Непрерывное образование: теории становление, характеристики




Непрерывное образование — относительно широко распространенное явление с не вполне устоявшимися характеристиками. Оно представляет собой систематизированное, целенаправленное обучение человека на протяжении всей жизни и требует создания условий для постоянного самосовершенствования.

Идею непрерывности образования выдвигали еще античные авторы, ратовавшие за предоставление человеку возможности обучаться в течение всей жизни.

Выдающийся немецкий ученый-педагог Ф.А.В. Дистервег (1790— 1866) отмечал: «Образование никогда не составляет нечто законченное и завершенное, оно вечно образующееся и живое, чего нельзя себе представить без деятельности, движения, приращения». Он же сформулировал принцип непрерывности: «То преподавание непрерывно, которое делает ученика способным каждую ступень преодолевать с той степенью самодеятельности, какая требуется от его возраста и природы предмета, так чтобы были достигнуты общие цели преподавания: развитие самодеятельности и полное знание вещи».

Первые теоретические разработки проблематики непрерывного образования появились в 1930-е годы. Английские, а затем и американские исследователи трактовали непрерывное образование как образование взрослых, преимущественно компенсаторное, способствующее ликвидации пробелов в их базовом образовании, либо необходимое в связи с устареванием полученных знаний.

Следует отметить, что приоритетными направлениями в построении системы непрерывного образования в развитых странах были вопросы его систематизации, стимулирования и мотивации учения. Кризис мировой системы образования в конце 1970-х гг. обусловил резкий всплеск интереса к идее непрерывного образования. Тенденция непрерывности проявилась при введении понятия «послесреднее образование», объединяющего высшее, профессионально-техническое и среднее специальное образование. Появляются новые формы повышения квалификации и общеобразовательного уровня: продолженное образование — предоставляет работающим людям возможность продолжить свое образование, возобновляющееся образование — позволяет занятым на производстве возобновить прерванное образование, чередуя работу и обучение.

Постепенно ученые осознали ошибочность ограничения непрерывного образования рамками взрослого периода жизни и оставления «за бортом» школьного образования. Таким ограничением подрывалась бы сама идея непрерывности.

Все более очевидной становится несостоятельность получения образования однажды и на всю жизнь. Кроме того, демографическая ситуация, при которой возросла доля взрослого населения, вынуждала расширить охват его образованием. Помимо учебных заведений образовательные функции брали на себя многочисленные общественные институты и средства массовой коммуникации. Изменения в стиле жизни и мировоззрении, в производственных процессах требовали новых решений в сфере образования.

Проблемами непрерывного образования активно занялись крупнейшие межправительственные организации: ЮНЕСКО, Международная организация труда; Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Совет Европы и Европейское сообщество (бывшее Европейское экономическое сообщество), а также такие неправительственные организации, как Римский клуб.

Разработки ЮНЕСКО (концепция пожизненного образования) и ОЭСР (концепция возобновляемого образования) оказали заметное влияние на формирование образовательной политики ряда ведущих стран. Специалисты ЮНЕСКО исходили из того, что образование представляло все воздействия на личность, не ограничиваясь только специально организованным процессом. При этом учитывался образовательный потенциал как учебных заведений, так и социального и производственного окружения, учреждений культуры, книг, средств массовой коммуникации и сферы межличностного общения. Следующим шагом стала разработка концепции «обучающегося общества», отождествляющего образование и социализацию.

Международной комиссией ЮНЕСКО по развитию образования подчеркивалось, что непрерывное образование - это не отдельная система образования, а «принципы, на которых должна базироваться вся система образования». В дальнейшем ЮНЕСКО были сформулированы требования к организационной системе непрерывного образования:

- всеобщий характер;

- преемственность между различными ступенями образования и направлениями формирования личности;

- интеграция всех образовательных воздействий (учебных заведений, социального окружения, производства, информационной среды, учреждений культуры);

- взаимосвязь общего и профессионального образования;

- политехническое образование, дополняемое подготовкой на производстве, обеспечивающее профессиональную мобильность, возможность переквалификации на протяжении трудовой жизни;

- открытость и гибкость системы образования: свободный выбор профиля обучения; возможность возобновления образования после перерыва в любом возрасте; свобода выбора средств,методов и форм обучения (дневная, вечерняя, заочная, самообразование); оценка и признание образования по фактическому результату, независимо от способа его получения; доступность любых видов и типов образования на основе индивидуальных способностей и склонностей, а не вследствие ранее полученных формальных оценок (свидетельств, дипломов).

Многие страны перешли к построению целостной системы непрерывного образования, гибко реагирующей на изменения общественных потребностей. Причем стимулом послужило кризисное состояние образования (несоответствие общественным потребностям, косность, оторванность от повседневной жизни, профессиональной: деятельности). Непрерывность образования позволяла оптимизировать перспективы занятости и неравенства в доступе к образованию. Хотя на сегодняшний день ни в одной стране мира не сложилась целостная система непрерывного образования, однако можно говорить о создании предпосылок к ее реализации. Усугубляет положение необходимость радикальной перестройки существующей системы образования, ориентация на сохранение прежней системы, потребность в дополнительном финансировании.

Специалисты ЮНЕСКО выявили до тридцати терминов, относящихся к непрерывному образованию: продолжающееся, пожизненное, перманентное и возобновляющееся образование, образование взрослых, дальнейшее обучение, последипломное обучение, компенсаторное обучение и др.

Сегодня разграничивают образование взрослых и непрерывное образование. Новым является то, что индивид имеет возможность чередовать учебу и работу (или жизнь на пенсию) в соответствии со своими желаниями и стремлениями.

Крупнейший американский психолог Э. Хилгард подчеркивал, что нужно учить учиться для того, чтобы образование было непрерывным, а опыт самообновляющимся; учить также тому, как производить инновации, полезные людям.

Основные характеристики непрерывного образования. По своей сути оно направлено на опережающее удовлетворение развивающихся потребностей общества и отдельной личности. Непрерывное образование определено ЮНЕСКО как «неограниченное ни во времени относительно сроков обучения, ни в пространстве относительно места, ни относительно методов обучения; оно объединяет всю деятельность и ресурсы в области образования и направлено на достижение гармоничного развития потенциальных способностей личности и прогресса в преобразовании общества».

Непрерывное образование обеспечивает преемственность общего и профессионального образования (вертикальная интеграция) и координацию различных образовательных структур — государственных, общественных и других (горизонтальная координация).

Ввиду общих тенденций развития основные принципы непрерывного образования мировыми и отечественными исследователями определяются в одном ключе: гуманистический характер; демократизация образования как интеграция формальных и неформальных образовательных структур традиционного и нового типа; гибкость учебных планов и программ, альтернативность подходов к организации учебного процесса; особое внимание к образованию женщин, молодежи, инвалидов; независимость и самонаправляемость обучения; связь обучения с жизнью, профессиональной и социальной активностью индивида.

Непрерывность образования характеризуют:

—продолжительность периода обучения — весь жизненный цикл;

—мотиваторы продолжения образования — изменения окружающей действительности;

—цели и задачи обучения — самоосуществление человека;

—создание сети образовательных услуг, охватывающей все возможные виды и формы обучения — формальное и неформальное.

В непрерывном образовании выделяют первоначальное (базовое) и последующее. Первоначальное (школьное) образование готовит человека к самостоятельному существованию в обществе. Последующее образование развивает первоначальное образование, а также мировоззренческие и ценностные ориентации, раскрывает способности человека.

Необходимыми условиями функционирования непрерывного образования являются самостоятельность и разнообразие учебных заведений, многообразие образовательных технологий, согласованность и взаимосвязь форм и методов государственного и общественного управления. Единая система непрерывного образования предполагает взаимосвязь всех его компонентов, ранжирование и координацию по назначению и направленности. Образовательные структуры (сеть учебных заведений и других учреждений) неформального образования должны отличаться гибкостью, многофункциональностью и многоступенчатостью. Вместе с тем одним из признаков системности непрерывного образования является признание ценности знаний, полученных в «спонтанном» образовании, их закрепление и интеграция со знаниями, приобретенными в институционализированных учебных заведениях. Это условие получило название «горизонтальной интеграции» непрерывного образования, и оно обеспечивает эффективность всей системы непрерывного образования.

Неразрешимой для нашей отечественной науки и практики проблемой, тормозящей распространение непрерывного образования, является его легитимность. Содержание образования в каждом звене в большей или меньшей мере должно отражать определённый стандарт, характеризующий уровень подготовленности людей к выполнению стоящих перед ними задач. При этом возможны различия в учебных планах и программах, равно как и в характере выдаваемых выпускникам сертификатов. Кроме того, внедрение непрерывного образования тормозится несогласованностью при переходе с одной ступени на другую:

—статуса воспитанников, учащихся, студентов, слушателей;

- задач, установок, требований к обучению и воспитанию учащихся (слушателей);

—- учебных планов, содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса;

—профессиональной квалификации воспитателей, учителей, преподавателей, педагогического коллектива в целом;

—условий обучения (воспитания, самообразования) и степени самостоятельности разных категорий обучаемых;

—качеств личности, необходимых для успешного выполнения функций новой социальной роли;

—возможностей самореализации, самоутверждения профессионального творчества и профессионального роста личности в различных подсистемах непрерывного образования;

—постоянно возрастающих требований научно-технической революции к подготовке специалистов и стабильных сроков обучения.

За рубежом все большее признание получают так называемые зачетные часы и единицы непрерывного образования (ЁНО) как способ ликвидации разрыва между часами традиционной классной работы и множеством других форм непрерывного образования. Одна ЕНО равна определенному числу часов участия в одной из утверждённых организованных программ под руководством преподавателя. Университеты, различные учебные заведения, профессиональные ассоциации и частные лица могут при определенных условиях предоставлять ЕНО, которые регистрируются.

При всей значимости придания отечественной системе образования непрерывного характера еще рано говорить о реализации системы в полной мере. Его проблемы требуют в основном государственного уровня решения в части обеспечения преемственности звеньев — содержания, организационных форм и пр.

Непрерывное профессиональное образование — важнейшее направление непрерывного образования. В настоящее время оно рассматривается как один из способов повышения компетентности работающего персонала. Внедрение нового технологического оборудования требует существенного улучшения качества рабочей силы. Однако ухудшение экономической конъюнктуры привело к сворачиванию многими предприятиями своей системы профессионального обучения. На рынок труда стали поступать работники, длительное время не повышавшие квалификацию, а, следовательно, испытывающие трудности с устройством на работу. Напряженность на рынке рабочей силы усиливается инерционностью образовательных учреждений, выплескивающих на рынок специалистов, в которых народное хозяйство уже не нуждается.

В то же время работодатели ожидают от своих сотрудников расширения квалификации. Так, сварщик может получить задание на выполнение сварочных и фрезерных работ, а также текущего ремонта оборудования. Кроме того, рабочим делегируются права и обязанности, которые раньше находились в компетенции администрации (например, закупка материалов, контроль качества и проверка результатов). Нередко в течение жизни взрослому человеку (даже пенсионеру) приходится не раз менять специальность. Не вызывает сомнения острая потребность производства и сферы услуг в возрастании доли затрат на переподготовку и рост квалификации кадров. От рабочих и специалистов сегодня ожидают профессиональной квалификации, отвечающей перспективным потребностям конкретного производства (в том числе знание новых производственных технологий, экономики производства, управления качеством, группового взаимодействия и пр.), целостного взгляда на производство и собственную деятельность.

Сегодня ученые выступают за новое понимание непрерывного профессионального образования. Так, И.П. Смирнов видит в нем метод сопровождения деловой карьеры человека вне зависимости от уровня его базового образования. Подобное сопровождение карьеры нужно как доктору наук, инженеру, так и рабочему. Это ведет к пониманию особой роли повышения и расширения квалификации во всех его видах. В этих условиях потребуется усилить внимание к дополнительному профессиональному образованию, которое еще достаточно часто рассматривается как некий факультатив или «хобби».

В мировой практике предлагаются новые стандарты компетентности. В их число входят использование периодических повторных экзаменов, самооценка, а также участие в непрерывном образований. Разработка систем признания и поощрения должна послужить новым стимулом для улучшения профессиональных качеств работников и для дальнейшего развития системы непрерывного профессионального образования.

1. Требования международной комиссии ЮНЕСКО к организационной системе непрерывного образования.

2. Основные характеристики непрерывного образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: