Опосредованная оценка изменений личности через познавательные процессы.




-) описание сюжета картины. Зависит от уровня эмоциональной сферы.

У детей с поражением лобных долей мозга трудности распознавания из-за не учета эмоционального выражения персонажей

3. Моделирование жизненных ситуаций (школа К.Левина), которые затрагивают самооценку, критичность, выявляют саморегуляцию человека непосредственным образом, как в реальной жизни.

- исследование уровня притязаний.

Методика Хоппе: ряд заданий, различающиеся по уровню сложности. Испытуемый сам выбирает сложность задания. Создается ситуация успеха или неуспеха с помощью варьирования времени на выполнение задачи. В норме после успеха уровень притязания повышается, после неуспеха - понижается.

Уровень притязаний также зависит от прошлого опыта, имеет динамику. Модификация методики Юкнат: 2 группы испытуемых. У одной формируется высокий уровень притязаний (ситуация успеха), у другой - низкий. По прошествии 2 недель испытуемые первой группы выбирают более сложные задания.

Серебрякова: связь уровня притязания с самооценкой. Успешность деятельности формирует самооценку, которая с течением времени становится потребностью и уже сама определяет уровень притязаний. Самооценка с возрастом приобретает большее значение как регулятор поведения, чем оценка других людей (Калита).

Холмогорова: задачи одинаковой сложности. Уровень притязаний определяется временем, которое испытуемый предполагает потратить на выполнение (задается "социальная норма", т.е. время за которое "обычно" выполняется это задание).

- исследование самооценки

Методика Дембо, Рубинштейн: на вертикальной черте испытуемый отмечает свое положение по шкалам здоровье-больезнь, счастье-несчастье и т.д. В норме тенденция к точке чуть выше середины. У психически больных неадекватная самооценка из-за снижения критичности

- исследования психического пресыщения. Отражает динамику и изменение процесса смыслообразования.

Методика Карстен: испытуемый выполняет длительную монотонную работу (рисование кружков), не зная ее смысла. Через 5-10 минут в норме наступает пресыщение и испытуемый начинает варьировать свою деятельность. Когда вариации достигают выраженной формы, ему говорят, что это задание на выдержку. Задание переосмысливается, хотя и не всеми. Некоторые сами ставят себе цель (проверить себя, выдержку экспериментатора). Дети - олигофрены: не находят новых дополнительных мотивов для продолжения деятельности (нет вариаций, длительные паузы). Быстро бросают работу. Введение цели деятельности не влияет на улучшение. Больные Epi: длительное монотонное выполнение без вариаций. Также нет переосмысления ситуации. Травматики: быстрое пресыщение, грубые вариации (быстрая истощаемость).

Постановка сознательной цели влияет на уменьшение эффекта пресыщения. Методика Славиной: ребенку предлагают ставить точки в кружки. Когда отказывается выполнять задание, экспериментатор настойчиво просит продолжать. В следующей части ребенку ставится сознательная цель: установление нормы, которую необходимо выполнить. При этом дети выполняли больший объем работы (почти в 2 раза). При исследовании детей - олигофренов такого феномена обнаружено не было. Сознательная цель не влияет на структуру задания.

4. Исследование "внутренней картины болезни" через сопоставление жалоб испытуемых с данными патопсихологического обследования. Позволяет определить степень осознания болезни, адекватность оценки тяжести своего состояния, какие переживания связаны с болезнью. Выделено 3 группы жалоб:

а. На снижение умственной работоспособности

б. На измененное отношение к окружающему

в. На соматические недомогания.

Больные Sch склонны недооценивать свои нарушения, самооценка достаточно высока. Больные Epi при верной оценке тяжести соматического состояния недооценивают психические нарушения. Больные инволюционными психозами: переоценивают тяжесть болезненного состояния. Больные с органическими заболеваниями ЦНС дают адекватные оценки.

5. Проективные методы исследования личности. Направлены на изучение системы взаимоотношений субъекта с миром, представленности его субъекту, личностных особенностей, системы мотивов и потребностей и т.д.

Наиболее распространенные: тематический апперцептивный тест ТАТ, чернильные пятна Роршаха.

III. Личностные опросники. ММРI, 16 PF Кеттела и др.

 

8. Сознание является предметом изучения многих наук, каждая из которых исследует его определенную сторону. Психопатология изучает расстройства сознания, наступающие вследствие соматической, психической болезни или иных нарушений психической деятельности.

Сознание - наивысшая, свойственная только человеку функция головного мозга, выражающаяся в целенаправленном отражении мира, предварительном построении действий, предвидении их результатов, регулировании взаимоотношений человека со средой и познании мира. Сознание - это не только знание само по себе, но и отношение к познаваемому.

К. Ясперс выделил критерии помраченного сознания:

1) дезориентировка во времени, месте, ситуации;

2) отсутствие отчетливого восприятия окружающего;

3) разные степени бессвязности мышления;

4) затруднение воспоминаний происходящих событий и субъективных болезненных явлений.

Для определения состояния помраченного сознания решающее значение имеет установление совокупности всех вышеперечисленных признаков. Наличие одного или нескольких признаков не может свидетельствовать о помрачении сознания.

Условно нарушение сознания делят:

-продуктивные

-непродуктивные

Непродуктивные:оглушенность,сопор,кома.

Оглушенное состояние сознания. Одним из наиболее распространенных синдромов нарушения сознания является синдром оглушенности, который чаще всего встречается при острых нарушениях ЦНС, при инфекционных заболеваниях, отравлениях, черепно-мозговых травмах.

Оглушенное состояние сознания характеризуется резким повышением порога для всех внешних раздражителей, затруднением образования ассоциаций. Больные отвечают на вопросы как бы "спросонок", сложное содержание вопроса не осмысливается. Отмечается замедленность в движениях, молчаливость, безучастие к окружающему. Выражение лица у больных безразличное. Очень легко наступает дремота. Ориентировка в окружающем неполная или отсутствует. Состояние оглушения длится от нескольких минут до нескольких часов.

Со́пор— глубокое угнетение сознания с утратой произвольной и сохранностью рефлекторной деятельности. В иностранной (англоязычной) медицинской литературе в этом качестве выступает термин «ступор», в то время как сопор обозначает необычно глубокий сон.

Больной не реагирует на окружающую обстановку, не выполняет никаких заданий, не отвечает на вопросы. Из сопорозного состояния больного удается вывести с большим трудом, применяя грубые болевые воздействия (щипки, уколы и др.), при этом у больного появляются мимические движения, отражающие страдание, возможны и другие двигательные реакции как ответ на болевое раздражение.

Ко́ма (коматозное состояние) (от греч. — глубокий сон) — остро развивающееся тяжёлое патологическое состояние, характеризующееся прогрессирующим угнетением функций ЦНС с утратой сознания, нарушением реакции на внешние раздражители, нарастающими расстройствами дыхания, кровообращения и других функций жизнеобеспечения организма.

Продуктивные:

Делириозное помрачение сознания.

Онейроидное (сновидное) состояние сознания.

Сумеречное состояние сознания.

Аментивный синдром (аменция).

Делирий отличается от оглушенности: нарушена ориентировка, тревожное выражение лица, мимика лица меняется, наплыв ярких представлений, иллюзии, бред. идеи, галлюцинации, больные много говорят. Ночью делириозное состояние усиливается. Делириозное состояние наблюдается в основном у больных с органическими поражениями головного мозга после травм, инфекций.

Онейроидное (сновидное) состояние: смесь отражения реального мира и обильно всплывающих в сознании ярких чувственных представлений фантастического характера.

Если при делирии происходит воспроизведение некоторых элементов, отдельных фрагментов реальных событий, то при онейроиде больные ничего не помнят из того, что происходило в реальной ситуации, они вспоминают иногда лишь содержание своих грез. Сумеречное состояние сознания характеризуется внезапным наступлением, непродолжительностью и столь же внезапным прекращением, вследствие чего его называют транзиторным, т. е. преходящим.

Приступ сумеречного состояния сознания кончается критически, нередко с последующим глубоким сном. Характерной чертой сумеречного состояния сознания является последующая амнезия. Воспоминание о периоде помрачения сознания полностью отсутствуют. Во время сумеречного состояния больные сохраняют возможность выполнения автоматических привычных действий. Аменция - состояние спутанности сознания, которое характеризуется растерянностью, нарушением всех видов ориентировки, в том числе осознания собственной личности, а также бессвязностью мышления. Больные аменцией постоянно находятся в состоянии хаотического двигательного возбуждения, ограничивающегося пределами постели. Они недоступны контакту, речь их разорвана и состоит из отдельных слов. Именно разорванность (инкогеранция) мышления является характерной чертой при отграничении аменции от других видов нарушений сознания. Аффективные реакции лабильны: больные то плаксивы, то улыбчивы, то индифферентны к окружающему. По ночам могут возникать делириозные эпизоды, в высказываниях нередко звучат фрагментарные бредовые переживания, а поведение может указывать на наличие отдельных галлюцинаторных обманов. На высоте развития аменции иногда возникают кататоноподобная симптоматка в виде возбуждения или ступора, хореинформные гиперкинезы. После выздоровления весь период аменции полностью амнезируется.

 

9. Ощущение и восприятие относятся к сфере чувственного познания и ориентирования в окружающем мире. Ощущение - это самый простой психический процесс отражения отдельных свойств и качеств среды при непосредственном воздействии на специфические рецепторы органов чувств физических, химических, механических и других раздражителей. По виду рецепторов различают экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные ощущения. Экстероцептивные ощущения дают общую информацию о состоянии внешней среды обитания человека. Интероцептивные ощущения сообщают о событиях, происходящих внутри организма (иногда их называют висцероцептивными, когда речь идет о сигналах, исходящих от внутренних органов). Проприоцептивные ощущения сигнализируют о позиции, местоположении и движении тела или его частей, они отвечают за пространственную ориентацию.

В основе нарушений ощущений лежит изменение порога чувствительности: снижение или повышение уровня ощущений по отношению к норме. Снижение порога - гиперестезия - представляет собой усиление восприимчивости, интенсификацию ощущения, что в крайних случаях может приводить к раздражению, несдержанности, гневу, дискомфорту. Повышение порога может проявляться в виде гипестезии или анестезии. Гипестезия - снижение восприимчивости, понижение чувствительности. Анестезия - полная нечувствительность при анатамо-физиологической сохранности (психическая слепота, утрата вкусов, способности распознавать запахи, утрата чувства боли).

Сенестопатии - это проецирование каких-то ощущений внутрь телесного "Я" (термические ощущения - жжет, печет, леденит; ощущение движения жидкостей - пульсация, переливание, закупоривание сосудов; ощущения передвижения, натяжения и т. д.). Соматические боли в отличие от сенестопатий всегда локализованы, имеют стереотипное содержание, связаны с анатомическими границами и расположением органов. Боли, возникающие при поражении нервов или сосудов (парестезии), в отличие от сенестопатий проецируются на поверхность кожи или появляются при определенных движениях.

Иллюзии (от лат. illusio - ошибка, заблуждение) - это неадекватное отражение воспринимаемого объекта, несоответствие субъективного образа реальному предмету. Различают аффективные, вербальные, слуховые, тактильные, обонятельные и зрительные иллюзии (парейдолии и псевдопарейдолии).

Различают иллюзии аффективные, вербальные и парейдолические. Аффективные иллюзии наиболее часто возникают при страхе или тревожноподавленном настроении и отражают в своем содержании характер этих чувств. Вербальные иллюзии могут способствовать ложному восприятию содержания реального разговора окружающих. Они также часто возникают на фоне тревожной подозрительности.

Французскими авторами были описаны парейдолические иллюзии, когда иллюзорные образы непостоянны и изменчивы, один образ "переходит" в другой, который в свою очередь сменяется третьим и т.д. Парейдолии возникают при общем снижении тонуса психической деятельности, особенно при состояниях легкого помрачения сознания.

Парейдолические иллюзии не следует смешивать с игрой воображения (например, когда человек, смотрящий на кучевые облака, в их контурах сознательно отыскивает и находит очертания различных предметов, фигур животных, архитектурных сооружений и т.п.). В отличие от иллюзий подобные переживания в соответствии с желанием человека могут быть задержаны и прекращены.

Галлюцинациями называют представления, воспринимаемые как реальные объекты (иными словами, это восприятие того, чего на самом деле нет в актуальной реальности как реально существующего или действующего). При галлюцинациях человек не может отделить свое представление (субъективный образ реальности) от восприятия реальности.

Галлюцинации бывают: зрительные, слуховые, обонятельные, моторные, висцеральные (интероцептивные)

При наличии обонятельных галлюцинаций больные чувствуют различные не существующие реально в данный момент запахи — гари, копоти, газа, падали, мертвечины, испражнений. Реже возникают ощущения приятных запахов — аромата цветов, благоухания лесных трав.

При возникновении вкусовых галлюцинаций больные говорят о приятном или, наоборот, резком, отвратительном вкусе во рту. Неприятные обонятельные или вкусовые галлюцинации часто заставляют их отказываться от пищи, что объективно указывает на наличие подобной патологии.

Висцеральные (интероцептивные) галлюцинации характеризуются ощущением явного присутствия в полости тела, чаще в животе, инородных предметов, живых существ, иногда неподвижных, но часто находящихся в движении.

В литературе по ПП встречаются описания следующих нарушений восприятия: гиперстезия/гипостезия (усиление/ослабление восприятия по силе); анестезия (потеря чувствительности), деперсонализация (расстройство восприятия собственной личности), утрата сложных чувств; искаженное восприятие окружающего мира (например, “дежа вю”), иллюзии, галлюцинации и др. У больных с неврозами и неврозоподобными состояниями отмечаются нарушения болевой чувствительности – например, усиление болевого чувства, так называемые “психогенные” боли. У больных шизофренией трудности узнавания объектов связаны большей частью с апато-абулическим синдромом и эмоциональной амбивалентностью. При психопатиях разного типа наблюдают как повышение чувствительности, так и ригидность и снижение чувствительности также при повышении эмоционального тонуса. Нарушения восприятия при различных психических заболеваниях имеют различные причины и различные формы проявления. Большое значение в нарушениях восприятия принадлежит личностному фактору.

Восприятие в сравнении с ощущениями носит целостный характер и представляет собой наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений (Карвасарский Б. Г.). Большое значение в нарушениях восприятия принадлежит личностному фактору (мотивационной сфере).

Нарушения восприятия при различных психических заболеваниях имеют различные причины и различные формы проявления. При локальных поражениях головного мозга можно различать:

1. Элементарные и сенсорные расстройства (нарушение ощущения высоты, цветоощущения и т.д.). Эти нарушения связаны с поражениями подкорковых уровней анализаторных систем.

2. Сложные гностические расстройства, отражающие нарушение разных видов восприятия (восприятие предметов, пространственных отношений). Эти нарушения связаны с поражением корковых зон мозга.

Гностические расстройства различаются в зависимости от поражения анализатора, при этом делятся на зрительные, слуховые и тактильные агнозии. Агнозия – расстройство узнавания предметов, явлений, частей собственного тела, их дефектов при сохранности сознания внешнего мира и самосознания, а также при отсутствии нарушений периферической и проводящей частей анализаторов.

Зрительные агнозии делятся на: предметную аг (не узнают предметов и их изображений); аг на цвета и шрифты; оптико-простран аг  (наруш понимание символики рисунка, отраж пространств кач-ва рисунка, пропадает возможность передать на рисунке простр признаки объекта: дальше, ближе, больше-меньше, сверху-снизу и т.д.).

При гностических слуховых расстройствах отмечается снижение способности дифференцировки звуков и понимания речи. Могут иметь место слух галл. Возможны дефекты слуховой памяти (больные не могут запомнить два или более звуковых эталона), аритмия (не могут правильно оценить ритмич стр-ры, кол-во звуков и порядок черед), нарушение интонац стор речи (больные не различают интон и у них невыраз речь).

Тактиль аг – нар-е узнавания предметов при их ощуп при сохр тактильной чувс-ти (иссл-е при закрытых глазах). Агнозия может возникнуть в рез-те разрушения опр корковых зон (энцефалит, опухоль, сосудистый процесс и т.д.), а также вследствие нейродин нарушений.

Зрит аг. Для патопс-га важно иссл нарушение воспр у псих больных с органич пораж-ми гол мозга. Воспр этих больных отлич фиксацией вним на отд признаках предметов, труд синтеза в одно целое. Воспр обладает функцией обобщ и условности, поэтому аг вызваны нар-м обобщ функций восприятия.

При деменции могут отмечаться псевдоагнозии. В данном случае агнозия распр не только на форму, но и на структуру, то есть в данном случае нарушается осмысл и обобщ воспр, что связано с диффузностью мышления.

У больных с неврозами и неврозопод состояниями отмечаются нарушения болевой ч-ти. Чаще встречается не снижение, а усиление болевого чувства, так называемые "психогенные" боли, что также яв-ся нарушением воспр. При переживании боли большая роль отводится ожиданию, боязни боли, хотя, по исследованиям Карвасарского, не существует боли, лишенной матер основы, даже когда речь идет о психогенных болях. При этом важно установить правильное соотн сенсорного и эмоц компонентов переж боли для выбора правильного лечения: преобладание медикамент воздействия или психотер.

При психопатиях возбудимого круга повышается чувствительность при повышении эмоционального тонуса. При психопатиях тормозимого типа отмечается ригидность и снижение чувствительности также при повышении эмоционального тонуса. При реактивных депрессиях восприятие нарушено по-разному в зависимости от клинической картины:

а)при депрес-параноидном синдроме – аффективное искажение восприятия;

б)при астено-депрес – фрагмент воспр с трудн концен вним и его перекл;

в)при истеро-депрес восприятие отлич внуш-ю, поэтому возможны псевдоагн.

В литературе по ПП встречаются описания следующих нарушений воспр:

гиперстезия – усиление воспр по силе; гипостезия – ослабление восприятия по силе; аг; тотальная анестезия – потеря чув-ти при истерии; деперсонализация – рас-во воспр собств личности; бедность участия - утрата сложных чувств; дереализация – искаженное восприятие окр мира. Сюда же можно отнести симптомы " уже виденного ", " никогда не виденного "; обманы воспр (иллюзии и галлюцинации). Иллюзии – это искаж воспр дей-но сущ-го объекта, галлюц– обманы воспр, возник вне непосредств связи с реальными раздраж внеш среды.

 

 

10. К наиболее распространенным нарушениям непосредственной памяти относится “корсаковский синдром” (нарушение памяти на текущие события) и прогрессирующая амнезия (когда расстройства распространяются на любые события, а также имеет место взаимное наложение событий и дезориентация во времени и пространстве). При олигофрении нарушены смысловая и механическая память. При эпилепсии ухудшается опосредованное запоминание. При этих заболев в их мех-мах ведущая роль принадлежит лич-мотиваци и эмоц расстройствам. Снижение памяти и внимания у больных с неврозами часто отражает внутр тревогу и беспокойство.

Среди нарушений памяти выделяют гипомнезию, гипермнезию, парамнезию и амнезию. Но характер этих нарушений будет зависеть от того, какое именно звено пострадает. Гипомнезия проявляется в ослаблении всех видов памяти. Она может быть связана с возрастными изменениями либо является следствием каких-либо заболеваний. Для гипермнезии характерно резкое увеличение объема и прочности запечатления материала. Парамнезия - это особое сост, когда чел испытывает ощущ "знакомости" при встрече с незнакомыми объектами. Эти обманы памяти связаны с измененными состояниями сознания. И, наконец, амнезии, особый тип аномалий памяти, проявляющийся в значительном отсутствии или ослаблении памяти. Среди амнезий особую группу составляют амнезии, возникающие при локальных поражениях мозга. Лурия выделил два типа нарушения памяти при локальных поражениях мозга - модально-специф и модально-неспециф.

Под модально-неспециф нарушениями памяти в нейропсихологии понимают такие патологические явления, которые проявляются во всех видах, формах и процессах памяти. Основным условием запечатления всех следов информации является сохранение оптимального тонуса коры больших полушарий, который связан с активностью ретикулярной формации. Снижение коркового тонуса является основным фактором, который приводит к модально-неспецифическим нарушениям памяти (снижение продуктивности процессов запечатления, сохранения и воспроизведения информации). Но в зависимости от уровня поражения неспецифических структур, модально-неспецифические нарушения памяти носят разный характер:

- на уровне продолговатого мозга нарушения памяти проявляются в виде синдрома нарушения сознания, внимания, нарушения сна и бодрствования;

- на уровне гиппокампа наблюдаются нарушения кратковременной памяти, ее повышенная ранимость, подверженность следов влиянию интерференции. П. Милнер утверждает, что структуры гиппокампа обеспечивают общую способность запечатлевать следы текущего опыта. У больных с массивными поражениями этих структур наблюдается полная невозможность сохранить следы текущего опыта, что проявляется в синдроме грубой дезориентировки больного в месте, времени и происх с ним событиях. Он не может вспомнить, что было 15-20 минут назад.

Модально-специф нарушения памяти составляют второй тип мнестических дефектов, встречающихся в клинике локальных поражений головного мозга. Они возникают при поражении аппаратов второго и третьего функциональных блоков, связаны со стимулами определенной модальности и распространяются только на раздражители, которые адресуются лишь к одному анализатору. К этим патологиям относят нарушения зрительной памяти, слухоречевой, музыкальной, тактильной, двигательной. Они отличаются тем, что эти дефекты не бывают глобальными, никогда не вызывают нарушения расстройств сознания, носят характер распада мнестической основы отдельных, модально-специфических операций.

В зависимости от локализации очага поражения можно выделить следующие модально-специфические нарушения памяти:

- при поражении средних отделов вторичных зон височной области левого полушария возникают нарушения слухоречевой памяти (акустико-мнестическая афазия), заключающиеся в невозможности удержать в памяти даже несколько слов. Следует отметить, что этот дефект слухоречевой памяти выступает в изолированной форме, у больных нет расстройства фонематического слуха;

- при поражении теменно-затылочной области левого полушария возникает амнестическая афазия, проявляющаяся в невозможности удержать в памяти зрительные структуры, включающие пространственные отношения. У этих больных нарушаются зрительные представления объектов, но нет никаких гностических зрительных расстройств. Память - психический процесс накопления, хранения и использования информации, воспринятой человеком в различные периоды жизни.

Гипермнезии - непроизвольное оживление памяти, которое проявляется в повышении способности воспроизведения давних, незначительных, малоактуальных событий прошлого. При этом ослабевает запоминание текущей информации и повышается способность воспроизводить давно забытые события прошлого, незначительные и малоактуальные для больного в настоящем.

Гипомнезия - частичное выпадение из памяти информации. Нарушается способность запоминать, удерживать и воспроизводить отдельные события или их детали ("прорешливая память", когда пациент вспоминает не все, что должен был вспомнить, только самое важное, яркое или часто повторяющееся). Слабо воспроизводятся даты, имена, термины, цифры.

Гипомнезии являются наиболее часто встречающимися клиническими расстройствами памяти. Гипомнезия может быть временной, эпизодической, но может иметь и стойкий, необратимый характер.

Амнезия - полное выпадение из памяти событий, имеющих место в определенный период. Амнезии являются основным объектом клинической психологии Их можно классифицировать по разным основаниям. Различают амнезии по отношению к событиям, происходящим в разное время от начала расстройства, по нарушенной функции памяти и по динамике проявления расстройства памяти.

По отношению к событиям, происходящим в разное время от начала расстройства, выделяют следующие типы амнезий:

1) ретроградная - выпадение из памяти событий до начала (острого периода) болезни (расстройства); ретроградная амнезия может возникнуть, например, после черепно-мозговой травмы;

2) конградная - выпадение воспоминаний о событиях в острый период болезни (расстройства);

3) антероградная - утрата воспоминаний о событиях, происходящих после острого периода болезни (расстройства); антероградную амнезию можно наблюдать после повреждений в гиппокампе или хронических отравлений, а также при деменциях.

4) антероретроградная - выпадение событий, происходивших до, во время и после острого периода болезни (расстройства); скорее всего, возникает в результате временного недостатка кровообращения в гиппокампе.

 

 

11,12. Выделяется три вида патологии мышления: нарушение операциональной стороны мышления, нарушение динамики мышления и нарушение личностного компонента мышления. Нарушения могут быть в легкой, умеренно выраженной и выраженной степенях. Нарушения мышления первой группы можно свести к двум крайним вариантам: снижение уровня обобщения и искажение процесса обобщения. При снижении уровня обобщения в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях. При искажении процесса обобщения больные руководствуются чрезмерно обобщенными признаками, неадекватными реальным отношениям между предметами, отмечается преобладание формальных, случайных ассоциаций, уход от содержательной стороны задачи. Подобные нарушения мышления, например, встречаются у больных шизофренией.

В психиатрии выделяют два часто встречающихся нарушения динамики мышления: лабильность мышления (неустойчивость способа выполнения задания) и инертность мышления (тугоподвижность переключения с одного вида деятельности на другой, затрудненность изменения способа работы).

К нарушениям личностного компонента мышления относятся разноплановость суждений, резонерство, а также нарушение критичности и саморегуляции. В частности, резонерство – это склонность к бесплодному мудрствованию или многоречивым рассуждениям, а нарушение саморегуляции есть невозможность целенаправленной организации своих мыслительных действий (например, встречается у больных эпилепсией или шизофренией). Расстройства ассоциативного процесса проявляются в болезненном изменении темпа, нарушении стройности и целенаправленности мышления. К нарушениям стройности мышления относят разорванность мышления, бессвязность, стереотипии в речи, действия под влиянием внезапного нелепого умозаключения, паралогическое мышление. К нарушениям целенаправленности относят также символизм и аутическое мышление. Нарушения мышления по темпу бывают: ускоренное мышление (при МДП, шизофрении) и замедленное мышление (тоже при МДП), а также тугоподвижность, ригидность (при эпилепсии). К роду патологии суждений относятся: бредовые расстройства; бредоподобные расстройства (ложные умозаключения, связанные с расстройством воли, влечений, эмоциональными нарушениями – например, при МДП); сверхценные и навязчивые идеи.

Мышление - это психический процесс опосредованного и обобщенного отражения существенных сторон реальности, познание внутренних взаимосвязей предметов и явлений. Мышление является частью интеллекта. Интеллект - это общий термин, охватывающий все психические процессы, обеспечивающие познавательную активность (мышление, внимание, память, восприятие). Как часть интеллекта, мышление есть процесс непосредственного оперирования образами, идеями, символами, представлениями, понятиями.

Нарушения темпа: ускорение и замедление мышления. Ускорение - увеличение количества ассоциаций в единицу времени. Мысли поверхностные, малодоказательные, возникает скачка идей (непрерывная смена тематики речи в зависимости от предметов, случайно попавших в поле зрения). Замедление - уменьшение числа ассоциаций в единицу времени. Лабильность - редко встречающийся феномен, который заключается в быстрой смене темпа: сначала резкое ускорение, сменяющееся резким замедлением. Нарушения подвижности мышления (тугоподвижность мышления, торпидность, ригидность, инертность). Детализация, обстоятельность, вязкость. Детализация - постоянное вовлечение в мыслительный процесс второстепенных несущественных подробностей (нарушение экономичности мышления). Обстоятельность - выраженная детализация, сочетающаяся с систематическим застреванием на побочных ассоциациях при последующем возвращении к основной мысли (лабиринтное мышление). Вязкость - крайняя степень обстоятельности, при которой детализация так искажает основную мысль, что делает ее непонятной.

арушение целенаправленности мыслительных процессов связано с приданием большей значимости индивидуальному смыслу в ущерб общественному.

Виды таких нарушений мышления: витиеватость, соскальзывание, резонерство, разноплановость, аморфность, разорванность.

Витиеватость - слишком пространные рассуждения, излишние для понимания излагаемой мысли.

Соскальзывание (непоследовательность мышления) - внешне немотивированные, неожиданные эпизодические переходы от одного содержания к другому по случайной ассоциации или несущественному для конечной цели рассуждения признаку.

Резонерство - пространные рассуждения по несущественному поводу.

Разноплановость - постоянная необоснованная смена оснований для построения ассоциаций. В результате мысль лишается основного стержня, иногда объединяются несочетаемые понятия. Суждения об одном и том же феномене одновременно протекают на разных уровнях.

Аморфность - нечеткое использование понятий (непонятно, о чем говорит больной).

Разорванность - отсутствие связей между отдельными умозаключениями. Выделяют логическую и грамматическую разорванность. Логическая - нет логической связи между отдельными компонентами мысли. Грамматическая - набор отдельных, несвязанных слов (шизофазия). Словесная окрошка.

С нарушениями личностного компонента мышления связан такой класс нарушений, как нарушения содержания мышления. Сюда относится формирование навязчивых, сверхценных и бредовых идей.

Навязчивые идеи - это непроизвольно возникающие мысли, содержание которых не несет адекватной информации или вступает в значительное противоречие с системой личных ценностей.

Сверхценные идеи - логически обоснованные убеждения, тесно связанные с мировоззрением личности, базирующиеся на реальных ситуациях и обладающие большим эмоциональным зарядом. Они приобретают неадекватное по степени значимости доминирующее положение в жизни человека, подчиняют себе всю его деятельность, что приводит к дезадаптации.

Бредовые идеи (бредовые расстройства мышления) - навязчивые, последовательно и энергично отстаиваемые ложные умозаключения, не соответствующие реальности (в их основе лежат нереальные события и факты, например, приписывание себе или другим мнимых, несуществующих качеств, поступков и т. д.), которые упорно поддерживаются личностью, несмотря на аргументы и доказательства обратного.

13. Под работоспособностью принято понимать потенциальную возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

Говоря о работоспособности, выделяют общую (потенциальную, максимально возможную) и фактическую работоспособность, уровень которой всегда ниже. Фактическая работоспособность зависит от текущего уровня здоровья человека, самочувствия, от типологических свойств нервной системы, индивидуальных особенностей функционирования психических процессов, от оценки человеком значимости и целесообразности мобилизации определенных ресурсов организма для выполнения определенной деятельности в течение заданного времени при условии нормального восстановления расходуемых ресурсов организма.

Принято выделять ряд последовательно сменяющих друг друга фаз работоспособности. В процессе выполнения работы человек проходит через следующие фазы:

1) фаза мобилизации — предстартовое состояние;

2) фаза врабатываемости — возможны сбои, ошибки, но постепенно организм приспосабливается к оптимальному режиму выполнения задания;

3) фаза оптимальной работоспособности (компенсации) — оптимальный режим работы, стабильные регуляторы труда;

4) фаза неустойчивой компенсации (субкомпенсации) — перестройка организма: необходимый уровень в работе поддерживается за счет ослабления менее важных функций;

5) фаза «конечного порыва» — перед окончанием работы при наличии сильного мотива к деятельности;

6) фаза декомпенсации — при выходе за пределы фактической работоспособности во время работы в сложных условиях после фазы субкомпенсации наступает данная фаза, сопровождаемая прогрессирующим снижением производительности труда, появлением ошибок, выраженными вегетативными нарушениями;

7) фаза срыва — возникает при продолжении работы (резкое падение производительности, вплоть до невозможности продолжать работать, неадекватность реакций организма, обмороки);

8) фаза восстановления физиологических и психологических ресурсов организма наступает после прекращения работы.

Нарушение умственной работоспособности наиболее ярко проявляется в клинической картине астенического синдрома (состояния нервно-психической слабости). Ведущее проявление данного синдрома — собственно астения, признаками которой являются повышенная утомляемость, истощае



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: