Технологическая карта урока.




Ф.И.О. учителя Титова Е.А.
Класс 9 «А» Дата 11.12.2020 № 38
Тема урока «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина как произведение реализма о смысле жизни.
Тип урока Комбинированный
Форма урока урок формирования теоретико-литературных понятий с привлечением художественного текста
Цель урока: характеристика «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина как произведений реализма
Личностные Метапредметные Предметные
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности. Воспитание уважительного отношения к русской литературе. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач. умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных направлений, родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев
Задачи
Учителя Ученика
1.Образовательные: - раскрыть нравственно-философское звучание пушкинской драматургии; - показать мастерство писателя в создании характеров. 2. Развивающие: - способствовать развитию умения давать аргументированную оценку литературного произведения. 3. Воспитательные: - воспитывать уважительное отношение к русской литературе и творчеству А.С. Пушкина.   1.Образовательные: научиться находить нужную информацию в учебнике, дополнительной литературе, интернете; 2. Развивающие: научиться грамотно, четко и точно выражать свои мысли, делать необходимые выводы. 3. Воспитательные: научиться бережно относиться к классической литературе.  
Универсальные учебные действия, формируемые на уроке
Личностные: Познавательные: Коммуникативные: Регулятивные:
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. Совершенствование умения строить монологический ответ. Совершенствование умения строить краткий пересказ текста. уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме; находить ответы на вопросы; преобразовывать информацию из одной формы в другую уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач. формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики
Основные понятия Реализм. Цикл. Трагедия. Пьеса.
Межпредметные связи Иллюстрации. Кино (экранизация произведений А.С. Пушкина).
Ресурсы: основные, дополнительные Учебник «Литература/С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. – 6-е изд., 2019. Тексты «Маленьких трагедий».
Технология Технология развивающего обучения; коллективная система обучения (КСО);
Методы Методы объяснительно-иллюстративного обучения; методы проблемно-поискового обучения:беседа, самостоятельная работа с учебным материалом, проблемное изложение, частично-поисковый; метод творческого чтения: выразительное чтение, комментированное чтение, беседа  
Формы организации познавательной деятельности Фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная
Предполагаемые результаты – умение отличать реализм от других художественных направлений, - умение работать с первоисточниками и правильно выбирать необходимую информацию, - достижение таких личностных результатов, как умения систематизировать материал в форме таблицы, отстаивать свои мысли, умение говорить и умение слушать  
           

 

Этапы урока Использованные приемы и технологии Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1.Орг.момент Мотивация учебной деятельности Прием эмоционального входа в урок     Коммуникативные УУД: Уметь сотрудничать с учителем и с одноклассниками Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности.   1. Вступительное слово учителя с элементами беседы. Мотивация учебной деятельности. Сегодня мы поведем разговор о самом значительном художественном направлении в мировой литературе. – Вспомните, как оно называется. (Реализм (от позднелат. realis – вещественный, действительный) – направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах. Реализм включает в себя два момента: во-первых, изображение внешних черт определённого общества и эпохи с такой степенью конкретности, которая дает впечатление (иллюзию) действительности; во-вторых, более глубокое раскрытие действительного исторического содержания, сущности и смысла социальных сил посредством образов-обобщений, проникающих дальше поверхности. Реализм предполагает изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы (например, просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм). Методы эти, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства. Реализм в литературе как форма художественного воссоздания действительности возник ещё в эпоху Возрождения, развивался в эпоху Просвещения, но проявил себя как самостоятельное направление только в 30-х годах XIX века. К первым реалистам в России относят А.С. Пушкина (его иногда даже называют родоначальником данного течения) и Н.В. Гоголя. Что касается литературной критики, то в её пределах термин «реализм» появился благодаря Д. Писареву. Именно он ввел термин в публицистику и критику. Реализм в литературе XIX века стал отличительной чертой того времени, располагая своими особенностями и характерными чертами. Общие черты реализма в литературе: 1) изображение жизни в образах, соответствующих действительности, исторически конкретных событий, общества, эпохи; 2) реальность – средство познания себя и мира вокруг; 3) важность деталей интерьера, портрета, пейзажа; 4) конкретика и типизация образов; 5) изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром; 6) изображение событий и характеров в развитии; 7) в центре внимания конфликт: герой – общество.   - Давайте вместе вспомним, когда в русской литературе появляются первые реалистические произведения? Кто автор? - Произведения каких жанров ещё создавал А.С. Пушкин? Вывод: сегодня будем вести разговор о драматических произведениях Пушкина. Назовите их. - Каким названием они объединены? - О каком направлении говорили на прошлом уроке? Вывод делает учитель: «Маленькие трагедии» тоже относятся к этому направлению. - Какие же проблемы поднимает А.С.Пушкин в маленьких трагедиях? (скупость и рыцарство, прямодушие и коварство, неподвижность, «каменность» и лёгкость, беззаботность, пиршество и смерть, гениальность и зависть). Внутренний драматизм пронизывает всю атмосферу маленьких трагедий: отец бросает вызов сыну и тот его принимает, друг убивает друга, страшная внутренняя борьба раздирает души героев). Значит, сформулируем тему урока: «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина как размышление о смысле жизни». Доброжелательный настрой на урок; внутренняя готовность уч-ся к деловому ритму  
2 этап Целеполагание Прием создания проблемной ситуации   Элемент технологии проблемного обучения Регулятивные УУД: определять и формулировать цель урока.   Исходя из названия темы, попытаемся сформулировать цель урока: «Характеристика «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина как произведений реализма о смысле жизни» Формулируют цель урока. Задачи: - повторить определение реализма; - узнать, какие произведения входят в цикл «Маленькие трагедии»; - выполнить анализ одной пьесы.
3 этап Совместное открытие новых знаний Прием работы с текстом   Технология погружения Коммуникативные УУД: уметь полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. Слушать и слышать собеседника Познавательные УУД Извлечение нужной информации.     1. Задание: - дать определение реализму; - ответить, что такое «цикл» в литературе. (Литерату́рный цикл — ряд литературных произведений на общую или близкую тематику, созданный одним автором или одной группой авторов.... Общность, объединяющая ряд произведений, выступает, помимо темы, также в жанре, месте и времени действия, персонажах, форме и стиле повествования). 2. Инд.сообщение «История создания «Маленьких трагедий». (Четыре маленькие трагедии написаны Пушкиным осенью 1830 года в Болдине, где он задержался из-за холерного карантина. На рукописях Александр Сергеевич оставил пометки, которые позволяют нам говорить о более-менее точных «днях рождения» пьес: 23 октября закончена работа над «Скупым рыцарем», 26-го — над «Моцартом и Сальери», 4 ноября — над «Каменным гостем», а 6 ноября — над «Пиром во время чумы». Этот цикл до сих пор является загадкой для пушкинистов. Каждая из пьес — будто отрывок из утерянного произведения большой формы, но в этом отрывке предельно сконцентрированы суть конфликта и философия персонажей. В случае «Маленьких трагедий» Пушкин явно мистифицировал читателя. Например, «Скупого рыцаря» он выдал за «Сцены из ченстоновой трагикомедии: The Covetous Knight», хотя такого произведения у поэта Шенстона нет вовсе. А «Пир во время чумы» действительно перевод фрагмента трагедии Вильсона «Город чумы» (как и было обозначено Пушкиным в подзаголовке), но перевод столь вольный и превосходящий оригинал, что практически можно говорить о «Пире» как о самостоятельном произведении. В одном ученые сходятся: «Маленькие трагедии» — эпическая фреска, на создание которой поэта вдохновили размышления о европейской культуре (ее частью стала ощущать себя и русская культура пушкинской поры). В композиции цикла угадывается намерение «поиграть» с культурными мифами разных эпох: «Скупой рыцарь» — это Средневековье, «Каменный гость» — Возрождение, «Моцарт и Сальери» — Просвещение, а «Пир во время чумы» формально является переводом драматической поэмы Вильсона — поэта британской «озерной школы» эпохи романтизма). 3. Работа с учебником: с.69-72. 4. Ответ на вопрос: - Как определял Пушкин жанр и назначение этих пьес? - В чём особенность этих произведений? В какой период творчества поэта они были созданы? («Маленькие трагедии». 23 октября 1830 г. был окончен «Скупой рыцарь», 26 октября, то есть через два дня, – «Моцарт и Сальери», через неделю, 4 ноября – «Каменный гость», а 6 ноября была завершена четвертая из маленьких трагедий – «Пир во время чумы». Сюжетно-тематической основой трагедии послужили переживания поэта, его раздумья о современной жизни, о человеке, о добре и зле. Герои «маленьких трагедий» – люди выдающегося ума, огромной силы воли, больших страстей. Пушкин показал их в момент наивысшего напряжения духовных сил, то есть в кульминационных ситуациях, в завершающихся конфликтах). В «Маленьких трагедиях» А. С. Пушкин демонстрирует читателю различные дороги, которых придерживаются люди, отходя от нравственности. Итогом же всего может стать утрата ценного в жизни, отсутствие смысла бытия и непонимание собственного существования в мире. Автор начинает сравнивать нравственные законы и людские соблазны, ставя всё на чашу весов. До последней страницы хочется узнать, что же победит в схватке: соблазны, которые сводят с ума каждого человека, или же нравственность. Фронтальная работа Индивидуальная работа (уч-ся делают записи в тетрадях)
4 этап Самостоятельное применение новых знаний Прием работы с текстом   Технология погружения     Коммуникативные УУД: уметь полно и точно выражать свои мысли   Познавательные УУД: Извлечение нужной информации.   1. Анализ трагедии «Скупой рыцарь». - Инд.сообщение о пьесе. (История создания «Скупой рыцарь» был задуман в 1826 г., а закончен в Болдинскую осень в 1830 г. Напечатан в 1836 г. в журнале «Современник». Пушкин дал пьесе подзаголовок «Из Ченстоновой трагикомедии». Но у писателя 18 в. Шенстона (в традиции 19 в. его имя писалось Ченстон) не было такой пьесы. Возможно, Пушкин сослался на иностранного автора, чтобы современники не заподозрили, что поэт описал отношения со своим отцом, известным скупостью. Тема и сюжет Пьеса Пушкина «Скупой рыцарь» - первое произведение в цикле драматических этюдов, коротких пьес, которые впоследствии назвали «Маленькие трагедии». Пушкин намеревался в каждой пьесе раскрыть какую-нибудь сторону человеческой души, всепоглощающую страсть (скупость в «Скупом рыцаре»). Душевные качества, психология показаны в острых и необычных сюжетах. Герои и образы Барон богат, но скуп. У него шесть сундуков, полных золота, из которых он не берёт ни копейки. Деньги – не слуги и не друзья для него, как для ростовщика Соломона, а господа. Барон не хочет признаться себе в том, что деньги поработили его. Он считает, что благодаря деньгам, спокойно спящим в сундуках, ему подвластно всё: любовь, вдохновение, гений, добродетель, труд, даже злодейство. Барон готов убить всякого, кто покусится на его богатство, даже собственного сына, которого вызывает на дуэль. Дуэли препятствует герцог, но барона убивает сама возможность потери денег. Страсть, которой одержим барон, поглощает его. Иное отношение к деньгам у Соломона: это способ достижения цели, выживания. Но, как и барон, ради обогащения он не гнушается ничем, предлагая Альберу отравить собственного отца. Альбер – достойный молодой рыцарь, сильный и храбрый, побеждающий на турнирах