Методика разведывательной подготовки мотострелковых и танковых подразделений




 

Вооруженные конфликты последнего времени, в том числе на Северном Кавказе, показали, что каждый военнослужащий должен хорошо знать организацию и тактику действия противника, его вооружение, оснащение, способы устройства мин-сюпризов, совершения диверсионно-террористических актов, а также уметь отличать разведывательные признаки объектов. Вот почему в ходе плановых занятий по боевой подготовке важно учить личный состав приемам и способам наблюдения, разведки в населенных пунктах, в горах и в лесу. Подразделения должны быть обучены выполнению подобного рода задач как на боевой технике, так и в пешем порядке, уметь скрытно и бесшумно проникать в тыл противника днем и ночью и т. д. Подробно об этом - ниже.

Однако столь высокие тре­бования предъявляются в первую очередь к разведы­вательной подготовке мотострел­ковых и танковых подразделений. Военнослужащие обязаны умело вести разведку различными спосо­бами — будь-то в дозорном отде­лении, разведывательном (отдель­ном разведывательном) дозоре или отряде, а также грамотно дей­ствовать в поиске, засаде и при проведении налета.

Разведчик мало чего стоит, ес­ли: не умеет выполнять разведывательные задачи наблюдением, а при необходимости и боем; скрыт­но проникать в глубину боевого по­рядка противника и наблюдать за ним, оставаясь незамеченным; вскрывать его боевые порядки, их состав, места расположения огне­вых средств, танков, артиллерии, пунктов управления и других объек­тов. И, конечно же, он должен уметь определять состояние и характер дорог, мостов, переправ и водных преград, безошибочно ориентиро­ваться на местности днем и ночью, в горах, лесу, городе и на равнине.

Всем вышеперечисленным премудростям подчиненных учат, командиры. Поэтому в ходе так­тических занятий они должны по­стоянно совершенствовать свои умения и навыки. В частности, по определению цели и задач разведки, выделению необходимых для их выполнения сил и средств, согласованию их действий по задачам, объектам и времени.

В их обязанности входит тщательная подготовка подразделений, выделенных для ведения разведки, всестороннее обеспечение их действий, организация бесперебойной связи с подразделениями, выделенными в разведку, и управление ими. И, конечно же, они должны своевременно докладывать старшему командиру о полученных новых, данных о противнике.

Напомним, что исходными, данными для организации разведки являются: боевая задача, решение командира, указания по разведке вышестоящего штаба, имеющиеся сведения о противнике, состояние сил и средств разведки и их возможности. Ответственность за организацию разведки несет командир. Он определяет цель задачи разведки, указывает, где, в каких объектах сосредоточить условные усилия, какие данные и к какому времени иметь, какие силы и средства использовать для их убывания.

В батальоне (роте) задачи по разведке командирам подразделений ставятся при постановке боевых задач. Применительно к наступлению из положения непосредственного соприкосновения с противником это выглядит примерно так: Командирам подразделений организовать непрерывное назначение за противником. Установить построение обороны противника, начертание переднего выявить опорные пункты, уровень их оборудования, характера инженерных заграждений. Открыть места расположения огневых средств, наблюдательных и радиоэлектронных средств, а также выявить места расположения резервов противника, возможное их выдвижение из глубины.

В ночное время усилить наблюдение подслушиванием, для чего каждой роты с наступлением высылать к переднему обороны по два наблюдателя командиру 1-й роты иметь в готовности один взвод на БТР (БМП) действий в составе боевого разведывательного дозора батальона

Основными способами развед­ки мотострелковых и танковых подразделений, как уже говорилось, являются наблюдение, налет, засада и разведка все же наиболее распространенный - разведка наблюде­ния. Оно организуется и ведется непрерывно, днем и ночью, в любое время года, во всех видах боевой деятельности. Ночью и в других условиях ограниченной видимости большую роль играет подслушивание.

Для ведения разведки наблюдением назначаются: наблюда­тельные посты в составе: в отделе­нии - 1 -2 наблюдателя; во взводе -3-4 наблюдателя или НП; в роте -1-2 наблюдателя и 1-2 НП; в ба­тальоне - 1-2 наблюдателя и 2-3 НП. При этом важно научить воен­нослужащих грамотно выбирать позицию, желательно у местного предмета.

Даже на равнинной местности можно так оборудовать ячейку для наблюдения, что она будет выгля­деть кочкой или иным ложным ме­стным предметом. Но нельзя вы­бирать позицию вблизи ярка выра­женных ориентиров или на гребне высоты. Для наблюдения из кана­вы место выбирается так, чтобы сзади была насыпь, бугорок или куст. В этом случае голова развед­чика не будет заметной. В кустар­нике следует располагаться у под­ножья кустов с их теневой стороны и несколько сзади.

На дереве выбирать наиболее толстые и суховатые стволы, за­крытые густыми ветвями со сторо­ны противника. В огородах лучше залечь между грядками, замаски­ровав себя растительностью. В разрушенном населенном пункте лучшего места для наблюдения, чем развалины, не найти. Если вы затаились на чердаке или за забо­ром, наблюдайте через щели, окна и двери, находясь в глубине здания.

Прежде всего командиры под­разделений должны овладеть ме­тодикой проведения занятий по разведывательной подготовке. То­гда они смогут обучить личный со­став своевременному обнаруже­нию боевиков, готовящихся к огне­вому налету, устройству засад, со­зданию завалов, минированию местности, совершению диверсионно-террористических действий.

Применительно к локальным вооруженным конфликтам на ТСЗ, ТЗ рекомендуется отработать те­мы: «Действия наблюдателя (на­блюдательного поста, дозорной машины) на равнине, в горах, селением пункте, лесу, днем и чью»; «Действия разведывательных групп при проведении поиск в лесу и горах, населенном пункте»; «Действия при проведении налета ночью с целью захвата пленного»; «Действия в засаде в горной теснине, лесу, населенном пункте»; «Действия разведывательной группы в тылу противника».

При этом тактико-строевые занятия по разведке рекомендуется проводить односторонними на фоне не несложной тактической обстановки. Чаще всего - «пеший по машинному» пли в пешем порядке. Вот лишь некоторые рекомендации по методике подготовки и проведения такого ТСЗ.

Тема: «Несение службы на наблюдательном посту».

Учебная цель: обучить личный состав мотострелкового от­деления приемам и способам не­сения службы на НП; научить и потренировать его в изучении местности, местных предметов и противника а также в определе­нии расстояний до местных пред­метов (целей), нанесении их на схему местности и докладе о ре­зультатах наблюдения.

Учебные вопросы:

1. Изучение местности, мест­ных предметов и противника в сек­торе наблюдения;

2. Определение расстояния до ориентиров, местных предметов,
целей. Составление схемы мест­ности.

3. Обнаружение целей и доклад о них. Нанесение целей на карту. Ведение журнала наблюдения.

Время занятия: 3 часа.

Накануне проведения ТСЗ лич­ный состав изучает обязанности наблюдателя. Каждый военнослужа­щий должен хорошо знать разведывательные и демаскирующие при­знаки объектов и целей (основных видов вооружения и техники про­тивника, инженерных сооружений и заграждений, элементов боевого порядка и др.), подготовки против­ника к совершению диверсионно-террористических действий.

Солдаты обязаны уметь поль­зоваться приборами наблюдения, знать ориентиры, условное наиме­нование местных предметов и бы­стро находить их на местности. Ве­дя непрерывное наблюдение за противником, военнослужащие должны отыскивать цели, опреде­лять их местонахождение относи­тельно ориентиров (полярные ко­ординаты) и своевременно докла­дывать о результатах наблюдения командиру подразделения. При этом соблюдать строжайшую дис­циплину и выполнять все требова­ния маскировки, знать сигналы уп­равления и оповещения.

Для создания НП используются штатные средства боевой маши­ны, а наблюдатели оснащаются приборами наблюдения, в том чис­ле приборами ночного видения и средствами освещения местно­сти. НП может располагаться в БМП (БТР), танке, а также в зда­нии, сооружении, специально обо­рудованном окопе открытого типа или в окопе с перекрытием и смот­ровыми щелями, на дереве или в других местах, обеспечивающих хороший просмотр местности и противника (на возможно большую глубину).

Наблюдателю и наблюдатель­ному посту назначается сектор (полоса) наблюдения, а иногда район или объект. При глубине на­блюдения до 2 км сектор может быть шириной до 1,5 км, а при большей глубине - до 4 км. Сектор наблюдения обычно разбивается на зоны: ближнюю - до 400 м, среднюю - до 800 м и дальнюю - на глубину видимости.

При постановке задач наблю­дателю (наблюдательному посту) указываются ориентиры и услов­ные названия местных предметов. Кроме того, сообщаются сведения о противнике: где он находится, что делает, откуда ожидается его появление. Отдельно указывается место для наблюдения, сектор (район, объект) наблюдения, на что обратить особое внимание, а также в какие сроки и каким спосо­бом докладывать о результатах на­блюдения.

Теперь расскажем о методике проведения ТСЗ. Непосредст­венно перед началом занятия ко­мандир взвода на местности сооб­щает командирам отделений тему, цель и учебные вопросы. Указыва­ет место и разъясняет, в какой пос­ледовательности, на фоне какой тактической обстановки и как не­обходимо отработать каждый учебный вопрос. Затем ставит за­дачи помощнику, имитирующему противника, и оператору учебного тактического поля: к какому сроку, где и какую поставить цель; по ка­кому сигналу, на какой период вре­мени и сколько раз показывать ту или иную цель; куда и по какому сигналу осуществить смену распо­ложения целей. Если занятие про­водится непосредственно в зоне боевых действий, то можно обой­тись без обозначения целей.

Отделения на занятия выводят­ся в составе взвода с положенным оружием и снаряжением. По при­бытии на место проведения ТСЗ командир взвода объявляет тему, цель и учебные вопросы. Затем приказывает сержантам вывести отделения на ранее указанные им места и приступить к занятиям.

При отработке первого учебного вопроса: «Изучение местности, ме­стных предметов и противника в се­кторе наблюдения» командиры от­делений выводят подчиненных к ме­сту проведения занятия и создают два наблюдательных поста. Из числа опытных солдат назначаются стар­шие наблюдатели, ставится задача на ведение разведки. Затем коман­дир отделения объясняет, как необ­ходимо организовать наблюдение.

Личный состав поста обязан тщательно изучить местность в своем секторе, запомнить форму, размеры и места расположения всех местных предметов, опреде­лить, где вероятнее всего против­ник может расположить огневые средства, создать инженерные со­оружения и заграждения. После объяснения командир отделения тренирует личный состав в прие­мах изучения местности и против­ника.

Приступая к изучению на прак­тике второго учебного вопроса «Определение расстояния до ориентиров, местных предметов, целей. Составление схемы мест­ности», командир отделения объ­ясняет, что после получения зада­чи и изучения местных предметов необходимо определить расстоя­ние до них и ориентиров. После практического показа — как это делается — тренирует личный со­став в определении расстояний. При этом особое внимание уде­ляет работе солдат с оптически­ми приборами.

Когда расстояния до ориенти­ров подчиненными будут опреде­лены (рис.1), командир отделения показывает, как надо составлять схему местности. Затем тренирует их в составлении такой схемы (рис.2).

Проверив, как обучаемые спра­вились с заданием, сержант пере­ходит к отработке следующего учебного вопроса: «Обнаружение целей и доклад о них. Нанесение целей на карту. Ведение журнала наблюдения». Объявив учебный вопрос и порядок его отработки, командир отделения условными сигналами подает команду показ целей и приказывает личному составу наблюдать. После, об обнаружении цели и нанесены ее на схему, сержант учит обучаемых правильно заполнять наблюдения.

При разборе руководитель занятия отмечает лучших, а также указывает на ошибки в действиях обучаемых. Затем он дает задание на подготовку к очередному занятию.

При обучении личного состава ведению разведки в горах следует обращать внимание на то, что в этих условиях наблюдение должно быть круговым. Военнослужащие должны знать, что появления противника следует ожидать со всех сторон. Для этого система наблюдения эшелонируется по фронту, глубине и высоте.

 

Рис. 1. Определение расстояния до ориентиров, местных предметов, целей.

 

 

Сегодня, как никогда, коман­диры подразделений должны владеть методикой проведения та­ктико-строевых занятий (ТСЗ) по разведывательной подготовке в горах. Поэтому будет не лишним показать методику проведения ТСЗ по теме: «Действия наблюда­тельного поста в горах днем».

Цели занятия:

— научить личный состав отде­ления правильному выбору и обо­рудованию места для наблюда­тельного поста и ведению наблюдения с учетом условий горной местности.

— совершенствовать приема определения в горах расстояния до местных предметов и цел глазомерно и по видимым линейным (угловым) размерам предметов с помощью бинокля и другими способами.

Учебные вопросы:

1. Постановка задач наблюдательному посту.

2. Выбор места для наблюдательного поста, его оборудована и маскировка.

3. Порядок осмотра местности и местных предметов, определение расстояний до ориентировочных местных предметов и целей.

4. Организация работы наблюдательного поста. Доклад результатов наблюдения.

Время занятия - 4 часа.

Место занятия - учебное тактическое поле.

Порядок отработки первого учебного вопроса - «Постановке задач наблюдательному посту» может быть следующим. Руково­дитель ТСЗ указывает: ориенти­ры, положение и характер дейст­вий противника; расположение передовых подразделений своих войск; место поста и порядок его оборудования; сектор наблюде­ния; на что обращать особое вни­мание; в какие сроки и каким спо­собом докладывать о результатах наблюдения. Затем руководитель проверяет, как военнослужащие уяснили задачу.

При отработке второго учебно­го вопроса - «Выбор места для на­блюдательного поста, его обору­дование и маскировка» - руково­дитель занятия дает задание вы­брать место для наблюдательного поста, отрыть окоп на глубину 50-60 см и замаскировать его. В последующем руководитель оце­нивает, насколько тактически гра­мотно обучаемые справились с по­ставленной задачей.

При отработке третьего учеб­ного вопроса - «Порядок осмотра местности и местных предметов, определение расстояние до ори­ентиров, местных предметов и це­лей» руководитель объясняет и по­казывает порядок их осмотра и приемы измерения расстояний в горах различными способами. Обучаемые тренируются в опреде­лении расстояний.

При отработке четвертого вопроса – «Организация работы наблюдательного поста. Доклад результатов наблюдения» - руководитель занятия назначает старшего наблюдателя и прика­зывает ему организовать наблю­дение на посту. Затем обучает наблюдателей приемам, показы­вает как вести журнал наблюде­ния. Обучаемые должны усвоить порядок доклада о результатах наблюдения. Военнослужащие тренируются в роли старшего наблюдателя и наблюдателей а также в действиях на наблюда­тельном посту.

 

 

Рис. 2. Схема местности, составляемая наблюдателем (вариант)

 

На ТСЗ при обучении отделе­ния (взвода) действиям в засаде рекомендуется отработать такие учебные вопросы.

1. Способы скрытного выхода в район засады. Маскировка, организация наблюдения и системы огня.

2. Расположение отделения (взвода) в засаде.

3. Внезапное нападение на одиночных солдат, отдельную ма­шину противника. Захват пленных, документов и образцов вооружения.

4. Отход с конвоированием пленных и эвакуацией захвачен­
ной техники. Доклад о результатах засады.

При проведении ТСЗ по теме «Отделение (экипаж) в дозоре» может быть определена следую­щая учебная цель - отработать приемы и способы действий отде­ления (экипажа) при осмотре ме­стности и местных предметов на ходу и с коротких остановок с вы­сылкой пеших дозорных. Учебны­ми вопросами могут быть:

1.Осмотр высоты, оврага (ло­щины, балки), леса, населенного
пункта и других местных предме­тов на ходу и с коротких остановок
с высылкой пеших дозорных.

2.Доклад о результатах осмотра.

При проведении ТСЗ по теме «Подготовка отделения (группы) к действиям в тылу противника» учебными целями могут быть:

—отработать приемы и способы подгонки обмундирования,
снаряжения, подготовка средств связи, оружия и укладка всего иму­щества;

—обучить приемам и способам захвата и конвоирования пленных.

При проведении ТСЗ по теме «Взвод в поиске» учебными целями могут быть:

—научить солдат смелым, решительным и инициативным действиям в поиске;

—дать практику команду отделения в подготовке личного состава к действиям в поиске и в управлении при проведении поиска.

При проведении ТСЗ по теме «Взвод в отдельном разведывательном дозоре в наступлении» учебными целями могут быть:

- учить командира взвода организации разведки и управлению взводом при ведении разведки в наступательном бою;

- тренировать командиров отделений в управлении подчиненными при ведении разведки в составе взвода и самостоятельно;

- учить личный состав взвода смелым, инициативным и решительным действиям при ведении разведки в наступательном бою.

При проведении ТСЗ по теме «Рота в разведывательном отряде наступлении» учебными целями могут быть:

- научить подразделения роты действиям в составе разведывательного отряда в наступлении;

- совершенствовать навыки командиров взводов и отделений в направлении своими подразделениями при действиях их в качестве разведывательных дозоров и в составе главных сил разведотряда;

- добиться от всего личного роты слаженных, решительных и инициативных действий в разведке.

В маневренном бою организуются подвижные наблюдательные посты в боевых порядках разделений. Они включают, войсковых разведчиков, личный состав и средства развед-артилерийских, инженерных и других подразделений.

Помимо наблюдения, распространенным способом разведки поиск. Он заключается в подходе группы к намеченному и заранее изученному объекту, внезапном нападении на него с целью захвата пленных, до­кументов, образцов вооружения и боевой техники. Для проведения поиска от мотострелкового ба­тальона может назначаться под­разделение до усиленного взвода, которому придаются саперы со средствами разведки и размини­рования.

Действие разведывательного дозора — поддерживаются огнем танков, БМП, артиллерии и дру­гих огневых средств. Объектами проведения поиска могут быть отдельные огневые точки, наблю­дательные посты и наблюдатели, часовые, охранение, сторожевые посты, посыльные противника. Для проведения поиска в подраз­делении, как правило, создаются подгруппы нападения (захвата), одна-две подгруппы огневого обеспечения и подгруппа разгра­ждения.

Поиск может проводиться в лю­бое время года, суток и в различ­ных метеорологических условиях. Группа в поиске действует, как правило, бесшумно.

В плане поиска предусматри­ваются следующие основные воп­росы: цель поиска и состав под­разделения (группы); задачи под­групп нападения, огневого обес­печения и разграждения; средства усиления, начало и окончание дей­ствий подразделения (группы), проводящего поиск; пути подхода и порядок выдвижения к объекту; порядок нападения на объект; ор­ганизация управления и связи вну­три подразделения (группы); мес­то сбора разведчиков после вы­полнения поставленной задачи.

При постановке задачи на про­ведение поиска командир подраз­деления (группы) указывает: све­дения о противнике; задачу под­разделения, назначенного в по­иск; задачи подгрупп нападения, огневого обеспечения и разграждения; порядок действий при падении на объект и отходе в р положение своих войск; сигналы для управления; объявляет п пуск и назначает заместителя.

Кроме того, при постановке задач подразделению (группе) может указываться порядок действий на случай внезапной встречи с противником до подхода к объекту по каким участкам (целям) подготавливается огонь поддерживающей артиллерии, минометов, леметов, порядок выноса ранее и павших в бою, местонахождение командира.

В назначенное время командир группы выводит личный состав исходный пункт и отдает боевой приказ. Затем дает условный сигнал. Разведчики выдвигаются с исходного пункта в заранее установленном порядке, с дистанциями 1-2 м один другого. Двигаться следует бесшумно, соблюдая строжайшую дисциплину и меры маскировки. При подходе к заграждениям противника разведчики с помощью миноискателей обнаруживают мины и обезвреживают их, обозначая границы прохода видимым темноте указками.

После проделывания прохода саперы обследуют местность проволочными заграждениями, обнаружив мин, они возвращаются к проделанному проходу и охраняют его. Старший подгруппы разграждения подает командиру группы сигнал о готовности прохода. Тогда начинает выдвигаться группа огневого обеспечения, а за ней — подгруппа нападения (захвата). В зависимости от характера объекта, местности и других условий подгруппа нападения может атаковать объект с одной стороны или одновременно с двух сторон.

Нападающие приближаются объекту поиска, как правило скрытно и на удаление, позволяющее достичь противника одним броском. Затем по личному при­меру командира или по его сигна­лу решительно врываются в распо­ложение противника и захватыва­ют пленных. При нападении необ­ходимо перехватить возможные пути его отхода.

Наиболее удобный момент для нападения на одиночного солдата (часового, стрелка наблюдателя) — когда он обращен спиной к на­падающим или отвернулся в другую сторону, а также во время производства им инженерных ра­бот. На расчет удобно напасть во время производства им инженерных работ. На расчет удобно напасть во время перезаряжания оружия, а также когда пулеметчик или наводчик орудия разговаривает со своим напарником. На группу сол­дат — когда они заняты оборудо­ванием своих позиций или прини­мают пищу.

Действенным способом раз­ведки является и налет. В от­личие от поиска, который прово­дится по возможности бесшумно, в основе действий разведчиков при налете лежит умелое сочета­ние огня, внезапности и стреми­тельного удара, заканчивающего­ся короткой рукопашной схваткой. Налет тем эффективнее, чем он неожиданнее и стремительнее. Нападают на заранее выбранный объект с целью захвата пленных, документов, образцов вооружения и боевой техники или уничтожения обнаруженных пунктов управления и других важных объектов.

Способы действий группы при налете зависят от расположения объекта, характера действий про­тивника, состава группы и условий местности. В зависимости от об­становки при проведении напета из состава группы могут назна­чаться солдаты для снятия охраны, подгруппа нападения на объект и подгруппа огневого обеспечения. В подгруппу нападения включает­ся обычно не менее половины все­го состава разведгруппы. Для уничтожения охраны назначаются не в один-два разведчика на каждого солдата противника.

В установленное время личный состав разведгрупп бесшумно и скрытно выдвигается как можно ближе к объекту налета. Солдаты, назначенные для уничтожения ох­раны, заранее выдвигаются и скрытно располагаются в непо­средственной близости от объек­та, в месте, удобном для нападе­ния. Подгруппа огневого обеспе­чения занимает позицию за есте­ственными укрытиями и изготав­ливается для открытия огня. Пози­ции приданные танков, Б^П, ору­дий и других огневых средств вы­бираются с расчетом возможности вести огонь как по объекту нападе­ния, так и в направлениях, откуда возможен подход противника.

Убедившись в готовности раз­ведгруппы к налету, командир вы­бирает удобный момент и подает сигнал на начало действий. По сиг­налу группа снимает охрану и стремительно нападает на объект. Противника разведчики уничтожа­ют огнем и в рукопашной схватке, захватывают пленных. Выполнив задачу, разведгруппа отходит в за­ранее назначенный район.

Во всех видах боя могут устра­иваться разведывательные заса­ды. Особенно часто они применя­ются подразделениями, действу­ющими в составе боевых разве­дывательных дозоров, разведы­вательных групп, а также специ­ально назначенными для этого подразделениями. Места для за­сад выбираются вблизи дорог, троп, у мостов, переправ, в дефи­ле, на перевалах.

Объектами нападения при дей­ствиях в засаде являются как оди­ночные солдаты, так и группы сол­дат, подразделения разведки, ох­ранения, транспортные колонны. Засада по сравнению с другими способами разведки имеет ряд преимуществ. Подразделение, на­ходящееся в засаде, располагает

возможностями для внезапного нападения.

Успех засады зависит от тща­тельности ее подготовки. Развед­чик может быть назначен в засаду в составе одной из групп (нападе­ния, огневого обеспечения) или в качестве наблюдателя на вероят­ных путях подхода противника. Пе­ред выступлением он должен уяс­нить свою задачу и задачу группы, порядок движения и расположения групп, сигналы связи, открытия ог­ня, порядок отхода, а также тща­тельно изучить маршрут, по кото­рому доведется выдвигаться к месту засады. Надо стараться запом­нить рельеф местности, по которо­му придется перемещаться, ярко выраженные ориентиры. Выход в район засады должен совершаться скрытно и бесшумно.

Залогом победы в засаде яв­ляется выдержка, смелость и на­ходчивость ее участников, вне­запность их действий. Важно со­хранять хладнокровие и выдерж­ку, умело использовать приемы бесшумного нападения на про­тивника.

В заключение подчеркнем, что успешная разведывательная дея­тельность подразделений во мно­гом зависит от выполнения ряда требований. К основным из них от­носятся непрерывность, актив­ность, целеустремленность, свое­временность, достоверность до­бываемых данных, а также точ­ность определения координат разведываемых объектов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: