Для работы необходимо: установка «открытое поле» со сменным полом (в каждом варианте, размеры квадратов пропорциональны длине тела опытных животных)секундомер, половозрелые животные разных видов (крысы, морские свинки, песчанки, джунгарские хомяки), содержащиеся в обычных условиях.
Ход работы. 1.Помещайте поочередно животных разных видов в один из углов установки «открытое поле» и давайте им возможность свободно передвигаться в ней в течение 5 мин.
2. Регистрируйте такие формы исследовательского поведения как горизонтальная двигательная активность (ГДА), путем подсчета количества квадратов на которые вступает животное обеими передними лапами, а так же вертикальная двигательная активность (ВДА), т. е. количество подъемов на задние конечности. Фиксируйте отдельно число посещений периферийных квадратов (ПК) - прилегающих к стенкам, от числа посещений внутренних квадратов (ВК).
3. Результаты тестирования занесите в таблицу 17.
Таблица 17
Стратегия исследовательского поведения животных
Посещаемые квадраты | Показатели исследовательской активности | Вид животного | |||
Крыса | Морская свинка | Песчанка | Джунгарский хомяк | ||
ПК | ГДА | ||||
ВДА | |||||
ВК | ГДА | ||||
ВДА |
Рекомендации по оформлению работы. Постройте графики, отражающие стратегию исследовательского поведения животных в ходе эксперимента. Проанализируйте полученные результаты и сделайте заключение об изменении стратегии исследовательского поведения у животных разных видов в каждой серии опытов, отметив ослабление общего исследовательского поведения животных при одновременном увеличении числа посещаемых внутренних квадратов в каждый последующий день эксперимента.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________ ____________________
Дата выполнения Подпись преподавателя
Лабораторно-практическая работа № 9
Исследовательская активность животных
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Поведение как механизм адаптации животных к среде обитания.
2. Понятие о врожденном и приобретенном поведении.
3. Изменение врожденного поведения в процессе филогенеза.
4. Изменения поведения в процессе онтогенеза.
5. Поведение раннего онтогенеза зрело- и незрелорождаемых животных.
6. Роль игры в расширении личного опыта животных.
Оценка за контрольную работу:______ Подпись преподавателя:___________
Работа 1. Динамика активности исследовательского поведения у крыс
Для работы необходимо: установка «открытое поле», секундомер, половозрелые крысы одного возраста и пола, содержащиеся в обычных условиях.
Ход работы. 1.Помещайте поочередно крыс в один из углов установки «открытое поле» и давайте им возможность свободно передвигаться в ней в течение 5 мин.
2. Каждую минуту в ходе опыта регистрируйте такие формы исследовательского поведения как горизонтальная двигательная активность (ГДА), путем подсчета количества квадратов на которые вступает животное обеими передними лапами, а так же вертикальная двигательная активность (ВДА), т. е. количество подъемов на задние конечности.
3. Результаты тестирования занесите в таблицу 18.
Таблица 18
Изменение активности исследовательского поведения у крыс
Периоды наблюдения, мин. | Показатели исследовательской активности | № животного | Среднее значение | ||||
0-1 | ГДА | ||||||
ВДА | |||||||
1-2 | ГДА | ||||||
ВДА | |||||||
2-3 | ГДА | ||||||
ВДА | |||||||
3-4 | ГДА | ||||||
ВДА | |||||||
4-5 | ГДА | ||||||
ВДА |
Рекомендации по оформлению работы. На основании полученных данных постройте график зависимости активности исследовательского поведения от периода наблюдения. Проанализируйте полученные результаты и сделайте заключение о динамике активности исследовательского поведения, указав на какой период приходится пик исследовательской активности у крыс.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа 2. Активность исследовательского поведения в зависимости от степени новизны раздражителя
Для работы необходимо: стандартные клетки для содержания крыс, секундомер, пять одинаковых кубов (5х5 см), крысы одного возраста и пола.
Ход работы. 1. Животному № 1 поместите в клетку куб и в течение 10 минут фиксируйте количество подходов крысы к кубу, а так же время, затраченное животным на исследование этого предмета.
2. Животному № 2 на протяжении 1 минуты дайте возможность ознакомиться с кубом находящимся в клетке. Затем уберите куб из клетки и через пять минут вновь поместите его в клетку, фиксируя при этом на протяжении 10 минут количество подходов крысы к кубу, а так же время, затраченное животным на исследование этого предмета.
3. Аналогичные исследования проведите с крысами под №3 и № 4, давая им возможность предварительно ознакомиться с кубом в клетке на протяжении 3 и 5 минут соответственно.
4. Результаты тестирования занесите в таблицу 20.
Таблица 20