Неделя 14-я по Пятидесятнице.




Порядок чтений, согласно календарю: Лит. – 2 Кор., 170 зач., I, 21 – II, 4.

 

Перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева):

21 Утверждает нас с вами на этом крепком основании, на Христе, Бог. 22 Он и помазал нас, Он приложил к нам Свою печать и дал, как залог, Дух в наши сердца.

23 Призываю в свидетели Бога, знающего мою душу, что лишь щадя вас до сих пор я не приходил в Коринф. 24 Вера ваша, конечно, находится не в нашей власти, но если уж вы крепко верите, то мы желали бы приносить вам только радость. ( II) 1 А потому я рассудил пока не приходить к вам, чтобы не огорчать вас вторично. 2 Ну а если я вас огорчил, то кто доставит мне радость? Только те, кого я огорчил. 3 Об этом я и писал вам с тем, чтобы, когда я приду, я не был огорчен теми людьми, которые должны были бы радовать меня. А моя радость – это ваша общая радость, - уверен, что все вы это понимаете. 4 Писал же я вам с великой скорбью, с тяжестью на сердце и со многими слезами не для того, чтобы огорчить вас, а для того, чтобы вы знали, как сильно я люблю вас.

В прочитанном отрывке из Второго Послания к Коринфянам апостола Павла речь идет о принципиальных моментах христианской жизни: о вере, о служении, о радости в Духе Святом.

Почитая и восхваляя святых апостолов Христовых, этих
первых проповедников Евангельской вести о спасении, нам сейчас даже трудно себе представить всю непостижимую сложность их задачи и оценить успех их миссии, особенно в языческом мире. Речь идет не только о преодолении тысячелетиями укоренявшегося в народном сознании многобожия, не только о донесении до людей мысли о Божественной жертве во искупление рода человеческого, - мысли, бывшей иудеям соблазном, а эллинам безумием (1 Кор 1:23). Речь идет также о формировании новой жизни во Христе, о новых отношениях между людьми: о преодолении веками складывавшихся отношений «господин - раб», «начальник - слуга», которые представлялись естественными и незыблемыми.

Сегодня нам кажутся привычными утверждения о человеческом достоинстве, о равенстве людей в отношении их прав и обязанностей. Но ведь так было далеко не всегда. В мире, окружавшем апостола Павла, над такими утверждениями просто посмеялись бы. И смеялись. (И не только в том древнем мире, но и значительно позже, вплоть до наших дней, этим
идеям достоинства и равенства противостоит оправдание власти сильных и богатых - наподобие того, как это происходит в животном мире борьбы за существование.) Такие казавшиеся простыми и естественными представления переносились в религиозную сферу. Языческие боги, подобные капризным и своевольным господам, могли по своему произволу распоряжаться человеческими жизнями, судьбами своих рабов: одних возвеличивать и миловать, других унижать и губить. И смертному человеку оставалось только молить богов о снисхождении, воспевать их величие и ублажать всевозможными жертвоприношениями. Представить себе, что эти боги (и уж тем более Единый над всеми Бог) вместо того, чтобы принимать жертвы, станут сами жертвовать ради ничтожных людей, - это казалось абсурдом и безумием.

И вот в этом мире архаического сознания прозвучали слова Иисуса Христа: «Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою... Ибо и Сын
Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих»
(Мк 10:42-45). Да, это не логика земного царства, она непривычна, но это - евангельская логика. И апостол Павел призывает: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп 2:5). Все в этой новой логике Царствия Божия переворачивается, все прежние разделения и границы теряют свой смысл. Сын Божий, Господь, принимает образ раба, господа становятся слугами. Вот и апостолы - не господа, но, как пишет Павел, слуги, работники, призванные нести радость. Это новизна казалась непостижимой. Но за два тысячелетия, протекшие со времени земной жизни Иисуса Христа, многое радикально изменилось. Конечно, и до сих пор в мире существует презрительная надменность и льстивое пресмыкательство, насилие и страдание от такового, но теперь уже мало кому взбредет на ум утверждать, что это нормально, что так и должно быть. И этот неоспоримый сдвиг в сознании людей произошел под воздействием евангельской проповеди.

Этот сдвиг охватил сейчас все человечество. А начиналось все с малого, незаметного, как горчичное зерно, - с миссионерской деятельности апостола Павла и его «коллег» по апостольству. Насколько горьким было это горчичное зерно, мы знаем из жизнеописаний святых апостолов, многие из которых стали мучениками. Вот и апостол Павел в своем Послании к коринфянам перечисляет тяжкие скорби, которые ему пришлось претерпеть во время своей деятельности. Помимо внешних трудов и бедствий, ему пришлось выдержать немалые заботы и огорчения в личном общении со своими духовными детьми. Да так ведь бывает и со всеми родителями: дети доставляют им немало забот и беспокойства. Апостол пишет о том, что кро ме посторонних трудностей у него «ежедневно стечение людей, забота о всех церквах». «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» - восклицает он (2 Кор 11:28-29).

Из переписки апостола Павла с Коринфской Церковью мы узнаем, насколько трудно преодолевалось то прежнее сознание крещеных христианах, которые еще вчера были язычниками. Помимо первого движения веры и крещения, требовалась еще долгая и кропотливая работа по просвещению новообращенных. После того как апостол покинул Коринф, до него дошли слухи о разделениях в Церкви. Эти разделения носили разнообразный характер, но все они так или иначе сводились к горделивому и, разумеется, мнимому превосходству одних членов христианской общины над другими. По старой привычке проводились упраздненные Христом границы между людьми: одни выше, а следовательно, лучше; другие ниже, а следовательно, хуже. На последних можно было смотреть сверху вниз. Критическая оценка не замедлила сказаться и на отношении к самому апостолу Павлу.

Мы не знаем подробностей того, что произошло в Коринфе. Но можно предположить, что апостол вынужден был отложить свой обещанный визит в этот город по причине нетерпимого для христиан поведения некоторых членов общины. Вместо личного посещения он направил коринфянам критичное, а может быть, даже и гневное Послание, которое он писал «с великой скорбью, с тяжестью на сердце и со многими слезами». Апостол с беспокойством ожидал известий о том, какое действие произведет на коринфян его «послание со слезами» (2 Кор 7:5). К чести коринфян, оно оказало отрезвляющее благотворное действие. Апостол, узнав о раскаянии коринфян, пишет им, что теперь он исполнен утешением и преизобилует радостью (2 Кор 7:4). Объясняя причину отсрочки своего визита и строгость своего Послания, которое могло огорчить коринфян, он по-отечески пишет: все, что бы он ни делал, он делает из любви к своим духовным чадам.

Любовь и радость в Духе Святом - вот то, что должны нести друг другу верующие во Христа. Радость присутствия Бога любви - ведь в этом смысл жизни в Царстве Божием, которое «внутрь вас есть» (Лк 17:21). Скорее всего, это выражение означает «среди вас». Ведь именно об этом Евангелие, которое Господь провозгласил с первых же шагов Своей земной деятельности: «Приблизилось Царствие Божие!» (Мк 1:15), оно приходит тогда и там, где люди с верой и с любовью к ближним следуют за Иисусом Христом, ибо в Нем и с Ним Царствие Божие уже началось, оно здесь и теперь. А Царствие Божие, как пишет апостол, и есть «мир и радость во Святом Духе» (Рим 14:17).

Радость апостол стремится дарить своим возлюбленным коринфянам. И от них он ожидает радости. Радость - то, что мы вправе ждать друг от друга. И радость эта - от Духа Святого, Его дар, который дан нам от Бога в свидетельство нашей причастности к Божественному дыханию жизни, как залог или, лучше сказать, задаток, аванс, гарантия нашего грядущего совершенства и блаженства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: