РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ




А. А. Дмитриев

ДРЕВНИЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ

ОКРЕСТНОСТЕЙ ПОС. БЕСЕДА ВОЛОСОВСКОГО

РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Говоря о сохранении духовной культуры народа, мы, как правило, подразумеваем сохранение видимых памятников материальной культуры. Тех, которые строились и возводились в творческих муках архитекторов и проектировщиков. Тех, которые вписывались своим изяществом форм в пейзаж и преображали окружающую местность. Тех, которыми когда-то пользовались огромные массы людей. Такими памятниками являются здания или остатки зданий, развалины. Практически все эти памятники учтены.

Но есть памятники маловидимые или почти незаметные. Почти незнаемые и необъяснимые. Они рождались также творчеством архитекторов, древних архитекторов. Они интересны тем, что на протяжении тысячелетий и веков их духовная сущность была человечеством потеряна и забыта. Они бережно сохранили свои тайны до наших дней. Это памятники языческих времен и раннего христианства. Они также являются носителями духовной культуры, но более древнего периода и, к сожалению, являются практически неизученными. Сейчас пришло и их время. Медленно, но верно они начинают снимать с себя завесу таинственности.

На основе накопленного уже поискового и исследовательского опыта изучения прусских древностей (это Калининградская область), мной неустанно и целенаправленно, в течение 2006–2013 гг., проводилась работа по поиску и учету древних археологических памятников в окрестностях поселка Беседа. Поселок Беседа находится в Волосовском районе Ленинградской области, рядом, по реке Хревице, проходит граница с Кингисеппским районом. Все близлежащие речки и речушки являются составной частью бассейна родниковой речки Хревица, которая впадает в реку Лугу. Это поющая река (хороводица), в этом легко убедиться, побывав хоть раз на ее берегах.

В бассейне реки Хревица имеется громадное количество древних археологических памятников как языческой, так и ранней христианской эпохи. Они имеют особую значимость, эта значимость состоит в отличной сохранности этих памятников и в том, что:

1) для подавляющего из них большинства жизнь замерла в середине XIII столетия, когда полчища тевтонцев неустанно опустошали земли Водской пятины Великого Новгорода, уводя десятки тысяч жителей в плен, грабя, опустошая и сжигая древнейшие поселения; памятники остались и сумели сохраниться, а теперь, и во многом, довести свои тайны до нашего поколения;

2) эти опустошенные земли были заселены Александром Невским выходцами из известнейших и древнейших родов бояр, князей и даже королей, то есть, прослойкой населения, культура которой складывалась тысячелетиями; именно эта культурная прослойка, чтя традиции и культуру здешних народов, длительное время невольно способствовала сохранению древних устоев и традиций;

3) эти памятники начали читаться, то есть на основании собранного объемного материала появилась возможность не только их систематизации, но и определения этнической принадлежности на основании надписей, знаков, конструктивных особенностей возведения и, наконец, по топографическим привязкам современных карт;

4) исследования дают все основания утверждать, что не только Водская пятина, но и территория нынешней Эстонии были заселены православными христианами со дня первых лет официального принятия христианства. То же самое, предварительно, можно сказать и об уничтоженном крестоносцами древнейшем и ведущем роде на территории Европы - Пруссах.

 

В письменных источниках Беседа впервые упоминается в писцовой книге Великого Новгорода погоста «Ястребинско-Никольского» как «Теребушка на Беседе». Причем упоминается два раза. «А в вопчих деревнях: в сельце в «Теребушке в Беседе» великого князя в Ондреевском Посохнова, да что были Спасские с Розважи улицы, да Борисоглебских, что за Ивангородцы за Настасьинскими людьми Ивановы жены Григорьева за Ивашком, да за Кондратиком за Васильевым с детьми на Олешкиных детехь четвертом жеребью…». Эта информация говорит о том, что в конце XV века Беседа принадлежала известным фамилиям новгородских бояр.

Если брать в целом, по окрестностям, то здесь просматривается, начиная с XIII века, оседлость известных древних родов. Это Рю-риковичи, по линии князей Оболенских, ведущих свой род от Михаила II, князя Черниговского. Михаил II – это 11-е колено от князя Рюрика. В XV веке Константин Оболенский имел в собственности деревню «Спасскую с Поля» близ села Ястребино, рядом с Беседой. Впоследствии это место называлось Ястребинской мызой. Сын Ко-стантина Оболенского, князь Дмитрий Оболенский, владел селом Лопец и имел там свой двор. По материалам краеведа Дубова, князь Дмитрий заправлял в те годы боярщиной Ямского уезда. Примечательно, что еще в XIII веке, до ордынского нашествия, эмблемой, гербовником княжеского рода Оболенских являлся двуглавый орел с короной на голове. И в этом отношении Оболенские являются законодателями этого герба, впоследствии принятого за основу в 1497 году Иваном III.

Следующим знаменитым родом, проживавшим в этих землях начиная с XIII века, являлся род, ведущий свою родословную еще от древних прусских королей. Во время завоевания немцами (кресто-носцами) Прусских земель, многие древние роды Пруссов покинули свои земли и встали под крыло Александра Невского. К примеру, всем известен псковский князь Довмонт, в православии Тимофей, в течение 33 лет верой и правдой служивший псковичам.

Так, в XIII веке в землях нынешних Волосовского и Кингисеппского районов осел со своим родом Гланда Камбилла, сын князя Дивона, потомок прусского короля Видевута. От его сына, Андрея Ивановича по прозвищу Кобыла, пошел род Сухово-Кобылинских. От Андрея Кобылы пошли Шереметьевы, Колычевы, Яковлевы и царский род Романовых. Фамилия Сухово-Кобылинских как владетелей земель в Ястребинско-Никольском и соседних погостах также часто встречается в переписной книге 1500 г.

Оболенские находились в тесных сношениях с царской семьей Романовых. Ястребино, что близ Беседы, часто посещали великие князья Романовы, князь Владимир и князь Александр будущий царь Александр III. То, что эти древние княжеские и королевские роды Оболенских и Романовых имели тесные и близкие взаимоотношения, очень символично. В середине XIX века Оболенские породнились с Веймарнами, выходцами из эстляндских земель.

Еще один известный род, живший в Беседских окрестностях и имевший в собственности обширные территории, был род Мишиничей-Онцифоровичей, ведущий свое начало от дружинника Миши, принимавшего активное участие в походах Александра Невского и имевшего свою дружину. Об этом говорится в «Житие Александра Невского». По переписной книге 1500 года земли от Беседской мельницы и до села Ястребино назывались «Оксиньинской волосткой». По родословной Мишиничей просматривается, что Оксинья была внучкой Настасьи, из рода Онцифоровичей, имевшей земли в Беседе и округе, и правнучкой Юрия Онцифоровича, новгородского посадника XIV века и известного политического деятеля. Подтверждением этого является и древний круглый крест новгородского типа, стоящий в селе Ястребино. На кресте легко читается кириллицей: «Илья Онцифоров».

Оксинья Микитина, из рода Мишиничей-Онцифоровичей, была замужем за богатейшим новгородским боярином Есипом Богданом, который имел свой двор в крепости Копорье. Их сын, Норов, заправлял многими землями в Ястребинско-Никольском и в соседних погостах. Норовом назван вероятно за подвижность и сноровистый характер.

Мной приведены только несколько наиболее известных и знаменитых родов, заправлявших и владевших землями в окрестностях Беседы. Остальные владетели окрестных земель были бояре и купцы Новгорода, служивые люди с Ям-города и Ивангорода.

Название Беседа говорит само за себя. К примеру, Дмитрий Донской перед Куликовской битвой собрал для совещания князей в подмосковном селе Беседино. Поэтому услышанную мной еще в 1970-х годах легенду о том, что в глубокой древности здесь собирались для бесед русские князья, можно считать вполне обоснованной. Впоследствии я измерил расстояние от Беседы до ближайших древних русских крепостей. Это Старая Ладога, Изборск, Тиверцы, Старая Русса. Результат оказался просто потрясающим. Посуху – 200 км. Разница составляла лишь несколько километров. Расстояние в 200 км – это один день конного перехода со сменой лошадей. Это подвигло меня на более внимательное и детальное изучение окружающих Беседу древностей.

Выявленные мной археологические комплексы, как правило, составляют единую композицию, единую целостную систему на больших территориях. В процессе изучения появилась возможность прослеживать периоды становления памятников во времени.

Из наиболее мной изученных можно выделить территории близ следующих поселков: Беседа, Шуговицы, Ястребино, Торма, Пусто-мержа, Именицы, Недоблицы, Соловьёва горка, Выползово, Красный токарь, Лопец, урочище Худачёво, Городенка, Сумск, Кряково, Рагулово, Смолеговицы, Молосковицы.

Несколько подробней о самих памятниках.

 

Длинные курганы

Низкие длинные курганы. Вероятно, возводились с первых веков нашей эры. Топографически, вероятно, привязываются по картам к руслам рек Водской пятины, Псковщины, Новгородщины. Также к междуречьям и берегам озер Ладожское, Чудское и Псковское, Ильмень, заливов и морей. Как правило, являются ключом к разгадке всего археологического комплекса.

Чаще всего встречаются в виде змеек или переплетенных холмов-кос вдоль дорог. Словно женские косы. Так и хочется сказать: «Русая коса». Наиболее старательно и тщательно устраивались по топографической привязке, на протяжении всего русла реки Нарова, вдоль ее правого берега, и реки Ловать (Ловоть). Длина курганов 10–30 метров. Длина каждого комплекса составляет, как правило, несколько сотен метров, высота курганов до 1 метра. Встречаются курганы, имеющие в середине каждого отрезка косы круглый возвышающийся холм, что составляет их индивидуальную особенность. Высота этих курганов достигает 1,7 метра. Здесь также присутствуют специально обработанные и подобранные камни-валуны, как лежачие, так и стоячие. В начале и в конце, как правило, обязательно имеются замыкающие камни-валуны или соборный ансамбль камней. Подобные курганы-косы, вероятней всего, относятся ко времени особого почитания бога Велеса, или Волоса.

В некоторых случаях встречается письменность на камнях в виде змеек, конструктивно имеющая явное сходство с такими курганами. Наверное, она носила название «Велесовица».

Длинные курганы высокие. Это холмы высотой до 3–4 метров с поставленными в навершии камнями. Ширина таких курганов достигает 20 метров и более. В южной части закругляются, переходя в низкие змеевидные курганы. Привязываются к берегам Карельского перешейка. Ученые мне заявили, что такой высоты курганов не бывает, но тем не менее они есть. Что находится у них внутри, могут показать только раскопки.

 

Культовые холмы

Длинные холмы разового погребения знатных людей или царей. Длина до 40 метров, высота до 4 метров. С северной стороны таких холмов находится круглый холм высотой около 4 метров и диаметром около 15 метров. Культ захоронения можно отнести ко времени активного почитания бога Перуна.

Длинные холмы культового-религиозного направления.

Имеют длину до нескольких сотен метров, высоту до 25 метров. В некоторых случаях – с холмами-лучами с северной стороны и плоской площадкой до 20–30 метров в диаметре для проведения религиозных обрядов. Как правило, в верхней части этих холмов находятся обработанные и тесаные валуны весом до нескольких десятков тонн. Встречаются и с устройством с северной стороны круглой сопки диаметром около 40–50 метров и высотой 6–8 метров, окаймленной в основании рвом, заполненным водой. На таких круглых сопках, вероятно, стояли древние божества. Имеются находки с рисунками, позволяющими предположить, что подобные культовые холмы активно использовались и как усыпальницы.

Холмы круглого типа с плоской вершиной диаметром до 100 метров и высотой до 10–15 метров с культовыми многотонными обработанными камнями наверху. Эти камни поясняют привязку и местоположение древних городов и крепостей. Остается только выехать на место и найти развалины этого города. В некоторых местах имеются каменные завалы, которые по истечении времени просели и обнажили древние своды из известняковых плит. Наверное, это склепы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: