Время на подготовку – 3 часа.




Информация об участнике Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории

Класс

Фамилия

Имя

Отчество

Школа

Класс

Шифр (заполняется членами Оргкомитета)


Класс

ПЕРВЫЙ ТУР

Максимальная оценка – 100 баллов

Время на подготовку – 3 часа.

1. Согласны ли Вы с приведенными ниже определениями исторических терминов и понятий? Если согласны, напишите «Да», если не согласны - «Нет». Внесите свои ответы в таблицу. (По 1 баллу за правильный ответ, максимум - 6).

 

  1. До царствования Петра I Россия никогда не имела выхода к Балтийскому морю
  2. Экономические крестьяне – это крестьяне, которые во второй половине XVIII в. получили право уходить на время в города на заработки.
  3. Воевода – глава уезда в России в XVII в.
  4. С принятием Соборного Уложения дворяне утратили право передавать вотчины по наследству.
  5. Барокко – стиль в архитектуре, преобладавший в России в первой половине – середине XVIII в.
  6. Предводитель дворянства – согласно Жалованной грамоте дворянству выборный глава уездной или губернской дворянской корпорации.
           
           

 

2. Впишите пропущенные буквы (одну или несколько) в названия мест сражений русской армии (величина пробела не отражает количество пропущенных букв). 1 балл за 5 правильных ответов, 2 балла за 6 правильных ответов, 3 балла за 7, 4 – за 8. Максимальный балл – 4.

1. Козлу……а

2. Кени……берг

3. П…лтава

4. Ауст……рлиц

5. …чаков

6. И…маил

7. Б…р…дино

8. С…вастополь

3. Соотнесите имена историков и названия их трудов. Для этого соедините в ответе соответствующие цифру и букву. Ответ оформите в видетаблицы (максимальныйбалл – 2 - за все правильные ответы).

  Историки   Названия трудов
1. В.О. Ключевский А. «История государства Российского»
2. Б.А. Рыбаков Б. «Курс русской истории»
3. В.Л. Янин Г. «Новгородские посадники»
4. Н.М. Карамзин Д. «Язычество Древней Руси»
       
       

4. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий конкретный ответ. Вычеркните лишний элемент в каждом ряду (по 1 баллу за ряд, максимальный балл - 5).

1. Днепр, Дон, Ильмень, Ловать, Волхов, Ладожское озеро.

2. Бесермен, баскак, ясак, ярлык, пайдза.

3. Бояре, почетные граждане, думные дворяне, стольники, окольничие

4. «Зеленая книга», «Конституция», «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», Союз спасения, Северное общество

5. «Судебные уставы», Указ о вольных хлебопашцах, «Городовое положение», «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».

 

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

5. Среди перечисленных князей – три пары современников, которым случалось сражаться друг против друга в усобицах. Выделите эти пары, а если удастся – назовите также, при каких обстоятельствах, когда и где им приходилось сталкиваться на поле боя (по 1 баллу за выделенную пару, по 1 баллу за дополнительную информацию, максимальный балл – 6).

Михаил Ярославич Тверской

Василий Васильевич Темный

Всеслав Брячиславич Полоцкий

Изяслав Ярославич

Юрий Данилович Московский

Дмитрий Юрьевич Шемяка

 

1.

 

2.

 

3.

 

 

6. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 10).

Постепенно отдельные отрасли государственного управления стали поручаться боярам. Так появились первые(1)__- учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. В середине столетия их насчитывалось уже два десятка. Дворянской службой ведал __(2)__. Иностранными делами управлял __(3)__. Его первым руководителем был дьяк __(4)__. За государственными землями, раздаваемыми дворянам, следил __(5)__. Некоторые подобные учреждения ведали определенными территориями. Например, территорией присоединенных в этот период ханств ведал __(6)__. Стала складываться единая система управления на местах. Ранее там сбор налогов поручался великокняжеским наместникам, управлявшим на основе системы __(7)__. В рассматриваемый период этот порядок был отменен. Теперь местное управление (сыск и суд по особо важным государственным делам) было передано в руки __(8)__, избиравшимся из местных дворян. Так, в середине __(9)__ века в России складывался государственный аппарат, характерный для формы правления, известной как __(10)__.

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

 

 

7. Определите автора этого текста и назовите произведение, из которого он взят. Нарисуйте (в виде сплошной линии на карте) маршрут его путешествия (пути туда и обратно совпадают) (максимальный балл – 12).

 

Автор и произведение:

________________________________________________________________

Определите автора этого текста и назовите произведение, из которого он взят. Нарисуйте (в виде сплошной линии на карте) маршрут его путешествия (пути туда и обратно совпадают) – 12 баллов.

Автор и произведение:

________________________________________________________________

Не стригше, отвели в Сибирской приказ и отдали дьяку Третьяку Башмаку, что ныне стражет же по Христе, старец Саватей, сидит на Новом, в земляной же тюрьме. Спаси ево, господи! и тогда мне делал добро.

Таже послали меня в Сибирь с женою и детьми. И колико дорогою нужды бысть, тово всево много говорить, разве малая часть помянуть. Протопопица младенца родила; больную в телеге и повезли до Тобольска; три тысящи верст недель с тринадцеть волокли телегами и водою и саньми половину пути. (…)

Посем указ пришел: велено меня из Тобольска на Лену вести за сие, что браню от писания и укоряю ересь Никонову. (…)

Таже сел опять на корабль свой, еже и показан ми, что выше сего рекох, - поехал на Лену. А как приехал в Енисейской, другой указ пришел: велено в Дауры вести - двадцеть тысящ и больши будет от Москвы. И отдали меня Афонасью Пашкову в полк, - людей с ним было 600 человек; и грех ради моих суров человек: беспрестанно людей жжет, и мучит, и бьет. И я ево много уговаривал, да и сам в руки попал. А с Москвы от Никона приказано ему мучить меня.

Егда поехали из Енисейска, как будем в большой Тунгузке реке, в воду загрузило бурею дощенник мой совсем: налился среди реки полон воды, и парус изорвало, - одны полубы над водою, а то все в воду ушло. Жена моя на полубы из воды робят кое-как вытаскала, простоволоса ходя. А я, на небо глядя, кричю: “господи, спаси! господи, помози!” И Божиею волею прибило к берегу нас (…).

Посем привезли в Брацкой острог и в тюрьму кинули, соломки дали. И сидел до Филиппова поста в студеной башне; там зима в те поры живет, да Бог грел и без платья! Что собачка, в соломке лежу: коли накормят, коли нет(…)

На весну паки поехали впредь. (…) На Байкалове море паки тонул. По Хилке по реке заставил меня лямку тянуть: зело нужен[1] ход ею был, - и поесть было неколи, нежели спать(…)

Потом доехали до Иргеня озера: волок тут, - стали зимою волочитца (…) А дети маленьки были, едоков много, а работать некому: один бедной горемыка-протопоп нарту сделал и зиму всю волочился за волок (…)

Было в Даурской земле нужды великие годов с шесть и с семь, а во иные годы отрадило (…)

Таже с Нерчи реки паки назад возвратилися к Русе. Пять недель по льду голому ехали на нартах. Мне под робят и под рухлишко дал две клячки, а сам и протопопица брели пеши, убивающеся о лед. Страна варварская, иноземцы немирные; отстать от лошадей не смеем, а за лошедьми итти не поспеем, голодные и томные люди. Протопопица бедная бредет-бредет, да и повалится, - кользко гораздо! В ыную пору, бредучи, повалилась, а иной томной же человек на нее набрел, тут же и повалился; оба кричат, а встать не могут. Мужик кричит: “матушка-государыня, прости!” А протопопица кричит: “что ты, батько, меня задавил?” Я пришел, - на меня, бедная, пеняет, говоря: “долго ли муки сея, протопоп, будет?” И я говорю: “Марковна, до самыя смерти!” Она же, вздохня, отвещала: “добро, Петровичь, ино еще побредем” (…)

Десеть лет он[2] меня мучил или я ево - не знаю; Бог разберет в день века. Перемена ему пришла, и мне грамота: велено ехать на Русь. (…)

В Енисейске зимовал и паки, лето плывше, в Тобольске зимовал. (…)Приехал на Верхотурье, - Иван Богданович Камынин, друг мой, дивится же мне: “как ты, протопоп, проехал?” А я говорю: “Христос меня пронес, и пречистая богородица провела; я не боюсь никово; одново боюсь Христа”.

Таже к Москве приехал, и, яко ангела божия, прияша мя государь и бояря, - все мне ради (…)

 


8. Определите, какие существование каких государственных учреждений относится ко времени Российской империи, а каких – к советскому периоду российской истории? (2 балла за полностью правильный ответ, 1 балл за ответ с одной ошибкой)

 

1. Сенат

2. Государственный комитет обороны

3. Редакционные комиссии

4. Государственная общеплановая комиссия

5. Верховный тайный совет

6. Государственная Дума

 

Учреждения Российской империи Советские учреждения
   

 

9. Перед Вами – фрагменты стенных росписей и мозаик древнерусских храмов. Три из них находятся с одном и том же памятнике и возникли одновременно, четвертый происходит из другого памятника и принадлежит другой эпохе (5 баллов максимально).

 

  1. Определите, какой памятник «лишний» (1 балл) _________________________________________

 

  1. Назовите храм, из которого происходят три представленных памятника (2 балла)

___________________________________________________________

 

  1. Назовите храм, из которого происходит третий памятник, и главу расписывавшей его артели (2 балла)

 

 

А.

 

Б.

 

В.

Г.

10. Выберите правильные характеристики социально-экономического развития России в XIX веке. Ответ оформите в видетаблицы (по 1 баллу за каждый правильный ответ, 6 баллов максимум).

 

1. Еще до отмены крепостного права в России начался промышленный переворот.

2. Даже к концу XIX в. крестьяне составляли более 75% населения Российской империи.

3. Уже на начальной стадии промышленного переворота в России стали возникать крупные монополистические объединения, в первую очередь, в металлургии.

4. В результате бурного развития промышленности в пореформенный период в России возникли два новых промышленных района – Бакинский и Московский.

5. В 60-е-70-е гг. XIX в. Железные дороги в России строились с широким привлечением частного (в том числе иностранного) капитала. Но уже с середины 90-х годов большая часть железных дорог находилась в государственном ведении.

6. В области финансов в середине XIX в. важное значение имела финансовая реформа Е.Ф. Канкрина, вводившая в России твердую денежную единицу – золотой рубль.

 

           
           

11. Перед Вами таблица, отражающая общие потери (убитые, раненые, пленные, пропавшие без вести) вооруженных сил основных участников войны.

Государства Потери (в тыс.) % потерь от численности армий
  9347,3 60,3
Германия 7860,0 59,3
  4880,0 54,2
Италия 1681,0 30,0
  327.5 8,2
Франция 4701,8 55,9
Англия 3303,1 34,8

Внимательно ознакомьтесь с данными таблицы и ответьте на вопросы:

1. К какой войне относятся приведенные статистические данные?

_____________________________________________________________________________

2. Какие страны обозначены в таблице «1», «2», «3»?

_____________________________________________________________________________ 3. Какая страна вступила в войнупозже других? _________________________________

Максимальный балл – 7.

12. Изучите таблицу, характеризующую состав одного из государственных органов Российской империи начала XX в. Ответьте на вопросы:

1. О составе какого государственного органа идет речь? Данные о каких созывах этого органа представлены в таблице?

2. Чем объясняются изменения в его составе?

3. Что вы знаете об «октябристском маятнике»? Для какого состава он характерен? Объясните свою точку зрения.

 

Партии Период работы: 20.2 – 2.6.1907 Период работы: 1.11.1907 – 9.6.1912
Социал-демократы    
Трудовики    
Кадеты    
Умеренные и октябристы    
Правые    
Всего    

 

Максимальный балл – 10.

 

13. Перед Вами фрагменты документов и иллюстрации. Внимательно изучив их, заполните пропуски в тексте, обозначенные цифрами, и ответьте на вопросы:

Когда (месяц, год), где и кем (назовите глав делегаций) был подписан каждый документ?

Какая иллюстрация относится к каждому из документов?

На чем основаны Ваши выводы?

 

Фрагмент № 1: «Мы, президент __(страна - 1)__, премьер-министр __(страна - 2)__ и премьер __(страна - 3)__, встречались в течение последних четырех дней в столице нашего союзника – __(страна - 4)__ и сформулировали и подтвердили нашу общую политику… Мы согласовали наши планы уничтожения германских вооруженных сил. Мы пришли к полному соглашению относительно масштаба и сроков операций, которые будут предприняты с востока, запада и юга».

Фрагмент №2: «В соответствии с соглашением о контрольном механизме… верховная власть в __(страна - 5)__ будет осуществляться главнокомандующими союзных Вооруженных сил… Военные преступники должны быть арестованы и преданы суду».

Фрагмент №3: «Мы рассмотрели и определили военные планы трех союзных держав в целях окончательного разгрома общего врага…Мы решили в ближайшее время учредить всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности… Мы согласились с тем, что 25 апреля 1945 г. в __(город - 6)__ в __(страна - 7)__ будет созвана конференция __(организация - 8)__, чтобы подготовить устав такой организации».

Иллюстрации

A.

Б.

В.

 

Максимальный балл – 15.

 

 

14. Перед Вами текст одного очень известного документа. Внимательно ознакомьтесь с ним и ответьте на вопросы после текста. «В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, все будущее дорогого нашего Отечества требуют доведения войны во что бы то ни стало до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда доблестная армия наша совместно со славными нашими союзниками сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России почли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и в согласии с Государственной думою признали мы за благо отречься от престола государства Российского и сложить с себя верховную власть. Не желая расстаться с любимым сыном нашим, мы передаем наследие наше брату нашему великому князю Михаилу Александровичу и благословляем его на вступление на престол государства Российского. Заповедуем брату нашему править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том ненарушимую присягу. Во имя горячо любимой Родины призываем всех верных сынов Отечества к исполнению своего святого долга перед ним повиновением царю в тяжелую минуту всенародных испытаний и помочь ему вместе с представителями народа вывести государство Российское на путь победы, благоденствия и славы. Да поможет Господь Бог России». 1. Назовите этот документ, его автора и точную дату подписания.2. Можно ли провести приблизительную датировку исходя только из текста документа? Дайте развернутый ответ со ссылкой на упоминаемые события.3. Что этот документ дает для понимания характера императорской власти в России того времени? До 8 баллов за правильные ответы.

 

15. Расставьте в хронологическом порядке события европейской и мировой истории (2 балла за полностью правильный ответ).

А. Тридцатилетняя война

Б. Война за независимость в США

В. Открытие Колумбом Америки

Г. Куликовская битва

Д. Падение Византии

         

 


[1] тяжел

[2] Пашков



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: