ЛЕКЦИЯ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ




В настоящее время в нашей стране активно осуществляется реформа в сфере образования, направленная на сокращение числа высших учебных заведений. Цель данной реформы состоит в выявлении «неэффективных» вузов и в дальнейшей их реорганизации. Первыми результатами стало признание 132 вузов неэффективными в 2013 году.

Данная программа вызвала неоднозначный отклик со стороны населения. Остается открытым вопрос: насколько эффективны данные меры, и справедливы ли они по отношению к обществу, на которое они оказывают в первую очередь.

Демографические причины
Из-за низкого уровня рождаемости в 1990-х количество студентов к 2013 г. сократилось более чем в 1,5 раза. → спрос на абитуриентов значительно превысил предложение, что привело к низким показателям проходного балла
Образовательные причины
низкий уровень образования и несоответствие большинства российских вузов современным стандартам образования
Финансовые причины
содержание огромного числа вузов требует не малых финансовых вложений. На содержание одного студента из федерального бюджета выделяется от 60 до 130 тыс. руб. в год в зависимости от направления обучения
пропорции подготовки специалистов с высшим и средним образованием (на 70 человек с высшим образованием приходится только 30 со средним, а потребность рынка – 20 на 80)
несоответствия востребованных направлений подготовки среди студентов потребностям рынка труда

Изначально сторонники данной реформы объясняют ее необходимость демографическими причинами. Из-за низкого уровня рождаемости в 1990-х количество студентов к 2013 году сократилось более чем в 1,5 раза. Таким образом, спрос на абитуриентов значительно превысил предложение, что привело к низким показателям проходного балла, следовательно, к более низкому качества образования. Отсюда вытекает второй аргумент – это низкий уровень образования и несоответствие большинства российских вузов современным стандартам образования.

Сокращение числа вузов приведет к:

– увеличению конкуренции среди абитуриентов, что, в свою очередь, приведет к повышению общего уровня образования в стране;

– сокращение числа студентов приведет к сокращению числа преподавателей.

К 2018 году чиновники планируют сократить число вузовских преподавателей на 140 тысяч человек, т.е. на 44 %, что также приведет к увеличению конкуренции среди преподавателей, что однозначно повысит уровень преподавания, а значит и уровень образования в целом.

Сторонники реформы образования также ссылаются на тот факт, что содержание огромного числа вузов требует не малых финансовых вложений. К примеру, на содержание одного студента из федерального бюджета выделяется по разным оценкам от 60 до 130 тыс. руб. в год в зависимости от направления обучения.

Закрытие неэффективных вузов приведет к значительному высвобождению ресурсов, которые далее можно отправить на достойное содержание оставшихся вузов. Кроме того, не раз звучала идея о том, что России не нужно слишком много людей с высшим образованием. По словам Михаила Прохорова, необходимо срочно менять пропорции подготовки специалистов с высшим и средним образованием в пользу последнего.

На данный момент ситуация обстоит следующим образом: на 70 человек с высшим образованием приходится только 30 со средним, а потребность рынка – 20 на 80. Как выразился полномочный представитель президента РФ в Уральском федеральном округе Игорь Холманских: «Высшее образование — благо, но нам нужны люди рабочих специальностей».

Кроме того, что спрос на высшее образование сильно преувеличен, существует также проблема несоответствия востребованных направлений подготовки среди студентов потребностям рынка труда. Проще говоря, часть дипломированных специалистов не смогут реализовать себя в выбранной сфере, потому что попросту не смогут найти работу.

Для наглядности ниже приведена статистика самых востребованных и невостребованных специальностей среди абитуриентов в нашей стране.

Рис.1. Топ-10 востребованных направлений среди абитуриентов

Рис.2. Топ-10 невостребованных направлений среди абитуриентов

 

Очевидно, что уменьшение числа вузов имеет не только положительные стороны. Ряд известных и уважаемых людей высказываются против подобной политики. Например, академик Российской Академии Образования Борис Бим-Бад. Он утверждает, что «эти сокращения — грубое вмешательство в естественный процесс развития образования, очень болезненный, поэтому вредный». Рассуждения академика строятся отчасти на идее laissez-faire, т.е. невмешательства государства. Известно, что рынок приходит в равновесное состояние в случае, если спрос на товар/услугу равен предложению. Поэтому со временем рыночный механизм сам «решит», какое количество институтов и университетов действительно необходимо стране. И, кроме того, рынок покажет действительно эффективные и неэффективные вузы: «Нормальный, честный рынок труда сам определит, какой вуз подготовил человека лучше, а какой хуже», — говорит Бим-Бад.

Наряду с рассуждениями об эффективности и экономических последствиях сокращения числа высших учебных заведений возникают не менее важные вопросы, касающиеся справедливости данной меры. Больше этическое, нежели экономическое, понятие «справедливость» сложно описать строго математически.

Однако существует несколько подходов к определению справедливости:

1) Утилитаристский подход. Данный подход предполагает представление благосостояния общества как сумму благосостояний всех членов общества. Таким образом, справедливым признается то распределение ресурсов, которое максимизирует эту сумму.

2) Критерий Роулза. Американский философ Дж. Роулз утверждает, что общество должно принимать решения исходя из интересов его наименее обеспеченных слоев.

3) Эгалитарный подход. Название, означающее в переводе с французского языка «равенство», говорит само за себя: справедливое распределение предполагает равное количество ресурсов среди индивидов (50 лекций по микроэкономике).

В случае с сокращением вузов предоставляется наиболее объективным рассмотреть справедливость подобной политики с позиции первого подхода. Ниже будут рассмотрены возможные социальные последствия с точки зрения наиболее заинтересованных в данной сфере участников общества: абитуриентов, их родителей и преподавателей.

О.А. Гулевич – норма беспристрастности – справедливо, когда вознаграждение человека зависит от того, какую работу он сделал; – норма равенства – справедливо, когда вознаграждение делится поровну между всеми участниками взаимодействия; – норма распределения по способностям – справедливо, когда более способный человек, получает большее вознаграждение; – норма распределения по усилиям – справедливо, когда человек, приложивший большие усилия, получает большее вознаграждение; – норма распределения по потребностям – справедливо, когда нуждающийся человек, получает большее вознаграждение, чем тот, кто не нуждается в них; – норма распределения по позитивности личности – справедливо, когда большее вознаграждение получает человек, обладающий положительными нравственными характеристиками (хороший человек должен получать больше).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: