Влияние ислама на демографию.




Коран специально адресуется к мужчинам и женщинам, и женщины, как и мужчины, ответственны перед Богом за свои деяния. Однако в законодательном отношении они понижены в правах. Мусульманину можно жениться на не мусульманке, но их дети должны воспитываться в мусульманской вере; мусульманка не может выйти замуж за не мусульманина. По поводу замужества составляется контракт, освященный шариатом. Шариат вслед за Кораном порицает развод, однако допускает его неизбежность в качестве крайней меры. Известны строки Корана, которыми устанавливается право на битье непокорной супруги.

Многие установки ислама направлены на поддержание высокой рождаемости. Дети считаются одним из величайших благодеяний Аллаха; бездетность жены важнейшая причина для развода или для того, чтобы взять другую жену. Разрешаются браки несовершеннолетних (девочек – по достижении полового созревания, юношей – с 15 лет). Браки считаются обязательными; разведенные и вдовы быстро вступают в новый брак. Традиционных ограничений брачно-половых отношений у мусульман сравнительно мало. Ислам закреплял приниженное положение женщин, навязывал им затворничество, свел брак к купле-продаже невесты. Однако многодетные матери пользуются почетом и уважением. Аборты запрещены исламом. Первая мусульманская конференция по планированию семьи (Рабат, 1971 г.) одобрила использование противозачаточных средств. Почти во всех мусульманских странах были приняты законы о запрещении многоженства и браков несовершеннолетних.

В странах мусульманского мира наметился стабильный демографический рост. Согласно исследованиям, к 2010 г. население земного шара достигнет 10 млрд. человек, из которых 8 млрд. будут населять страны Азии, Африки и Латинской Америки.

В докладе о развитии человека за 1998 г. ООН приводят следующие данные:

СТРАНА 1970 ГОД (млн. чел.) 1995 ГОД (млн. чел.) ПРОГНОЗ НА 2015 Год (млн. чел.)
Белоруссия   10,4 9,9
Россия 130,4 148,5 138,1
Египет 35,3 62,1 85,4
Ирак 9,4 20,1 32,2

Как видно, в странах мусульманского мира тенденция демографического роста кардинально отличается. И в других мусульманских странах демографические тенденции аналогичны. Удельный вес мусульман среди населения планеты будет существенно возрастать. Эта тенденция просматривается и в России. По исламским источникам, в России проживают примерно 20 млн. мусульман. По данным социологов, - 13,17 миллиона, несколько меньше 9% всего населения.

По демографическому прогнозу, обнародованному в конце 2001 года на научно-практической конференции "Религия и проблемы национальной безопасности РФ": через 20 лет этнические мусульмане будут составлять треть населения России. В главных городах – Москве и Петербурге – их доля окажется еще выше – до 40%, а в армии – до половины.

Демографический взрыв в азиатских странах требует решения социально-экономических, политических проблем, что сопровождается политизацией религии в жизни населения и распространением политического ислама во всем мире.

Феномен ислама.

Исламский феномен – это возрождение религиозных традиций, образа жизни и культуры, стремления политизации ислама вплоть до установления шариатского строя; повышенный демографический уровень в мусульманских странах; активизация и рост влияния арабских стран в международных отношениях; достижение поставленных целей даже с применением насилия и экстремизма.

Формирование "исламского феномена" – это политический акт определенных кругов мира в целях создания искусственного "врага" для оправдания увеличения военных расходов.

В начале нового века внимание общественных и политических кругов привлекли такие феномены, как "исламский ренессанс" и "исламский бум". Речь идет об особенностях проявления ислама в социально-политической жизни современного мира. Реальности "феномена ислама" выдвинули на первый план проблему предотвращения религиозного экстремизма и фундаментализма. Если в Европе лжепророки агрессивно ревизуют официальное православие и католицизм, то в исламе они появляются в политических движениях и партиях ислама; речь идет о ваххабизме. Ваххабизм, как проявление "исламского феномена", со своим крайним экстремизмом становится угрозой стабильности, безопасности, причиной религиозных конфликтов. Плоды "исламского феномена" породили события в Намангане (1997),Ташкенте (1999), США (2001).

Мусульмане всего мира ощущают в отношении Запада негодование и враждебность, которые в своих крайних проявлениях выливаются в виде национального и международного терроризма.

По большей части такого рода ненависть связана с недавними событиями – бомбардировками Афганистана, насильственными мерами Израиля против палестинской интифады, американской поддержкой Израиля, присутствием американских войск в Саудовской Аравии, антииракскими санкциями и продолжающимися бомбежками этой страны.

Однако на глубинном уровне враждебность произрастает из-за влияния модернизации исламского общества и кризиса власти светских правительств, действующих на основе западноевропейской модели. Законность таких режимов, зачастую устанавливаемых светской военной элитой, ставится под сомнение многими истинными мусульманами и нередко подвергается нападкам со стороны воинствующих сторонников исламского возрождения.

В период, последовавший за окончанием Второй мировой войны, все арабо-язычные государства обрели независимость от колониальных властителей. Последним из них был в 1962 году Алжир. Колониальный период сильно повлиял на весь исламский мир и даже на те государства (Турция, Иран, Саудовская Аравия и Йемен), что не являлись подмандатными, протекторатами или колониями. Сегодня мусульманский мир состоит из независимых национальных государств, во многих из которых существуют светские правительства, и действует юридическая система, основанная на европейской модели.

Центральная Азия как источник колоссальных рынков и сфер приложения капиталов не может не вызывать геополитического и геостратегичесого интересов, когда налаживаются новые социально-экономические, культурные отношения в мире. В Центральной Азии сталкиваются интересы России, Китая, Индии и стран Запада с интересами Турции, Пакистана, Ирана и Саудовской Аравии.

Отношения с Западом предопределяли недавнюю историю многих других мусульманских стран, в частности, влиятельных нефтепроизводящих государств Ближнего Востока и Индонезии. Изначально созданные на основе западных концессий, эти страны ныне владеют собственными ресурсами. Саудовская Аравия, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты модернизировали свою политическую систему в рамках традиционалистических течений, тогда как в Ираке Саддам Хуссейн создал военно-социалистический светский режим с культом лидера сталинистского типа. Страшная война 1980-1988 гг. между Ираком и Ираном отразила прежние региональные и этнические противоречия, обостренные территориальными разногласиями. В 1990 г. Ирак предпринял вторжение в Кувейт, и коалиция в лице США, Великобритании, Саудовской Аравии и других арабских стран вмешалась и освободила Кувейт. Продолжительные антииракские санкции, бомбежки и присутствие американских войск на Саудовской территории способствует неприятию Востоком Запада.

В богатом нефтью Иране в 1979 г. пришел конец династии Пехлеви, основанной в 1925 г. радикальным светским режимом Реза-хана. Свергшая шаха исламская революция оказала глубокое влияние на весь мусульманский мир. Изначальные эксцессы режима расчистили путь к успешным попыткам править посредством исламских организаций и по исламским законам. Исламская революция вдохновила исламистские движения во всем мусульманском мире.

Предполагается, что на определенном уровне проявления исламского бума важную роль играют наркобизнес, незаконная перевозка оружия и прочие виды контрабанды. Только деятельность, связанная с перевозкой и торговлей наркотиками, дает до 8% общемирового дохода.

Ситуация в Палестине.

Декларация Бальфура 1917 г. пообещала британскую поддержку в поисках национального пристанища для еврейского народа в Палестине с условием, что при этом ничто не станет "нарушать гражданские и религиозные права проживающих там нееврейских общин". Мусульмане и арабы-христиане составили 92% населения. Когда в 1948 г. образовалось государство Израиль, разразилась война, закончившаяся тем, что 750 тыс. палестинцев утратили свои жилища. Многие палестинцы стали беженцами, и военные действия 1956, 1967 и 1973 гг. лишь увеличили число таковых. Мусульмане расценивают лишенную критического начала поддержку Израиля Западом и безразличие к положению палестинцев и справедливости их дела как проявление высокой антипатии к исламу вообще. Спираль насилия с обеих сторон не предвещает ничего хорошего.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: