ГБПОУ КК «Краснодарский политехнический техникум»
План урока
Дата проведения ___________ Группа
Специальность/профессия Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
Тема урока Приемы сатирической фантастики, гротеска, художественного иносказания. Эзопов язык. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы. Сведения из жизни Ф.М. Достоевского (с обобщением ранее изученного).
Общая тема ____________________________________________________________
Используемая технология урок развивающего обучения
Цель проведения урока:
Обучающая закрепить знания по биографии М.Е. Салтыкова- Щедрина, выяснить причины обращения писателя к сказкам, выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность, показать художественное своеобразие сказок; повторить значение литературных терминов; познакомить с биографией Ф.М. Достоевского; проанализировать роман «Преступление и накзание».
Воспитательная воспитание честности, гражданской смелости, благородства, напоминание о цене человеческой жизни, о ее смысле.
Развивающая развивать умение анализировать сказки, показывать их актуальность в наши дни, развивать творческие способности, память и логическое мышление.
Методы обучения поисковый, беседа, исследование, рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста.
Материально техническое обеспечение урока:
технические средства компьютер, мультимедийный проектор, экран.
наглядные пособия учебник, доска, портреты Салтыкова-Щедрина и Достоевского, тексты сказок.
Межпредметные связи: культура речи, философия.
Ход урока:
Организационный момент взаимное приветствие, определение отсутствующих, настрой учащихся на работу, организация внимания, проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид).
|
Сообщение темы и целей занятия.
Содержание
Проверка домашнего задания
Изучение нового материала (слово преподавателя об эзопове языке, гротеске, о роли Салтыкова-щедрина в истории русской литературы). Эзопов язык - вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими насмешками. Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта VI века до н. э. Эзопа, создателя жанра басни. Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить правду о современниках, вынужден был прибегать к аллегорическим образам животных, птиц. Эзопова речь - своеобразная форма сатирической речи. Это целая система обманных сатирических приемов, призванных выразить художественно-публицистическую мысль не прямо, а иносказательно. В России эзопов язык широко использовался сатириками. Объяснение этому можно найти в знаменитом словаре Владимира Даля. Он писал: «Цензурные строгости вызвали небывалый расцвет эзоповского языка. Русские писатели, вследствие притеснений цензуры, вынуждены были писать эзоповским языком» Наиболее видные из них — И. А. Крылов, прославившийся своими баснями, и, конечно же, любимый многими М. Е. Салтыков-Щедрин с его злой и беспощадной сатирой, призванной «отправлять в царство теней все отживающее». Актуализация опорных знаний (работа с учебником, запись литературоведческих терминов: эзопов язык, иносказание, ирония, сарказм, гипербола, гротеск). Выразительное чтение сказок Салтыкова-Щедрина и их анализ ( «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве») Просмотр презентации о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского. Запись основных дат и событий в тетрадь.
|
История создания романа.
В 1865 году Ф.М.Достоевский сообщил редактору «Русского вестника» М.Н.Каткову план повести, в котором угадывается сюжет «Преступления и наказания»: «Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты…». Постепенно повесть разрастается в объеме (писатель использует материалы задуманного раньше романа «Пьяненькие») и меняется по форме: от «исповеди» к повествованию от третьего лица. Окончательную редакцию «Преступления и наказания» Ф.М.Достоевский создает в 1866 году одновременно с печатанием в «Русском вестнике» готовых глав. «Все сердце мое с кровью положится в этот роман, - писал Достоевский брату. - Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти...» Вот как писатель излагал замысел романа: «Действие современное, в нынешнем, году. Молодой человек... живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым, странным "недоконченным" идеям., которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна... зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда не годна», Для чего она живет?», «Полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т.д. Эти вопросы сбивают с толку молодого человека».
|
Петербург Достоевского
«Преступление и наказание» иногда называют «петербургским романом». Достоевский, как и герой романа, любил этот город горькой и мучительной любовью и по-своему воспринимал его. Существует выражение «Петербург Достоевского». Это мрачный, больной, сырой и все-таки прекрасный город. Безотраден, сумрачен городской пейзаж в романе, хотя время действия — лето и погода стоит жаркая. Глазами голодного бедняка мы смотрим на летний Петербург. Картины природы или описания великолепных видов столицы встречаются в романе лишь как контраст к такому безотрадному изображению. Голодный юноша чувствует себя отверженным среди богатых особняков, разряженных женщин.
Дома
Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведет нас в дома, где живут его герои. Обычно это - доходные дома, столь типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в «грязные и вонючие» дворы, поднимаемся по темным лестницам. Вот одна из них - «узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота». Квартиры и комнаты, в которых живут герои романа, поражают нищетой и уродством. «Каморка» Раскольникова приходится «под самою кровлей высокого пятиэтажного дома» и походит «более на шкаф, чем на квартиру ». Мармеладов живет в проходной комнате, в которой находятся «всего только два стула и клеёнчатый очень ободранный диван» да «кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый». Комната Сони Мармеладовой походит «как будто на сарай» и имеет вид «весьма неправильного четырехугольника»; её обстановка – это кровать, стол, три стула и комод. Ещё менее привлекательно выглядят распивочные и трактиры, куда заходят иногда герои романа: темные, грязные углы, липкие столики, духота и вонь.
Жители
Жители Петербурга, помимо главных героев романа, относятся преимущественно к низшему классу: портные, кухарки, «девицы, живущие от себя», дворники, «чухонцы-разносчики», прачки, «полуразвалившиеся извозчики» и просто нищие. Встречи с некоторыми из них становятся для Раскольникова знаковыми. Ещё до совершения преступления он видит на улице пьяную девочку, видимо, «обманутую в первый раз», за которой следит «толстый господин», намереваясь воспользоваться случаем. Раскольников думает в это время о несчастной судьбе своей сестры и пытается помочь девочке. Позднее он становится свидетелем самоубийства молодой женщины, которая бросается с моста в воду. Её спасают, но Раскольникову становится не по себе – ведь он сам только что думал об этом.
Вывод.
С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Потрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают жить героя в коморках, «похожих на гроб», на невыносимые страдания и лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе Достоевского
Вопросы на закрепление изучаемого материала
–О чём мы сегодня говорили на уроке?
– Что нового вы узнали?
–Может, вам бы хотелось внести какие-нибудь дополнения?
–Достигнуты ли цели и задачи урока?
Домашнее задание для выполнения самостоятельной работы
Читать роман «Преступление и наказание».
Подпись преподавателя