Социальная тематика в реалистическом искусстве
Тяготение искусства к правдивому воспроизведению действительности, конкретный анализ фактов суровой повседневности и выявление причин их возникновения нашли наиболее яркое отражение в изобразительном искусстве, и особенно в живописи. Первоочередной задачей реалистов стало художественное познание сущности национального характера, истории народа и условий его жизни. Художники разной судьбы, темперамента и отношения к социальным проблемам настойчиво искали собственный творческий путь, решали задачи воспроизведения действительности такой, «как она есть», вносили в свои произведения жизнеутверждающий пафос. Богатство и разнообразие социальной тематики живописи реализма обеспечили ей достойное место в художественной культуре второй половины XIX в.
Картины жизни в творчестве Г. Курбе
Интерес к повседневной жизни человека нашёл яркое и образное воплощение в бытовом жанре живописи. Картина Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» сыграла решающую роль в становлении реализма в изобразительном искусстве. Частному событию, воспроизведённому почти с документальной точностью, Курбе придал смысл глубокого художественного обобщения. Изображая различные социальные слои, художник создал своеобразный групповой портрет французского провинциального общества.
На полотне огромных размеров художник разместил около пятидесяти фигур в натуральную величину. Все они, земляки Курбе, собрались по печальному поводу похорон деда художника. Каждый из них по-своему переживает случившееся, каждого художник представил реалистично, без прикрас. Цветовая гамма позволяла художнику наглядно передать состояние всеобщей скорби и сдержанного достоинства. Художник пожелал изобразить здесь повседневную жизнь жителей маленького городка.
Как никогда раньше, художников-реалистов интересовала судьба простого человека. Его обыденная, прозаическая и в то же время возвышенно-прекрасная жизнь становится главным предметом изображения. Сюжет картины Гюстава Курбе «Дробильщики камня» был подсказан самой жизнью. Она примечательна уже тем, что это одно из первых в живописи изображений тяжкого и безотрадного труда рабочих. Художник сам рассказывал, как он случайно увидел двух человек, старика и юношу, разбивающих камни у дороги. «Редко можно встретить более полное выражение нищеты, и мне тотчас же пришла в голову мысль о картине... В частном эпизоде художник показывает и обобщает жизнь несчастных тружеников, передаёт тяжесть их нищенского существования, трагизм и безысходность судьбы. Это социальное обобщение достигнуто многими художественными средствами. Несмотря на безрадостность существования простых тружеников, эта картина внушает мысль об их внутренней силе и достоинстве.
История и реальность в творчестве О. Домье
Если говорить о критическом реализме в прямом значении этого слова, то пальма первенства принадлежала великому художнику Оноре Домье. Он, как Бальзак, создал «Человеческую комедию» эпохи в тысячах рисунков, литографий и картин. Гротескная острота образов Домье не исключает реализма, — напротив, гротеск и сатира были в XIX веке адекватной формой реалистического познания мира и эстетические оттенки юмора никогда прежде не были разработаны так богато. Домье начал как политический карикатурист. В 1830-х годах сатирические журналы «Карикатюр» и «Шаривари», изо дня в день заставляли весь Париж смеяться.
«Опустите занавес, фарс сыгран!» — командует жирный паяц, стоя на авансцене. И занавес ползет вниз. А на сцене доигрывается фарс — заседание палаты депутатов. Она нужна была королю, чтобы прийти к власти, больше он в ней не нуждается. Это одна из острейших карикатур Домье. Фигура с огромным брюхом, в шутовском клетчатом костюме, освещенная снизу светом рампы, выглядит и комической и зловещей, а в заседающих парламентариях подчеркнута марионеточная безжизненность.
В сатирах Домье смешное и ужасное переплетаются. Оноре Домье, будучи человеком, ненавидящим всяческое угнетение и насилие, всегда откликался на злободневные вопросы своего времени, давая им собственную оценку. Высшее достижение художника в годы июльской монархии — трагический лист «Улица Транснонен». Он отражает действительное событие. В апреле 1834 года произошло восстание ткачей в Лионе, перекинувшееся затем и на Париж, — на его видавших виды улицах снова стали расти баррикады. На подавление были брошены войска. Жители дома на улице Транснонен, не принимавшие в возведении баррикад никакого участия, стали безвинными жертвами карательных действий: кто-то выстрелил из пистолета из окна пятого этажа, каратели вломились в дом и начали убивать всех подряд — застрелены и заколоты штыками были двенадцать жителей, в том числе дети, женщины и калеки. Побоище происходило ночью. На литографии Домье луч рассвета, проникая в бедную комнату, освещает ужасное зрелище: на полу возле кровати — труп мужчины в ночной рубашке, придавивший собой заколотого ребенка; справа виднеется голова другого убитого — старика, поодаль в тени — фигура мертвой женщины... Видно, что люди не сопротивлялись, были захвачены врасплох, беспомощные, как этот младенец. Они показаны в необычном ракурсе, предвещающем кинематографические кадры: снизу, как бы с точки зрения кого-то, тоже лежащего на полу и едва приподнявшегося, — может быть, еще одного члена несчастной семьи. Если уж надо датировать становление демократического реализма во Франции, то то это 1834 год, когда Домье создал «Улицу Транснонен».
Социальная тема в русском искусстве. Осознанный поворот новой русской живописи к демократическому реализму, национальности, современности обозначился в конце 50-х годов, вместе с революционной ситуацией в стране, с общественным возмужанием разночинной интеллигенции, с революционным просветительством Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина. Живопись также начинала приобщаться к современным стремлениям. Важным событием стало создание в 1870 году Товарищества передвижных выставок. Товарищество передвижников обошлось без всяких деклараций и манифестов. В его уставе лишь говорилось, что члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не завися в этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить их в разные города ("передвигать" по России), чтобы знакомить страну с русским искусством. Оба эти пункта имели существенное значение, утверждая независимость искусства от властей и волю художников к широкому общению с людьми не только столичными. Главная роль в создании Товарищества и выработке его устава принадлежала Крамскому, Мясоедову, Ге - из петербуржцев, а из москвичей - Перову, Прянишникову, Саврасову.
«Передвижники» были едины в своем неприятии «академизма». Они хотели изображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые (бытовые) сцены. Особой симпатией «передвижников» пользовалось крестьянство. Они показывали его нужду, страдания, угнетенное положение. В ту пору — в 60—70-е гг. XIX в.— идейная сторона искусства ценилась выше, чем эстетическая.
Самую большую дань идейности отдал Василий Григорьевич Перов. Достаточно вспомнить такие его картины, как «Приезд станового на следствие», «Чаепитие в Мытищах». Некоторые работы Перова проникнуты подлинным трагизмом («Тройка», «Проводы покойника»).
Некоторые полотна «передвижников», писанные с натуры или под впечатлением от реальных сцен, обогатили наши представления о крестьянской жизни. В картине С. А. Коровина «На миру» показана стычка на сельском сходе между богачом и бедняком. В. М. Максимов запечатлел ярость, слезы, и горе семейного раздела. Торжественная праздничность крестьянского труда отражена в картине Г. Г. Мясоедова «Косцы».