Принципы применения наглядных учебных пособий на уроках декоративно-прикладного искусства




 

Декоративно-прикладное искусство - раздел декоративного искусства, который охватывает ряд отраслей творчества, все они посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. К произведениям декоративно-прикладного искусства относятся: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, одежда, всякого рода украшения, а также другие изделия, не являющиеся по изначальному предназначению произведениями искусства, но приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним труда художника. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со второй половины XIX в. утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства, по материалу: металл, керамика, текстиль, дерево, бумага, стекло и т. п. По технике выполнения: резьба, роспись, вышивка, выжигание, лепка, папье-маше, квиллинг и т.д. Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством в больших масштабах, либо единичном изготовлении в педагогической практике.

Рассматривая декоративно-прикладное искусство с точки зрения педагогики, в общеобразовательном и дополнительном обучении, важно отметить необходимость и целесообразность применения на уроках наглядного учебного пособия. Научно-теоретическое обоснование принципа наглядности в обучении и определении наглядных средств, необходимых в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства, обусловлено тем, что окружающий мир человек познает при помощи органов чувств, приблизительно девять десятых всей информации поступает посредством чувственного восприятия объективно существующей действительности.

В качестве средств обучения на уроках декоративно-прикладного искусства возможно использование следующей системы наглядных пособий:

1. Предметные наглядные пособия – образцы декоративных изделий. Изделия народных мастеров (авторские работы). Художественные произведения народных промыслов, предметы крестьянского быта, народные костюмы. Натурные объекты (природа, птицы, животные, человек) и т.п.

2. Учебно-методические пособия на печатной основе (таблицы, плакаты, репродукции с картин, открытки, карточки-задания, чертежи и т.п.).

3. Демонстрационные или аудиовизуальные пособия с привлечением телекоммуникационных и информационных технологий, которые используются, как правило, в единстве с другими дидактическими средствами обучения: лекции, беседы, демонстрации моделей, таблиц, репродукций.

4. Личный пример педагога, демонстрация учителем приемов обработки различных материалов, а также выполнение эскизов, чертежей, проектов, набросков, зарисовок, так же являются одним из видов наглядности.

Все наглядные пособия должны иметь точное учебно-воспитательное назначение. Неправильное пользование наглядными пособиями может привести к отрицательным результатам. Поэтому к их показу следует тщательно готовиться: уточнить задачи и содержание наблюдения, заблаговременно подобрать пособия к теме, продумать их экспозицию и время показа на уроке. Все наглядные пособия, которые вывешены на доске, должны работать на уроке. Методы наглядного обучения, которые используются на уроке, должны быть взаимосвязаны со словесными и практическими методами обучения. Чтобы добиться прочного усвоения изучаемого материала, педагогу необходимо постоянно совершенствовать методику проведения занятий через поиск новых форм, методов и приемов обучения.

Таким образом, можно сделать вывод, о том что, успешность творчества в декоративно-прикладной деятельности во многом зависит от прочности усвоения, как теоретических знаний, так и практических умений. Правильное и систематическое использование наглядных учебных пособий помогает расширить представления учеников, лучше усвоить материал урока. Даёт простор для фантазии и творчества, развивает пространственное мышление, что в свою очередь сказывается на выразительности, оригинальности и грамотности исполнения изделий и позволяет выполнять работы качественно, на высоком уровне сложности.

 

ГЛАВА 2 ИЗГОТОВЛЕНИЕ НАГЛЯДНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

 

2.1 Планирование работы и изготовление наглядного учебного пособия для урока по теме «Папье-маше»

 

При планировании работы по изготовлению наглядного учебного пособия для урока, по теме «Папье-маше» были проделаны следующие этапы:

1. Поисковый этап:

- выбор темы и обоснование необходимости изготовления наглядного учебного пособия.

- формирование требований к выбранному объекту.

-разработка вариантов наглядного учебного пособия и выбор наилучшего.

2. Технологический этап:

- выбор объекта и технология изготовления наглядного учебного пособия;

- подбор материалов, оборудования и инструментов;

- организация рабочего места;

- изготовление материального объекта наглядного учебного пособия с соблюдением правил безопасной работы;

- экономический расчет затрат на изготовление материального объекта.

3.Заключительный (аналитический) этап:

- окончательный контроль наглядного учебного пособия;

- использование и хранение наглядного учебного пособия;

- анализ наглядного учебного пособия.

Рассмотрим более подробно эти этапы, применительно к теме исследования - изготовление наглядного учебного пособия папье-маше.

На первом этапе были осуществлены следующие виды работы:

  1. Выбор темы и обоснование необходимости изготовления наглядного учебного пособия.

В Детской школе искусств с. Восток на отделении ДПИ существует предмет «Декоративно-прикладная композиция». Согласно учебному плану во второй четверти изучается техника папье-маше. Для успешного усвоения и понимания теоритической части темы, возникла необходимость применения наглядного учебного пособия. Что дало бы учащимся заинтересованность, более расширенное понимание о технике. Чтобы дети могли сравнить особенности направления техники папье-маше. Обобщали наглядный материал, могли выделять наиболее типичные признаки, обозначать их словом, т. е. выполнять специальную умственную работу для получения соответствующего представления по предлагаемой теме.

Как отмечалось ранее, наглядные пособия делится на виды: изобразительные, экранные, натуральные.

  1. Формирование требований к выбранному объекту.

Для урока по теме «Папье-маше», необходимо изготовить такое наглядное учебное пособие, которое могло дать учащимся не только образное представление о технике изделий выполненных в ней, но и помогло бы прикоснуться, потрогать, понять конструкцию, ощутить вес наглядности.

  1. Разработка вариантов наглядного учебного пособия и выбор наилучшего.

Экранный вид пособия был отброшен в первую очередь, т.к. такое наглядное пособие удовлетворяло бы лишь зрительным ощущением учащихся, ровно, как и изобразительный вид наглядности. Задача заключалась в том, чтобы используемый вид наглядности мог не только показать красоту изделий из папе-маше, а так же передал особенности, через тактильные ощущения. Поэтому натуральный вид наглядности был выбран как самый удовлетворительный.

На втором технологическом этапе была проделана следующая работа:

  1. Выбор объекта и технология изготовления наглядного учебного пособия.

Прежде чем выбрать объект для изготовления наглядного учебного пособия, необходимо как можно больше узнать о технике папье-маше. Известно, что название папье-маше пришло к нам из Франции (pape mashe) означает «рваная» или «жёваная» бумага. Вся премудрость техники заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками бумаги в несколько слоёв, с последующим изъятии этой формы-основы. Это один из видов техники папье-маше который называется «Лакуна», что означает «пустота», так как изделие получается полым (пустым внутри).

Другой вид папье-маше состоит в том, что из густой массы бумаги, которая выглядит, как тесто формируется поделка, высушивается, обрабатывается и раскрашивается. Такая масса может накладываться на форму, при этом форма не изымается. Изделие, выполненное в этой технике, пустот внутри не имеет. Поэтому такой вид папье-маше называется «Монолит», что означает «единый». Более подробная история возникновения техники описана в приложении 1.

При проектировании наглядного пособия, важно было изготовить изделия в двух видах: лакуна и монолит. Однако изучив подробно образцы изделий папье-маше можно сделать вывод о том, что чаще используют смешение этих видов в одной работе.

Поискав интересные идеи в интернете, мне понравился сувенир-копилка «Жаба», который удовлетворял моим требованиям.

  1. Подбор материалов, оборудования и инструментов.

Для того, чтобы приступить к выполнению работы, необходимо было изготовить бумажное тесто или бумажную массу папье-маше. Которое является основой вида папье-маше – монолит. Процесс изготовления бумажной массы весьма трудоёмкий. Он занимает много времени, поэтому заготавливается заранее и может храниться в течении 20-30 дней в холодильнике, в закрытой ёмкости с набольшим добавлением воды. Сам процесс приготовления бумажной массы папье-маше подробно описан в таблице 1.

Таблица 1

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ БУМАЖНОГО ТЕСТА ПАПЬЕ-МАШЕ

 

№ п/п Операция Изображение Инструменты и материалы
       
  Приготовить туалетную бумагу серого цвета без тубы, клей ПВА, шпатлёвку, москитную сетку 50Х50 см  
  Нарвать туалетную бумагу, чем мельче, тем лучше. Ёмкость для рваной бумаги: таз или ведро.
  Залить рваную бумагу горячей водой. Размять при помощи вантуза. Вантуз.

 

 

Продолжение таблицы

       
  Откинуть на москитную сетку, получившуюся кашу, дать стечь. Москитная сетка.
  Высушить в течении 2-3 суток в тёплом месте.  
  Порциями измельчить сухую массу в кухонном комбайне. Кухонный комбайн.
  Добавить в полученную бумажную «крупу», жидкое мыло, шпатлёвку и клей ПВА. Жидкое мыло, шпатлёвка, клей ПВА.
  Вымесить бумажную массу руками. Сложить в герметичную ёмкость.  

 

При работе в технике папье-маше основным материалом является бумага (писчая, газетная, туалетная). Для связки бумаги используется клей ПВА, причём, в двух видах папье-маше: и лакуна, и монолит. Также при приготовлении бумажной массы, добавляется в небольших количествах шпатлёвка и жидкое мыло. Из оборудования необходимо иметь кухонный комбайн, для измельчения сухой бумажной массы. Комбайн можно заменить кофемолкой, либо блендером. При изготовлении «Жабы» необходимо применение фольги, малярного скотча, из инструментов – набор стеков для лепки, кисть малярная 19 мм. Для раскрашивания готового наглядного пособия акриловые краски, художественные кисти №1, №5.

  1. Организация рабочего места.

Для выполнения работ в технике папье-маше необходимо правильно организовать рабочее место. Это должен быть стол, закрытый макулатурой или клеёнкой, так как в работе используется клей ПВА. Так же надо иметь мягкую влажную тряпочку, для того чтобы вытирать руки. Так же надо продумать место для сушки изделия. Это должно быть тёплое помещение. Не рекомендуется сушить изделие на батарее, во избежание сильной усадки, что приведёт к деформации формы.

  1. Техника безопасности при выполнении работы.

В технологическом процессе приготовления массы папье-маше используется оборудование – кухонный комбайн, который относится к. бытовым электроприборам. Инструкция по технике безопасности

при работе с бытовыми электроприборами находится в приложении 2.

  1. Экономический расчёт затрат на изготовление материального объекта.

На этом этапе было принято во внимание понятие себестоимость изделия. Под себестоимостью понимается действительная стоимость материального объекта выраженная в денежной форме, текущие затраты на изготовление и сбыт продукции (работ, услуг).

В экономическом расчёте были учтены материальные затраты и затраты на расходы электроэнергии (при изготовлении бумажного теста), а так же затраты на оплату труда, без учёта амортизационных отчислений и платы за аренду помещения.

На третьем этапе, который называется заключительный или аналитический была проделана следующая работа:

  1. Окончательный контроль качества готового наглядного учебного пособия.

Предполагается, что учебное пособие будет демонстрироваться наглядно ученикам, а так же выступать в качестве раздаточного материала. Поэтому оно должно быть достаточно крепким, защищенно лаком, чтобы не пачкались руки, быть художественно эстетичным.

  1. Использование и хранение наглядного учебного пособия.

На всех этапах технологии изготовления наглядного учебного пособия в технике папье-маше, представлено изготовление сувенира-копилки «Жаба». Чтобы наглядное учебное пособие было полным, его дополнили двумя видами сувениров. Сувениром папье-маше лакуна - «Жостовская тарелка», и сувениром папье-маше монолит «Дымковский индюк». Для защиты изделий от внешних воздействий (пыли, влажности воздуха) и удобства транспортировки пособие, поместили в коробку, оклеенную макулатурой, имитирующую технику.

Данное наглядное учебное пособие может быть использовано на занятиях в дошкольных детских учреждениях, на уроках технологии в младших классах, и в дополнительном образовании, при изучении темы «Папье-маше». А так же в изучении народных промыслов, для демонстрации жостовских и дымковских изделий.

  1. Анализ проделанной работы, позволяет сделать вывод: материальный объект удовлетворяет потребности, соответствует качеству и назначению. Трудностей в работе не возникло.

 

2.2. Разработка технологической карты и выполнение экономического расчета наглядного учебного пособия по теме «Папье-маше»

 

Основными технологическими документами являются карты: технологическая, маршрутная, операционная и др.

Технологической картой называют документ, в котором записан весь процесс обработки деталей и изделий с указанием технологических операций, переходов, применяемых материалов, конструкторской документации, инструментов, технологического оборудования и оснастки.

Под маршрутной картой понимают документ, в котором записывают последовательность (маршрут, путь) обработки одной детали.

Операционная карта составляется для каждой операции и содержит перечень переходов и установок по обработке изделия и применяемых инструментов.

В таблицах 1 и 2 представлены технологические карты на изготовление массы (теста) папье-маше и сувенира-копилки «Жаба».

Таблица 2

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАГЛЯДНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ В ТЕХНИКЕ ПАПЬЕ-МАШЕ «ЖАБА»

 

№ п/п Операция Изображение Инструменты и материалы
       
  Произвольно нарвать бумагу на прямоугольники размером не более 5 см. Надуть шарик до средних размеров, хвостик связать в узел. Воздушный шарик, макулатура (газетная и писчая бумага)
  Обклеить шарик слоем газетной бумаги, затем слоем писчей, и т.д. в 5-6 слоев Воздушный шарик, макулатура, клей ПВА.
  Высушить слои в теплом помещении. Повторить операцию наложения слоёв чтобы их количество было не менее 12. Извлечь воздушный шарик. Воздушный шарик, макулатура, клей ПВА.

 

 

Продолжение таблицы

       
  Лист газетной бумаги скрутить в трубочку. Газетная бумага.
  Из фольги размером 10Х15 см. сформировать лапку. Фольга.
  Соединить газетную трубочку и лапку из фольги при помощи малярного скотча. Сложить бумагу в три раза. Изготовить вторую лапку тем же способом. Фольга, газетная бумага, малярный скотч.
  Зафиксировать лапки с помощью бумажной массы. Бумажная масса

 

 

Продолжение таблицы

       
  Изготовить из фольги передние лапки. Зафиксировать их при помощи молярного скотча и бумажной массы. Высушить изделие. Фольга, малярный скотч, бумажная масса.
  Вырезать отверстие для рта, укрепить всё изделие бумажной массой, тонким слоем, разравнивая стекой для лепки. Дать просохнуть. Ножницы или канцелярский нож, стека, бумажная масса.
  При помощи туалетной бумаги и клея ПВА сформировать губы. Дать просохнуть. Туалетная бумага, клей ПВА.
  Из массы папье-маше сформировать нос, глаза, подкорректировать губы. Из туалетной бумаги, смоченной в клеи ПВА создать верхнее и нижнее веко, по всей поверхности Жабы создать бородавки. Высушить. Масса папье-маше, туалетная бумага, клей ПВА.

 

Продолжение таблицы 2

       
  Порвать туалетную бумагу и обклеить всё изделия для эффекта имитации жабьей кожи. Дать высохнуть. Туалетная бумага, клей ПВА.
  Выкрасить изделие в тёмно-зелёный цвет. Акриловые краски, кисть № 5
  Сухой кистью слегка надавливая, покрыть изделие зелёной краской, затем жёлтой, уделить больше внимания животику и глазам. Точечными движениями покрасить глаза золотистым оттенком, выделить зрачок черным. Просушить. Покрыть лаком. цветом. Набор акриловых красок, кисти № 5; № 1.

 

Экономический расчёт затрат на изготовление материального объекта.

При изготовлении наглядного учебного пособия использовалось бумажная масса папье-маше. На технологический процесс которой, были закуплены материалы, расходовалась электроэнергия, следовательно, затрачены денежные средства. Поэтому в первую очередь выполним экономический расчёт изготовления бумажной массы. (табл. 3)

 

Таблица 3

РАСЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ 1 КГ. БУМАЖНОЙ МАССЫ.

Материал Кол-во ед. Цена за ед. (руб) Израсходовано Стоимость (руб).
  Картон 2шт   2шт  
  Зубочистки 50шт 0.15 50шт 7.5
  Клей ПВА 125г    
  Ножницы       Были в наличии
  Карандаш       Был в наличии
  Шило       Было в наличии
  Пряжа        
  Декоративные украшения       Было в наличии
Итого 12.5
             

 

Так как для приготовления бумажной массы был задействован кухонный комбайн, то необходимо произвести расчет затрат на электроэнергию.

Затраты на электроэнергию рассчитываются по формуле:

, где

А – количество потребляемой электроэнергии (кВт/час.);

W – мощность электроприбора (Вт.);

t – время работы (час.)

В Сахалинской области стоимость 1кВт=3.51руб.

При изготовлении бумажной массы использовался бытовой электроприбор – кухонный комбайн потребляемой мощностью 750Вт. (0.75кВт)

Среднее время работы на кухонном комбайне составило 2 мин. (0,03час.).

Таким образом затраты составили 8 копеек.

Подведём итог: 42.25+0.08= 42.33рубля было затрачено для изготовления 1 килограмма бумажного теста.

Далее произведём расчёт затрат на изготовление сувенира-копилки «Жаба».

Расчет цены затрат на приобретение необходимого материалов (табл.4)

Таблица 4

ЗАТРАТЫНА ПРИОБРЕТЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ

Материал Кол-во единиц Цена за ед. (руб) Израсходо-вано Стоимость (руб.)
  Бумажная масса папье-маше 1 кг 42.33 0.25 кг 10.58
  Макулатура - - - Была в наличии
  Воздушный шар 1шт   1шт.  
  Фольга 10 метров   0.5м. 3.75
  Клей ПВА 1 кг   0,2 кг.  
  Акриловые краски 1 баночка   1/3 бан. 19.66
  Кисть № 1 1 шт   1 шт  
  Кисть № 5 1 шт   1 шт  
  Малярная кисть 19 мм 1 шт   1 шт  
  Малярный скотч 10 м.   0.1м 4.60
  Канцелярский нож 1шт 49.5 1 шт 49.5
  Лак в балоне 800 мл.   0.08кг  
Итого 153.09
             

 

  1. Расходы оплаты труда (Роп).

Вычисление на заработную плату произведём исходя из минимального размера оплаты труда (МРОТ) по Сахалинской области, которая составляет 12тыс. 400 руб.

Рассчитаем стоимость одного часа работы.

Где - МРОТ,

Д- рабочие дни,

Ч- рабочих часов в день

Время (Т), затраченное на изготовления изделия составило в общей сложности 12 часов.

Определяем стоимость работы за 12 часов.

Расходы на оплату труда равны ее стоимости.

  1. Расчет себестоимости изделия производится по формуле:

В нашем случае материальные затраты (МЗ) равны , где - цена, затраченная на приобретение необходимых материалов;

Амортизационные отчисления (), не учитывались и равны нулю.

Оплату за аренду помещения , коммунальные услуги и в нашем случае равны нулю, так как изготовление Н.у.п. производилось в школьном кабинете.().

  1. Себестоимость изделия - действительная стоимость труда, вложенная в изготовление данного изделия рассчитывается по формуле.

Где C - себестоимость изделия (продуктов, товаром, услуг);

МЗ - материальные затраты на производство изделия;

- расходы на оплату труда.

Таким образом, себестоимость наглядного учебного пособия из папье-маше «Жаба», составляет 2 тысячи 1копейку.

Таким образом, можно сделать вывод, что для выполнения наглядного учебного пособия необходимо иметь представление об этапах его выполнения, которые были выполнены в полном объём и представлены в настоящей главе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Искусство для ребенка – это знания об окружающем мире. Они приобретают художественную, образную, духовную и эмоциональную формы, при их правильном представлении.

Учащиеся любого возраста одинаково открыты как к восприятию разных видов искусств, так и к способности выразить себя в разных видах художественной деятельности.

На уроках декоративно-прикладного искусства важную роль при объяснении новой темы играют наглядные учебные пособия. Они, являясь вспомогательным средством обучения, позволяют лучше понять и усвоить тему урока, формируют образное представление, развивают отвлечённое мышление.

В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. Способы сочетания слова и средств наглядности характеризуется тем, что посредством слова учитель руководит наблюдением за наглядным учебным пособием, для того чтобы ученики получили как можно больше представлений о внешнем облике объекта, о его строении, о технологических процессах применяемых для создания материального объекта.

При написании методической разработки использовались:

-учебно-методическая литература;

-Справочники по экономике;

-электронные ресурсы.

Выполнение работы происходило поэтапно:

  1. Были изучены теоритические основы: понятие «наглядные учебные пособия», их виды и особенности применения в практике.
  2. Так же история возникновения, виды и технология изготовления папье-маше.
  3. Следующем этапом являлась, разработка наглядного учебного пособия, составление технологических этапов изготовления. Закупка материалов и инструментов, создание изделия, что отразилось в экономическом расчёте.

Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что в целом поставленные задачи решены, цель, сформулированная в начале работы – достигнута.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Бельтюкова Н.Б. Папье-маше: Игрушки и подарки, М.: «РИПОЛ КЛАССИК»; СПб.; «Валерии СПД», 2001. 112с, ил.
  2. Дистанционное образование [Электронный ресурс] URL:https://oso.rcsz.ru/inf/sredstvao.htm
  3. Инструкция по технике безопасности при работе с бытовыми приборами. [Электронный ресурс]. URL:https://ohranatruda.ru/ot_biblio/instructions/166/151656/
  4. «Минимальная зарплата в Сахалинской области повысится в 2014 году с учетом инфляции» статья. URL: [Электронный ресурс]

https://sakhalinmedia.ru/news/economics/27.12.2013/326023/minimalnaya-zarplata-v-sahalinskoy-oblasti-povisitsya-v-2014-godu-s-uchetom-inflyats.html

  1. Образование и общество [Электронный ресурс] URL: https://www.jeducation.ru/1_2009/46.html
  2. Педагогическая энциклопедия. Гл. ред.: И.А. Каиров (глав. Ред.)., Ф.Н. Петров (глав. ред.), т. 3, М., «Советская Энциклопедия№, 1966. 880 с.
  3. Поделки из бумаги/Л.С. Чурина. М: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2011. 31, [1] с.
  4. Салахова Г. Н. организация самостоятельной работы студентов: курсовые работы по дисциплине «Основы творческо-конструкторской деятельности и декоративно-прикладного творчества»: учебно-методическое пособие / Г.Н. Салахова. Южно-Сахалинск: СахГУ. 2009. 60 с.
  5. «Современный словарь по педагогике/Сост. Рапацевич Е. С. Мн.: «Современное слово», 2001. 928 с.
  6. Словари и энциклопедии на академике [Электронный ресурс] URL:https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/917/%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE
  7. Студопедия ваша школопедия [Электронный ресурс] URL:https://studopedia.ru/2_25706_priem-demonstratsii-naglyadnih-posobiy.html
  8. Студопедия ваша школопедия [Электронный ресурс] URL:https://studopedia.ru/2_30701_ispolzovanie-naglyadnih-uchebnih-metodicheskih-komplektov-na-uroke.html
  9. Страна мастеров [Электронный ресурс] URL:https://stranamasterov.ru/node/335835 (дата обращения 16.11.2014).
  10. Страна мастеров [Электронный ресурс] URL:https://stranamasterov.ru/node/785689?c=popular_inf_561%2C451

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: