Критерии эффективности программы




ПРОГРАММА

ЛЕТНЕГО ПРИШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ

 

«Путешествие в старинный город Чебоксары»

 

Пояснительная записка

В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. Пришкольные лагеря – одна из наиболее востребованных форм летнего отдыха детей школьного возраста. Лето – это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим. Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения. Обязательным условием является вовлечение детей, имеющих отклонения в физическом развитии, детей из многодетных и малообеспеченных семей.

Летний отдых – это не только социальная защита, это и возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, радость общения, творческие открытия, оригинальные идеи. Все направления работы летнего школьного лагеря: физкультурно-оздоровительное, туристско-краеведческое и трудовое – имеют познавательный характер. Программа «Путешествие в старинный город Чебоксары », реализуемая в лагере дневного пребывания насыщена разными спортивно-познавательными развивающими мероприятиями и играми, которые способствуют активному отдыху учеников, а главное формируют духовно-нравственную творческую личность. Особенностью данной программы является модельный подход, когда основой смены становится моделируемый образ жизни участников, взятый из истории города, где находятся ученики, под задачу формирования ценностей –престижа здорового образа жизни, доброжелательных отношений, самоорганизации, творческого подхода к решению различных жизненных ситуаций.

Сюжет смены –путешествие по истории города Чебоксары с звездочетом с целью обнаружения и сбора букв-кода – жизненных ценностей (дружба, смелость, доброта, разум, здоровье, знания, умения, жизненные силы). Второй особенностью смены является структура дня – выстраивание ежедневных мероприятий, логически связанных друг с другом, требующих подчас предварительной подготовки и направленных на достижение определенных интеллектуальных, психологических, физических и нравственных результатов.

День начинается с введения в тему этого дня, с создания соответствующего настроения разными средствами – специально подобранными играми, беседами с набором продуманных вопросов, приводящих к определенным самостоятельным выводам, индивидуальными или групповыми творческими заданиями с последующими комментариями, заранее подготовленным театрализованным действом и т.д.

В течение выстраивается цепочка мероприятий, раскрывающих содержание темы, способствующих размышлениям участников смены о смыслах этого содержания, обмену мнениями в творческой форме.

Заканчивается день отрядным «якорьком», выводами, подведением итогов, фиксированием результатов, проектными предложениями на следующий день. Участники садятся в круг и делятся впечатлениями о дне. Воспитатель или вожатый задает тему якорька и наводящие вопросы о впечатлениях детей. При подведении итогов дня детям вручаются «успешки» - специально изготовленные картонные знаки обнаружения успеха в чем-то в течение дня. Вручает «успешки» воспитатель или вожатый, объясняя за что, за какой именно успех участник получает успешку. Кроме того ведется окно успеха, в которой фиксируются все успехи лагерной смены. Важное значение имеет оформление лагеря. Это и календарь знаменательных дат, красочный план работы на смену, карта путешествия по историческим событиям города Чебоксары, «путевка дня», буквы-коды, экран настроения и др. Мир смены становится опытной игровой площадкой, в которой создается желаемый образ жизни. Его ценности, культура легко переносятся в социальную реальность детей после смены, становясь инструментом преобразования их собственной и окружающей жизни, благодаря знаниям законов общественного устройства, полученному игровому опыту и навыкам самоорганизации.

Цель: создание оптимальных условий для формирования успешного стиля жизни у детей. Это стиль творчества и здоровья, более высокого уровня отношений и самоорганизации, любви к себе, к жизни и окружающему миру.

Задачи:

  • раскрыть творческий и жизненный потенциал детей, познакомить со способами их развития;
  • способствовать обнаружению и принятию жизненных ценностей, законов и правил достойной успешной жизни;
  • овладение практическими навыками укрепления здоровья и повышения эффективности общения.
  • Учить быть самостоятельными, организованными, знать способы преодоления трудностей в различных обстоятельствах.

Программа летнего оздоровительного лагеря опирается на следующие принципы:

  • 1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
  • 2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера смены является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
  • 3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития интеллектуальных творческих способностей.
  • 4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
  • - отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
  • - создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
  • - взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
  • - активное участие детей во всех видах деятельности.
  • 5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Содержание смены: развитие детей через систему социально-образовательных мероприятий и экскурсионные программы.

Модель смены: Интегрирование экскурсионной программы, которую обеспечивают взрослые педагоги, с социально-образовательными мероприятиями, которые проводят воспитатели и вожатые.

Социально-образовательное мероприятие характеризуется тем, что нацелено на конечный результат-решение той или иной социально-образовательной задачи, состоит из цепочки мероприятий, соответствующих логике самоорганизации.

Ожидаемые результаты: раскрытие интеллектуального и творческого потенциала участников, повышение уровня культуры общения друг с другом, в семье. Приобретение навыков командного взаимодействия, умения выражать собственное мнение и эффективно согласовывать его с другими.

Кадровое обеспечение

Основа педагогического коллектива лагеря – педагоги школы, вожатые из числа учащихся старших классов. Во время работы в лагере складывается сплочённый коллектив единомышленников, деятельность которых направлена на грамотную методическую организацию работы и сплочение детского коллектива.

Методическое обеспечение смены: наличие программы летнего оздоровительного лагеря, планов работы отрядов, описание модели игрового сюжета, проведение установочного семинара для отрядных вожатых до начала смены; подбор методического материала в соответствии с программой лагеря; подбор реквизита для проведения дел; разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников лагеря, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.

Критерии эффективности программы

  • постановка реальных целей и планирование результата программы;
  • заинтересованность педагогов в реализации программы;
  • благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах, удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы;
  • творческое сотрудничество педагогов и детей;
  • желание участвовать в работе лагеря на следующий год.

Наши законы и традиции

1.Закон точности

  • Необходимо ценить каждую секунду. Все дела и сборы начинать в срок. Никогда не заставлять себя ждать – не отнимать тем самым у товарища драгоценные минуты.

2.Закон поднятой руки

  • Этот закон учит уважать человеческое слово, человеческую мысль. Если человек поднимает руку, ему необходимо сообщить что-то важное людям. Каждому поднявшему руку - слово.

3.Закон территории

  • Этот закон гласит: будь хозяином своей территории. Относитесь к территории как к дому: бережно, заинтересованно, по-хозяйски.

4.Закон доброго отношения к людям

  • Доброе отношение к людям это – постоянная готовность сделать что-то для радости другого человека, готовность поступиться личным в интересах коллектива

5.Закон улыбки

  • Живи для улыбки товарищей и сам улыбайся в ответ.

6. Символика и атрибутика:
Символы и атрибуты: название отрядов, девиз, эмблема, отрядный уголок.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: