Рекомендации по выполнению заданий




Прежде чем приступить к выполнению заданий, внимательно прочитайте данные рекомендации.

В тетрадь включены задания следующих видов:

1. На основании текста учебника, найдите значения понятий.

Например: 1. Найдите в учебнике 1.1 значения понятия «Общество».

Ответ: Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

2. На основании материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

Например: учебник 1.3 Сферы общества

· Выделяют четыре сферы общества: экономическую;

социальную; политическую; духовную.

3. Установите соответствие между понятием и определением.

В этих заданиях определения не совпадают с понятием. Необходимо каждое из приведенных понятий соотнести с данным его определением и, обнаружив ошибку, найти в ряду определений то единственное, которое раскрывает конкретное понятие.

Например: учебник 1.2 Общество и природа

1. ПриродаА. это весь животный и растительный мир.

2. БиосфераБ. это совокупность естественных условий существования человечества.

3. МатриархатВ. это главенство мужчины в первобытной семье.

4. ПатриархатГ. это главенство женщины в первобытной семье. Ответ: 1-Б, 2-А, 3-Г, 4-В.

4. Установите соответствие между понятием и видами его проявления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позиции из второго столбца

Например: учебник 1.3 Сферы общества

Сфера общества Вид деятельности

1. Экономическая А. Избрание президента

2. Социальная Б. Заключение договора купли - продажи

3. Политическая В. Концерт классической музыки

4.

       
Б Г А В

 

Духовная Г. Принятие закона о повышении пенсии Ответы занесите в таблицу.

 

5. Заполните пробелы в графических схемах:

Например: какая форма правления не указана в схеме?

 
 

 

Ответ: республика.

6. Задание на осмысление высказываний мыслителей, ученых, писателей.

Внимательно прочитав приведенные цитаты, нужно ответить на вопросы, сформулированные в задании.

7. Задание на исправление ошибок в определениях.

В них приводятся неверные утверждения. Нужно найти в учебнике подходящий материал и на его основе исправить ошибку.

Контрольные задания рассчитаны на проведение итогового контроля после изучения каждой главы учебника.

Часть 1. Выполнение тестовых заданий.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы. Тест состоит из тридцати вопросов с четырьмя вариантами ответов, из которых только один правильный. Критерии оценки: при правильных ответах на 27 вопросов – оценка «5» на 24 вопроса – «4», на 21 вопрос – «3», на 18 вопросов – «2».

Часть 2. состоит из кроссворда, который надо разгадать, опираясь на знания определений изученных понятий.

Критерии оценки выполненной работы: при правильном выполнении всех заданий – оценка «5», при не выполнении двух –четырех заданий - «4», при не выполнении пяти-восьми заданий – «3», при не выполнении десяти заданий –

«2»Использовать предлагаемую рабочую тетрадь можно как на учебных занятиях, так и дома.

* значком обозначены задания повышенной сложности.


Социальные отношения

6.1 Социальная стратификация.

1. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

· Составными элементами общества как социальной системы являются:

социальные институты и организации;

………………………….

· Большие группы могут быть двух видов:

…………………………; номинальными.

· Среди малых групп выделяют:

первичные группы;

………………………...

· Основаниями стратификации являются: доход;

……………………….;

……………………….; престиж.

· Различают несколько видов рабства:

……………………….; восточное рабство;

………………………..

· Сословия делились на:

………………………; непривилегированные.

· В зависимости от того, является статус наследуемым или приобретенным, различают статусы:

……………………..; достигаемый.

· В освоении ролевых функций выделяются три стадии:

……………………..; проигрывание;

……………………....

· Социальная роль проявляется в двух видах: ролевое ожидание;


……………………....

· Существует два основных вида мобильности: межпоколенная;

……………………...

 

2. Заполните таблицу.

Исторические типы стратификации Характерные черты
Касты  
Рабство  
Сословия  
Классы  

3. Завершите схему.

 

 
 

 

                       
           
 

 

4. Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации: к каждой позиции,

данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ОСОБЕННОСТИ ТИПЫСТРАТИФИКАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

А) юридическое закрепление

прав и обязанностей за 1. кастовая

основными социальными группами 2. сословная Б) преимущественно наследственный 3. классовая характер принадлежности к элите общества

В) запрещение перемещения из одной социальной группы в другую

Г) в основе деления на группы – различия в характере труда и размерах и

формах его оплаты

Д) запрет на браки с представителями других групп


 

5. Какое словосочетание пропущено в схеме?

               
       
 

6. Гражданин Иванов, потомственный рабочий, начал

трудовую деятельность фрезеровщиком, затем окончил институт, стал инженером, а через несколько лет был назначен начальником

сборочного цеха. Определите тип социальной мобильности.

А. Межпоколенная Б. Внутрипоколенная В. Нисходящая

Г. Горизонтальная Д. Групповая

Ответ:.

 

7. В современном обществе главным статусом мужчины является, как правило, его профессиональная деятельность, занимаемая должность.


Относительно главного статуса женщины высказываются различные точки зрения. Обдумайте приведенные ниже положения. Какое из них, на ваш взгляд, выражает главный статус женщины?

Аргументируйте свой выбор.

А. Социальный статус женщины определяется общественным положением мужа.

Б. Главное что оценивает общество в женщине – ее роль как воспитательницы детей, хранительницы домашнего очага.

В. Женщина, как и мужчина, способна занять высокое положение в обществе благодаря хорошему образованию, высокой квалификации.

 
 

 

 

6.2 Социальное поведение

1. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

· Субъектами социального поведения являются: массы;

…………………………; толпа;

………………………....;

межличностные объединения.

· Видами толпы являются: случайная;

…………………………;

…………………………; действующая.

· Разновидностями социального поведения являются:

…………………………; коллективное поведение;

………………………….

· Социальные движения могут быть нескольких видов:


политические;

…………………………;

…………………………; революционные;

………………………….

· Существует пять типов поведения: конформизм;

…………………………; ритуализм;

…………………………;

………………………….

· Социальный контроль бывает двух видов: формальный;

………………………….

· В протекании любого конфликта можно выделить три стадии:

…………………………;

…………………………; разрешение конфликта.

· Способами разрешения конфликта могут быть: переговоры;

…………………………; посредничество;

………………………….

· В зависимости от числа субъектов выделяют конфликты:

…………………………; межличностные;

…………………………;

· В зависимости от сферы, в которой протекает конфликт, различают конфликты:

политические;

…………………………; социальные;

…………………………;

…………………………; религиозные.


2. Заполните пропуски в схеме.

 

       
   
 


6.3 Этнические общности

1. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

· Признаками этноса являются: общность территории;

…………………………; культурное единство;

…………………………;

………………………….

· В науке выделяется четыре исторических типа этноса:

…………………………; племя;

…………………………; нация.

· В настоящее время межнациональные отношения разделяют на:

отношения между национальными государствами;

………………………….

· Причинами межнациональных конфликтов являются: несправедливое отношение к представителям своей нации;

…………………………; дискриминация;

…………………………;

………………………….

2. Из приведенного ниже списка понятий исключите лишнее. Этноцентризм, национализм, патриотизм, фашизм.

 

Ответ:

 

 

6.4 Семья

1. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

· Выделяют два вида семьи в зависимости от количества партнеров в супружестве:

моногамию

………………………….


· По составу семьи бывают: расширенные;

………………………….

· Семья выполняет ряд функций:

…………………………; социально-статусную;

…………………………;

…………………………;

функцию сексуального регулирования;

………………………….

· Принципами семейного права являются:

…………………………; единобрачие;

…………………………;

приоритет семейного воспитания детей;

………………………….

· Семейное право имеет отличие от других отраслей права:

…………………………;

особым набором юридических фактов;

………………………….

· Закон устанавливает несколько условий действительности брака:

взаимное добровольное согласие;

…………………………; единобрачие;

…………………………; дееспособность.

· Закон различает виды собственности супругов:

…………………………; совместную.

· Семейный кодекс различает режимы имущества супругов: законный;

………………………….

· Формами воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, являются:

…………………………;


опека и попечительство;

………………………….

2. Установите соответствие между условиями действительности брака и их примерами.

Условия действительности брака Примеры

1. Взаимное добровольное согласие А. Совершеннолетие

2. Достижение брачного возраста Б. Душевная болезнь

3. Не состоять в другом и слабоумие зарегистрированном браке В. Совместная подача

4. Не допускать брак между заявления в ЗАГС

близкими родственниками Г. Отметка в паспорте о

5. Запрещается заключение брака разводе

с недееспособным человеком. Д. Усыновленный и усыновитель

3. К функциям семьи относится:

1. организация общественного производства

2. поддержание экономической стабильности в обществе

3. установление социальных норм

4. социализация подрастающего поколения

 

4. Найдите в приведенном ниже списке функции семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. первичная социализация детей

2. обеспечение инновационного развития экономики

3. поддержание общественного воспроизводства

4. биологическое воспроизводство новых поколений

5. преодоление социального неравенства

Ответ:

 

5. Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные только семье традиционного типа. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. совместное ведение хозяйства

2. главенствующее положение отца семейства

3. совместное проживание нескольких поколений родственников

4. закрепление за женой роли домашней хозяйки

5. брачно-родственные связи между членами семьи

6.5 Молодежь

1. Установите соответствие между понятием и определением.

1. Молодежный экстремизм – А. это социал - демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в обществе.

2. Молодежь – Б. это совокупность тех форм деятельности, в результате которых индивид или группа усваивает политическую культуру, становясь политическим субъектом.

3. Политическая социализация – В. это явление, выражающееся в пренебрежении молодежи к действующим в обществе правилам и нормам поведения в отрицании их.

Ответ

 
 

 

*2. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«Молодежь - это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависят его жизнеспособность.

Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько отмобилизирован, насколько полно используется.

Традиционные, статичные общества опираются прежде всего на опыт старших поколений. Такое общество боится стихии молодежи, сопротивляется реализации, ее непроявившихся возможностей, сознательно пренебрегает ими, используя молодежь по необходимости, механически, частично. Молодежь остается лишь скрытым ресурсом, не реализовавшим себя в этом смысле – потерянным поколением. Динамичные общества рано или поздно вынуждены обращаться к молодежи. Если они не делают этого, то революции (или реформы) вскоре захлебываются. Старшие поколения могут лишь составить проект будущего, замыслить социальную перемену, дать ей толчок. Времени их человеческой жизни, жизненного потенциала на большее на хватает. У молодежи практически нет собственного прошлого, ее сознание более конфликтно, открыто переменам. Умные, дальновидные реформаторы не могут не понимать этого, не видеть в молодежи обновляющую силу, оживляющий элемент, интеллектуальный духовный и энергетический резерв, который выступает на передний план и вводится в действие, когда обществу надо произвести глубокую и быструю перемену и в то же время хорошо приспособится к быстроменяющимся и качественно новым обстоятельствам. В этом состоит основная социальная функция молодежи в обществе».

1) Какие два типа обществ выделяет автор? В чем видит различия между ними с точки зрения отношения к молодежи?

 
 

 

 

2) В чем автор видит основную функции молодежи в обществе?

Что ей помогает реализовать эту функцию?

 
 

 

 

3) Как, по мысли автора, должны относится реформаторы к

потенциалу молодых? Опираясь на знания из курсов обществознания и истории, покажите, что вовлечение молодых в политические процессы не всегда ведет к положительным последствиям.

 
 

 

4) Автор считает, что в традиционном обществе молодежь можно отнести к потерянным поколениям. Чем он обосновывает это положение? Разделяете ли вы этот вывод?

 
 

 

 

3. Выделение молодежи как социальной группы относится к:

1) профессиональная стратификации

2) классовой дифферентации

3) этнической стратификации

4) возрастной стратификации

 

Контрольная работа Тест

1. Совокупность связей между различными социальными группами, выполняющими социальные функции в соответствии со сложившимися в данном обществе нормами и ценностями, называется:

а) социальная структура;

б) социальная стабильность; в) социальная группа;

г) социальная стратификация.

2. Совокупность людей, выделяемую для исследования по какому-нибудь признаку, не имеющему социального значения, называют:

а) большая группа; б) малая группа;

в) номинальная группа; г) реальная группа.

3. Уважение к занимаемому человеком месту в социальной иерархии относится к одному их четырех оснований стратификации, определяемому как:

а) доход; б) власть;

в) образование;

г) престиж.

4. В период Средневековья в Европе существовала модель стратификации:

а) кастовая; б) сословная; в) классовая;

г) современная.

5. Соотносительное с другими положение индивида или группы в социальной системе, обусловленное выполняемыми ими социальными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями, называется:

а) социальный статус;

б) социальное положение; в) социальная роль;

г) социальное расслоение.

6. Переход индивида или социальной группы от одной социальной позиции к другой, находящейся на том же уровне, называется:

а) межпоколенная мобильность;

б) внутрипоколенная мобильность; в) вертикальная мобильность;

г) горизонтальная мобильность.

7. Образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества, есть:

а) социальные движения; б) социальные поступки; в) социальное поведение; г) социальные действия.

8. Внешне не организованная общность людей, которые находятся в непосредственном контакте друг с другом, связаны общим эмоциональным состоянием и объектом внимания, есть:

а) масса; б) толпа;

в) публика;

г) семья.

9. Группа людей, поведение которых укладывается в установленные для определенных ситуаций нормы, но выходит за рамки обычного поведения, называется:

а) экспрессивная толпа; б) агрессивная толпа; в) экстатическая толпа;

г) конвенциональная толпа.

10. Создание идеальных общественных систем — это цель: а) утопических движений;

б) движения реформ;

в) революционных движений; г) консервативных движений.

11. К девиантному поведению не относится:

а) конформизм; б) инновация; в) ритуализм; г) ретритизм.

12. Соглашение, достигнутое путем взаимных уступок, называется: а) переговоры;

б) компромисс;

в) посредничество; г) применение силы.

13. В случае, когда человеку необходимо принять то или иное решение, в его сознании может произойти:

а) внутриличностный конфликт; б) межличностный конфликт;

в) социальный конфликт; г) политический конфликт.

14. Исторически возникший вид устойчивой социальной общности людей, представленный племенем, народностью, нацией,

называется:

а) классовая общность; б) этническая общность;

в) профессиональная общность; г) экономическая общность.

15. Социальная общность, исторически складывавшаяся на определенной территории, на основе общности культуры, языка,

экономических связей, государственности, развитого национального самосознания, называется:

а) род;

б) племя;

в) народность; г) нация.

16. Несправедливое отношение одной нации к другой, характеризующееся в числе других показателей неравномерным распределением материальных и духовных благ, называется:

а) ассимиляция; б) аккультурация;

в) дискриминация; г) геноцид.

17. Политика насильственного поглощения одного народа другим называется:

а) дискриминация; б) геноцид;

в) аккультурация; г) ассимиляция.

18. Убеждения и социальные действия, в основе которых лежит чувство любви к своему Отечеству, представляют собой:

а) этноцентризм; б) национализм; в) патриотизм;

г) фашизм.

19. Движения, имеющие целью отделение от государства и создание своего национального государственного образования, называются: а) национальными;

б) сепаратистскими;

в) этноцентристскими; г) патриотическими.

20. Укажите неверное положение. Чтобы предотвратить возник- новение национальных конфликтов, государство должно:

а) гарантировать реализацию прав и свобод личности независимо от ее национальности;

б) содействовать движениям за создание собственного национального государственного образования;

в) способствовать повышению уровня политической культуры граждан;

г) противодействовать проявлениям этноцентризм.

21. Определение семьи: «Круг лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, принятия детей на воспитание» — относится:

а) к экономическому подходу;

б)к социологическому подходу; в)к юридическому подходу;

г) к культурологическому подходу.

22. Брак одного мужчины с одной женщиной в одно и то же время называется:

а) моногамия; б) полигамия; в) полигиния; г) полиандрия.

23. Удовлетворяя потребности человека в любви, заботе, обще- нии, семья выполняет:

а) репродуктивную функцию; б) социально-статусную функцию; в) эмоциональную функцию;

г) хозяйственно-бытовую функцию.

24. Существование семьи в составе супругов и детей относится: а) к первому периоду жизненного цикла семьи;

б) ко второму периоду жизненного цикла семьи;

в) к третьему периоду жизненного цикла семьи; г) к четвертому периоду жизненного цикла семьи.

25. В России государственной поддержкой пользуется только: а) фактический брак;

б) брак, зарегистрированный в органах ЗАГС;

в) брак, оформленный по религиозным канонам; г) брак, оформленный по брачному договору.

26. Имущество, приобретенное супругами во время брака, относится:

а) к личной собственности;

б) к общей собственности;

в) к совместной собственности; г) к брачной собственности.

27. Присвоение фамилии ребенку является:

а) обязанностью органов ЗАГС; б) правом органов ЗАГС;

в) обязанностью родителей; г) правом родителей.

28. Уплата средств на содержание несовершеннолетних детей или бывшего супруга, который потерял трудоспособность во время пребывания в браке, называется:

а)алиментные обязательства; б) лишение родительских прав; в) усыновление;

г) попечительство.

29. Определение: «Социально-демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые определяются уровнем социально-экономического,

культурного развития, условиями социализации в обществе» относится к понятию:

а) дети;

б) подростки; в) юноши;

г) молодежь.

30. Совокупность тех форм деятельности, в результате которых индивид или группа усваивает политическую культуру, становясь политическим субъектом, называется:

а) начальная социализация;

б) продолженная социализация; в) политическая социализация; г) нравственная социализация.


Разгадайте кроссворд.

 
 

По горизонтали. 1. Объединение людей, которое характеризуется общностью территории, доминирующим языком, более четко

определенной организацией власти (вождь, совет старейшин и т.д.). 2. Соотносительно с другими положение индивида или группы в социальной системе, обусловленное выполняемыми ими социальными функциями с вытекающими из них правами и обязанности.

3. Уверенность в исключительной правоте своей национальной культуры и склонность к принижению культурных достижений

других наций. 4. Основанное на кровном родстве объединение людей, ведущих общую хозяйственную деятельность, говорящих на одном

языке и соблюдающих общие социальные нормы. 5. Социальная


общность, исторически складывающаяся на определенной территории, на основе общности культуры, языка, экономических связей, государственности, развитого национального самосознания.

6. Исторически возникший вид устойчивой социальной общности людей, представленный племенем, народностью, нацией. 7.Равноправный, добровольный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, предусмотренных законом, имеющий целью создания семьи и порождающий для супругов взаимные личные и имущественные права и обязанности. 8.Круг лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, принятие детей на воспитание.

9. Политика угнетения национальных меньшинств. 10. Усвоение элементов культуры другого народа при сохранение своего этнического своеобразия.

По вертикали. 11. Убеждения и социальные действия, в основе которых лежит чувство любви к своему Отечеству. 12. Большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически

определенной системе общественного производства, отношение к средствам производства, роли в общественной организации труда, способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. 13. Движение, которое имеет, целью отделения от государства, и создание своего национального государственного образования. 14. Идеология и практика, направленные на разжигание межнациональной розни и вражды.

15. Политика уничтожения национальных меньшинств.

16. Социально-демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности особенности социального положения, социально-психологических свойств, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, условиями социализации в обществе. 17. Внешне неорганизованная общность людей, которые находятся в непосредственном контакте друг с

другом, связаны общим эмоциональным состоянием и объектом внимания. 18. Форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. 19. Поведение людей, не соответствующее общепринятым ценностям и нормам. 20. Идеология и политика, которые не только провозглашают превосходство одной нации над другой, но и

приказывают к уничтожению «неполноценных» наций.


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: