В этот же день мы посетили Зугдидскую православную гимназию, в которой 250 учащихся. Ректором ее уже 11 лет работает Манана Начвекебия. Когда ее впервые привели посмотреть помещение под гимназию, она ужаснулась – а таком плохом состоянии оно было. К тому же, в нем жили беженцы, и расселять их приходилось с большим трудом, как в материальном, так и в моральном плане. Теперь гимназию не узнать – чисто, красиво, в маленьких классах – иконы. Каждый класс носит имя какого-либо святого или иконы. В гимназии работают пятьдесят преподавателей, некоторые из них участвовали в Международных Рождественских чтениях, ежегодно проходящих в Москве. Мы прошли по всем кабинетам, поздоровались со всеми учениками и преподавателями.
– Пожалуйста, загляните ко всем, – попросила отцов Сергия и Александра Манана, – а то они обидятся, если вы не зайдете.
После осмотра гимназии большую часть учеников собрали в актовом зале и когда сделали общее фото, отец Сергий сказал:
– У меня дома остались шестеро детей – пять мальчиков и одна девочка. Я очень по ним скучаю, как только из дома уехал, так начал скучать. Поэтому я сегодня как к вам зашел в гимназию, так мне захотелось всех обнять и всех поцеловать. Можно мне вас всех поцеловать?
Следующие десять минут прошли в шуме и кутерьме, человек сто пятьдесят, если не больше: и дети, и преподаватели – все, кто был в актовом зале, выстроились в длинную веселую очередь. Манана потом сказала, что она видела, как некоторые подходили к доброму бородатому батюшке по два раза. А он брал каждую детскую головку в свои большие руки и целовал куда-то в макушку.
В гимназии нам показали выставку творческих работ – рисунков и рукоделия ребят, подарили маленькие, связанные детьми сумочки – на добрую память.
|
В гимназии мы еще раз обратили внимание на одну неизвестную нам икону – ее изображения встречались в каждом храме. Оказалось, что это икона «Слава Грузинской Православной Церкви», написанная в конце XX века известным грузинским иконописцем Михаилом-Горбон Сабинашвили. По сути, это летопись Грузинской Православной Церкви, на иконе запечатлены люди, ставшие святыми, люди, для которых любовь к Богу и своей стране была превыше смерти.
Любовь и смерть
«Первая по времени святая Грузинской Церкви – блаженная Сидония, мцхетская иудейка, сестра раввина Элиоза, – рассказывает архимандрит Рафаил (Карелин) в книге об иконе „Слава Грузинской Православной Церкви“. – Она не видела Христа, но, услышав о Нем, поверила сразу как в Мессию и Спасителя мира, поверила всей силой и любовью своего сердца. И когда ее брат вместе с паломниками отправлялся в Иерусалим в год казни Спасителя, она умоляла привезти с собой во Мцхета, как великое благословение какую-нибудь вещь, принадлежащую Христу. Элиоз исполнил просьбу своей сестры. Он находился у Голгофы при распятии Спасителя, купил Хитон у одного из воинов совершателей казни и привез его, как бесценное сокровище во Мцхета. Святая Сидония встретила брата у городских ворот. Он рассказал ей, что произошло на Голгофе, и отдал Хитон. Сндония прижала Хитон к груди и от великой скорби о крестных страданиях Спасителя и великой благодати, исходящей от Хитона Господня, бездыханная упала на землю. Весь город собрался возле мертвой девы.
|
Узнал об этом царь Амазаер (Адерки) и захотел взять Хитон, чтобы самому облечься в него. Но никакая сила не могла разжать рук мертвой девушки. Ее погребли в царском саду вместе с Хитоном на груди. На этом месте вырос могучий кедр, который покрыл могилу Сидонии своими корнями. Этот кедр, как печать на могиле Сидонии, стоял три столетия. Жители Мцхета заметили, что больные птицы прилетали к кедру, садились на его ветви, клевали листву и улетали здоровыми, что даже дикие звери приходили к кедру и поедали опавшую листву.
Теперь на этом месте, над могилой святой Сидонии стоит храм Светицховели. Внутри храма построена часовня, похожая по форме на кувуклию над Гробом Господним в Иерусалимском храме Воскресения. В Евангелии написано, как страдающая неизлечимой болезнью женщина, подойдя в толпе к Спасителю, тайно прикоснулась к Его Хитону и мгновенно исцелилась от недуга. Исцеления получают от ризы Господней и те, кто теперь приходит к ней с верой и благоговением. Хитон Господень – это самая великая святыня Грузинской Церкви. Это тот Хитон, который был соткан руками Пречистой Девы Марии и обагрен кровью Спасителя на Его крестном пути от Гефсимании до Голгофы.
Много веков спустя, жена султана велела рабам своим раскопать могилу Сидонии и похитить Хитон. Но пламя вырвалось из земли, рабы были опалены огнем, а сама жена султана ослепла.
Собор Светицховели, где хранится Хитон Господень – это сердце Грузинской Церкви, закованное в камень и гранит. Имя Сидония на финикийском языке значит рыба. Рыба – символ христианина, так как в воде при крещении человек получает вечную жизнь.
|
Сидония стала первой христианкой Грузии. Не видя Христа, она полюбила Его всей душой, как одна из жен-мироносиц, и мысленно следовала за Ним, как Мария Магдалина. Когда она услышала страшную весть о казни Христа, то ее любовь превратилась в страдание и боль, и она упала мертвой на землю как лань, пронзенная стрелой охотника в самое сердце. Ее грудь стала священным престолом Хитона Господня. Так в древней церкви в темницах на груди мучеников узники-христиане совершали литургию. Существует предание, что во время Второго Пришествия Христа Сидоння выйдет Ему навстречу, держа Хитон в руках, как свидетельство своей вечной любви».
Рассказывая мне об этой истории, одна из монахинь Иверского монастыря заметила: «Наверное, я не так сильно люблю Господа, ведь я держала в руках Ризу Пресвятой Богородицы, но не умерла…» – она сказала это просто, даже будто с некоторым сожалением и упреком самой себе. И ясно было, что смерть с Ризою в руках была бы для монахини желанной, поскольку любовь больше смерти, и со смертью для верующих христиан только и начинается настоящая жизнь… Так, как это было для двух братьев-воинов – Давида и Константина, чьи святые мощи теперь покоятся в монастыре у Красной реки рядом с городом Кутаиси.
У Красной реки
«VII век пришел в Грузию, как апокалиптический всадник на коне подобном цвету горящего пламени, будто призрак грядущих войн, – описывает эти времена архимандрит Рафаил (Карелин). – Под натиском магометан пала Персия. Лев Ирана склонился на колени перед халифом Омаром, как 10 веков назад перед Александром Македонским. Исламский мир приближался к границам Грузии с быстротой лесного пожара. Вскоре мусульманское войско, как удар клинка, глубоко врезалось в тело Грузии. В городах Картли и Кахетии стояли арабские гарнизоны.
Особенно опустошительным было нашествие халифа Мурвана-Кру, которого называли „глухим“ за его жестокость. Преследуя армянского царя Сумбата, Мурван-Кру через Сурамский перевал вторгся в Западную Грузию и дошел до крепости Анакопия (теперь – Новый Афон в Абхазии – Т.М.), где находились грузинские цари Мир и Арчил. Недалеко от Кутаиси ему преградили путь грузинские войска под покровительством двух аргветских князей – братьев Давида и Константина. Передовые отряды Мурвана были разгромлены, но затем войско грузин окружили полчища арабов. Кутаиси пал. Князья Давид и Константин оказались в плену. Главным трофеем Мурвана был не Кутаиси, не оружие и кони падших воинов, а два аргветских князя, захваченные в плен. Он считал, что если князья примут ислам, то такая победа будет больше, чем победы, одержанные им на поле боя. Халиф обратился к двум братьям не как к пленникам, а как к государям равным ему по чести. Он предложил Давиду стать правителем Ирана – бывшего соперника Рима и Византии, а Константину обещал, что поставит его выше арабских князей, будет считать своим братом, и не разлучится с ним, как со своей тенью. Только для этого князья должны выполнить одно условие – отречься от Христа и принять ислам. Князья ответили отказом. Халиф приказал подвергнуть их пыткам. Тела князей резали клинками, опаляли раны огнем, привешивали вниз головой, вливали уксус в ноздри, затем, бросив в подземелье, морили голодом и жаждой. К ним посылали имамов, которые говорили: „мы не язычники, а верим в единого Бога как и вы, поэтому вы не отречетесь от Бога перейдя в ислам“. Те отвечали: „Христос наша жизнь, а отречение от Него – вечная смерть. Не все ли равно, где утонуть, на середине моря или у самого берега“. Наконец, когда сами палачи устали от пыток, последовал приговор – казнь через усечение мечом.
В последней молитве князья просили Бога по смерти не разлучать их друг от друга и исполнить молитвы и прошения тех, кто будет призывать их на помощь. К телам казненных братьев привязали тяжелые камни и бросили в реку Риони, но произошло чудо: тела всплыли на поверхность и припали к берегу. Воины из дружины князей, скрывающиеся в окрестностях Кутаиси от арабов, увидели свет над Риони, как будто заря стояла над рекой. Они крадучись подошли к берегу. Свет окружал тела князей. Воины подняли их из воды и решили предать погребению, но ночью в сновидении увидели князей, повелевающих нести мощи на восток и предать погребению на том месте, где застанет их утро. Тела мучеников обернули в воинский плащ, положили на телегу, запряженную парой молодых бычков. При первых лучах зари бычки сами встали, как вкопанные, на месте, как будто невидимая рука удержала их. Это место было на уступе скалы над обрывом, которое казалось предназначенным для крепости, защищающей подступы к городу. Впоследствии над их могилой был основан монастырь, названный Моцамета – обителью мучеников. Их кости лежат в одной гробнице, подножием которой служит деревянное изваяние львов. Память аргветских князей окружена благоговейным почитанием. В праздник Давида и Константина к монастырю стекаются богомольцы из всех концов Западной Грузии, и гробницу мучеников окружает народ более многочисленный, чем боевая дружина, когда они вступили в бой с Мурваном». (Память мчч. Давида и Константина, князей Арагветских (740) (Груз.) отмечается 15 октября)
Мы приехали в этот храм с матушкой Марией, нашим главным гидом по Западной Грузии. Нас встретил настоятель, отец Сулхан. Храм построен в XI-XII веках, а погибли братья в VIII веке; вначале мощи находились в той пещере, где их первоначально и захоронили, а потом перенесли в храм. Под общей гробницей, в котором почиют их святые мощи, сделан очень узкий и низкий проход, по которому можно только проползти и попросить святых братьев о помощи и заступничестве.
Отец Сергий с отцом Александром пропели тропарь св. мученикам, и вдруг настоятель тихо сказал – я открою для вас мощи… Он долго снимал с гробницы иконы, которые тут стояли, наверное, уже довольно давно, их было много; и он, не торопясь, передавал их отцу Александру, а тот – помощнику отца Сулхана. Наконец, был поднят покров и сама стеклянная крышка, под которой покоятся мощи святых мучеников Давида и Константина.
Удивительными святынями благословила нас в этой поездке земля святого Георгия… Святынями, к которым страшно не только прикоснуться, но и приблизиться и взглянуть нам, грешным. Незабываема тихая радость этих святых даров…
А потом был монастырь Гелати.