Обслуживание подшипников
Каждый, кто катается на роликовых коньках однажды замечает, что коньки едут «уже не так хорошо» либо их «как будто что-то цепляет», либо из них постоянно доносятся дополнительные звуки (от шелеста до грохота).
Это подшипники напоминают о том, что их пора обслужить.
Сначала откручиваем колеса от рамы (обычно требуется 1 шестигранник, реже – 2 шестигранника, реже – инструмент «звездочка» (если вы счастливый обладатель рамы Powerslide)).
Из колес надо достать подшипники. Это делается с помощью инструментов:
Если на подшипниках есть одна из надписей: «ABEC 3», «ABEC 5», «ABEC 7», «ILQ-7», то от таких подшипников можно оставить только стопорные кольца и пыльники (дальше написано зачем), а остальное выкинуть (предварительно купив подшипники с маркировкой «ABEC 9» или «ILQ-9»).
Схематично подшипники устроены примерно так:
Какие бывают подшипники и как они разбираются
1. Подшипники с С-образными кольцами (стопорное кольцо):
На фото С-образное кольцо имеет разрыв между 11 и 12 часами.
Это кольцо удобно снимать, используя две кнопки (одной фиксируем одну сторону кольца (чтоб не елозило), другой – поддеваем другую сторону кольца).
С обратной стороны подшипника может быть аналогичное С-образное кольцо, которое снимается так же.
Но может быть и сепаратор (например, у модели Twincam Classic Plus).
Здесь ситуация ещё проще: его снимать не нужно J
Далее роняем подшипник на пол – пыльники естественным образом снимаются.
2. Подшипники с резиновыми пыльниками:
Резиновый пыльник удобно снимать самой тонкой иголкой для шитья. Иголку засовываем между пыльником и внешним кольцом (либо между пыльником и внутренним кольцом, если так удобнее), стараясь не повредить пыльник. Проводя по кругу, поддеваем пыльник.
|
Если с обратной стороны тоже пыльник, то снимаем и его таким же образом.
3. Подшипники 608ZZ (запомните эту маркировку!)
Эти подшипники разбираются исключительно по-варварски: с одной стороны пыльник вскрывается ножом (без шансов на восстановление).
После смазки сторона без пыльника помещается внутрь колеса. Либо, как вариант, если в хозяйстве есть пыльники и, возможно, стопорные кольца (см. первую страницу статьи), то можно попробовать установить такой пыльник вместо уничтоженного.
Считаю подшипники 608ZZ демонстрацией неуважения производителя к покупателю («не надо обслуживать, купите лучше новые!»). Надо признать, в магазинах подобный хлам в продаже встречается редко, в основном, такими подшипниками комплектуют новые ролики Rollerblade и Fila. Расчет на то, что на первые несколько сот километров их хватит…
4. Подшипники PRO SCRS с пыльником «из чего-то, что ломается»:
Эти подшипники мне не удалось разобрав, собрать по-хорошему: пыльник сделан из материала, который не хочет оставаться целым. Он мнется, загибается и ломается. Поэтому считаю подобные подшипники тоже хламом, от которого надо держаться подальше. В магазинах такие подшипники часто стОят дороже, чем типы 1 и 2 – и вообще непонятно почему?
Как промыть подшипники
Вариант 1 (потребуется бензин для зажигалок (он чище топливного), карандаш со стирательной резинкой на торце, банка с закрывающейся крышкой и 2 чистые тряпки):
|
1. Выходим на улицу, наливаем в банку бензин на пару сантиметров, помещаем туда все подшипники, закрываем крышкой и трясем. Грязный бензин выливаем. Повторяем до отсутствия грязи.
2. Аналогично поступаем с пыльниками и C-образными кольцами.
3. Вытираем тряпкой пыльники и C-образные кольца.
4. Наливаем чистый бензин в банку.
Далее проделываем с каждым подшипником:
5. Одеваем подшипник (он уже без пыльников) на карандаш, наклоняем карандаш стирательной резинкой вниз, раскручиваем и вращающийся подшипник погружаем в бензин. Проделываем несколько раз. Прекращаем, когда грязи не видно, скрипов/грохота не слышно.
6. Вытираем тряпкой.
Вариант 2 (потребуется Fairy, фен, неворсистое полотенце/тряпка и карандаш со стирательной резинкой на торце, сгодится старая зубная щётка):
1. Идем в ванную.
Далее проделываем с каждым подшипником:
2. Одеваем подшипник (он уже без пыльников) на карандаш, наклоняем карандаш стирательной резинкой вниз, включаем холодную воду и моем (можно зубной щеткой) прямо в струе воды под смесителем до исчезновения грязи и посторонних звуков при вращении (избавляемся от грязи).
3. Капаем Fairy в подшипник и старательно моем (избавляемся от жира).
4. Кладем промытый подшипник на неворсистое полотенце/тряпку.
5. Сразу (а то может заржаветь) сушим феном, пока подшипник не станет горячим.
6. Одеваем подшипник на карандаш, наклоняем карандаш стирательной резинкой вниз, включаем фен и крутим подшипник под горячим воздухом из фена. Проделываем несколько раз. Прекращаем, когда кручение станет долгим и бесшумным.
7. Моем/сушим С-образные кольца и металлические пыльники (при наличии). Резиновые пыльники феном сушить не надо, можно просто протереть и дать высохнуть.
|
Как смазать (промытые) подшипники
Вариант 1 (на весь сезон): на канавки внешнего кольца (где будут крутиться шарики) наносим немного смазки МС-1000. «Немного» - это 10-15 % от свободного пространства, где будут крутиться шарики. В некоторых видео смазку мажут ножом, как масло на хлеб, да пихают сколько влезет – так не надо.
Прокручиваем несколько раз, убеждаясь, что шарики катятся по смазке.
Вариант 2 (примерно на 100 – 200 км.): на канавки внешнего кольца (где будут крутиться шарики) капаем 1 каплю жидкой смазки. При желании можно капнуть дополнительно 1 каплю на канавки внутреннего кольца. Подшипники на жидкой смазке будут катить быстрее, чем на более густой, но и менять её придется чаще.
Есть ещё определенный инструментарий для обслуживания подшипников, но в России его купить сложно и, думаю, из читателей этой статьи мало кому надо.
Подшипники собираются в обратном порядке, чем разбирались.