Чтение книги, 2) желание подкрепиться, 3) завтрак на траве.




I тур

Задания для проведения Олимпиады в 9 классе

Вопрос № 1

Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.). Для заданий подбираются слова разных частей речи, в разных грамматических формах, как исконно русские, так и заимствованные.

 

Найдите и исправьте орфоэпические ошибки в следующих примерах. В необходимых случаях дайте комментарий.

Апостр о́ ф, вероисповед а ́ние, карфаген я́ не, катал о́ г, об о ́дрить.

 

Ответ.

Апостр о́ фи устарелое ап о ́строф

Вероиспов е ́дание(неправильно вероисповед а ́ние).

Карфаг е́ няне

Катал о́ г(не рекомендуется кат а ́лог; часто встречается в речи библиотечных работников).

Ободр и ́ть, ободр ю ́, ободр и ́т (не рекомендуется об о ́дрить, об о ́дрю, об о ́дрит).

 

Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл. За правильный комментарий – дополнительный балл.

 

 

Вопрос № 2

Участники должны продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать ее с исторической точки зрения.

 

Перед какими гласными буквами может писаться буква Ь и какие функции она при этом выполняет?

 

Ответ. 1) Основное значение Ь в позиции перед гласными – разделительное, то есть указание на то, что следующая буква обозначает j + гласный. Такими гласными являются Е, Ё, И, О, Ю, Я.

2) В положении перед Э в единственном слове бельэтаж функция Ь такая же, как в положении перед согласным: указание на мягкость предшествующего согласного.

 

Оценка. 2 балла за первую часть. 2 балла – за 2 часть (слово бельэтаж).

 

Вопрос № 3

Участники должны показать знание семантической системы современного русского литературного языка.

 

В стихотворении А.А.Тарковского «Петровские казни» читаем

Передо мною плаха

На площади встает,

Червонная рубаха

Забыться не дает.

Определите значение выделенного слова. Что вы знаете о его происхождении? Почему именно это слово употребил поэт в своем стихотворении?

Ответ. 1. червонный - ‘красный, алый, цвета крови’.

2. старосл. чръвьнъ, др.-русск. – чьрвенъ – ‘красный’.

3. В современных словарях слово имеет помету «устаревшее». Использовано для создания исторического колорита. Судя по названию, речь в стихотворении идет о временах восхождения на престол Петра 1, казни стрельцов, выступивших на стороне сестры Петра 1 Софьи.

Оценка. За 1 часть вопроса – 1 балл, за 2 часть – 2 балла, за 3 часть - 1 балл.

 

Вопрос № 4

Участники должны показать элементарную осведомленность в происхождении и истории слов. В качестве примеров выбираются слова с достаточно прозрачной этимологией, например с омонимичными корнями разного происхождения.

 

В словенском языке есть пословица, все слова которой состоят из общеславянских корней:

Kovačeva kobila je vedno bosa (č = ч)

(а) Переведите ее на русский язык и (б) найдите ей русский фразеологический эквивалент.

 

Ответ. (а) Лошадь кузнеца ходит босой (неподкованной); (б) Сапожник ходит без сапог.

 

Оценка. За правильный перевод – 4 балла. За фразеологический эквивалент – 2 балла.

 

Вопрос № 5

Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова. В качестве примеров подбираются фрагменты древнерусских или церковнославянских текстов, содержащих слова с устаревшим значением.

 

В церкви во время богослужения можно иной раз слышать фразу на церковнославянском языке: Гони же правду (1 Тим. 6:11). К чему же всё-таки призывал христиан апостол Павел? Обоснуйте ваш ответ.

Ответ. В церковнославянском языке глагол гнaти означал не только ‘прогонять’, но и ‘догонять’, ‘преследовать’, ‘соблюдать’ (ср. в русском «гон», «гончая» – собака, призванная не прогонять, а преследовать, настигать добычу). Здесь речь идёт как раз о «преследовании», т. е. о соблюдении правды.

 

Оценка: за правильное толкование слова – 3 балла, за правильное историко-лингвистическое объяснение: 3 балла; максимальный балл – 6.

Вопрос № 6

Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.

 

Чехов писал «теплый пальто», лингвисты начала ХХ века – «уголовный арго», мы говорим «черн__ кофе», а у одного современного писателя «боцман пьёт свой утренний пиво». Напишите несколько строк об этом явлении для справочника по культуре речи и дайте краткий исторический комментарий. Объясните смысл художественного приёма, использованного современным писателем.

Ответ.

1. Пальто, арго, кофе и некоторые другие слова, заканчивающиеся на ударные гласные, обычно относятся к галлицизмам, то есть заимствованиям из французского языка. Во французском языке нет среднего рода, слова пальто, арго, кофе относятся к мужскому роду.

 

2. В речи образованных людей прошлого галлицизмы такого типа некоторое время оставались существительными мужского рода. Однако сегодня это отчасти верно только для слова кофе, для которого допустим и средний род, если верить новым справочникам.

 

3. Нарушение согласования по роду утренний пиво является авторским проявлением гиперкоррекции (сверхправильности), возникшей по шуточной аналогии с выражением утренний кофе.

 

Оценка. По 2 балла за правильный ответ на каждый аспект вопроса.

 

Вопрос № 7

Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой.

 

Из данного перечня выпишите слова, которые являются однокоренными.

Персидский, перстень, пестрядь, перистый, перечень, перчик, наперсток, гуттаперчевый, перчатка, наперсник.

 

Ответ. Однокоренными являются перстень и наперсток. Они имеют корень -перст - (ср.: устаревшее слово перст ‘палец’; поговорка Один как перст и т.п.). Исторически к тому же корню восходит еще слово перчатка (первоначально перстчатка).

 

Оценка. За правильное указание однокоренных слов – 2 балла, за указание на этимологическое родство со словом перчатка – 2 балла. За неверное указание родственных связей снимать балл за каждую ошибку.

 

Вопрос № 8

Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте.

 

Восстановите первоначальный вид фразеологизма, укажите его источник:

 

а) Зиму и лето одевается он в парусинку, питается селедкой и акридами (Чехов. Осколки московской жизни 1883);

б) Волк в шкуре джентльмена. (МК. 07.12.2002);

в) Но в СССР может ли быть что доброе? (Новая газета).

 

Ответ. а) питаться мёдом и акридами (акридами и диким мёдом). Источник – Евангелие (Библия);

б) волк в овечьей шкуре. Источник – Евангелие (Библия);

в) Из Назарета может ли быть что доброе? Источник – Евангелие (Библия);

 

Оценка. По 2 балла за каждый восстановленный фразеологизм, за указание первоисточника - 1 балл.

Вопрос № 9

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.

Произведите морфемный анализ словоформ выполните, вылечите, выкупите.

 

Ответ. Для правильного ответа нужно заметить, что каждое из этих слов может быть формой буд. вр. 2 л. мн. ч. и формой повелит. накл. 2 л. мн. ч., поэтому их морфемное членение может быть двояким:

вы-полн-ите и вы-полн-и-те;

вы-лет-ите и вы-лет-и-те;

вы-куп-ите и вы-куп-и-те.

 

Оценка. По 1 баллу за каждую правильно разобранную словоформу.

 

Вопрос № 10

 

Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.

 

Можно ли однозначно определить синтаксические функции зависимых слов в данных словосочетаниях. Дайте мотивированный ответ.

Чтение книги, 2) желание подкрепиться, 3) завтрак на траве.

Ответ. Во всех случаях определение синтаксических функций неоднозначно. В каждом словосочетании зависимые слова можно квалифицировать как определения, так как они относятся к главным существительным. Но в словосочетании (1) слово чтение осложнено значением дополнения, так как оно обозначает объект действия, названного главным отглагольным существительным; словосочетание (2) вообще может быть признано нечленимым так как у главного отглагольного существительного сохраняется модальное значение, а в словосочетании (3) добавляется значение обстоятельства места благодаря синтаксической форме слова с предлогом НА.

 

Оценка. По 1 баллу за правильный разбор, по 1 баллу за каждый правильный комментарий (итого – 6 баллов)


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: