СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Общие представления о национальном характере и особенностях его формирования
2. Отношение к религии
3. Общество
4. Семья
5. Работа
6. Окружающая среда
7. Личностные особенности
Заключение
Список использованной литературы
Введение
На нашей планете проживают сотни тысяч разных национальностей: от огромных по своей численности групп, рассеянных по всей территории земного шара, до малочисленных народностей, некоторые из которых находятся на грани вырождения и тем не менее чтят свою культуру и оберегают традиции предков. Взаимоотношения между национальными группами редко бывают легкими и однозначными, ведь каждый ее представитель - своего рода результат «смешивания» различных факторов, оставивших свой отпечаток на каждой нации: географическое положение, род занятий, климат, образ жизни.
В настоящее время ученые многих стран изучают психологические особенности различных этносов не только для того, чтобы лучше их понимать, но и для того, чтобы использовать это знание на пользу обществу.
Из знания элементарной общей психологии можно сделать вывод о том, что несмотря на высокий уровень профессионализма, в контактах с людьми, а в особенности, в деловых контактах нам никуда не деться от «человеческой», личностной составляющей, она всегда будет присутствовать на всех возможных уровнях общения. Именно поэтому идеи и мировоззрение человека, который нам симпатичен как человек, а не только как профессионал, мы всегда примем охотнее и быстрее признаем. Наша способность оценить человека, понять его стремления, ценности значит очень многое, поскольку от этого зачастую зависит успех всего дела. В условиях глобализации, когда взаимопроникновение культур и иных сфер жизни, прежде всего, конечно, экономической сферы, достигли высокой точки, мы все чаще контактируем с иностранными партнерами, забывая нередко при этом, что иностранец отличается от нас по своему восприятию окружающей действительности и по манере вести себя в обществе и во время деловых контактов. Именно поэтому знание основных черт характеров разных национальностей жизненно необходимо для достижения тех целей, которые мы поставили перед собой. Если мы будем учитывать те особенности, которые веками формировали характерные черты нации, то сможем не только добиться положительных результатов в деловой сфере, но и сформируем о себе мнение, как о вежливых, понимающих людях и приятных собеседниках.
|
Общие представления о национальном характере и особенностях его формирования
Предположение о существовании национального характера всегда было более или менее скрытой посылкой как обыденного сознания, так и социальных наук. Первоначально описательное понятие «национальный характер» использовалось в литературе о путешествиях с целью осветить образ жизни разных народов. С течением времени понятие эволюционировало: под ним понимали прежде всего темперамент, другие обращали внимание на личностные черты, третьи – на ценностные ориентации и т.д. И по сей день существуют различные мнения не только о том, что такое национальный характер, но и существует ли он вообще.
По мнению Т.Г.Стефаненко[1] обосновывая существование такого понятия, как национальный характер, предлагает выделить следующие основные черты:
|
- характер этноса – не сумма характеров отдельных его представителей, а фиксация типических черт, которые присутствуют в разной степени и в разных сочетаниях у значительного числа индивидов;
- недопустимо признавать какие-либо черты достоянием отдельных этнических общностей: уникальны не сами черты и не их сумма, а структура. К примеру, трудолюбие характерно как для японцев, так и для немцев, разница, однако, состоит в том, что немец трудится размеренно, экономно, рационально, а японцы трудятся самозабвенно, полностью отдаваясь процессу, с наслаждением.
- познать черты характера можно только в их связи с общей системой ценностей, зависящей от многих факторов: социально-экономических и географических факторов, от образа жизни людей.
В последнее время на смену понятию для обозначения психологических особенностей этнических общностей приходит понятие «ментальность». Многие современные исследователи усматривают в недоформализованности термина «ментальность» достоинство, которое позволяет использовать его достаточно широко. Именно ввиду этого чаще всего исследуют ментальность этнических общностей, практически сводя ее к национальному характеру, психологи и этнологи по всему миру. В каком-то смысле национальный характер и ментальность – термины тождественные и могут в некоторых случаях рассматриваться как синонимы, но не всегда: в понятии ментальности больше умственного, рационального начала, в то время как в характере – психологического. Национальный характер наполнен культурными или в целом духовными богатствами. Вместе с тем он подвержен изменениям и в ходе эволюции, и под воздействием культуры, приобретает новые черты и теряя некоторые в то же время некоторые из них.
|
Некоторые исследователи объясняют формирование такого понятия как «национальный характер» через тесную связь между психологией и культурой на всех этапах становления и развития человеческих общностей – коллективов. Первичные психические переживания людей и их общностей, воплощенные в мифологии, выражали не только их деятельность обращенную к природе и среде обитания, но и взаимодействие и общение между собой таких коллективных общностей. Первичные противопоставления «мы» и «они» отражались не только в их сознании как проявления признаков самоидентификации и самоопределения, но оформляли общие переживания страха, дружелюбия, благожелательности или осторожности. И эти переживания не просто поддерживались практикой коллективного взаимодействия, но и тем, что они медленно проникали в культуру, формируя таким образом центральную культурную тему – этос культуры. То есть культура не только поддерживает и сохраняет все значимые для народа переживания, но и всей своей мощью передает их новым поколениям[2]. Поэтому для понимания сущности национальной психологии весьма плодотворными может быть рассмотрение общих психологических феноменов через призму внутренних, структурных особенностей, базирующихся на типах культуры.
Кроме того, можно с уверенностью говорить о том, что национальная психология возвышается над личностью, она является результатом длительной исторической эволюции, содержит опыт многих поколений, выступает по отношению к человеку как внешняя сила, является социальным фактом, потому что будучи результатом объединения психологических взаимодействий индивидов, синтезом их связи с прошлыми поколениями, имеет другое основание – коллективность, что имеет своим следствием установление общих стандартов поведения, ценностей, норм, действий, которые существуют и вне и независимо от конкретной личности.
Своеобразие национального характера обычно связывают с его главным стержневым свойством, у каждого народа оно свое: у англичан – воля и упорство, у американцев – агрессивность и целеустремленность, у немцев – педантичность и дисциплинированность и т.д. Для того, чтобы определить, что именно является стержнем национального характера, необходимо изучить историю народа, его общественный строй, среду обитания, культуру, принципы взаимоотношений между собой и с внешним миром, так как все эти свойства так или иначе интегрированы в характере индивида.
Отношение к религии
У шведов есть пословица, в которой говорится, что шведы рождены свободными, чтобы до самой смерти платить налоги. Но до недавнего времени – до 1996 года – у них фактически не было свободы выбора религии: все шведы сразу рождались лютеранами, хотели они этого или нет. Те, кто не изменяют установленному лютеранскому ритуалу, по крайней мере четырежды в своей жизни посещают церковь: при крещении, конфирмации, венчании (или венчаниях) и прощании с этим миром.
Чтобы как-то поспевать за временем и за постепенно впадающим в язычество населением, церковь проявляет немало изобретательности. Теперь пасторское благословение можно получить не только во время свадебного обряда, но и перед предстоящим разводом. Этот ритуал принимает форму молитвы о прощении, и расстающимся супругам предоставляется возможность поблагодарить друг друга за годы, проведенные вместе.
Творческий подход проявили священнослужители и установив в популярных стокгольмских ресторанах специальные "молитвенные вазы". Посетители могут складывать в эти стеклянные сосуды заявки на молитвы и свои просьбы к Господу. Эти обращения затем забирают священники из баптистских конгрегаций, члены которых затем передают их по инстанции до самой небесной канцелярии для последующего исполнения.
Шведская лютеранская церковь подготовила новый перевод Библии, выпуск которой в свет запланирован к 2000-летию христианства. Проект перевода получил очень хорошие отзывы экспертов за точность и адекватность исходному тексту. Тем не менее, нашлись и критики – феминистки из женской фракции шведской Левой партии выступили с протестом против уклона Ветхого Завета в "воинствующий мужской шовинизм". С их точки зрения, в то время, пока Творец работал над созданием мужчины, женщина уже стояла в сторонке и только посмеивалась.
Общество
Во многих отношениях Швеция является бесклассовой страной. Даже сама концепция социального класса устарела, поскольку крайне трудно определить классовую принадлежность. В целом, принцип равных возможностей имеет сильные позиции в шведском обществе, во многом благодаря долгому доминированию социал-демократической партии в шведской политической жизни. Некоторые даже думают, что этот принцип распространился настолько, что в какой-то степени привел к ограничению плюрализма и свободы личности не в правовом, а в личностном плане. Этот принцип как бы утверждает “не думаю, что вы представляете из себя что-то особенное” и “не думаю, что вы лучше, чем кто-либо другой”!
Принцип равноправия проявляется даже в форме обращения к человеку на “вы”, независимо от пола, возраста или социального класса, всегда говорят “вы”- “du”. Раньше в шведском была более вежливая форма “Ni” (соответствует немецкому “Sie”), которая должна была использоваться, например, между незнакомыми людьми или при обращении ребенка ко взрослому. Сегодня это редко используется, и, как правило, только в среде пожилых людей. Однако, что эта грамматическая форма по-прежнему употребляется, когда речь идет о нескольких людях.
Шведское общество – это бесклассовое образование, но, чтобы научиться перемещаться по социальной лестнице, нужно обладать хорошей сноровкой и пройти школу изнурительной тренировки.
Титулы и звания в Швеции всегда были и остаются в почете. В постоянном обиходе обращения "господин" или "госпожа", а также должностные ранги – такие, как, скажем, "генеральный директор". Но они важны для шведов в той же мере, как и просто обозначение рода профессиональных занятий, например, "фабричный рабочий". Шведские телефонные книги – главный источник информации о социальном положении людей. Наряду с именами и основными координатами абонентов, справочники указывают титулы и другие дополнительные сведения, и многие готовы заплатить весьма приличные деньги за обозначение отдельной строкой места, которое они занимают в шведском обществе.
Различные классы и социальные группы в повседневной жизни демонстрируют различные привычки и образцы поведения. Например, чем выше на социальной лестнице стоит человек, тем более проявляет он склонность быть женатым.
Политика превалирования интересов обычного человека - жителя страны, выработанная за многовековую историю Швеции, далеко не всегда благополучную (были и кровавые междоусобицы и войны и массовый отток шведов в поисках лучшей доли), принесла достойные плоды. Одним из составляющих шведского менталитета является необычайно глубокое уважение к личности, а также собственное достоинство. Об уровне этого самоуважения говорят в быту шведов многие вещи. Вот пример. Где-то на проезжей части стоит небольшой магазин. Продающиеся фрукты выставлены на специальном прилавке в форме открытого шкафа с ячейками на улице. У такого прилавка - ящики с прорезями для денег. Продавец находится внутри магазина, в помещении. Покупатели, на заходя в магазин и не видя продавца, берут фрукты и деньги за них опускают в ящики. Такую же "систему" мы видели и в музеях, на выставках. Собственное достоинство не стоит тех двух-четырех крон, которые необходимо заплатить, а сознание шведа и мысли не допускает о "халяве", да еще полученной таким некрасивым способом. Вышеупомянутые четыре кроны - это немногим меньше пятидесяти американских центов.
Стать богатым в Швеции никогда не было легким делом. Ингмар Бергман находит, что даже миллионеру трудно свести концы с концами при ставке подоходного налога в 102 процента.
Богатые до неприличия люди, после уплаты налогов, в глазах небогатых, но весьма далеких от бедности, остаются просто неприличными. Всякое проявление личного богатства в Швеции всегда вызывало скептическую ухмылку, поскольку считается, что любой победитель в конце концов оказывается проигравшим.
По западноевропейским меркам у шведов - далеко не самая высокая зарплата: в среднем швед получает около двух с половиной тысяч долларов ежемесячно. Цены в Швеции, согласно статистике, на более чем на 20% превышают цены в странах Европейского союза. За чашку кофе и булочку вам придется отдать почти пять долларов, обед (весьма скромный) обойдется вам в 6-8 долларов, за джинсы придется отдать по крайней мере 80 "баксов". Очень дороги, даже по шведским меркам, спиртные напитки и сигареты. Бутылка вина стоит от 20 долларов и выше. Пачка сигарет - в среднем 5 долларов.
