Логика и методология науки




 

Рассматривая теоретическое познание как высшую и наиболее развитую его форму, следует, прежде всего, определить его внутреннюю логику, последовательность движения мысли к объекту. Логика познания включает в себя ряд этапов, выступающими вместе с тем «узловыми моментами» (формами) построения и развития знания на теоретическом уровне, такими этапами являются:

Ø накопление и осмысление фактов;

Ø возникновение и постановка проблемы;

Ø выдвижение рабочих гипотез или гипотезы;

Ø подтверждение истинности гипотез или гипотезы;

Ø построение концепции или теории;

Ø определение путей практической реализации теории.

Данная последовательность для конкретных исследователей (научных коллективов) может быть и несколько иной. Так, перед ними определенная проблема может быть «задана сверху» и предшествовать этапу накопления и осмысления ими фактов. Однако для тех, кто ставит или формулирует проблему она возникает на основе и под влиянием определенных фактов.

Факт – это событие, явление, которое произошло на самом деле, подтверждено наблюдением и экспериментом или зафиксировано в науке. Различают факты действительности и научные факты (факты познания). Факты действительности – это вещи, свойства, отношения, события, существующие или существовавшие на самом деле, независимо от их осознания. Факты познания есть не что иное, как отражение фактов действительности, зафиксированное в сознании в виде эмпирических суждений. Если речь идет о научном познании, то факты познания именуют фактами науки. Установление фактов, их описание – начальная, наиболее простая форма, в которой выступает знание.

Без проблемы, поставленной задачи, без точной их формулировки никакой научный поиск, научное исследование вообще осуществить невозможно. С проблемы, собственно, и начинается как раз научный поиск, постановка ее есть начало поиска.

Проблемой называется осознанное противоречие между имеющимся знанием и непознанной частью предмета, противоречие, на разрешение которого направлена деятельность исследователя. Проблемная ситуация возникает тогда, когда открыто новое явление, не поддающееся объяснению на основе старого знания; поэтому возникает потребность в новом знании. В этом случае в познании требуется совершить диалектический скачок, дать новое объяснение, описание, создать новую теорию, расширить и углубить старое знание. В проблеме выражается вопрос, требование получить новое знание.

Нельзя проблему трактовать просто как незнание, отсутствие знания еще не составляет проблемы. Наука многое не знает, и познать все она не в состоянии в силу бесконечности, неисчерпаемости свойств познаваемого. Нужно иметь основу для устранения незнания, соответствующие условия, необходимо поставить перед собой цель, заменить незнание знанием. Только такое знание становится проблемой.

Кроме незнания этого непременного элемента проблемы, в последней обязательно присутствует элемент знания. Проблема, особенно если рассматривать ее в динамике, в процессе движения, есть единство незнания и знания, неизвестного и известного. Элементом знания в проблеме является: во-первых, знание того, что новая сторона, подлежащая познанию, в предмете действительно существует; во-вторых, что она должна и может быть осмыслена, познана наукой.

На базе данного известного и возникает проблема: для проблемы само неизвестное должно быть как-то известно, именно известно с той стороны, что оно есть неизвестное.

Итак, в проблеме содержатся два «компонента» - известная часть и неизвестная, которые представляют собой диалектическое единство противоположностей.

В свете сказанного становится ясно, как следует решать обсуждаемый в гносеологии вопрос о применимости к проблеме категории истинности.

Некоторые исследователи заявляют, что, так как проблема еще не есть ответ на вопрос, то она ни истинна, ни ложна, к ней вообще неприменима категория истинности. При таком рассуждении не учитывается в проблеме известного, то есть знания. Поскольку же эта «часть» в проблеме есть, то имеется полное основание говорить об истинности проблемы. Вместе с тем совершенно очевидно, что к неизвестной, непознанной «части» проблемы действительно некорректно прилагать категорию «истина». Данная «часть» проблемы не истинна и не ложна, в ней ничего не утверждается и не отрицается, она не определенна.

Принимая во внимание сказанное, проблему в целом надлежит характеризовать так: она и истинна и не истинна, к ней и приложимо понятие «истина» и не приложимо.

Иногда вместо истинности проблемы говорят о ее правильности. С этим можно согласиться, по мнению Киреева Е.М.: проблема может быть поставлена либо правильно, либо неправильно. Правильно проблема поставлена тогда, когда опирается на истинное исходное суждение. В основе правильно поставленной проблемы лежит истинное суждение. Напротив, в основе неправильно поставленной проблемы (алхимиками – «Как создать философский камень?») лежит ошибочная мысль.

Наука постоянно стремится ставить проблемы правильно, в соответствии с достигнутым ею достоверным знанием. Хотя фактически этой ей не всегда удается: неправильные постановки проблем, как свидетельствует история науки, - нередки. Совсем избежать неправильных постановок проблем нельзя так же, как нельзя избежать заблуждений при достижении истины.

Проблема есть становящееся знание, то есть такое, которого еще нет и вместе с тем, которое уже есть – когда проблема решена. Наука как деятельность представляет собой смену постановок и решений проблем: одна проблема решается, другая на ее основе возникает. А более точно надо сказать так: решение предыдущей проблемы есть в то же время возникновение последующей проблемы. В развитии научного мышления дело происходит так, что не успело оно решить одну проблему, как уже на этой основе перед ним возникает другая. Важно только заметить, увидеть, уловить ее. Поэтому, если в науке нет никаких проблем, она не наука, а нечто закостенелое; равным образом, если в ней нет решений проблем, она тоже еще не наука, а собрание лишь одних предположений и гипотез.

Решение научной проблемы начинается с формулировки гипотезы, с предположения о том, что стремятся найти в поиске.

Гипотеза – это научно обоснованное предположение, служащее для объяснения какого-либо факта, явления, которые на основе прежнего знания необъяснимы. Гипотеза еще не истина, свойством истинности она в представлении выдвинувшего ее исследователя не обладает. Гипотеза – это предположительно новое знание.

В своем развитии гипотеза проходит ряд ступеней, что связано с наличием в научном познании этапа доказательства истинности или ложности гипотезы и соответствующей формы знания. Прежде всего, в ней выдвигается основное предположение о том, что ищут в поиске. Это сделать нелегко, учитывая, что такое предположение должно быть в какой-то степени вероятным. В процедуре выдвижения основного предположения большое значение имеют общая и специальная эрудиция исследователя.

Выдвижением основного предположения развитие гипотезы не ограничивается, необходимо данное предположение обосновать, то есть пройти вторую ступень движения гипотезы, только обоснованное предположение имеет право занять место в гипотезе.

Обосновать гипотезу – значит показать, что основное ее предположение выдвинуто не случайно, а опирается на ряд теоретических и иных соображений, что другие предположения менее вероятны или совсем невероятны. Обоснование предполагает также ссылку на факты уже давно известные, установленные в данной или других областях. Указанные факты, другие сведения выполняют роль обосновывающих аргументов в защиту выдвинутого предположения, а само предположение – роль обосновываемого тезиса. Связь тезиса с аргументами должна подчиняться всем законам и правилам логики. Высказать гипотетическое предположение можно и, опираясь на одну догадку, обосновать же его возможно лишь строго логически.

Третья стадия развития гипотезы – проверка ее как теоретическая, так и практическая. Проверка гипотезы означает показ ее истинности либо ложности, соответствия действительности либо несоответствия. В первом случае (при истинности гипотезы) пользуются доказательством (а не просто обоснованием), во втором (при ложности гипотезы) – опровержением. Как видно, и здесь, при проверке, открываются две противоположные возможности.

Для теоретической проверки гипотезы из основного ее предположения логически выводят следствия, делают выводы. Чем больше сделано таких следствий, тем при прочих равных условиях надежнее проверка гипотезы. Затем полученные следствия сличают с известными фактами действительности (как правило, с экспериментальными данными) для установления соответствия между первыми и вторыми. При отсутствии необходимых фактов следствия гипотезы сличаются с другими достоверными положениями науки. Однако предпочтительнее все же сопоставлять выводы из гипотез с реальными фактами, а не с теоретическими выкладками науки. Если следствия из гипотезы соответствуют действительности, значит, она подтверждается, принимается в качестве истинной, в обратном случае гипотеза опровергается, ее считают ложной и отбрасывают. Решающим средством проверки гипотезы выступает практика, потому что теория, теоретические положения науки, с которыми сопоставляются выводы гипотезы, могут оказаться не истинными, а лишь принимаемыми за истинные.

Если гипотеза опровергнута, то она отбрасывается как ложная, и тогда строят новую гипотезу, с которой производят те же процедуры. И так поступают в поиске до тех пор, пока не решится проблема.

Итак, мы видим, что научный поиск включает в себя три момента: 1) постановку проблемы, 2) формулировку гипотезы, 3) ее доказательство (подтверждение). При благоприятном исходе, при подтверждении гипотезы поиск завершается открытием, когда гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится теорией.

Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Любая теоретическая система, как показал Карл Поппер, должна удовлетворять двум основным требованиям: непротиворечивости (т.е. не нарушать соответствующий закон формальной логики) и фальсифицируемости – опровержимости опытной экспериментальной проверяемости.

Любая теория – это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций.

В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы теории:

1) исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы и т.д.;

2) идеализированный объект – абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов;

3) логика теории, нацеленная на прояснение структуры и изменения знания;

4) совокупность законов и утверждений, выведенных из основоположений данной теории в соответствии с определенными принципами.

Ключевой элемент теории – закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов, выражающих сущность изучаемого объекта во всей его целостности и конкретности.

Закон – связь (отношение) между явлениями, процессами, которая является: объективной, существенной, конкретно-всеобщей, необходимой, внутренней, повторяющейся, устойчивой. Стабильность, инвариантность законов всегда соотносится с конкретными условиями их действия, изменение которых снимает данную инвариантность и порождает новую, что означает изменение законов, их углубление, расширение или сужение сферы их действия, их модификации и т.п. Тем самым любой закон есть конкретно-исторический феномен. С изменением соответствующих условий, с развитием практики и познания одни законы сходят со сцены, другие появляются, меняются формы действия законов, способы их использования и т.д.

Многообразие видов реальных взаимосвязей служит объективной основой существования многих форм (виды) законов, которые классифицируются по тому или иному основанию: физические, физиологические законы мышления, общие, частные и т.д. Открытие законов – главная задача научного познания.

Один из важных внутренних источников развития теории – противоречие между ее формальным и содержательным аспектами. Через последний, в теорию входят определенны философские установки исследователя, его методологические принципы и мировоззренческие, «смысложизненные» ориентиры.

К числу основных функций теории можно отнести следующие:

- синтетическая функция – объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему;

- объяснительная функция – выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, существенных характеристик его происхождения и развития и т.п.;

- методологическая функция – на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности;

- предсказательная функция – предвидение, на основании теоретических представлений о «наличном» состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т.д. Предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением;

- практическая функция. Конечное предназначение любой теории – быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению реальной действительности. Поэтому вполне справедливо утверждение, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория. Но как из множества конкурирующих теорий выбрать хорошую?

Как считает К.Поппер, важную роль при выборе теорий играет степень их проверяемости: чем она выше, тем больше шансов выбрать хорошую и надежную теорию. Так называемый «критерий относительной приемлемости», согласно К.Попперу, отдает предпочтение той теории, которая: сообщает наибольшее количество информации, т.е. имеет более глубокое содержание; является логически более строгой; обладает большей объяснительной и предсказательной силой; может быть более строго проверена посредством сравнения предсказанных фактов с наблюдениями.

Иначе говоря, резюмирует К.Поппер, мы выбираем ту теорию, которая наилучшим образом выдерживает конкуренцию с другими теориями и в ходе естественного отбора оказывается наиболее пригодной к выживанию. Теория должна не просто отражать объективную реальность так, как она есть теперь, но и обнаруживать ее тенденции, главные направления ее развития от прошлого к настоящему, а затем и будущему.

Теория (даже самая глубокая и содержательная) сама по себе ничего изменить не может. Для осуществления научных идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу и энергия которых воплощает теорию в реальную действительность.

 

МЕТОДОЛОГИЯ - учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека. Философия выявляет общественно-историческую зависимость репертуаров и средств деятельности людей от уровня их развития и от характера разрешаемых ими проблем. В границах обслуживания типовых программ деятельности смысл методологии сводим к обеспечению их нормативно-рационального построения. Общественно-историческая и культурная обусловленность методологии выявляется в ходе изменения ее оснований, а также в процессах выработки новых методологических средств. Значимую роль в разработке философских проблем методологии сыграли Сократ, Платон, Аристотель, Ф.Бэкон, Декарт, Кант, Шеллинг, Гегель и др. Специфический подход к проблеме предлагает системо-мыследеятельностная методология. Сложность отношений методологии и философии, как известно, определялась тем, что и методология может трактоваться с позиции философии, и философия может характеризоваться в рамках некоей обобщенной методологии. Пока в науке доминировала вера в незыблемые познавательные стандарты, философия реконструировалась в категориально-понятийных комплексах общей методологии познания. Но поскольку в 20в. познавательные стандарты обнаружили собственную зависимость от самого процесса познания, от развитости познающего субъекта и от типа познаваемых объектов, постольку в основаниях методологии выявились социально-исторические, человеческие, личностные, культурные измерения, потребовалось их принципиально иное философское осмысление. В этом плане методология обнаружила свою условность в контексте постоянно воспроизводящихся репертуаров и процедур деятельности людей. В развитии современной методологии все большее место занимают вопросы, связанные с динамикой познавательных проблем, культурно-исторической природой познавательных средств, изменчивостью категорий и понятий, формированием новых познавательных установок и т.д. Эти вопросы так или иначе сопряжены с включением в структуру методологии философских представлений. Методологическая работа философии не ограничивается анализом познания, она рассматривает схемы деятельности, создаваемые людьми для обновления и воспроизводства социального бытия. Задачей методологии становится выяснение, конструирование и преобразование схем деятельности, интегрированных в повседневный опыт человеческих индивидов. Методология становится важным пунктом осмысления и переосмысления современной культурной проблематики. Внимание методологии к схемам обыденного поведения и мышлению людей объясняется тем, что в их повседневном опыте традиции и стандарты деятельности перестают играть прежнюю роль. Действия и поступки людей, их общение и мышление утрачивают черты естественности стереотипных актов. Автоматизмы человеческого бытия уступают определяющую роль всевозрастающей совокупности оригинальных ориентиров, вырабатываемых людьми в процессах проблематизации, программирования, проектирования и решения конкретных жизненных задач. Осуществление новых нетрадиционных схем деятельности становится уделом все большего числа людей. Эффективность этой работы - это вопрос существования и обновления современной культуры. Последняя живет и трансформируется в значительной мере благодаря тому, что, осмысливая собственную методологичность, культивирует общественно-гуманитарные измерения методологии.

 

ДИАЛЕКТИКА - философская концептуализация развития, понятого как в онтологическом, так и в логико-понятийном его измерениях, и соответственно конституирующаяся в историко-философской традиции как в качестве теории, так и в качестве метода.

ГНОСЕОЛОГИЯ (греч. gnosis - знание, logos - учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, - теория познания как таковая. В отличие от эпистемологии, Г. рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции "субъект - объект".

 

 

РАЗДАТКА

Логикаиметодологиянауки

Логика познания включает в себя ряд этапов:

Ø накопление и осмысление фактов;

Ø возникновение и постановка проблемы;

Ø выдвижение рабочих гипотез или гипотезы;

Ø подтверждение истинности гипотез или гипотезы;

Ø построение концепции или теории;

Ø определение путей практической реализации теории.

Факт – это событие, явление, которое произошло на самом деле, подтверждено наблюдением и экспериментом или зафиксировано в науке. Факты действительности – это вещи, свойства, отношения, события, существующие или существовавшие на самом деле, независимо от их осознания. Факты познания есть не что иное, как отражение фактов действительности, зафиксированное в сознании в виде эмпирических суждений.

Проблемой называется осознанное противоречие между имеющимся знанием и непознанной частью предмета, противоречие, на разрешение которого направлена деятельность исследователя. Элементом знания в проблеме является: во-первых, знание того, что новая сторона, подлежащая познанию, в предмете действительно существует; во-вторых, что она должна и может быть осмыслена, познана наукой. В проблеме содержатся два «компонента» - известная часть и неизвестная, которые представляют собой диалектическое единство противоположностей. По мнению Киреева Е.М.: проблема может быть поставлена либо правильно, либо неправильно. Правильно проблема поставлена тогда, когда опирается на истинное исходное суждение. В основе неправильно поставленной проблемы (алхимиками – «Как создать философский камень?») лежит ошибочная мысль. Решение научной проблемы начинается с формулировки гипотезы, с предположения о том, что стремятся найти в поиске.

Гипотеза – это научно обоснованное предположение, служащее для объяснения какого-либо факта, явления, которые на основе прежнего знания необъяснимы. Гипотеза – это предположительно новое знание. В своем развитии гипотеза проходит ряд ступеней. Прежде всего, в ней выдвигается основное предположение о том, что ищут в поиске. Но данное предположение необходимо обосновать, то есть пройти вторую ступень движения гипотезы, только обоснованное предположение имеет право занять место в гипотезе. Обосновать гипотезу – значит показать, что основное ее предположение выдвинуто не случайно, а опирается на ряд теоретических и иных соображений, что другие предположения менее вероятны или совсем невероятны. Третья стадия развития гипотезы – проверка ее как теоретическая, так и практическая. Проверка гипотезы означает показ ее истинности либо ложности, соответствия действительности либо несоответствия. В первом случае (при истинности гипотезы) пользуются доказательством (а не просто обоснованием), во втором (при ложности гипотезы) – опровержением.

Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы теории:

1) исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы и т.д.;

2) идеализированный объект – абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов;

3) логика теории, нацеленная на прояснение структуры и изменения знания;

4) совокупность законов и утверждений, выведенных из основоположений данной теории в соответствии с определенными принципами.

Ключевой элемент теории – закон. Закон – связь (отношение) между явлениями, процессами, которая является: объективной, существенной, конкретно-всеобщей, необходимой, внутренней, повторяющейся, устойчивой.

К числу основных функций теории можно отнести следующие:

- синтетическая функция – объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему;

- объяснительная функция – выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, существенных характеристик его происхождения и развития и т.п.;

- методологическая функция – на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности;

- предсказательная функция – предвидение, на основании теоретических представлений о «наличном» состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т.д. Предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением;

- практическая функция. Конечное предназначение любой теории – быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению реальной действительности. Поэтому вполне справедливо утверждение, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория. Но как из множества конкурирующих теорий выбрать хорошую?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: