Памятка работы над ошибками по русскому языку в начальной школе




Орфограмма Запомни Что делать?
Большая буква в начале предложения.     Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву. Например: Выпал пушистый снегети рады.
Пропуск буквы.     Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву. Например: звонок, ученик.
Слог.   Сколько в слове гласных, столько и слогов. Раздели слово на слоги. Обозначь гласные. Например: уиель – 3 слога.
Перенос слова.   При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку. Раздели слово на слоги для переноса. Например: оси – на, ма – ши – на.
Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных.     Подчеркни мягкий знак Ь и согласную перед ним. Запиши ещё 1слово с этой орфограммой. Например: ель, тень, пень; коньки, мальчик, пальто.
Гласные после шипящих. Жи-ши, ча-ща, чу-щу.     Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 1 слово на эту орфограмму. Например: малыши, карандаши, ежи, роща, туча
Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.     Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой. Например: дочка, речка, мощный.
Ударение.     Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения. Например: алфавит, звонить, щавель
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (А, О, Е ,И, Я).     Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Например: сады – сад, волна – волны  
Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. (Слова из словаря).   Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова. Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
Проверяемые парные звонкие и глухие согласные.     Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную. Например: морозы – мороз, ягода – ягодка.
Большая буква в имени собственном.   Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с заглавной буквы Выпиши слово правильно. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой. Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Озерки.  
Разделительный мягкий знак Ь.   Разделительный мягкий знак Ь пишется после согласных перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я. Выпиши слово правильно, запиши 1 слово с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак Ь и гласную букву. Например: вьюга, листья, соловьи.
Разделительный твёрдый знак Ъ.   Разделительный твёрдый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я. Выпиши слово правильно. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную. Например: съезд, объявление, объём.
Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.     Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой. Например: Луч (м.р.), шалаш , товарищ. Ночь (ж.р.), мощь, тишь.
Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени. На конце глаголов 2-го лица единственного лица пишется мягкий знак Ь.   Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 1 глагол с этой орфограммой. Например: пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.).  
Двойные согласные в слове.     Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё 1-2 однокоренное слово. Подчеркни двойную согласную. Например: группа, групп-па, групповой, подгруппа.
Знаки препинания в конце предложения (. ! … ?)     Выпиши предложения правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак. Например: Сколько тебе лет? Слава нашей Родине!
Правописание предлога со словом.   Предлог – отдельное слово. Он пишется отдельно от других слов. Между предлогом и следующим словом можно вставить ещё одно слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Между предлогом и словом вставь ещё одно слово. Например: к берегу; к (какому?) берегу, к крутому берегу.  
Предлог с местоимением.     Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму. Например: унас, комне, стобой.
Правописание непроизносимых согласных.     Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму. Например: звезда, звёздочка, звёздный. Честь - честный.
Гласные и согласные в приставках.     Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 1 слово с этой же приставкой. Например: полетели, побежали, потянули, отнёс, отбежал, отлетел.
Правописание приставки со словом.   Приставка - это часть слова. Она пишется слитно со словом. Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками. Например: заехал, уехал, переехал.
Не с глаголом.     Выпиши глагол с НЕ. Запиши ещё 1 слово на это правило. Подчеркни орфограмму. Например: непришёл, невыучил, незнал.
Однородные члены предложения.     Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения. Например: Сильный ветерсорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. [ , ]. Сильный ветерсорвал листья с деревьев и разметал их по дороге. [ и ].
Соединительные гласные в сложных словах (о, е).     Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой. Например: водовоз, самолёт
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.     Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример. Например: на опушке ( на земле , 1 скл. ), на полянке (на земле, 1 скл.), у речки ( у земли , 1 скл.).
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.     Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного. Например: к лесу ( как ому ?) дальн ему - м.р., ед.ч., Д.п.).
Правописание безударных личных окончаний глаголов. .     Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ТЬ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
Разбор предложения. .   Слова в предложении связаны парами по смыслу. Связь слов устанавливается при помощи вопросов от слова к слову Выпиши предложение. Подчеркни грамматическую основу предложения. Обозначь части речи. Выпиши словосочетания с вопросами. Например: Седые туманы плывут к облакам. (Повеств., невоскл., прост., распр.) туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.
Состав слова.     Выпиши слово, разбери его по составу. Например: заморозки . Запиши 1-2 однокоренных слова.
Если не смог справиться со своей ошибкой – обратись к учителю!

Данную памятку использую на уроках русского языка в начальной школе. При проверке тетрадей, на полях, ученикам я ставлю номер из памятки. А дети, ориентируясь на этот номер, выполняют работу над ошибками по памятке. Постепенно усложняю. Ставлю ошибку без номера. Дети сами должны определить орфограмму, на которую допущена ошибка, поставить номер из памятки и выполнить работу по данному алгоритму.

 

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!