Все эти "ужасы", однако, как мне самой показалось, вовсе не вызывают у шведов синдрома всеобщего уныния. И оказалось, что есть отчего. В стране действует всеобщее медицинское страхование, а также страхование от безработицы. Государством обеспечивается от 30 до 100 процентов расходов на медицинское обслуживание и лекарства. Страховка покрывает 50 процентов расходов на лекарства, стоящие от 400 до 1200 крон в год, 75 процентов - на лекарства стоимостью 1200-2800 крон и 100 процентов, если стоимость лекарств превышает 3800 крон. Система профсоюзного страхования дает право потерявшему работу в течение 300 дней получать 80 процентов от своего предыдущего дохода.
В Швеции развита система социальных льгот, предоставляющая различные права и возможности при рождении ребенка. Среднее и высшее образование в стране - бесплатно, студенты получают стипендию. Большую роль во внутренней политике Швеции играют профсоюзы, отстаивающие права и позволяющие пользоваться различными льготными возможностями своим участникам. Кроме того, как свидетельствует статистика, в среднем на человека в Швеции приходится 47 квадратных метров жилья, а это один из самых высоких показателей во всем мире.
Говорят, что для многих шведских сел типично не запирать дверей домов. Шведская культура прочно прививает людям понятие о том, что продукт чужого труда - это не твой продукт и ничто не дает тебе права на его обладание, только возможность купить, приобрести взамен на собственные средства или усилия.
В Швеции стыдно быть в должниках у общества. каждый обязан внести свою лепту в создание всеобщего благополучия. важно не быть обузой другим. пользоваться чем-то бесплатно за счет других, касается ли это денег, вещей или работы, считается сугубо аморальным. сознание собственной бесполезности для общества может привести к личной трагедии; потеря работы или трудоспособности глубоко переживается скорее на моральном уровне, нежели на материальном, поскольку государственные пособия по инвалидности и безработице высоки, как нигде. Если в других странах говорят о долге детей перед родителями и родителей перед детьми, то в Швеции гарантом пожизненной социальной защиты и тех, и других выступает общество. Многие пожилые люди уходят в дома престарелых, чтобы не обременять родственников и быть независимыми. родство не диктует ни обязанностей, ни прав, точно так же, как никогда не служит базой для возникновения протекций по службе или в учебе.
Семья
У иностранца, оказавшегося в Швеции, может сложиться впечатление, что эта страна населена двумя совершенно не похожими друг на друга народами: один народ – это мужчины, а другой – женщины. Типичная шведская женщина красива, уверена в себе и знает три иностранных языка. Она отличается хорошим вкусом и пока она не замужем, она много путешествует, наслаждаясь природой посещаемых ею мест и полностью давая волю своей женской природе. Замужество не прекращает ее карьеры и не лишает обладания собственным счетом в банке.
Средний шведский мужчина считается застенчивым, немногословным, покорным, сентиментальным, принципиальным, надежным – в общем, это тот самый мужчина, который может составить хорошую партию средней шведской женщине и стать отцом ее 1v4 ребенка (уж такова наука статистика с ее любовью к средним величинам). Швед – настоящий домашний мастер, который к тому же знает, с какой стороны подойти к детской коляске и как перепеленать своего детеныша. По своей натуре он одиночка, индивидуалист, лучше всего чувствующий себя на работе, на горной лыжне, либо же в загородном или деревенском доме, который он постоянно и без устали перестраивает.
Шведских мужчин и женщин объединяет одно общее качество – это своеобразный диагностический подход к отношениям между ними. Эти отношения подвергаются самому тщательному, до мельчайших деталей анализу, различные стороны их связи сравниваются и изучаются. Вопросы типа: "Как тебе это понравилось?", "Что бы придумать, чтобы в следующий раз это бы прошло у нас лучше?" – считаются вполне естественными. Иностранца такой почти клинический подход к взаимоотношениям полов может заметно обескуражить, но будет неплохой закалкой для погружения в шведскую среду.
Больших успехов достигло феминистическое движение: на сегодняшний день женщины Швеции наиболее полно, чем в любой стране мира, вовлечены в трудовую деятельность. Кабинет министров Швеции на 50% состоит из женщин. Даже среди священников они встречаются все чаще. По новому закону о престолонаследии мужчины и женщины в королевской семье обладают одинаковым правом наследования трона. Женщина играет главную роль в браке. В Швеции скорее женщины "женятся" на мужчинах, нежели наоборот. Мужчина наравне с женщиной занимается детьми и домашним хозяйством. Нет ничего необычного в том, если мужчины, присматривая за своими детьми в песочнице, обсуждают рецепт блинчиков. Папы-одиночки становятся все более распространенным явлением. Равноправие привело к тому, например, что женщина может предъявить мужу обвинение в изнасиловании, если у нее нет желания выполнять супружеский долг. Женщины в одиночестве посещают рестораны, кафе, пивные бары и приглашают кавалеров на танец, не оставив мужчинам никаких привилегий.
Со времен средневековья строгий учет рождений, браков и кончин в Швеции вела от имени светских властей церковь. Поскольку крупные войны обошли территорию Швеции стороной, все консисторские книги хорошо сохранились и представляют собой лучший во всем мире образец свода биографий и генеалогических линий. А американские мормоны шведского происхождения были особенно активны в деле отслеживания своих корней с тем, чтобы обратить в новую веру даже своих предков.
Половина взрослого населения страны – это одиночки, а живущие вместе пары обычно не состоят в официальном браке. Это отнюдь не отвращает тех, кто придерживается традиционных взглядов, а равно и неисправимых романтиков, от попыток вступить в законный брак. Те, кто решается на женитьбу, часто появляются на свадебных снимках вместе с детьми, которых они произвели на свет еще до заключения официального союза.
После целого десятилетия достаточно простых отношений, свадьбы и церковные венчания снова входят в обиход. Ритуал выглядит очень торжественно. Для того, чтобы провести свадебный обряд, молодоженам порой приходится дожидаться своей очереди – в наиболее живописных или модных церквях все расписано надолго вперед. Во время свадебной церемонии – вопреки прежнему ритуалу – ныне невесту к венцу под звуки марша Мендельсона ведет сам жених, а не его будущий тесть.
Жених неизменно одет в черный фрак, а невеста – в белоснежное платье с подолом, расшитым цветочками. Это разноцветье дополняется полевыми цветами, украшающими волосы невесты. Даже в относительно трудные времена экономических спадов молодожены не останавливаются перед затратами на заказанные по особому дизайну золотые кольца, роскошные приемы и дорогие свадебные путешествия на весь медовый месяц.
Формула современного шведского брака – это взаимное уважение плюс независимость супругов. Успешность этой формулы можно оценить по количеству разводов: более 50 процентов.
Традиционное разделение ролей в семье начало изменяться в 60-е годы, после того, как шведские жены поднялись на борьбу за финансовую независимость от своих супругов и начали требовать от них зарплату за работу по дому, уходу за детьми, "бытовое обслуживание" мужа и т.п. Эта "зарплата жены" по-шведски называется hustrulon, буквально – "оплата домоводства". Требования хранительниц шведских домашних очагов обосновывались тем, что женам шведских мужей приходится выполнять обязанности кухарки, гувернантки и горничной одновременно (хотя шведские мужья, как говорят, были вполне готовы вести дела с каждой из этих помощниц в отдельности в отведенное для каждой время). Как бы там ни было, движение за "женину зарплату", как выяснилось, сулило определенные выгоды и мужьям. Ведь если раньше супруг обычно отдавал жене все свое жалованье, то теперь он должен был расставаться только с двумя третями заработанного. Так что пресловутый hustrulon на какое-то время стал в шведских семействах обычной нормой, и это продолжалось до тех пор, пока женщины в Швеции не стали уделять больше внимания собственной финансовой независимости и посвящать себя собственной карьере.
