Вооруженные конфликты последнего времени, в том числе на Северном Кавказе, показали, что каждый военнослужащий должен хорошо знать организацию и тактику действия противника, его вооружение, оснащение, способы устройства мин-сюпризов, совершения диверсионно-террористических актов, а также уметь отличать разведывательные признаки объектов. Вот почему в ходе плановых занятий по боевой подготовке важно учить личный состав приемам и способам наблюдения, разведки в населенных пунктах, в горах и в лесу. Подразделения должны быть обучены выполнению подобного рода задач как на боевой технике, так и в пешем порядке, уметь скрытно и бесшумно проникать в тыл противника днем и ночью и т. д. Подробно об этом - ниже.
Однако столь высокие требования предъявляются в первую очередь к разведывательной подготовке мотострелковых и танковых подразделений. Военнослужащие обязаны умело вести разведку различными способами — будь-то в дозорном отделении, разведывательном (отдельном разведывательном) дозоре или отряде, а также грамотно действовать в поиске, засаде и при проведении налета.
Разведчик мало чего стоит, если: не умеет выполнять разведывательные задачи наблюдением, а при необходимости и боем; скрытно проникать в глубину боевого порядка противника и наблюдать за ним, оставаясь незамеченным; вскрывать его боевые порядки, их состав, места расположения огневых средств, танков, артиллерии, пунктов управления и других объектов. И, конечно же, он должен уметь определять состояние и характер дорог, мостов, переправ и водных преград, безошибочно ориентироваться на местности днем и ночью, в горах, лесу, городе и на равнине.
|
Всем вышеперечисленным премудростям подчиненных учат, командиры. Поэтому в ходе тактических занятий они должны постоянно совершенствовать свои умения и навыки. В частности, по определению цели и задач разведки, выделению необходимых для их выполнения сил и средств, согласованию их действий по задачам, объектам и времени.
В их обязанности входит тщательная подготовка подразделений, выделенных для ведения разведки, всестороннее обеспечение их действий, организация бесперебойной связи с подразделениями, выделенными в разведку, и управление ими. И, конечно же, они должны своевременно докладывать старшему командиру о полученных новых, данных о противнике.
Напомним, что исходными, данными для организации разведки являются: боевая задача, решение командира, указания по разведке вышестоящего штаба, имеющиеся сведения о противнике, состояние сил и средств разведки и их возможности. Ответственность за организацию разведки несет командир. Он определяет цель задачи разведки, указывает, где, в каких объектах сосредоточить условные усилия, какие данные и к какому времени иметь, какие силы и средства использовать для их убывания.
В батальоне (роте) задачи по разведке командирам подразделений ставятся при постановке боевых задач. Применительно к наступлению из положения непосредственного соприкосновения с противником это выглядит примерно так: Командирам подразделений организовать непрерывное назначение за противником. Установить построение обороны противника, начертание переднего выявить опорные пункты, уровень их оборудования, характера инженерных заграждений. Открыть места расположения огневых средств, наблюдательных и радиоэлектронных средств, а также выявить места расположения резервов противника, возможное их выдвижение из глубины.
|
В ночное время усилить наблюдение подслушиванием, для чего каждой роты с наступлением высылать к переднему обороны по два наблюдателя командиру 1-й роты иметь в готовности один взвод на БТР (БМП) действий в составе боевого разведывательного дозора батальона
Основными способами разведки мотострелковых и танковых подразделений, как уже говорилось, являются наблюдение, налет, засада и разведка все же наиболее распространенный - разведка наблюдения. Оно организуется и ведется непрерывно, днем и ночью, в любое время года, во всех видах боевой деятельности. Ночью и в других условиях ограниченной видимости большую роль играет подслушивание.
Для ведения разведки наблюдением назначаются: наблюдательные посты в составе: в отделении - 1 -2 наблюдателя; во взводе -3-4 наблюдателя или НП; в роте -1-2 наблюдателя и 1-2 НП; в батальоне - 1-2 наблюдателя и 2-3 НП. При этом важно научить военнослужащих грамотно выбирать позицию, желательно у местного предмета.
Даже на равнинной местности можно так оборудовать ячейку для наблюдения, что она будет выглядеть кочкой или иным ложным местным предметом. Но нельзя выбирать позицию вблизи ярка выраженных ориентиров или на гребне высоты. Для наблюдения из канавы место выбирается так, чтобы сзади была насыпь, бугорок или куст. В этом случае голова разведчика не будет заметной. В кустарнике следует располагаться у подножья кустов с их теневой стороны и несколько сзади.
|
На дереве выбирать наиболее толстые и суховатые стволы, закрытые густыми ветвями со стороны противника. В огородах лучше залечь между грядками, замаскировав себя растительностью. В разрушенном населенном пункте лучшего места для наблюдения, чем развалины, не найти. Если вы затаились на чердаке или за забором, наблюдайте через щели, окна и двери, находясь в глубине здания.
Прежде всего командиры подразделений должны овладеть методикой проведения занятий по разведывательной подготовке. Тогда они смогут обучить личный состав своевременному обнаружению боевиков, готовящихся к огневому налету, устройству засад, созданию завалов, минированию местности, совершению диверсионно-террористических действий.
Применительно к локальным вооруженным конфликтам на ТСЗ, ТЗ рекомендуется отработать темы: «Действия наблюдателя (наблюдательного поста, дозорной машины) на равнине, в горах, селением пункте, лесу, днем и чью»; «Действия разведывательных групп при проведении поиск в лесу и горах, населенном пункте»; «Действия при проведении налета ночью с целью захвата пленного»; «Действия в засаде в горной теснине, лесу, населенном пункте»; «Действия разведывательной группы в тылу противника».
При этом тактико-строевые занятия по разведке рекомендуется проводить односторонними на фоне не несложной тактической обстановки. Чаще всего - «пеший по машинному» пли в пешем порядке. Вот лишь некоторые рекомендации по методике подготовки и проведения такого ТСЗ.
Тема: «Несение службы на наблюдательном посту».
Учебная цель: обучить личный состав мотострелкового отделения приемам и способам несения службы на НП; научить и потренировать его в изучении местности, местных предметов и противника а также в определении расстояний до местных предметов (целей), нанесении их на схему местности и докладе о результатах наблюдения.
Учебные вопросы:
1. Изучение местности, местных предметов и противника в секторе наблюдения;
2. Определение расстояния до ориентиров, местных предметов,
целей. Составление схемы местности.
3. Обнаружение целей и доклад о них. Нанесение целей на карту. Ведение журнала наблюдения.
Время занятия: 3 часа.
Накануне проведения ТСЗ личный состав изучает обязанности наблюдателя. Каждый военнослужащий должен хорошо знать разведывательные и демаскирующие признаки объектов и целей (основных видов вооружения и техники противника, инженерных сооружений и заграждений, элементов боевого порядка и др.), подготовки противника к совершению диверсионно-террористических действий.
Солдаты обязаны уметь пользоваться приборами наблюдения, знать ориентиры, условное наименование местных предметов и быстро находить их на местности. Ведя непрерывное наблюдение за противником, военнослужащие должны отыскивать цели, определять их местонахождение относительно ориентиров (полярные координаты) и своевременно докладывать о результатах наблюдения командиру подразделения. При этом соблюдать строжайшую дисциплину и выполнять все требования маскировки, знать сигналы управления и оповещения.
Для создания НП используются штатные средства боевой машины, а наблюдатели оснащаются приборами наблюдения, в том числе приборами ночного видения и средствами освещения местности. НП может располагаться в БМП (БТР), танке, а также в здании, сооружении, специально оборудованном окопе открытого типа или в окопе с перекрытием и смотровыми щелями, на дереве или в других местах, обеспечивающих хороший просмотр местности и противника (на возможно большую глубину).
Наблюдателю и наблюдательному посту назначается сектор (полоса) наблюдения, а иногда район или объект. При глубине наблюдения до 2 км сектор может быть шириной до 1,5 км, а при большей глубине - до 4 км. Сектор наблюдения обычно разбивается на зоны: ближнюю - до 400 м, среднюю - до 800 м и дальнюю - на глубину видимости.
При постановке задач наблюдателю (наблюдательному посту) указываются ориентиры и условные названия местных предметов. Кроме того, сообщаются сведения о противнике: где он находится, что делает, откуда ожидается его появление. Отдельно указывается место для наблюдения, сектор (район, объект) наблюдения, на что обратить особое внимание, а также в какие сроки и каким способом докладывать о результатах наблюдения.
Теперь расскажем о методике проведения ТСЗ. Непосредственно перед началом занятия командир взвода на местности сообщает командирам отделений тему, цель и учебные вопросы. Указывает место и разъясняет, в какой последовательности, на фоне какой тактической обстановки и как необходимо отработать каждый учебный вопрос. Затем ставит задачи помощнику, имитирующему противника, и оператору учебного тактического поля: к какому сроку, где и какую поставить цель; по какому сигналу, на какой период времени и сколько раз показывать ту или иную цель; куда и по какому сигналу осуществить смену расположения целей. Если занятие проводится непосредственно в зоне боевых действий, то можно обойтись без обозначения целей.
Отделения на занятия выводятся в составе взвода с положенным оружием и снаряжением. По прибытии на место проведения ТСЗ командир взвода объявляет тему, цель и учебные вопросы. Затем приказывает сержантам вывести отделения на ранее указанные им места и приступить к занятиям.
При отработке первого учебного вопроса: «Изучение местности, местных предметов и противника в секторе наблюдения» командиры отделений выводят подчиненных к месту проведения занятия и создают два наблюдательных поста. Из числа опытных солдат назначаются старшие наблюдатели, ставится задача на ведение разведки. Затем командир отделения объясняет, как необходимо организовать наблюдение.
Личный состав поста обязан тщательно изучить местность в своем секторе, запомнить форму, размеры и места расположения всех местных предметов, определить, где вероятнее всего противник может расположить огневые средства, создать инженерные сооружения и заграждения. После объяснения командир отделения тренирует личный состав в приемах изучения местности и противника.
Приступая к изучению на практике второго учебного вопроса «Определение расстояния до ориентиров, местных предметов, целей. Составление схемы местности», командир отделения объясняет, что после получения задачи и изучения местных предметов необходимо определить расстояние до них и ориентиров. После практического показа — как это делается — тренирует личный состав в определении расстояний. При этом особое внимание уделяет работе солдат с оптическими приборами.
Когда расстояния до ориентиров подчиненными будут определены (рис.1), командир отделения показывает, как надо составлять схему местности. Затем тренирует их в составлении такой схемы (рис.2).
Проверив, как обучаемые справились с заданием, сержант переходит к отработке следующего учебного вопроса: «Обнаружение целей и доклад о них. Нанесение целей на карту. Ведение журнала наблюдения». Объявив учебный вопрос и порядок его отработки, командир отделения условными сигналами подает команду показ целей и приказывает личному составу наблюдать. После, об обнаружении цели и нанесены ее на схему, сержант учит обучаемых правильно заполнять наблюдения.
При разборе руководитель занятия отмечает лучших, а также указывает на ошибки в действиях обучаемых. Затем он дает задание на подготовку к очередному занятию.
При обучении личного состава ведению разведки в горах следует обращать внимание на то, что в этих условиях наблюдение должно быть круговым. Военнослужащие должны знать, что появления противника следует ожидать со всех сторон. Для этого система наблюдения эшелонируется по фронту, глубине и высоте.
Рис. 1. Определение расстояния до ориентиров, местных предметов, целей.
Сегодня, как никогда, командиры подразделений должны владеть методикой проведения тактико-строевых занятий (ТСЗ) по разведывательной подготовке в горах. Поэтому будет не лишним показать методику проведения ТСЗ по теме: «Действия наблюдательного поста в горах днем».
Цели занятия:
— научить личный состав отделения правильному выбору и оборудованию места для наблюдательного поста и ведению наблюдения с учетом условий горной местности.
— совершенствовать приема определения в горах расстояния до местных предметов и цел глазомерно и по видимым линейным (угловым) размерам предметов с помощью бинокля и другими способами.
Учебные вопросы:
1. Постановка задач наблюдательному посту.
2. Выбор места для наблюдательного поста, его оборудована и маскировка.
3. Порядок осмотра местности и местных предметов, определение расстояний до ориентировочных местных предметов и целей.
4. Организация работы наблюдательного поста. Доклад результатов наблюдения.
Время занятия - 4 часа.
Место занятия - учебное тактическое поле.
Порядок отработки первого учебного вопроса - «Постановке задач наблюдательному посту» может быть следующим. Руководитель ТСЗ указывает: ориентиры, положение и характер действий противника; расположение передовых подразделений своих войск; место поста и порядок его оборудования; сектор наблюдения; на что обращать особое внимание; в какие сроки и каким способом докладывать о результатах наблюдения. Затем руководитель проверяет, как военнослужащие уяснили задачу.
При отработке второго учебного вопроса - «Выбор места для наблюдательного поста, его оборудование и маскировка» - руководитель занятия дает задание выбрать место для наблюдательного поста, отрыть окоп на глубину 50-60 см и замаскировать его. В последующем руководитель оценивает, насколько тактически грамотно обучаемые справились с поставленной задачей.
При отработке третьего учебного вопроса - «Порядок осмотра местности и местных предметов, определение расстояние до ориентиров, местных предметов и целей» руководитель объясняет и показывает порядок их осмотра и приемы измерения расстояний в горах различными способами. Обучаемые тренируются в определении расстояний.
При отработке четвертого вопроса – «Организация работы наблюдательного поста. Доклад результатов наблюдения» - руководитель занятия назначает старшего наблюдателя и приказывает ему организовать наблюдение на посту. Затем обучает наблюдателей приемам, показывает как вести журнал наблюдения. Обучаемые должны усвоить порядок доклада о результатах наблюдения. Военнослужащие тренируются в роли старшего наблюдателя и наблюдателей а также в действиях на наблюдательном посту.
Рис. 2. Схема местности, составляемая наблюдателем (вариант)
На ТСЗ при обучении отделения (взвода) действиям в засаде рекомендуется отработать такие учебные вопросы.
1. Способы скрытного выхода в район засады. Маскировка, организация наблюдения и системы огня.
2. Расположение отделения (взвода) в засаде.
3. Внезапное нападение на одиночных солдат, отдельную машину противника. Захват пленных, документов и образцов вооружения.
4. Отход с конвоированием пленных и эвакуацией захвачен
ной техники. Доклад о результатах засады.
При проведении ТСЗ по теме «Отделение (экипаж) в дозоре» может быть определена следующая учебная цель - отработать приемы и способы действий отделения (экипажа) при осмотре местности и местных предметов на ходу и с коротких остановок с высылкой пеших дозорных. Учебными вопросами могут быть:
1.Осмотр высоты, оврага (лощины, балки), леса, населенного
пункта и других местных предметов на ходу и с коротких остановок
с высылкой пеших дозорных.
2.Доклад о результатах осмотра.
При проведении ТСЗ по теме «Подготовка отделения (группы) к действиям в тылу противника» учебными целями могут быть:
—отработать приемы и способы подгонки обмундирования,
снаряжения, подготовка средств связи, оружия и укладка всего имущества;
—обучить приемам и способам захвата и конвоирования пленных.
При проведении ТСЗ по теме «Взвод в поиске» учебными целями могут быть:
—научить солдат смелым, решительным и инициативным действиям в поиске;
—дать практику команду отделения в подготовке личного состава к действиям в поиске и в управлении при проведении поиска.
При проведении ТСЗ по теме «Взвод в отдельном разведывательном дозоре в наступлении» учебными целями могут быть:
- учить командира взвода организации разведки и управлению взводом при ведении разведки в наступательном бою;
- тренировать командиров отделений в управлении подчиненными при ведении разведки в составе взвода и самостоятельно;
- учить личный состав взвода смелым, инициативным и решительным действиям при ведении разведки в наступательном бою.
При проведении ТСЗ по теме «Рота в разведывательном отряде наступлении» учебными целями могут быть:
- научить подразделения роты действиям в составе разведывательного отряда в наступлении;
- совершенствовать навыки командиров взводов и отделений в направлении своими подразделениями при действиях их в качестве разведывательных дозоров и в составе главных сил разведотряда;
- добиться от всего личного роты слаженных, решительных и инициативных действий в разведке.
В маневренном бою организуются подвижные наблюдательные посты в боевых порядках разделений. Они включают, войсковых разведчиков, личный состав и средства развед-артилерийских, инженерных и других подразделений.
Помимо наблюдения, распространенным способом разведки поиск. Он заключается в подходе группы к намеченному и заранее изученному объекту, внезапном нападении на него с целью захвата пленных, документов, образцов вооружения и боевой техники. Для проведения поиска от мотострелкового батальона может назначаться подразделение до усиленного взвода, которому придаются саперы со средствами разведки и разминирования.
Действие разведывательного дозора — поддерживаются огнем танков, БМП, артиллерии и других огневых средств. Объектами проведения поиска могут быть отдельные огневые точки, наблюдательные посты и наблюдатели, часовые, охранение, сторожевые посты, посыльные противника. Для проведения поиска в подразделении, как правило, создаются подгруппы нападения (захвата), одна-две подгруппы огневого обеспечения и подгруппа разграждения.
Поиск может проводиться в любое время года, суток и в различных метеорологических условиях. Группа в поиске действует, как правило, бесшумно.
В плане поиска предусматриваются следующие основные вопросы: цель поиска и состав подразделения (группы); задачи подгрупп нападения, огневого обеспечения и разграждения; средства усиления, начало и окончание действий подразделения (группы), проводящего поиск; пути подхода и порядок выдвижения к объекту; порядок нападения на объект; организация управления и связи внутри подразделения (группы); место сбора разведчиков после выполнения поставленной задачи.
При постановке задачи на проведение поиска командир подразделения (группы) указывает: сведения о противнике; задачу подразделения, назначенного в поиск; задачи подгрупп нападения, огневого обеспечения и разграждения; порядок действий при падении на объект и отходе в р положение своих войск; сигналы для управления; объявляет п пуск и назначает заместителя.
Кроме того, при постановке задач подразделению (группе) может указываться порядок действий на случай внезапной встречи с противником до подхода к объекту по каким участкам (целям) подготавливается огонь поддерживающей артиллерии, минометов, леметов, порядок выноса ранее и павших в бою, местонахождение командира.
В назначенное время командир группы выводит личный состав исходный пункт и отдает боевой приказ. Затем дает условный сигнал. Разведчики выдвигаются с исходного пункта в заранее установленном порядке, с дистанциями 1-2 м один другого. Двигаться следует бесшумно, соблюдая строжайшую дисциплину и меры маскировки. При подходе к заграждениям противника разведчики с помощью миноискателей обнаруживают мины и обезвреживают их, обозначая границы прохода видимым темноте указками.
После проделывания прохода саперы обследуют местность проволочными заграждениями, обнаружив мин, они возвращаются к проделанному проходу и охраняют его. Старший подгруппы разграждения подает командиру группы сигнал о готовности прохода. Тогда начинает выдвигаться группа огневого обеспечения, а за ней — подгруппа нападения (захвата). В зависимости от характера объекта, местности и других условий подгруппа нападения может атаковать объект с одной стороны или одновременно с двух сторон.
Нападающие приближаются объекту поиска, как правило скрытно и на удаление, позволяющее достичь противника одним броском. Затем по личному примеру командира или по его сигналу решительно врываются в расположение противника и захватывают пленных. При нападении необходимо перехватить возможные пути его отхода.
Наиболее удобный момент для нападения на одиночного солдата (часового, стрелка наблюдателя) — когда он обращен спиной к нападающим или отвернулся в другую сторону, а также во время производства им инженерных работ. На расчет удобно напасть во время производства им инженерных работ. На расчет удобно напасть во время перезаряжания оружия, а также когда пулеметчик или наводчик орудия разговаривает со своим напарником. На группу солдат — когда они заняты оборудованием своих позиций или принимают пищу.
Действенным способом разведки является и налет. В отличие от поиска, который проводится по возможности бесшумно, в основе действий разведчиков при налете лежит умелое сочетание огня, внезапности и стремительного удара, заканчивающегося короткой рукопашной схваткой. Налет тем эффективнее, чем он неожиданнее и стремительнее. Нападают на заранее выбранный объект с целью захвата пленных, документов, образцов вооружения и боевой техники или уничтожения обнаруженных пунктов управления и других важных объектов.
Способы действий группы при налете зависят от расположения объекта, характера действий противника, состава группы и условий местности. В зависимости от обстановки при проведении напета из состава группы могут назначаться солдаты для снятия охраны, подгруппа нападения на объект и подгруппа огневого обеспечения. В подгруппу нападения включается обычно не менее половины всего состава разведгруппы. Для уничтожения охраны назначаются не в один-два разведчика на каждого солдата противника.
В установленное время личный состав разведгрупп бесшумно и скрытно выдвигается как можно ближе к объекту налета. Солдаты, назначенные для уничтожения охраны, заранее выдвигаются и скрытно располагаются в непосредственной близости от объекта, в месте, удобном для нападения. Подгруппа огневого обеспечения занимает позицию за естественными укрытиями и изготавливается для открытия огня. Позиции приданные танков, Б^П, орудий и других огневых средств выбираются с расчетом возможности вести огонь как по объекту нападения, так и в направлениях, откуда возможен подход противника.
Убедившись в готовности разведгруппы к налету, командир выбирает удобный момент и подает сигнал на начало действий. По сигналу группа снимает охрану и стремительно нападает на объект. Противника разведчики уничтожают огнем и в рукопашной схватке, захватывают пленных. Выполнив задачу, разведгруппа отходит в заранее назначенный район.
Во всех видах боя могут устраиваться разведывательные засады. Особенно часто они применяются подразделениями, действующими в составе боевых разведывательных дозоров, разведывательных групп, а также специально назначенными для этого подразделениями. Места для засад выбираются вблизи дорог, троп, у мостов, переправ, в дефиле, на перевалах.
Объектами нападения при действиях в засаде являются как одиночные солдаты, так и группы солдат, подразделения разведки, охранения, транспортные колонны. Засада по сравнению с другими способами разведки имеет ряд преимуществ. Подразделение, находящееся в засаде, располагает
возможностями для внезапного нападения.
Успех засады зависит от тщательности ее подготовки. Разведчик может быть назначен в засаду в составе одной из групп (нападения, огневого обеспечения) или в качестве наблюдателя на вероятных путях подхода противника. Перед выступлением он должен уяснить свою задачу и задачу группы, порядок движения и расположения групп, сигналы связи, открытия огня, порядок отхода, а также тщательно изучить маршрут, по которому доведется выдвигаться к месту засады. Надо стараться запомнить рельеф местности, по которому придется перемещаться, ярко выраженные ориентиры. Выход в район засады должен совершаться скрытно и бесшумно.
Залогом победы в засаде является выдержка, смелость и находчивость ее участников, внезапность их действий. Важно сохранять хладнокровие и выдержку, умело использовать приемы бесшумного нападения на противника.
В заключение подчеркнем, что успешная разведывательная деятельность подразделений во многом зависит от выполнения ряда требований. К основным из них относятся непрерывность, активность, целеустремленность, своевременность, достоверность добываемых данных, а также точность определения координат разведываемых объектов.