История и реальность в творчестве О. Домье




Социальная тематика в реалистическом искусстве

Тяготение искусства к правдивому воспроизведению дейст­вительности, конкретный анализ фактов суровой повседнев­ности и выявление причин их возникновения нашли наиболее яркое отражение в изобразительном искусстве, и особенно в жи­вописи. Первоочередной задачей реалистов стало художествен­ное познание сущности национального характера, истории на­рода и условий его жизни. Художники разной судьбы, темпе­рамента и отношения к социальным проблемам настойчиво искали собственный творческий путь, решали задачи воспроиз­ведения действительности такой, «как она есть», вносили в свои произведения жизнеутверждающий пафос. Богатство и разнооб­разие социальной тематики живописи реализма обеспечили ей достойное место в художественной культуре второй половины XIX в.

Картины жизни в творчестве Г. Курбе

Интерес к повседневной жизни человека нашёл яркое и об­разное воплощение в бытовом жанре живописи. Картина Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» сыграла решающую роль в становлении реализма в изобразительном ис­кусстве. Частному событию, воспроизведённому почти с доку­ментальной точностью, Курбе придал смысл глубокого художе­ственного обобщения. Изображая различные социальные слои, художник создал своеобразный групповой портрет французско­го провинциального общества.

На полотне огромных размеров художник раз­местил около пятидесяти фигур в натуральную величину. Все они, земляки Курбе, собрались по печальному поводу похорон деда художника. Каждый из них по-своему переживает случив­шееся, каждого художник представил реалистично, без прикрас. Цветовая гамма позволяла художнику нагляд­но передать состояние всеобщей скорби и сдержанного достоин­ства. Художник пожелал изобразить здесь повседневную жизнь жителей маленького городка.

Как никогда раньше, художников-реалистов интересовала судьба простого человека. Его обыденная, прозаическая и в то же время возвышенно-прекрасная жизнь становится главным предметом изображения. Сюжет картины Гюстава Курбе «Дро­бильщики камня» был подсказан самой жизнью. Она примечательна уже тем, что это одно из первых в живописи изображений тяжкого и безотрадно­го труда рабочих. Художник сам рассказывал, как он случайно уви­дел двух человек, старика и юношу, разбивающих камни у дороги. «Ред­ко можно встретить более полное вы­ражение нищеты, и мне тотчас же пришла в голову мысль о картине... В частном эпизоде художник показывает и обобщает жизнь несчастных тружеников, передаёт тяжесть их нищенского су­ществования, трагизм и безысходность судьбы. Это социальное обобщение достигнуто многими художественными средствами. Несмотря на безрадостность существования простых тружени­ков, эта картина внушает мысль об их внутренней силе и досто­инстве.

История и реальность в творчестве О. Домье

Если говорить о критическом реализ­ме в прямом значении этого слова, то пальма первенства принадлежала великому художнику Оноре Домье. Он, как Бальзак, создал «Человеческую комедию» эпохи в тысячах рисунков, литографий и картин. Гротескная острота образов Домье не исключает реализма, — на­против, гротеск и сатира были в XIX веке адекватной формой реали­стического познания мира и эстети­ческие оттенки юмора никогда преж­де не были разработаны так богато. Домье начал как политический ка­рикатурист. В 1830-х годах сатири­ческие журналы «Карикатюр» и «Шаривари», изо дня в день заставляли весь Париж смеяться.

«Опусти­те занавес, фарс сыгран!» — коман­дует жирный паяц, стоя на аван­сцене. И занавес ползет вниз. А на сцене доигрывается фарс — заседа­ние палаты депутатов. Она нужна была королю, чтобы прийти к влас­ти, больше он в ней не нуждается. Это одна из острейших карикатур Домье. Фигура с огромным брюхом, в шутовском клетчатом костюме, освещенная снизу светом рампы, вы­глядит и комической и зловещей, а в заседающих парламентариях под­черкнута марионеточная безжизнен­ность.

В сатирах Домье смешное и ужас­ное переплетаются. Оноре Домье, будучи человеком, ненавидящим всяческое угнетение и насилие, всегда откликался на злободневные вопросы своего времени, давая им собственную оценку. Высшее достижение художника в годы июльской монархии — траги­ческий лист «Улица Транснонен». Он отражает действительное собы­тие. В апреле 1834 года произошло восстание ткачей в Лионе, переки­нувшееся затем и на Париж, — на его видавших виды улицах снова стали расти баррикады. На подав­ление были брошены войска. Жители дома на улице Транснонен, не при­нимавшие в возведении баррикад ни­какого участия, стали безвинными жертвами карательных действий: кто-то выстрелил из пистолета из окна пятого этажа, каратели вломи­лись в дом и начали убивать всех подряд — застрелены и заколоты штыками были двенадцать жите­лей, в том числе дети, женщины и калеки. Побоище происходило ночью. На литографии Домье луч рассвета, проникая в бедную комна­ту, освещает ужасное зрелище: на полу возле кровати — труп муж­чины в ночной рубашке, придавив­ший собой заколотого ребенка; спра­ва виднеется голова другого убито­го — старика, поодаль в тени — фи­гура мертвой женщины... Видно, что люди не сопротивлялись, были за­хвачены врасплох, беспомощные, как этот младенец. Они показаны в необычном ракурсе, предвещающем кинематографические кадры: снизу, как бы с точки зрения кого-то, тоже лежащего на полу и едва приподняв­шегося, — может быть, еще одного члена несчастной семьи. Если уж надо датировать становление демократи­ческого реализма во Франции, то то это 1834 год, когда Домье со­здал «Улицу Транснонен».

Социальная тема в русском искусстве. Осознанный поворот новой русской живописи к демократическому реализму, национальности, современности обозначился в конце 50-х го­дов, вместе с революционной ситуацией в стране, с общественным воз­мужанием разночинной интеллигенции, с революционным просветитель­ством Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина. Живопись также начинала приобщаться к современным стремле­ниям. Важным событием стало создание в 1870 году Товарищества передвижных выставок. Товарищество передвижников обошлось без всяких деклараций и манифестов. В его ус­таве лишь говорилось, что члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не завися в этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить их в разные города ("передвигать" по России), чтобы знакомить страну с русским искусством. Оба эти пункта имели существенное значение, утверждая независимость искусства от властей и волю художников к широкому общению с людьми не только столичными. Главная роль в создании Товарищества и выработке его ус­тава принадлежала Крамскому, Мясоедову, Ге - из петербуржцев, а из москвичей - Перову, Прянишникову, Саврасову.

«Передвижники» были едины в своем неприятии «академизма». Они хотели изображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве за­няли жанровые (бытовые) сцены. Особой симпатией «передвижников» пользовалось крестьянство. Они показывали его нужду, страдания, угне­тенное положение. В ту пору — в 60—70-е гг. XIX в.— идейная сторона искусства ценилась выше, чем эстетическая.

Самую большую дань идейности отдал Василий Григорье­вич Перов. Достаточно вспомнить такие его картины, как «Приезд станового на следствие», «Чаепитие в Мытищах». Некоторые работы Перова проникнуты подлинным трагизмом («Тройка», «Проводы покойника»).

Некоторые полотна «передвижников», писанные с натуры или под впечатлением от реальных сцен, обогатили наши представления о кре­стьянской жизни. В картине С. А. Коровина «На миру» показана стычка на сельском сходе между богачом и бедняком. В. М. Максимов запечат­лел ярость, слезы, и горе семейного раздела. Торжественная празднич­ность крестьянского труда отражена в картине Г. Г. Мясоедова «Косцы».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: