Урок русского языка в 7 классе по теме




"Сочинение по картине"

Тема урока: « Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья».
Цели урока:

- расширить кругозор учащихся, познакомив их с творчеством художника;

- способствовать обогащению словарного запаса учеников;

-развивать воображение учащихся.

Задачи урока:

-подготовить учащихся к написанию сочинения по картине;

-совершенствовать навыки работы над сочинением по картине;

-воспитывать творческую активность и интерес к живописи.

Планируемые образовательные результаты:

личностные: формировать отношение к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний;

метапредметные: пользоваться языковыми средствами при построении высказывания, составлять развернутый план, формулировать выводы, составлять собственный текст;

предметные: развивать речь, уметь определять тему работы.

Содержание урока:

Этап урока Содержание и виды деятельности учащихся
1. Вводный (организационно-мотивационный) этап Организационный момент. Сообщение темы, цели, особенности урока. Сегодня нам предстоит написать сочинение-описание по картине. Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других – людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию картин их стали делить на жанры: изображение природы – это пейзаж, вещей – натюрморт, человека – портрет, событий в жизни – сюжетно-тематическая картина. Нам сегодня предстоит работать над портретом. Портрет – от фр. “изображать, передавать”. Изображение человека или группы людей, реально существующих или существовавших в прошлом. Портрет в литературном произведении – это описание внешности человека. В искусстве (литературе, живописи) через внешность передаётся внутренний мир человека.
2. Основной (информационно-аналитический) этап 1. Знакомство с творчеством художника Е.Н. Широкова. Перед вами автопортрет художника Евгения Николаевича Широкова. Евгений Николаевич Широков - Народный художник СССР (1986), один из ведущих художников Урала, яркий мастер русского реалистического искусства 2 половины XX века. Награжден орденами «Знак почета»(1981) и «Петр Великий», дипломом Академии художеств(1979), медалями и грамотами Министерства культуры СССР и РСФСР, Верховного Совета РСФСР(1973). Широков - профессор отделения живописи факультета искусств Пермского государственного института искусств и культуры. Народный художник СССР, один из самых ярких мастеров портретной живописи нашей страны второй половины ХХ века. Произведения Широкова хранятся более чем в 15 музеях России, в том числе в главной сокровищнице национального искусства - Государственной Третьяковской галерее. Есть его работы и в частных собраниях России и за рубежом. Творчество Широкова представлено достаточно полно и в жанровом плане: тематические картины, пейзажи, натюрморты, но в большей степени портреты. Ведь именно портретами он знаменит более всего. Первыми большими удачами стали портреты известного композитора, пропагандиста музыки и общественного деятеля Д. Б. Кабалевского и, особенно, портрет В. П. Астафьева, жившего тогда в Перми и занимавшегося правкой корректуры повести “Пастух и пастушка”. За этим занятием и изобразил его Широков. 2. Анализ картины «Друзья». Ребята, попробуем проанализировать средствами художественной выразительности картину Широкова “Друзья” и определить основное настроение данного произведения. - К какому жанру и виду относится картина? (Вид – портрет, жанр – бытовой сюжетно-тематической картины). - Какие тона использовал художник, чтобы создать определённое настроение? - Какое настроение возникло у вас при рассматривании данной картины? Почему? 3. Подготовка к сочинению. - Какие типы речи вы знаете? (Описание, повествование, рассуждение). - Что такое повествование? (Это такой тип речи, где мы рассказываем о каких-то событиях). - Что такое рассуждение? (Это такой тип речи, где мы выдвигаем тезис, доказываем его и приходим к выводу). - Что такое описание? (Это такой тип речи, в котором мы что-то описываем). - Что можно описывать? (Человека, природу, предметы, картину, обстановку). - Каков тип нашего сочинения? (Описание). - Что мы должны описать? (Внешность мальчика). - В каком стиле мы должны его описать? (В художественном). - Что необходимо использовать в художественном стиле? (Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения). Ребята, еще раз внимательно рассмотрите картину. - Почему Е.Н. Широков назвал свою картину “Друзья”? - Какой смысл вы вкладываете в слово дружба! (Дружба - это чувство доверия к человеку, полной уверенности в нем, совпадение множества интересов, разнообразных увлечений, привычек, общие переживания, совпадение мнений по самому неожиданному поводу, одним словом, длительные добросердечные, чистые отношения между людьми, которые во всем поддерживают друг друга). - Чтение словарной статьи. “Друг” – (словарь С.И.Ожегова) а) тот, кто связан с кем-нибудь дружбой; б) сторонник, защитник кого-нибудь или чего-нибудь. - Ребята, давайте вспомним, в какой последовательности мы описываем внешность? Глаза – самая выразительная деталь на лице. Но не цвет и форма обычно интересуют нас, а выражение глаз. - Скажите, пожалуйста, что может служить источником описания внешности помимо картины? (Воображение, память, прочитанное, наблюдение). 4. Словарная работа. Определим ключевые слова, которые помогут нам в описании. Чтобы избежать повторов при написании сочинения, Как по-другому мы можем называть мальчика? (Хозяин собаки, он). - Каким настроением проникнуты оба персонажа? - Что можно прочитать, вглядевшись в лицо мальчика? - На какую деталь во внешности мальчика следует обратить внимание? (Лицо и глаза). - Каким вам представляется четвероногий друг мальчика, опишите собаку? (В собачьих глазах тоска. Одно ухо у лежащей собаки стоит торчком: она чутко улавливает настроение своего хозяина и друга). - Какие жесты, выражение лица, поза мальчика говорят о том, что он огорчен? (Мальчик сидит, скрестив ноги, в углу, на подстилке собаки. Судя по опущенным глазам, чуть надутым щекам и губам, настроение у мальчика грустное). - Что могло произойти до того момента, который изображен на картине? - Чем огорчен мальчик? - Какова композиция картины? (Пространство картины занято двумя фигурами). - Имеют ли значение для портрета мальчика его одежда и предметы интерьера? О чём они могут рассказать? - Попробуйте подобрать сравнения и эпитеты к тому, что вы видите на картине. - Какие тона использовал художник, чтобы создать определённое настроение? 5. Составление плана сочинения - Сколько частей будет в вашем сочинении? - О чём вы напишите в первой части во вступлении? (Во вступлении можно написать о художнике и о композиции картины) - О чём мы будем писать в основной части сочинения? Озаглавьте главную часть, отразив основную мысль сочинения - С чего начать описывать картину? - Описанию чего уделите особое внимание? (Описанию мальчика, его грустного лица и таких же печальных глаз собаки). - О чем напишите в заключении? 6. Составление плана. План. I. Е.А. Широков – замечательный русский художник. II. Описание картины “Друзья”. 1.Общее описание картины. 2.Описание главных героев. 3.Значение цвета в пейзаже художника. III. Настроение, которое оставляет картина. 1. Советы по написанию сочинения. 2. Написание черновика сочинения. 3. Домашнее задание: Закончить работу над сочинением. 4. Итог урока.
3. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап Сегодня мы познакомились с картиной уральского художника Евгения Широкова «Друзья». Оцените свою работу на уроке. Что вы узнали нового и интересного?


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: