МБУ «Отдых». ДЗК «Абзаково». Г. МАГНИТОГОРСК - 2018 ГОД




МБУ «Отдых». ДЗК «Абзаково»

 

 

(Программа кружковой работы в технике «Изонить»)

 

РУКОВОДИТЕЛЬ:___________________________________________

 

 

 

 

Г. МАГНИТОГОРСК - 2018 ГОД

1. Пояснительная записка
Декоративно-прикладное творчество – самое древнее искусство на земле. Его роль велика не только в эстетическом воспитании ребёнка, но и в духовно-нравственном становлении, приобщения к истокам и традициям его Родины. С давних времён вся передача проходит через творчество и искусство. Погружение в мир культуры позволяет ребёнку освоить первую ступень к построению целостной картины мира. Поэтому одной из главных задач стоящих перед педагогами декоративно-прикладного творчества в условиях дополнительного образования является обучение и приобщение детей к различным видам искусства, к лучшим образцам отечественной культуры, развитие их творческого воображения и мышления.
Каждый ребенок любит и по- своему умеет рисовать. Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом и углем и многими другими инструментами и материалами. Можно выполнить рисунок и нитями, натянутыми в определенном порядке на твердом фоне. Такой вид вышивки называется изонить. Достоинство его в том, что изображение выполняется довольно быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть, где разгуляться. Этот увлекательный вид рукоделия доступен и интересен детям любого возраста.
Работа в технике изонити развивает у детей наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук; развивается творческий потенциал ребенка. В ходе работы необходимо запоминать этапы, приемы и способы натяжения нитей, что стимулирует, совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда. В процессе освоения техники «Изонить» расширяется круг знаний; повышается интерес к культуре декоративно-прикладного искусства. Кроме того, изонить расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора.
Любая поделка, работа требует выполнения трудовых операций в определенной последовательности, а значит, учит детей работать по плану, соблюдая последовательность выполнения стежков.
Техника изонити требует ловких действий, следовательно способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга. В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность.
Работы в технике изонити:

- способствуют формированию таких качеств, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, т.е. способствует развитию личности ребенка;
- привлекают детей своими результатами. Они испытывают радость от сделанной своими руками картинки, закладки, панно.

Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для друзей, взрослых. Таким образом, вышивка по картону (изонить) является эффективным средством трудового и эстетического воспитания, что не менее важно для развития и коррекции мелкой моторики у детей.
Программа кружкового объединения «Волшебная паутинка» реализовывается с детьми как с нормой в интеллекте, так и с воспитанниками детских домов, школ - интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Количество часов занятий в каждую смену составляет 36 часов.

Основной возраст детей -7-15 лет лет. Численность детей в группе составляет до 12 человек.

Занятия проводятся ежедневно 2 раза в день по 5 часов.

Итоговым отчётом по реализации программы является выставка творческих работ с учётом возрастных групп детей (1группа –дети 7-10 лет, 2 группа – дети 11-12 лет, 3 группа – дети 13-15 лет).

2. Цель и задачи программы

Целью программы является формирование практических умений работы в технике изонить и развитие у воспитанников индивидуальных творческих способностей в процессе освоения техники.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

Образовательные:

  • Расширить знания учащихся о геометрических фигурах, используемых в работе
  • Научить владеть иголкой, ниткой, шилом
  • Научить работе с трафаретом
  • Научить технике работы «Изонить»
  • Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия
  • Обучить плоскостному моделированию - умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций
  • Освоить понятие «зеркальное изображение»

Развивающие:

  • Развить цветовое восприятие: понятие о холодных и теплых тонах, способы подбора цвета к фону; подбор контрастных цветов и цветов, оттеняющие друг друга
  • Развить глазомер, остроту зрения, координацию движений рук под контролем глаз
  • Развить активный и пассивный словарь детей
  • Развить объяснительную и доказательную речь
  • Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов

Воспитательные:

  • Воспитать усидчивость, терпение, внимательность, старательность
  • Привить эстетический вкус
  • Привить умение использовать полученные ранее знания на других видах изобразительной деятельности из различных информационных источников
  • Способствовать формированию интереса к традициям народного декоративно-прикладного творчества

Механизм реализации программы

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая
  • Индивидуальная

Форма занятий

  • Практические занятия
  • Открытые занятия для родителей
  • Экскурсии
  • Выставки
  • Конкурсы

Методы проведения занятий

  • Словесные: изложение материала, беседы, инструкции, анализ выполненных работ.
  • Наглядные: компьютерные разработки, иллюстрации готовых работ, инструкционные карты, таблицы, схемы.
  • Практические: упражнения, работы по образцу, творческие и индивидуальные работы учащихся.
  • Объяснительно-иллюстративные: способ взаимодействия педагога и ребёнка.
  • Репродуктивные: у чащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
  • Частично-поисковые: дети участвуют в коллективном решении поставленной задачи

Материалы, инструменты и приспособления

Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:

Материалы:

1. Картон различных цветов и фактур, цветная бумага, тарелочки и подносы из плотного белого картона.

2. Нитки различных цветов и фактур.

Инструменты:

  1. Швейные иглы №1, №3.
  2. Шило.
  3. Ножницы.
  4. Простые и цветные карандаши.
  5. Фломастеры.
  6. Клей ПВА.

Приспособления:

  1. Специальная подставка для накалывания рисунка.
  2. Наперсток для защиты пальца при вышивании.

Подставка и коробка для хранения инструментов

Методическое обеспечение

  1. Инструкционные карты.
  2. Таблицы.
  3. Графические изображения.
  4. Схемы.
  5. Образцы поэтапного выполнения работы.
  6. Готовые работы в технике «Изонить».
  7. Компьютерные разработки (знаки зодиака, рождество, пасха, день рождения, поздравительные открытки).

 

Структура и содержание программы.

Весь курс по освоению техники изонити целесообразно разделить на четыре этапа:

1 этап включает ознакомление с искусством изонити, овладение основными приемами работы в технике изонить - заполнение простых (острого, прямого, тупого) углов, смежных, вертикальных углов, координатной плоскости, в процессе работы составляется технологическая карта (схема). Итогом занятий первого этапа является выполненные работы – панно «Рисунки из углов»

В конце 2 этапа отдыхающие ориентируются в технологической карте (схеме), знакомятся с литературой по изонити, знают приемы прошивания круга, дуги, спирали, пользуются различными технологиями прошивания, выполняют в технике изонити открытки, закладки и тд

На 3 этапе занятия направлены на выполнение узоров в треугольнике, квадрате, самостоятельное выполнение изделия с опорой на технологическую карту (схему), работают с литературой по изонити с помощью учителя, составление простых панно, их прошивание, прошивание подарочной коробки. Итогом третьего этапа является готовое изделие более сложного исполнения, чем на втором этапе

4 этап предусматривает выполнение изонити в технике плетение - путанка, составление композиции - обучение плоскостному моделированию, совершенствование навыков использование различных технологий

прошивания в технике изонить. Самостоятельно работают с литературой

1 ЭТАП

ТЕМА 1

Вводное занятие. (1 час)

Теория:

Знакомство с программой (цели, задачи, содержание программы кружковой работы); режим работы; инструменты и приспособления; используемые материалы; демонстрация фотографий и готовых работ учащихся; инструктаж по безопасным условиям труда. Народные промыслы и ремёсла. История происхождения техники «изонить»

Практика:

Ознакомление с образцами работ в технике «Изонить».

ТЕМА 2 (4-5 часов)

Теория

Изонить – как декоративно прикладное искусство. Знакомство с литературой по изонити. Моделирование с использованием углов; приемы работы с шилом, иглой, нитью; понятие о величине угла; длине сторон; понятие о холодных и теплых тонах; подбор цвета к тону; навыки плоскостного моделирования; работа с трафаретами; определение толщины нитей, лицевой и изнаночной сторон изделия.

Приемы прошивания углов (острый, тупой, прямой, смежные, вертикальные, противоположно – направленные с общей стороной). Рисунки из углов. Деление сторон угла, разновидность ниток, бумаги, использование ниток контрастного цвета.

Практика

Работа по алгоритму (схеме).

Прошивание углов с разной длиной сторон

Прошивание четырехконечной звезды.

Прошивание простого цветка (самостоятельная разметка, составление схемы прошивания)

ТЕМА 3 (3 часа)

Теория

Изонить «Осенние мотивы». Анализ образца.

Практика

Прошивание листа клена

Итогом первого этапа занятий является составление композиции (панно – рисунки из углов) «Осенние мотивы», ее прошивание.

2 ЭТАП

ТЕМА 4 (7 часов)

«Узоры в круге»

Теория

Моделирование с использованием окружностей, дуг, овалов, завитков; понятие о хорде разной длины и ее направлении; понятие о количественном и порядковом счете; понятие о середине, центре, вершине, крае; понятие «зеркальное изображение»; подбор контрастных цветов, оттеняющих друг друга.

Практика

Приемы прошивания окружности, сектора, овала, дуги, спирали стежками равной длины, разной длины, стежками равными диаметру

Прошивание дуги треугольниками, неполное прошивание овала. Составление композиций из кругов (цыплята, рыбки …), совмещение изонити с аппликацией, рисунком. Работа с литературой по изонити с помощью учителя.

ТЕМА 5 (4 часа)

Практическая работа (коллективное пано)

«Ой ты, Зимушка!» - составление композиции с использованием изонити «Узоры в круге» (Снеговик, кот, деревья …)

ТЕМА 6 (3 часа)

Изонить. «Валентинки».

Теория

Моделирование с использованием окружностей, дуг, овалов, завитков.

День святого Валентина. Изготовление сувениров ко дню святого Валентина, 8 марта, использование изонити при оформление открыток, закладок, обложки записной книжки.

Практика

Итогом второго этапа является оформление подарочных сувениров с помощью изонити

3 ЭТАП

ТЕМА 7 (5 часов)

Теория

Узоры в треугольниках, четырехугольниках.

Моделирование из треугольников, четырехугольников

Использование полученных навыков при изготовлении сувенирной шкатулки с опорой на технологическую карту. Самостоятельная работа с литературой по изонити.

Практика

Прошивания геометрических фигур

Итоговая работа четвертого этапа - самостоятельное изготовление панно «Светофор», работа по замыслу

 

4 ЭТАП

ТЕМА 8 (3 часа)

Изонить. Плетение – Путанка.

Произвольное прошивание простых геометрических фигур. Изготовление технологических карт (схем) прошивания. Совершенствование навыков работы с литературой. Составление простых композиций, плоскостное моделирование. Совмещение изонити с аппликацией и рисунком

 

ТЕМА 9 (6 часов) «Создание сувениров»

Теория:

Объяснить, как можно создать сувениры с использованием умений, полученных на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации).

Практика:

Создание сувениров с использованием знаний по бумагопластике. Выполнение открыток с изображением знаков зодиака, рамок для фотографий и настенных панно, подарочных коробок и футляров.

ТЕМА 10 Итоговое занятие

Теория:

Подведение итогов.

Практика:

Выставка творческих работ детей.

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА СМЕНУ

Тема Кол-во часов Дата
  1 ЭТАП    
  Вводное занятие. Изонить    
  Подготовка (материалов и инструментов к работе) углов и ниток    
  Приемы прошивания углов    
  Прошивание четырехконечной звезды    
  Прошивание простого цветка    
  Изонить. Листья клена    
  Составление композиции «Осенние мотивы»    
  Прошивание композиции «Осенние мотивы»    
  2 ЭТАП    
(1) Приемы прошивания окружности    
(2) Приемы прошивания дуги    
(3) Приемы прошивания овала    
(4) Приемы прошивания сектора (спирали)    
(5) Составление композиций из кругов (цыплята,…)    
(6) Совмещение нитяной графики с аппликацией    
(7) «Снеговик» -изонить в круге    
(1) Составление композиции «Ой ты, Зимушка.»    
(2) Прошивание сугробов    
(3) Прошивание деревьев    
  Оформление работ    
  День святого Валентина    
  Изготовление сувениров    
  Прошивание сувениров в технике изонить    
  3 ЭТАП    
(1) Нитяная графика. Узоры в треугольниках, четырехугольниках    
(2) Составление орнамента    
(3) Изготовление сувенирной шкатулки    
(4) Изготовление панно «Светофор»    
(5) Оформление работ    
  4 ЭТАП    
  Плетение – Путанка    
  Произвольное прошивание геометрических фигур    
  Составление простых композиций    
  Сувенир выпускнику    
  Нитяная графика в сувенирах    
  Панно «Весенние цветы», «Знаки зодиака»    
  Оформление работы    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: