1. Основные этапы развития школьного исторического образования первой половины ХХ в.:
а) процесс школьного обучения истории в начале ХХ в.
Педагоги этого периода стремились строить уроки, которые бы стимулировали познавательную деятельность учеников, формировали у них потребность к знаниям.
Одни видели это в наглядности, другие в работе над докладами и рефератами, третьи предпочитали трудовой метод обучения. При изучении курса старались создать конкретные образы. Для этого использовали карты и картины, книги для чтения с иллюстрациями. Проводились экскурсии, привлекали краеведческий материал. Вырабатывалось умение самостоятельно работать. Распространен был метод вопросов и планов. Их составлял учитель и давал для домашней работы. Максимум внимания работе с учебником. Учили правильно читать текст, составлять план прочитанного. Из учебника выписывали имена, даты, понятия, обьясняли их, повторяли пройденное во взаимосвязи с изученным. Наряду со старыми используются новые методы. Это- реальный, лабораторный, драматизации. Это работа на основе исторических источников.
Н.Рожков и М.Покровский подбирали тексты в зависимости их доступности и интереса учеников. Учебник предлагали заменить кратким конспектом.
Кулжинский Я. предложил метод документации – специально подобранные документы хрестоматии привлекались для иллюстрации текста учебника. У учеников формировалось умение делать заключения на основе многообразия фактов.
Н.Рожков и С.Фарфоровский предложили познавательную деятельность ученика приблизить к методам исследования исторической науки, на изучении первоисточников.
Лабораторный метод основан на самостоятельной работе учеников с историческими документами, иллюстративным материалом и научно-популярной литературой.
|
А.Гартвиг заменил обычные уроки чтением рефератов уч-ся и беседами по их разбору.
Учитель руководил самостоятельной работой уч-ся. Считал, что основательно надо знать только те вопросы, которые имеют существенное значение в истории, главное в самостоятельной работе. Он автор метода драматизации - небольших драматических постановок учеников.
Б.Влахопулов и Н.Покотило видели основной способ привития уч-ся навыков самостоятельной работы в составлении рефератов. Работа разбивалась на этапы. Сначала читали статью, вникали в содержание, разбивали текст на части, выделяли главную мысль. Потом составляли конспект, не отступая от фраз автора.
Следующим этапом было изложение более солидной книги. Делались заметки о значимых и интересных местах, далее составлялся план по которому излагался текст, но уже своими словами.
Третий этап был в составлении реферата на основе 2-3 книг по общей теме, проблеме, нужно было детально изучить вопрос и разработать свой план изложения материала.
На четвертом этапе работа велась по нескольким книгам, но представлялись различные точки зрения. Ученик критически оценивал, определял свое отношение к прочитанному.
На самом сложном этапе предполагалось умение анализировать сырой материал источников. Этапность в реферировании позволяла старшеклассникам овладеть связным и последовательным изложением мыслей, внеся свой вклад в общее образование.
М.Коваленский воспринимал иначе. В его системе сочеталось изучение в той или иной последовательности различных средств обучения: науч.-популярной литературы, наглядных пособий, книг для чтения, специально подготовленного учебника. Итогом работы должны стать краткие письменные отчеты уч-ся по всем изученным темам курса.
|
В 1911г. в Москве открыт Педагогический институт, с 2 годичным обучением. Принимали лиц, закончивших курс высших учебных заведений. На 1 курсе отводилось на методику 4 ч. в неделю, на 2 курсе- 3 часа.
б) школьное историческое образование с 1917 по 1930 г.
В октябре 1917 был образован Народный комиссариат по просвещению. 9 ноября государственная комиссия по просвещению. А Луначарский и М Покровский стали отрицать положительное значение исторического образования. Вместо гражданской истории предложено изучать историю труда и социологию. На 1 этапе (1917-начало 30) историю заменили курсом обществоведения. Остались отдельные элементы курса истории с новым набором фактов и марксистским их освещением. В июле 1918 зав. Отделом реформы П.Лепешинский так определил организацию советской трудовой школы.
Учебные занятия круглый год, перерывы в зависимости от климатических условий. Занятия 7 дней, но 2 дня могут быть отданы на экскурсии.Классное преподавание заменяется трудовым, программы иметь рекомендательный характер. Учителя не пользуются учебниками, нужно иметь справочники, вести с учениками беседы.
Отменены экзамены, бальные оценки знаний, домашние задания. Перевод и выпуск из школы по отзывам педсовета. Вместо классов – мелкие группы- бригады, вместо уроков - лабораторные студийные занятия. Занятия по американскому Дальтон – плану.
|
В октябре 1918 года ВЦИК Положение о единой трудовой школе. Школа делилась на 2 ступени: с 8- 13 лет (5лет), с 13-17 (4). Совместное светское бесплатное обучение девочек и мальчиков. На 1 ступени с 3 года обучения изучался элементарный курс русской истории. На последнем году – изучение Конституции. Во главу всей работы во время бесед и на экскурсиях ставили изучение истории родного края.
В 1920 попробовали ввести программу по истории. Но ее не приняли и 1921 был введен курс обществоведения. В 1923 отказались от предметного преподавания и стали работать по комплексным программам, до 1933г.
Содержание и методы изучения обществознания. Изучать нужно жизненные комплексы.
Природа, общество, труд. В центре- трудовая деятельность людей и задача учеников добывать знания, опираясь на творческую самостоятельность. Исторические сведения связаны с происхождением капитализма, рабочего движения. Развитию уч-ся должны были способствовать трудовой, лабораторно-бригадный, исследовательский методы. Рабочие книги по истории для старших классов. А. Введенского и А. Предтеченского. По ней ученики знакомились с целевой установкой, изучали источники, писали ответы на вопросы. Заканчивалось конференцией с докладами уч-ся и заключительным словом учителя. Исследовательский метод – выполнение заказов-подрядов, в них входили рисование схем, карт, моделирование, изготовление костюмов и вооружений. 2-3 рисовальщика бригады работали дни и ночи, готовясь к годовому отчету. Весной готовилась выставка. Подвижная лаборатория по обществоведению Б. Жаворонкова и С. Дзюбинского рассматривал накопление материала на экскурсии, отработку его путем описания впечатлений, синтез в лаборатории в работе с книгой. Рисование, черчение, лепка, моделирование, драматизация, пение. – это идеи Лая легли в основу трудового метода В. трудовой школе шли от действий к знаниям, а у Лая наоборот. Получение знаний шло в процессе исторического моделирования, реконструкции различных исторических обьектов. Полученные знания применялись на практике, беседы с крестьянами и рабочими, выступление с докладами, организация манифестаций и спектаклей в дни революционных праздников.
Вывод: История Отечества до 1933 г. в качестве отдельного курса не изучалась. Исторический материал давался в соответствующих отделах всеобщей истории. Не было учебников и пособий, основным источником знаний было устное слово учителя.
в) перестройка системы обучения в 30-40 гг. ((Постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школах» от 5 сентября 1931 г. и «Об учебных программах и режиме начальной и средней школе» от 5 августа 1932 г.).;
Особенно значительные успехи достигнуты школой после исторического постановления XVI съезда партии о введении всеобщего начального обучения. Только за последний год число учащихся в начальной и средней школе возросло с 13,5 до 20 млн. Сверх этого ФЗУ и техникумами охвачено 1400 тыс. учащихся.
Наряду с решающими шагами по осуществлению обязательного обучения детей школьного возраста школа значительно продвинулась вперед по пути соединения школьного обучения с производительным трудом и общественной работой, благодаря чему заложены основы перестройки школы на базе политехнизма.
ачиная с 1932 г. сеть школ второй ступени стала быстро расти, увеличилось число детей рабочих и крестьян среди учеников. Создавались новые типы учебных заведений — школы фабрично-заводского ученичества и школы крестьянской молодежи.
В начале 30-х годов изменилось содержание и методы обучения в школе. Были переработаны школьные программы, созданы новые стабильные учебники, введено преподавание всеобщей и отечественной истории. Основной формой организации учебного процесса стал урок, вводились строгое расписание занятий, правила внутреннего распорядка. Сложилась устойчивая школьная система с преемственными ступенями.
г) разработка методических проблем в 50-70 гг.;
10 ноября 1966 года — Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР"О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы". Министерству просвещения СССР и Министерствам просвещения (народного образования) союзных республик поручалось ввести в общеобразовательных школах новые учебные планы и программы, которые обеспечивали бы приведение содержания образования в соответствие с требованиями опережающего развития науки, техники и культуры. Так в 5—7 и 10 классах была введена летняя трудовая практика, в 1970 году в 9 классе — новый предмет начальная военная подготовка, а в 7 классе — Основы Советского государства и права.
3 июня 1967 года — Специальное постановление № 502 Совета министров СССР «О мерах по улучшению подготовки и издания школьных учебников и обеспечения ими учащихся». В нём Министерству просвещения СССР, Академии педагогических наук СССР указывалось разработать научно обоснованные требования к содержанию и объёму школьных учебников и «организовать подготовку рукописей стабильных школьных учебников по основным дисциплинам учебного плана средней общеобразовательной школы».
В 1969 году была проведена реформа школьного образования, в результате которой была изменена структура начальной и средней общеобразовательной школы СССР:
начальная школа сокращена с четырёх до трёх лет обучения (обучение c 1-го по 3-й классы);
неполная средняя школа увеличена за счёт начальной на один год (обучение с 4-го по 8-й классы);
средняя школа (обучение с 9-го по 10-й классы).
В результате проведённой реформы 4-летнее обучение в начальной школе СССР стало 3-летним, добавляя дополнительный год для расширенного изучения предметов в старших классах. Первоклассники, пришедшие в школу в 1969/70 учебном году, учились уже по новой 3-летней программе начальной школы, используя для обучения совершенно новый комплект учебников. Старшие же классы, уже начавшие обучение ещё по старой программе, продолжили его завершение по старым учебникам.
д) поворот в развитии методики в 80-90-е гг.
В 1987 году в результате новой реформы вводится 11-летнее образование со сдвигом всех классов, начиная с четвёртого, на год вперёд. Начальная школа снова становится 4-летней, но ученикам предоставлялась возможность выбора, по 3-летней (10-летней) или 4-летней (11-летней) программе им учиться. При этом ученики, обучавшиеся по 3-летней программе, при переходе на основную ступень «перепрыгивали через номер» — из 3-го класса переходили в 5-й, причём единовременно. Эти изменения в качестве эксперимента были введены в некоторых школах СССР ещё в 1985 году, школьники тогда пошли учиться в "0" класс вместо первого и несмотря на последующие перепрыгивания из 4 класса сразу в 6-й, отучились все 11 лет. Также в 1989 году в ходе реформы «перепрыгивание через класс» было произведено во всех классах.
2. Развитие исторического образования в Российской Федерации:
- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992
Закон Российской Федерации «Об образовании» обосновывает необходимость формирования новой структуры и содержания исторического образования, которые обеспечивают становление целостной и завершенной системы знаний на всех этапах обучения школьников (в начальной, основной, полной средней школе).
- концентрическая структура исторического образования
Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемому материалу. Один и тот же вопрос рассматривается несколько раз в разных классах, причем его содержание постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (2002 г.);
В соответствие с концепцией модернизации российского образования на период до 2010г на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников, которое направлено на реализацию личностно- ориентированного учебного процесса, расширяющего возможности выстраивания учеником собственной индивидуальной образовательной траектории.
В концепции представлены: зарубежный опыт профильного обучения, отечественный опыт профильного обучения.
- Национальный проект «Образование» (2019-2024 г.). – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
Задание: заполнить трехчастный дневник на основе работы с Национальным проектом «Образование» (2019-2024 г.)
Цитата | Комментарий | Вопросы к преподавателю |
Не менее чем в 16 тыс. школ не менее чем в 80 субъектах Российской Федерации, расположенных в сельской местности и малых городах, будет создана материально-техническая база для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ | Сельские школы особенно требуют материальное оснащение и прочего развития | Почему многие сельские школы прекращают свою деятельность? |
70% детей с ограниченными возможностями здоровья будут обучаться по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с использованием дистанционных технологий | Такие дети требуют к себе особого внимания и индивидуального подхода | Почему чаще всего детей с ограниченными возможностями изолируют от основного состава класса? |
В 85 субъектах РФ будет создана и внедрена система социальной поддержки граждан, систематически участвующих в добровольческих (волонтерских) проектах | Нужно как можно больше завлекать в волонтерскую деятельность младшее поколение. | Может быть, необходимо разработать специальные требования к волонтерам? |
Будет внедрена система мониторинга трудоустройства выпускников вузов | Сегодня существуют проблемы с трудоустройством | Почему многие люди, окончившие учебные заведения, идут не по своей профессии? |