Люм’ат уль-и’тикад шарх шейха Усеймина.
Https://youtu.be/JxU8vmp6aec
БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.
Содержание урока:
Права сподвижников, Пророка Мухаммада саля Ллаху алейхи ва салам.
Постановление относительно того, кто ругает сподвижников.
Жены Пророка Мухаммада, саля Ллаху алейхи ва салам.
Постановление тех, кто обвиняют в прелюбодеянии матерей правоверных, жен Пророка Мухаммада, саля Ллаху алейхи ва салам.
5 Му’áвия бин Аби Суфъян краткая биография.
6 Аль-Хилáфа что такое и как выбирается правитель.
_______________________________________________
Права сподвижников.
Слова имама ибн Кудамы:
Сунной считается: быть дружески расположенным к сподвижникам Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), любить их, упоминать об их достоинствах, просить у Аллаха для них милосердия (говорить: РахимахуЛлах)и прощения.
(Что касается «ат-тарахум» (Говорить РахимуЛлах), то распространено среди ахлю сунна говорить относительно сподвижников «радыаЛлаху ‘анхум»).
И воздержаться от упоминания их недостатков и их разногласий и споров, а также быть убежденным в том, что они благочестивы, и ценить то, что они первыми приняли Ислам.
Всевышний сказал: «А те, которые придут после них (после Аль-Мухáджирýн и Аль-Ансáр), скажут *: Господи наш! Прости нас и наших братьев (сподвижников), которые уверовали раньше нас, и не вселяй в наши сердца злобы к тем, которые уверовали!» (Собрание, 10).
*(Имеется в виду - должны говорить, это «хабар юриду би хи аль-амар» - известие, но под ним подразумевается приказ).
Также Всевышний сказал: «Мухаммад — Посланник Аллаха. Те, кто с ним, суровы к неверным и снисходительны к своим» (Победа, 29).
|
Также говорит Всевышний Аллах: «Мухаммад является Посланником Аллаха, а те, которые вместе с ним, они проявляют жесткость относительно неверующего и проявляют милость друг к другу (к мусульманам)». (Победа, 29).
Говорит шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин в книге «Аш-шарх. Права сахабов».
Слова Руслана идут: «Самые достойные из сподвижников - это мухаджиры, затем идут ансары. Из мухаджиров первые – это четыре праведных халифа. Затем остальные шестеро, которые обрадованы раем и так далее. Затем ансары. После них те, которые давали присягу довольства – это третье, четвертые по степени это те, которые приняли ислам до победы – къаблюль фатх». Что значит фатх? Когда говорят «до открытия» или «до фатха» не имеют в виду здесь фатху Макка. Не имеют в виду открытие Мекки. Под фатхом здесь подразумевается Худайбийское перемирие.
Это потому, что Всевышний сказал: «Мы открыли тебе явную победу (или мы дали тебе явную победу)» (Имеется ввидуперемирие Худайбии).
И пятые по достоинству, это те, которые приняли ислам после Худайбийского перемирия.
И здесь вопрос о том, что, в общем, все подвижники лучше, чем те, которые пришли после них. Но некоторые из тех, которые пришли после них (некоторые из великих табиинов), могут быть лучше чем, какие-то конкретные сподвижники. Есть среди сподвижников те, которые видели посланника Аллаха саля Ллаху алейхи ва салам, только один раз и не сопровождали посланника Аллаха в его джихаде, в его походах или во время его жизни. Есть сподвижники, которые были бедуинами (приходили к пророку (саляЛлаху ‘алейхи уа ссаллям), сидели с ним небольшое время, задавали ему один вопрос, затем уходили. Есть среди табиинов те, которые были имамами этой общины, которые распространяли призыв, вели джихад на пути Всевышнего Аллаха и тому подобные достоинства, что указывает на то, что некоторые из отдельных личностей, из тех, которые пришли после сподвижников, могут быть лучше, чем некоторые из личностей сподвижников. В общем, мы говорим, что сподвижники лучше, чем все остальные, которые пришли после них. (Это все были слова Руслана)
|
Говорит шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин:
Права сподвижников:
Сподвижники (Да будет Аллах доволен ими) имеют огромные заслуги перед исламской общиной, поскольку помогли религии Всевышнего, помогли Его Посланнику (салла Ллаху `алейхи уа салам), воевали ради Аллаха, не жалея имущества и себя, сохранили религию Аллаха, сохранив для этого Писание Всевышнего и Сунну Его Посланника(салла Ллаху `алейхи уа салам) своими знаниями, делами и обучением других, и передали эту религию общине чистой и свежей.
Всевышний удостоил их высших похвал в Своем Писании, сказав о них в суре «Победа»:
«Мухаммад — Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. Так они представлены в Таврате. В Инджиле же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду» (Победа, 29).
|
(Пояснение Руслана):
Здесь необходимо обратить внимание на то, что слова «милостивы между собой» означают милостивые в общем к мусульманам, но это не касается нововведенцев.
Ахлю сунна - приверженцы сунны, не являются милостивыми к нововведенцам (во взаимоотношениях), хоть они являются милостивыми к нововведенцам в общем. Тем, что Ахлю сунна опровергает нововведенцев и разъясняет их заблуждение. Это является милостью к нововведенцам, потому что это удерживает нововведенцев от распространения их заблуждений, соответственно уменьшает количество их последователей, соответственно уменьшает количество или величину их греха в судный день перед Аллахом. И это милость ахлю сунна к нововведенцам.
А что касается взаимоотношения ахлю сунна к нововведенцам, то внешне их взаимоотношение не несет в себе никакой милости. Наоборот, оно заключается в бойкотировании, в отсутствии саляма, в отсутствии разговора с ними, отсутствии сидения вместе с ними, более того в унижении их, в опорачивании их, в раскрытии их недостатков и грехов. Это то, что имеет место в убеждениях ахлю сунна уаль джамаа относительно ахлюль бидаа - относительно нововведенцев и последователей своих страстей.
Слова Аллаха: «Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах
В этом аяте имеется указание на то, что сподвижники являлись искренними перед Всевышним Аллахом и совершали свои деяния и произносили свои слова и имели убеждение лишь стремясь к довольству Всевышнего Аллаха и к Его награде, не имея в своих намерениях какой-либо показухи или желания славы.
Здесь необходимо отметить то, что сподвижники посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) являются лучшими людьми на земле после пророков. Самым великим почетом на земле обладают пророки, так как Всевышний Аллах открыл им откровение и сделал их имамами всех людей на пути к Всевышнему Аллаху (субхана уа Та‘аля). После пророков самыми лучшими людьми на земле были сподвижники и самый лучший из них был Абу Бакр, затем ‘Умар, затем ‘Усман, а затем Али Ибн Абу Талиб. И довод на это слова Всевышнего Аллаха: «Вы были лучшие из общин, которая когда-либо была выведена для людей».
И слова посланника Аллаха (саляЛлаху ‘алейхи уа ссаллям): «Самое лучшее поколение это мое поколение (поколение мое и тех, которые живут со мной в одно время - в смысле из верующих, то есть, из сподвижников)».
(Конец слов Руслана).
Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не ругайте (кого-нибудь из) моих сподвижников, поистине даже если кто-нибудь из вас израсходовал бы столько золота, сколько весит гора Ухуд, то его награда не равнялась бы награде за один мудд * или даже за половину мудда, который израсходовал бы один из них». Согласованный хадис. (Аль-Бухари 3673, Муслим 2541).
*(Мудд - это мера сыпучих тел, равная тому, что поместится в две соединенные между собой ладони среднего человека).
Обязанности, возложенные на исламскую общину относительно сподвижников Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), являются одними из самых важных (великих).
(Пояснение Руслана):
Сподвижники имеют перед нами одни из самых великих прав, которые только могут быть у людей перед людьми, потому что человек больше всего обязан, во-первых, Всевышнему Аллаху, потом - посланнику Аллаха (саляЛлаху алейхи уа ссаллям), затем сподвижникам, и это в вопросах религии. Что касается в вопросах бытовых, то естественно, что человек обязан большой обязанностью перед своими родителями и родственниками.
(Конец слов Руслана).
Мы обязаны (в отношении сподвижников):
Любить их сердцем и благодарить их словом за те благодеяния и добро, которые они совершили.
(Пояснение Руслана):
Если человек верующий и любит религию Ислам, он должен любить того, кто сохранил для него эту религию, а иначе какой же ты верующий и как ты можешь заявлять, что любишь религию Ислам, если ты ненавидишь, или не любишь тех, которые донесли до тебя религию и сохранили ее для тебя. Почему, например, мы должны любить этих людей, хотя мы их никогда не видели, с ними вместе не садились, с ними вместе не ходили и не знаем их в лицо, они не наши соседи? Потому что они приложили великие усилия и оказали великую помощь Аллаху и Его Посланнику в донесении этой религии до нас.
(Конец слов Руслана).
2 Мы должны просить у Всевышнего Аллаха смилостивиться над ними и просить за них прощение, выполняя приказ Всевышнего Аллаха: «А те, которые пришли после них, говорят: ―Господи наш, прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас, и не вселяй в наши сердца злобы к тем, которые уверовали, Господи наш, воистину Ты сострадательный милосердный» (Собрание, 10).
3 Мы должны воздержаться от упоминания их недостатков, которые, даже если и были, то являются ничтожными по сравнению с их достоинствами и благими делами. К тому же, эти недостатки могли явиться результатом простительного Аль-Иджтихáда* или оправданных действий. Как бы то ни было, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не ругайте моих сподвижников». (Этот хадис приводился выше. Он приходит у имама аль-Бухари и Муслима со слов Абу Саида аль-Худри).
(Пояснение Руслана):
Например, сподвижник проявил усилия в познании и постановлении о каком-либо вопросе, ошибся в этом и поступил в соответствии со свои знанием, в приобретении которых этот сподвижник приложил усилия. И поступил так не потому, что он хотел противоречить Аллаху и Его посланнику, не было среди сподвижников никого, кто бы хотел противоречить Аллаху и Его посланнику намеренно.
И здесь слова шейха Мухаммада ибну Салиха аль-‘Усаймина: «И иджтихад прощается». Мы добавляем не только им ошибка прощается, но они берут за это награду, потому что этим своим деянием они желали достичь истины, и желали достичь довольства Всевышнего Аллаха и ошиблись не по своей вине.
(Конец слов Руслана).
*[Примечание от редактора стенограммы]:
Языковое значение этого слова — «старания», в Шари‘ате же «Аль-Иджтихáд» — это приложение всех усилий для достижения решения в каких либо второстепенных вопросах (в вопросах, не касающихся вероубеждений), относительно которых проявляющий это старание не нашел четкого и ясного ответа в Коране или в Сунне по причине того, что эти вопросы не затрагивались в них или он мог не знать те или иные хадисы, которые бы давали полный ответ на рассматриваемые вопросы. Человек этот должен быть исламским ученым, каковыми сподвижники и являлись. Если ученый, соответствующий всем требованиям «Аль-Иджтихáд», проявил в этом деле все свои возможности и достиг правильного решения, он будет вознагражден вдвойне: за старания и за правильное решение, а если результат стараний оказался неверным, то ему предназначена награда за старания, о чем свидетельствует согласованный хадис. Аль-Бухари (7352), Муслим (1716).
[Конец примечания].