами в изобразительном искусстве Ирана.
2. Восточная поэзия и европейская литература: некоторые аспекты взаимодействия.
3. Суфизм и его влияние на средневековую литературу Ближнего и Среднего Востока.
Перечень тем рефератов для оценки уровня сформированности компетенции ОПК-4 на этапе «Владения»
1. Концепция любви в эпической поэзии Низами.
2. Философские и мистические мотивы в поэзии Омара Хайяма.
3. Героическая история Ирана в эпосе Фирдоуси ˝Шах-наме˝.
4. Восточные темы и образы в произведениях русских писателей.
Перечень тем рефератов для оценки уровня сформированности компетенции ПК-3 на этапе «Владения»
1. Интерпретация восточных образов и мотивов в русской поэзии XIX-XX вв.
2. Представители мусульманской науки, философии.
3. Известные ориенталисты России.