и пользующийся благосклонностью дам. Он полностью зависим от отца. Юноше не на что купить шлем и доспехи, платье для пира и коня для турнира, только от безысходности он решается жаловаться герцогу. Альбер обладает прекрасными душевными качествами, он добрый, отдаёт последнюю бутылку вина больному кузнецу. Но он сломлен обстоятельствами и мечтает о том времени, когда золото перейдёт к нему по наследству. Когда ростовщик Соломон предлагает свести Альбера с аптекарем, продающим яд, чтобы отравить отца, рыцарь с позором его изгоняет. А вскоре Альбер уже принимает вызов барона на поединок, он готов драться насмерть с собственным отцом, оскорбившим его честь. Герцог за этот поступок называет Альбера извергом. Герцог в трагедии – представитель власти, добровольно взявший на себя это бремя. Свой век и сердца людей герцог называет ужасными. Устами герцога Пушкин говорит и о своём времени. Проблематика В каждой маленькой трагедии Пушкин пристально вглядывается в какой-нибудь порок. В «Скупом рыцаре» эта пагубная страсть – скупость: изменение личности некогда достойного члена общества под действием порока; покорность героя пороку; порок как причина потери достоинства. Конфликт Основной конфликт внешний: между скупым рыцарем и его сыном, претендующим на свою долю. Барон считает, что богатство нужно выстрадать, чтобы не расточать. Цель барона – сохранить и преумножить, цель Альбера – использовать и насладиться. Конфликт вызван столкновением этих интересов. Он усугубляется участием герцога, которому барон вынужден клеветать на сына. Сила конфликта такова, что только смерть одной из сторон может разрешить его. Страсть разрушает скупого рыцаря, читатель может только догадываться о судьбе его богатств. Композиция В трагедии три сцены. Из первой читатель узнаёт о тяжёлом материальном положении Альбера, связанном со скупостью отца. Вторая сцена – это монолог скупого рыцаря, из которого понятно, что страсть им овладела полностью. В третьей сцене в конфликт вмешивается справедливый герцог и невольно становится причиной гибели одержимого страстью героя. Кульминация (смерть барона) соседствует с развязкой – выводом герцога: «Ужасный век, ужасные сердца!» Жанр «Скупой рыцарь» - это трагедия, то есть драматическое произведение, в котором главный герой умирает. Маленького размера своих трагедий Пушкин добился, исключая всё маловажное. Цель Пушкина – показать психологию человека, одержимого страстью скупости. Все «Маленькие трагедии» дополняют друг друга, создавая объёмный портрет человечества во всём многообразии пороков. Стиль и художественное своеобразие Все «Маленькие трагедии» предназначены не столько для чтения, сколько для постановки: как театрально смотрится скупой рыцарь в тёмном подвале среди золота, мерцающего при свете свечи! Диалоги трагедий динамичны, а монолог скупого рыцаря – поэтический шедевр. Читатель так и видит, как в подвал вползает окровавленное злодейство и лижет руку скупому рыцарю. Образы «Скупого рыцаря» невозможно забыть). Беседа по вопросам: А). Какие несовместимые черты уживаются в бароне Филиппе из «Скупого рыцаря»? (Скупость и рыцарство.) Б). Для чего барону нужны деньги? Каким образом он делает свои накопления? (Барон Филипп – зловещая фигура. Свои ничего не дающие ему накопления делает ценой человеческих «слез, крови и пота». Деньги для него не «оборотный капитал», а некое символическое средство сохранения пошатнувшегося положения рыцарства. Барон – безумец, мечтающий о безраздельном господстве над миром.) В цикле «Скупой рыцарь» во главе стоит власть. Пушкин сделал акцент на стремление человека к власти, хоть первоначально кажется, что основной мотив – показать скупость. Желание быть главным и властным человеком проявляется в олицетворении золота и денег. Так, взяв за героя Барона, писатель показывает нам его жаждущим, голодным до власти, имеющим неутолимую страсть к богатству. Все это негативно влияет на Барона: все присущие человеческие черты исчезают, пропадает даже искренняя чистая любовь к собственному сыну. 2. Инд.сообщение о пьесе «Моцарт и Сальери». - Что вы знаете о Моцарте и Сальери? - Инд.сообщение о Моцарте и Сальери. (Во́льфганг Амадéй Мо́царт; полное имя — Иога́нн Хризосто́м Во́льфганг Амадéй Мо́царт; 27 января 1756, Зальцбург — 5 декабря 1791, Вена) — австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Один из самых популярных классических композиторов, Моцарт оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. По свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Самый молодой член Болонской филармонической академии (с 1770 года) за всю её историю, а также самый молодой кавалер ордена Золотой шпоры (1770). В отличие от многих композиторов XVIII века, Моцарт не просто работал во всех музыкальных формах своего времени, но и добился в них большого успеха. Многие из его сочинений признаны шедеврами симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки. Наряду с Гайдном и Бетховеном принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы. Биография Моцарта, в особенности его образ жизни и обстоятельства его ранней смерти, была предметом многочисленных спекуляций и споров, которые в свою очередь дали почву для появления различных художественных вымыслов и расхожих мифов. Анто́нио Салье́ри (18 августа 1750, Леньяго , Венецианская республика — 7 мая 1825, Вена) — итальянский и австрийский композитор, дирижёр и педагог. Ученик и последователь К. В. Глюка, автор более чем 40 опер, многочисленных инструментальных и вокально-инструментальных сочинений, Сальери был одним из самых известных и признанных композиторов своего времени и не менее прославленным педагогом: среди его учеников — Людвиг ван Бетховен, Франц Шуберт, Ференц Лист и Франц Моцарт. В Вене на протяжении 36 лет (1788—1824) Сальери занимал пост придворного капельмейстера — один из самых важных музыкальных постов в Европе. Проклятием Антонио Сальери стал миф о его причастности к смерти В. А. Моцарта, распространившийся, несмотря на постоянные опровержения, в некоторых странах главным образом благодаря «маленькой трагедии» А. С. Пушкина. Состоявшийся в 1997 году суд официально признал Сальери невиновным в смерти коллеги). Анализ произведения: а) теория Сальери; б) сцена со скрипачом; в) нарастание конфликта; г) крушение теории Сальери; д) обобщение. 4. Работа в группах. - Словарная работа: 1 группа: трагедия. Философия –1.Наука, изучающая законы развития природы, общества, мышления. 2. Методологические принципы, лежащие в основе какой – либо науки. 3. Система идей, взглядов на мир и на место в нем человека. Рационалистическая (с лат. “рацио” - ум) философия – философия ума.). 2 группа: Профанация- искажение чего-нибудь невежественным, оскорбительным отношением, опошление Конфликт – столкновение Фигляр– фокусник, перен. человек, который паясничает, шут Алигьери Данте – итал. поэт, автор «Божественной комедии» Херувим– ангел Догматик – человек, опирающийся на положения, принимаемые на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах Фанатик – человек, до исступления преданный своей религии, вере БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ: 1. В каком душевном состоянии Сальери произносит свой первый монолог. В чем смысл первой фразы трагедии? (Это свидетельство тяжелого душевного кризиса, тупика. Верующий человек усомнился в Божьей справедливости, возроптал на Бога, восстал против воли Творца). 2. Можно ли Сальери назвать бездушным? Какие черты характера вызывают уважение? Талантлив ли он? (Да, он талантлив, особенно в самоотверженном труде, в овладении тайнами музыки. Но его и жаль: музыку он воспринял как сумму технических приёмов, которыми владеет блестяще. Честен перед собой: понимает, что его талант сродни ремеслу, ибо он результат аскетического образа жизни и титанического труда. Примеры из своего детства и годов учения (трудных первых шагах и скучного первого пути) Сальери приводит для того, чтобы подчеркнуть, сколько жертв он приносил сознательно и настойчиво своей любви к искусству: он «отверг» праздные забавы, «отрекся» от всякого учения, кроме музыки, «преодолел» ранние невзгоды первого пути! Он, ставящий искусство выше всего, чувствовавший себя способным творить — сознательно сделался на какое-то время ремесленником! Каким тоном говорит он эти нарочито «низкие» слова и сравнения — «ремесло», «сухая беглость» пальцев, звуки он «умертвил», музыку превратил в труп! Об этих самопожертвованиях из любви к музыке для достижения лучших результатов в своем творчестве он продолжает говорить и дальше... - (Сочиняя музыку, Сальери идет “от формы”, занят ею одной. Только он один знал, как трудно, даже имея перед собой образец, колдовать над звуками, пытаясь вложить в них хоть какое-нибудь содержание. Глюк, Пиччини, Гайдн... Сколько сил потребовалось ему, чтобы “вычислить” стиль каждого из них! В конце концов, как мы знаем, Сальери был вознагражден за свое великое долготерпение. Произведения, написанные им в подражание этим композиторам, начинают нравиться публике). 