Но, увы, дополнительные заработки жен лишь усилили налоговый пресс на семейные доходы. И тогда возникла идея рассматривать семью как корпоративное юридическое лицо для получения налогового освобождения на том основании, что отношения супругов – это отношения договора взаимного найма, и пока один из них работает круглые сутки, другой обслуживает первого и получает за это зарплату, подлежащую вычету из налогооблагаемой базы.
По шведским законам послеродовой отпуск продолжается 12 месяцев и оплачивается в размере 80 процентов от последней зарплаты. В течение дополнительных трех месяцев молодая мать получает мизерное пособие из расчета примерно 7-8 долларов в сутки (но, разумеется в кронах). Поскольку, как правило, в Швеции работают оба супруга, то они и решают, кто будет сидеть дома и ухаживать за новорожденным чадом. Вследствие этого шведские мужчины весьма преуспели в умении вскармливать детей грудью, ловкой смене подгузников и пеленании.
Если за малышом ухаживает мать, и она сочтет возможным выйти на работу раньше, до истечения отпуска по уходу за ребенком, то право использовать остаток отпуска остается за ней до достижения сыном или дочерью восьми лет.
Молодая мамаша в какой-нибудь из средиземноморских стран воспитывает свое дитя, применяя в своей педагогической практике попеременно шлепки и поцелуи – и то награждает чадо подзатыльниками, то душит его в объятьях. Другое дело в Швеции. Шведские родители абсолютно отвергают подобную непоследовательность. Кроме того, в Швеции закон запрещает раздавать детям оплеухи. Лишенные столь эффективных средств коррекции поведения, шведские родители растят своих отпрысков как придется, однако в детских садах, а позднее в школе маленьких дикарей постепенно приручают. И все-таки подростки совсем ручными не становятся и сохраняют чрезвычайно независимый характер.
Работа
"Шведской моделью" принято называть способ, с помощью которого Швеции в течение всего послевоенного периода удавалось находить компромисс с принципами капиталистического и социалистического развития общества. В итоге в стране и была создана модель государства всеобщего благоденствия. Своим существованием эта модель во многом обязана соблюдению строгого нейтралитета в условиях противостояния Востока и Запада.
С присущим им и столь ясно выраженным чувством умеренности, шведам было не трудно ввести в норму своего повседневного общежития принципы терпимости, компромисса и сотрудничества. Примеров тому великое множество, начиная от вполне мирного сосуществования предпринимателей и профсоюзов до той легкости, с которой управленческие структуры компаний делегируют свои полномочия рабочим. Зарубежные социологи и психологи не устают удивляться тому, как шведам удается примирить индивидуализм и коллективизм, извлекая при выполнении своей работы максимальную выгоду для себя и не жертвуя при этом своей приверженностью к служению общему благу.
В других странах долго с недоверием и завистью присматривались к шведскому социальному эксперименту, в течение десятилетий кое-кто со злорадством на изготовку ожидал, когда же эта модель все-таки даст трещину. В 1992 году мир, наконец, с удовлетворением вздохнул: на шведском рынке недвижимости произошел обвал, банки оказались на грани банкротства, а курс кроны по отношению к доллару снизился на 30 процентов. Кривая безработицы резко поползла вверх, а ее уровень за короткое время превысил 10 процентов. Шведская модель начала терять свою привлекательность. Огромный сверкающий северный айсберг, который многие считали путеводным маяком, начал постепенно таять. Судя по всему, ему уготована участь небольшой переполненной любителями сырой рыбы льдины, болтающейся в безопасных, но все-таки теплых водах Европейского Союза.
Шведы заботливо лелеют в себе приверженность основам протестантской трудовой этики. Исключения в следовании этим принципам можно наблюдать только на профсоюзным собраниях или во время ежегодного пятинедельного отпуска. Другими периодами в жизни шведов, когда они не работают, являются: у мужчин семимесячная служба в армии, а у прекрасной половины шведского населения – 15-месячный отпуск по уходу за новорожденным. Не приходится непосредственно заниматься работой и во время занятий на каких-нибудь курсах по повышению квалификации или по переподготовке.
В настоящее время половину работающего населения Швеции составляют женщины. Среди развитых в промышленном отношении стран Швеция занимает первое место по численности работающих женщин, что приближает ее к развивающимся странам, где работают все женщины. Вместе с коллегами-мужчинами шведки активно участвуют в мероприятиях, проводимых в рабочее время и посвященных проблемам улучшения позиций Швеции на мировых рынках.
Шведы очень любят устраивать разные совещания и семинары где-нибудь на испанской Ривьере или на паромах, курсирующих между Швецией и Финляндией. Эти мероприятия включают в себя осмотр достопримечательностей и обильные застолья со столь же обильной выпивкой. За все это море удовольствий платит компания, которая таким образом вознаграждает своих сотрудников за их прилежный труд.
Работа для каждого шведа — осознанная необходимость. Рабочее время и досуг четко разграничиваются, именно поэтому шведы не заводят друзей на работе, именно поэтому заниматься на работе личными делами считается неприемлемым. В учреждениях поддерживаются демократических традиций, проявлений иерархии стараются избегать. Каждому дают чувствовать себя равноправным членом трудового коллектива. Это же подчеркивает узаконенное между шведами обращение на "ты". Каждый трудящийся имеет ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью чуть более 5 недель. Основную часть отпуска шведы используют летом, одну неделю оставляют для катания на лыжах зимой. Шведы путешествуют за границу мало, предпочитают поездки по стране и отдых на собственных курортах. Популярными являются хорошо оборудованные кемпинги и туристические лагеря в лесах, горах и на озерах.
В Швеции развивается некий особый тип культуры, который можно было бы назвать "инкубаторной". Отличительными чертами такой культуры являются самореализация и атмосфера равенства.
В качестве примера можно привести организацию трудовых отношений в компаниях "Вольво" и "Сааб". Две эти шведские фирмы – производители знаменитых автомобилей – стали пионерами в так называемой "доковой сборке" машин. Конвейерная сборка заменяется другим методом, при котором рабочие группируются в бригады полного цикла, собирающие автомобили от начала до конца. Смысл этого способа сборки заключается в том, что рабочие Mosyr приобрести опыт смежных профессий, расширить свои практические возможности и навыки. Кроме того, работая в бригаде, они в большей степени соотносят себя с результатом своего труда, а от этого повышается ответственность, производительность труда и качество работы. Предполагалось, что при этом растет и ощущение удовлетворенности своей работой, и чувство удовольствия от самого процесса создания конечного продукта.
Поработав так несколько лет и выяснив, что бригады работают с разной скоростью, а весь производственный процесс по разным причинам постоянно сбивается с ритма, рабочие в конце концов запросили пощады, и руководители компаний сочли за благо вернуться к прежним поточным сборочным линиям.
Не так давно на заводах "Вольво" опять попытались ввести еще один новый метод организации труда – так называемый "опорный метод", составленный из лучших элементов прежних подходов. Помимо перспектив повышения удовлетворенности работой, он предполагал и сокращение вдвое всех составляющих производства: числа рабочих, инвестиций, производственных площадей, времени, комплектующих и запасных частей. В итоге этот метод оказался ничем иным, как попыткой заново изобрести мотоцикл.
За границей бизнесмены, участвующие в различного рода важных совещаниях, обычно исходят из повестки дня, определяющей круг вопросов, подлежащих рассмотрению, и из итоговых протоколов заседаний, фиксирующих принятые решения. Неформальный подход к таким совещаниям, практикуемый в Швеции, им не по душе. Бизнесменам из Швеции, наоборот, кажется странным, почему их иностранные коллеги настаивают на формальном принятии решения после того, как принципиальное соглашение уже достигнуто.
Если американцы непременно хотят, чтобы деловая встреча завершалась подписанием контракта, а итальянцы предпочитают обсуждать детали договора за обедом, чтобы заключить его за десертом, то шведы подходят к этому иначе. Их чувство умеренности, ощущение достаточности – lagom, заставляет их считать достаточным достижение того момента в переговорах, когда довольно четко очерчиваются контуры оптимального решения. После этого всякое обсуждение прекращается, разговоры принимают характер болтовни о всякой всячине или мелких деталях, а сам договор представляется простой формальностью. К сожалению, только шведы обладают способностью определить в ходе переговоров такую точку достаточности, "момент истины".
Шведы часто относятся к намерениям столь же щепетильно, как к договоренностям, почти как к контракту, который нельзя нарушить без согласования сторон. В бизнесе или частных контактах дело чести — придерживаться ранее сказанных слов. Не принимаются ссылки на забывчивость, спешку или плохое настроение. Значение слова настолько высоко, что даже высказанное в гневе оскорбление будет воспринято не как проходящая эмоция, а как определенное мнение.
Другое качество шведов: склонность к компромиссам, уступчивость, undfallenhet – ведет к тому, что люди, обладающие властными полномочиями, словно не очень хотят свою власть употребить. Во избежание конфликтов и ради достижения консенсуса руководители предпочитают передать часть проблем для решения в различных комитетах. Такое происходит не только в бизнесе, но и в политике. Когда выясняется, что их возмущение расистскими и диктаторскими режимами в отдаленных странах никакого воздействия на тиранов не оказывает, шведские политики отправляются на телевидение и торжественно заявляют, что настало время для жестких и решительных действий. Жесткие и решительные действия обычно сводятся к голосованию за осуждение таких режимов в ООН.
Окружающая среда
Шведы – самые большие в мире любители природы. Они готовы распространяться на эту тему сколь угодно долго.
Швеция покрыта бесконечными лесами, в которых шведы в полном семейном составе, воюя с бесчисленными полчищами комаров, собирают ягоды и грибы. Любители одиночества отправляются на лодках и байдарках по сотням тысяч озер, сохранившихся в своей первозданности, если не обращать внимания на химчистку, которой они подверглись в результате пришедших из Британии кислотных дождей. Те, кто любит лыжный спорт, пускаются в походы по горным склонам Лапландии, где тишина столь абсолютна, что путешественник может слышать самые сокровенные мысли своего спутника. Это явление нередко служит в Швеции смягчающим вину обстоятельством во многих судебных процессах об убийствах.
Доступ к природе имеет большое значение для шведов. Даже в самых крупных городах существуют зеленые зоны, где можно побыть наедине с природой. Красный домик с белыми ставнями в лесу — типичная шведская мечта. С одной стороны, шведов можно назвать романтиками природы, с другой стороны, на их отношение к природе распространяется пристрастие к точным знаниям. С детства они хорошо разбираются в названиях деревьев и птиц, цветов и грибов. Природа отождествляется со свободным временем, с возможностью уйти от кабалы обязанностей, сопутствующих рабочим будням. Однако право наслаждаться природой влечет за собой обязательства перед ней. Высокая экологическая сознательность приводит к очевидным результатам: даже в центре Стокгольма можно выловить огромного лосося и пить водопроводную воду безо всякой обработки.
Есть у шведов мечта: спасти природу, защитить ее от разрушительного воздействия человека. И если допустить, что шведы вообще способны на какую-нибудь страсть, то можно сказать, что осуществлению этой своей мечты они отдаются со всей страстью, на какую только способны.
Те журналы, которые раньше публиковали огромные материалы, посвященные освоению космоса, теперь отдают свои страницы исключительно "ресайклингу", то есть индустриальной переработке вторичного сырья. В академических и промышленных лабораториях ученые ищут способы превращения отходов сельскохозяйственного производства в материалы для упаковки пищевых продуктов. А один шведский инженер даже изобрел двигатель внутреннего сгорания, который должен работать на выхлопных газах; одна только незадача: должен работать, но не работает. А в мраморных залах парламента депутаты производят гораздо больше макулатуры, чем раньше – они готовят сырье для "ресайклинга".