3. Считал ли он свою жизнь “даром напрасным” до встречи с Моцартом? (Нет, его жизнь – жизнь жреца искусства) 4. Но почему произведения Сальери не могут прожить долгую жизнь? (Сальери четко усвоил это. Он предпочел убедить себя в том, что то, чем он занимался в ученичестве, и есть не что иное, как подлинное творчество, что сочинять музыку можно и так: переняв манеру “модного” композитора). 5. Почему Сальери, не знавший зависти, завидует Моцарту? Зависть и гордыня поселились в душе. До поры до времени этот груз можно было нести, но явился Моцарт – удивительно талантливый, гармоничный,-«гений», «гуляка праздный» - и гордыня Сальери ущемлена Как трудно гордому и благородному Сальери признаться самому себе, что он стал «завистником презренным»! И вот тут он подводит итог своим размышлениям. У него есть оправдание этого «презренного» чувства. Не он в нем виноват, а бог. «Правды нет и выше», если гениальными способностями бог одаряет не труженика, настоящего жреца искусства, посвятившего ему всю свою жизнь, постоянно, напряженно служившего искусству, — а недостойного легкомысленного бездельника... Но он и личность друга "разъял", как музыку, на Моцарта - композитора и Моцарта - человека, не признавая второго. Он видит только "праздного гуляку" и возмущается этим качеством, считая его легкомыслием. 6.Как можно назвать это состояние? (Легкость вдохновения. Это Искра Божья, зажженная Творцом. Это свет гения, подаренный людям) Сцена со скрипачом: во время чтения подчеркните в тексте слова-характеристики, которые используют Моцарт и Сальери, говоря друг о друге и о себе. Встает вопрос: неужели Сальери прав и Моцарт действительно так неуважительно относится к музыке, не понимает, не ценит ее высокого значения — в том числе и своих собственных сочинений, — позволяет искажать, коверкать свою музыку да еще радостно смеется по этому поводу? Конечно, нет. Моцарт, как всякий художник, горячо любит свою музыку, но из особого, осторожно-целомудренного отношения к искусству и, в частности, к своим произведениям не будет говорить об этом, демонстрировать свое чувство. Но Сальери не видит этого и лишь сильнее распаляется в своей ярости. Далее Моцарт играет сам. Можно себе представить, с каким чувством слушает Сальери эту музыку, в которой так четко и ясно, близким для него музыкальным языком показано и подлинное отношение его к «другу», собрату (ведь темы Сальери и Моцарта здесь звучат рядом), его чувство лютой ненависти, — и также те логические последствия, к которым неминуемо должно привести это «содружество»: смерть, гибель Моцарта от руки его врага! Сальери понимает, но Моцарт, создавший эту музыку, не понимает ее реального, жизненного смысла. Моцарт закончил играть свое произведение. Первая словесная реакция Сальери: он видит еще раз подтверждение своей успокоительной концепции: музыка Моцарта гениальна, но сам он как человек — жалкое ничтожество. Ты с этим шел ко мне И мог остановиться у трактира И слушать скрипача слепого? — Боже! Ты, Моцарт, недостоин сам себя. А Моцарт, еще под впечатлением только что звучавшей его музыки, почти пропускает мимо ушей слова Сальери... Моцарт Что ж, хорошо? И тут Сальери со всей искренностью выражает свое восхищение музыкой Моцарта: Какая глубина! Какая смелость и какая стройность! Зависть с новой силой просыпается в Сальери, он вновь негодует на то, что легкомысленный Моцарт не понимает своего предназначения. Игра Моцарта укрепляет Сальери в стремлении убить соперника. -Назовите слова–характеристики, раскрывающие внутренний образ героев, которые вы подчеркнули, проверьте, совпали ли они со словами на карточках, лежащих перед вами. Работа в группе: 1 группа: Сальери о Моцарте и о себе 2 группа: Моцарт о Сальери и о себе. Сцена 2. -Каков Моцарт в этой сцене? Почему он задумчив и обеспокоен? Трагична судьба Моцарта, гения, который живет и творит в обществе, где царят зависть, тщеславие, где возникают преступные идеи и находятся люди, готовые их осуществить. Он чутко ощущает опасность, но не знает, что она исходит от его друга Сальери. Поэтому во 2 сцене Моцарта посещают печальные настроения и он чувствует приближение смерти. Почему Сальери испуган? (Он ещё только принял решение, а Моцарт уже пишет реквием. (Теоретики: Реквием. Начиная с эпохи барокко композиторский реквием — высокий жанр концертной духовной музыки, род траурной оратории. Называется по начальным словам интроита «Requiem aeternam dona eis, Domine» («Покой вечный даруй им, Господи»), которым открывается традиционная (григорианская монодическая) заупокойная месса. История заказа реквиема. Реквием – католическая торжественная заупокойная месса. Она имеет мало отношения к богослужебным обрядам, а скорее относится к концертным произведениям. По сути, Реквием является квинтэссенцией всей христианской религии – в контрастных по характеру частях бренным людям напоминают о загробном пути души, о неизбежном страшном дне суда над каждым: никто не уйдет от наказания, но Господь милосерден, он дарует милость и покой. Моцарт в этом произведении с необыкновенной пластичностью передает эмоциональную выразительность содержания. Чередование картин печали и траура земного человека, молящего о господнем прощении, и гнева Всевышнего, хоровых номеров, символизирующих голос верующих, и сольных партий, знаменующих глас Божий, нюансов и силы звучания – все служит цели максимального воздействия на слушателя. История создания этой всемирно известной заупокойной мессы - одна из самых таинственных, трагичных и полных противоречивых фактов и свидетельств не только в биографии гениального Моцарта. Ее драматический символизм получил продолжение во многих других трагических судьбах талантливых людей. Летом 1791 года, последнего года жизни композитора, на пороге квартиры Моцартов появился таинственный человек в сером одеянии. Лицо его было скрыто тенью, а плащ, несмотря на жару, укрывал фигуру. Зловещий пришелец протянул Вольфгангу заказ на сочинение заупокойной мессы. Задаток был внушительным, срок оставлялся на усмотрение автора. В какой точно момент была начата работа, установить сегодня невозможно. В хорошо сохранившихся письмах Моцарта он упоминает работу над всеми сочинениями, вышедшими в тот период – коронационная опера «Милосердие Тита», зингшпиль «Волшебная флейта», несколько некрупных сочинений и даже «Маленькая масонская кантата» на открытие новой ложи ордена. Только «Реквием» нигде не упоминается. За одним исключением: в письме, достоверность которого оспаривается, Вольфганг жалуется на сильные головные боли, тошноту, слабость, на постоянные видения таинственного незнакомца, заказавшего траурную мессу, и предчувствие собственной скорой кончины… Недомогания непонятной этиологии начали мучить его еще летом, за полгода до смерти. Врачи не могли сойтись на причинах и диагнозе болезни. Тогдашний уровень медицины не позволял точно диагностировать состояние больного на основании симптомов. Да и симптомы были противоречивы. Например, постоянно являющийся в видениях Вольфгангу посланник, который изводил его и без того нарушенную нервную систему. Очень скоро посланник из серого стал черным – в восприятии Моцарта. Это были галлюцинации. И если прочие симптомы можно было отнести к болезням почек, водянке, менингиту, то галлюцинации в эту картину совершенно не вписывались. Но они могли свидетельствовать о другом – являться спутниками отравления ртутью. Если принять за правдоподобность этот факт, все остальное течение и развитие болезни вполне соответствует гипотезе токсикологического отравления меркурием (ртутью). И становится понятным, почему врачи, собравшиеся для консилиума за неделю до гибели Вольфганга, так и не смогли сойтись во мнении относительно болезни, кроме одного – ждать осталось недолго. Между тем, многие современники свидетельствовали о постепенном угасании Моцарта. Последнее его публичное выступление произошло 18 октября 1791 года на открытии масонской ложи, где он сам управлял оркестром и хором. После этого 20 ноября он слег и до самой кончины не вставал. Образ черного демонического человека потряс воображение не только Моцарта, который в тот момент был излишне восприимчив к подобной мистике из-за непонятных изменений в организме и психике. Пушкин не обошел вниманием эту загадочную историю с посланцем смерти в «Маленьких трагедиях». Позднее этот же черный человек появляется в поэзии Есенина (одноименное стихотворение). Существует версия, подтвердить которую или опровергнуть сейчас нельзя, о том, что Месса Ре-минор под видом опуса без названия была написана Моцартом задолго до заказа, но не был издан. И что после заказа ему оставалось лишь достать сочиненные ранее партитуры и внести изменения. По крайней мере, в предсмертный день 4 декабря он пел части из нее с пришедшими проведать композитора друзьями. Отсюда утверждение Зофи, сестры Констанци, которая провела с ними тот день, о том, что «до самого смертного часа он работал над «Реквиемом», который так и не успел завершить». Вопреки распространенному мнению, почти сразу после смерти маэстро неизвестный заказчик объявился с партитурой. Это был граф Вальзегг-Штупах, который безумно любил музицировать, играл на флейте и виолончели. Он иногда заказывал композиторам сочинения, которые выдавал затем за свои. В феврале 1791 года умерла его жена, в знак памяти о ней была заказана траурная месса Моцарту. Благодаря графу она не только была издана после смерти композитора, но и впервые была исполнена 2 года спустя – 14 декабря 1793 года. Никто тогда не подверг сомнению, что слышит подлинное сочинение, трагическую вершину творчества величайшего композитора Вольфганга Амадея Моцарта).   -Что пугает Моцарта? Он пасмурен: его воображение преследует черный человек, который “сам-третий” сидит с ним и Сальери. Человек в черном – выразительный символический образ враждебного мира Пушкин положил ему начало и отправил в долгий путь по русской литературе "чёрного человека". Забегая вперед, отметим, что этот образ встречается у Достоевского в “Двойнике”, у Чехова в “Черном монахе”, достигает апогея в поэме Есенина “Черный человек”. В этой сцене мы видим, что единственная причина ненависти Сальери к Моцарту – зависть. Подводя итоги. Расположите карточки так, как, по вашему мнению, по ходу трагедии раскрывается талант, предназначение и смысл жизни каждого из героев. Какой вывод мы можем сделать по итогам построения схемы? Анализ финальной сцены. Гибель выдающийся личности - есть покушение на счастье всех людей. Но трагична судьба и убийцы, человека незаурядного. Гордыня помешала ему оценить свои способности. Противоречия между идеалом творческого труда подражательством ремесленника усилили агрессивность Сальери. Духовный конец его наступает одновременно с физической гибелью Моцарта. В маленькой трагедии содержатся две большие трагедии. Фронтальная, индивидуальная (уч-ся делают записи в тетрадях), групповая
5 этап Итог   Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.   - Можем ли мы сказать, что «Маленькие трагедии» - это произведения, которые относим к литературному направлению «реализм»? (Реали́зм — направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах). Учитель: Подведём итог, сделаем вывод: -Что объединяет две проанализированные трагедии? Серхчеловеческое, а, следовательно, и глубоко аморальное начало ломать рыцарство, разрубало семейные узы. Теперь его ударов не выдерживает творческий союз (самый святой для Пушкина вид дружбы), и в жертву ему приносится гений. Но Сальери, этот новый демон «ужасного века», оказался на поверку мельче Скупого рыцаря. Барон в минуту отчаяния схватился за «честной булат», он в ужасе от того, что перестал быть рыцарем, а,следовательно, и человеком. Сальери же, словно следуя советам «презренного ростовщика» расчётливо пустил в дело яд и не ужаснулся, а лишь задумался: ужель и в самом деле он не гений? - Какой художественный приём лежит в основе сюжета трагедии «Моцарт и Сальери»? (АНТ


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: