Лекция.
При выполнении погрузочно-разгрузочных работ применяется большое количество средств: приспособлений, устройств, оборудования, машин и механизмов, – для облегчения трудоемких операций.
Общие принципы классификации средств, применяемых при погрузочно-разгрузочных работах, предусматривают отнесение их к той или иной группе в зависимости от нескольких основных признаков. Перечень признаков включает в себя много позиций, но с точки зрения эксплуатации автомобильного транспорта следует выделить две группы: технические и эксплуатационные. К техническим признакам относятся: наличие привода, принцип действия рабочего органа, а к эксплуатационным – направление перемещения груза, вид груза, степень подвижности.
По наличию привода различают простейшие погрузочно-разгрузочные устройства и приспособления (так называемая «малая механизация») и погрузочно-разгрузочные механизмы и машины.
Простейшие погрузочно-разгрузочные устройства облегчают и ускоряют операции, выполняемые вручную. Их применение позволяет снизить трудоемкость погрузочно-разгрузочных и перегрузочных работ по сравнению с затратами физического труда на 20…40%. К этим устройствам и приспособлениям относятся:
роликовый лом – изогнутый на конце рычаг, опирающийся на два ролика;
роликовые цепи, состоящие из гибко соединенных роликов, которые подкладываются под грузы при горизонтальном перемещении;
ручные тележки, которые применяются для погрузки, разгрузки и горизонтального перемещения груза. Усовершенствованные тележки имеют подъемную платформу или вилообразный подхват с ручным гидравлическим приводом;
рольганги – рамы с укрепленными на осях роликами, по которым перекатывается груз. Наклон рам в сторону перемещения груза 1,5....6° в зависимости от вида груза. При горизонтальной установке рам груз перемещается в обе стороны усилием рабочего. В случае необходимости перемещения груза по рольгангу используется лебедка;
|
лотки, которые устанавливаются с наклоном 35...45° и служат для спуска груза под действием собственного веса;
самотечные телескопические трубы, состоящие из отдельных соединенных между собой звеньев и служащие для перегрузки зерновых и пылевидных грузов самотеком;
винтовые спуски, смонтированные вокруг вертикальной опоры и дающие возможность спускать груз со значительной высоты при небольшой площади, занимаемой этим устройством;
домкраты с реечным, винтовым, гидравлическим приводом, которые применяются для подъема грузов на тележки, катки, роликовые цепи;
ручные лебедки, тали и полиспасты, применяемые для подъема груза и часто используемые совместно с накатом (наклонная плоскость) для перемещения грузов в кузов. Таль, подвешенную к ручной монорельсовой тележке для горизонтального перемещения груза, называют тельфером;
Поможем написать работу на аналогичную тему
ручные вилочные погрузчики, которые представляют собой тележки с гидравлическим или механическим (лебедка) приводом грузоподъемностью 0,2... 1 т. Высота подъема груза до 2 м;
разгрузочные сетки и щиты, применяемые для выгрузки из кузова автомобиля навалочных сельскохозяйственных грузов, закладываемые предварительно (перед погрузкой) в кузов (щит у передней стенки, сетка по всему кузову). При выгрузке щит или сетка с помощью тросов закрепляются к неподвижным упорам и автомобиль, продвигаясь своим ходом вперед, сгружает груз в течение 3...5 мин;
|
бункеры, предназначенные для быстрой (в течение 2…3 мин.) погрузки автомобилей сыпучим или навалочным грузом.
К погрузочно-разгрузочным механизмам и машинам относятся краны, экскаваторы, погрузчики, транспортеры.
Краны. Мостовой кран представляет собой металлическую форму (мост), концевые балки которой опираются на тележки с колесами, передвигающиеся по рельсам, укрепленным на эстакадах, колоннах или кронштейнах. Перемещение грузов производится в направлении движения крана по рельсам и в перпендикулярном направлении с помощью тележек, передвигающихся вдоль моста. Обслуживая большую площадь, такие краны занимают мало места. Они могут быть различной конструкции и грузоподъемности. Предназначаются для работ с различными грузами (единичными, пакетированными, кусковыми и т. д.).
Козловые краны (рис. 4.1) можно считать разновидностью мостовых, у которых мост поставлен на высокие передвижные опоры (козлы). Используются на открытых площадках для перевалки, как правило, тяжеловесных грузов. Так же как и мостовые могут быть консольными – с выступающими за подкрановый рельсовый путь частями формы моста.
Портальные краны представляют собой поворотную колонну со стрелой, механизмом подъема груза, поворота и подъема стрелы и перемещения крана, смонтированных на порталах (опорах), передвигающихся по рельсам. Наибольшее распространение они получили в морских и речных портах. Скорость передвижения портала доходит до 60 м/мин, а грузоподъемность до 20 т при вылете стрелы более 30м. В качестве разновидности портальных кранов можно назвать причальные перегружатели для перевалки крупнотоннажных контейнеров с одного вида транспорта на другой.
|
Башенные краны (рис. 4.2) устанавливаются в большинстве случаев на строительных площадках. Их основное назначение состоит в подаче строительных материалов к рабочим местам для монтажа зданий, как с места хранения, так и для разгрузки прибывших ТС. Они относятся к стреловым кранам с поворотной платформой и отличаются значительной высотой подъема груза, обеспечиваемой наличием высокой башни крана, опирающейся на передвижной портал, и расположением стрелы в верхней части этой башни. Дополнительное увеличение высоты подъема груза на крюке достигается наклоном стрелы при уменьшении ее вылета. Чем меньше вылет стрелы, тем выше грузоподъемность. Перемещение башенного крана вдоль строительного объекта осуществляется по рельсовым путям.
Автомобильные краны (автокраны) (рис. 4.3) широко используются при выполнении погрузочных и разгрузочных работ в местах с незначительным, а чаще эпизодическим грузооборотом. Их отличительная особенность состоит в том, что они смонтированы на шасси грузовых автомобилей и поэтому являются очень мобильными грузоподъемными машинами. Грузоподъемность автокранов доходит до 40 т.
Захват груза производится специальными, часто сменными грузозахватными устройствами. В связи с этими требованиями и спецификой грузов грузозахватные устройства весьма многообразны. Наиболее распространены и несложны по конструкции стропы, захваты, подвески.
Стропы –различные сочетания из гибких элементов (тросов, цепей, сетей) в зависимости от габаритов и формы груза. Для подъема грузов до 1,5 т иногда применяются стропы из пеньковых тросов.
Захваты зажимают груз силой его собственного веса или натяжением тягового троса.
Подвески применяются для грузов больших габаритов или одновременной погрузки нескольких штук груза.
Особое место среди грузозахватных устройств занимают более сложные по конструкции автоматические и полуавтоматические захваты, удовлетворяющие всем указанным выше требованиям и одновременно исключающие полностью (автоматические захваты) или частично (полуавтоматические захваты) тяжелый ручной труд стропальщиков.
Самоходные краны отличаются от автомобильных кранов повышенной грузоподъемностью и меньшей скоростью передвижения. Они могут быть колесные и гусеничные и работать за счет большой собственной массы без опор и перемещаться с грузом на крюке.
Экскаваторы (рис. 4.4). Экскаваторы имеют рабочее, силовое и ходовое оборудование. По рабочему процессу они делятся на экскаваторы прерывного (одноковшовые) и непрерывного действия (многоковшовые), по способу передвижения – на колесные, гусеничные, шагающие.
По типу рабочего органа экскаваторы бывают: с прямой лопатой (рис. 4.4, а) для рытья котлованов и перемещения грузов, расположенных выше места нахождения экскаватора (лопата движется от экскаватора); с обратной лопатой (рис. 4.4, б) для рытья небольших котлованов, траншей, канав, расположенных ниже места нахождения экскаватора (лопата движется к экскаватору); драглайны (рис. 4.4, в) – скребковый ковш, используемый для разработки выемок и сооружения насыпей иногда с погрузкой грунта в подвижной состав (ковш движется к экскаватору); с грейфером для погрузки сыпучих и навалочных грузов из куч и штабелей.
По одной из основных характеристик – вместимости ковша экскаваторы делятся на малые 0,1...0,5 м3, средние 0,5...4 м3 и крупные свыше 4 м3. Малые экскаваторы обычно бывают колесные, средние – на гусеничном ходу, крупные – шагающие (путем перемещения лыж).
Транспортеры (конвейеры) получили широкое распространение при выполнении погрузочно-разгрузочных работ различных грузов (штучных, сыпучих, кусковых) благодаря простоте устройства и возможности применения в различных условиях. Они в зависимости от типа рабочего органа могут быть ленточные, пластинчатые, скребковые, шнековые (винтовые). Грузы транспортерами перемещаются в горизонтальном направлении или под небольшим углом.
Погрузчики представляют собой самоходные машины, оборудованные различными приспособлениями (крановым, вилочным захватом ковшом и т. д.) для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и перемещения груза в пределах грузовой площадки и склада. Они обладают достаточно высокой маневренностью, мобильностью и производительностью.
Автопогрузчики (рис. 4.5) относятся к универсальным самоходным погрузочно-разгрузочным машинам. Они предназначены для работы на открытой территории. Они способны выполнять подъемные и транспортные операции в различных эксплуатационных условиях с контейнерами и другими тяжеловесными грузами, штучными грузами в пакетах и на поддонах, с длинномерными грузами и сыпучими материалами. Автопогрузчики оборудуются разнообразными быстросъемными грузозахватными устройствами.
Передвижение автопогрузчика осуществляется с помощью обычных автомобильных агрегатов. Компоновка проводится с учетом короткой базы, а для лучшей маневренности применяется схема с передними ведущими колесами, а задними – управляемыми. Для привода используются двигатели внутреннего сгорания. Повышенная устойчивость автопогрузчика достигается наличием противовеса, монтируемого за задней осью. Автопогрузчики выпускаются разной грузоподъемности (от 300 кг до 200 т) и высотой подъема груза (до 4 м), скорость движения может достигать 40 км/час.
Электропогрузчики отличаются от автопогрузчиков по нескольким позициям. Электродвигатели не загрязняют окружающую воздушную среду и поэтому позволяют использовать их в закрытых помещениях не только на погрузочно-разгрузочных, но и на внутрискладских работах по перемещению грузов. Грузоподъемность, высота подъема и скорость передвижения, обычно меньше, чем у автопогрузчиков. Но за счет незначительных габаритных размеров достигается большая маневренность.
Для выполнения погрузочных работ с сыпучими и навалочными грузами широко используются механизмы с различными видами рабочего органа – ковшами, транспортерами и т. д.
Одноковшовые погрузчики (рис. 4.6, а) – механизмы с рабочим органом – ковшом периодического действия. Вместимость ковша различных погрузчиков 0,5...4 м3, привод ковша механический или гидравлический. Производительность ковшовых погрузчиков большая до 200т/час, поэтому их применяют при крупных объемах погрузочных работ. Ковш при перемещении погрузчика загружается сыпучим грузом. При подъеме ковша погрузчик подводит его к кузову автомобиля и сбрасывает в него груз.
Многоковшовые погрузчики, называемые элеваторными (рис. 4.6, б), имеют рабочий орган непрерывного действия, представляющий собой бесконечные цепи с укрепленными ковшами и подгребающий питатель в виде шнека или лопаты. Легкосыпучие грузы питателем 3 попадаются на скребковый транспортер 2, оттуда они попадают на поворотный ленточный транспортер 1 и далее – в кузов автомобиля.
Зернопогрузчик – передвижная или чаще самоходная установка, состоящая из питателя (скребкового, дискового), скребковых и ленточных транспортеров и вентиляторов, очищающих зерно. Система приводится в действие от двигателя самоходного шасси или от электродвигателя. Производительность выпускаемых в стране зернопогрузчиков 40... 100 т/час.
Свеклопогрузчик –автомобиль или колесный трактор, оборудованный системой, состоящей обычно из грабельного захвата, питателя и комбинации транспортеров и иногда очистителей. Привод осуществляется от двигателя. Часовая производительность свеклопогрузчиков 10... 50 т/час.
Автомобиле опрокидыватели. Используются при больших грузопотоках в местах разгрузки навалочных грузов с автомобилей и автопоездов. Принцип действия автомобиле опрокидывателей (рис. 4.7) заключается в установке автомобиля на платформу и последующем ее наклоне на угол, несколько превышающий угол естественного откоса груза, при котором груз выгружается самотеком. Наклон платформы и возврат в исходное положение осуществляются принудительно (гидравлическим или электромеханическим приводом) или благодаря смещению центра тяжести автомобиля при освобождении его от груза. Предельный угол наклона платформы обычно составляет 40°. Время разгрузки 2...4 мин. Для разгрузки некоторых сельскохозяйственных (свекла, картофель) и строительных (песок, каменные породы) грузов применяется постепенный смыв груза с помощью струи воды при давлении 20...25 кПа.
К автомобилям-самопогрузчикам относятся автомобили с постоянным оборудованием для выполнения погрузочных и разгрузочных работ. Это специализированные ТС. Оборудование, как правило, работает от двигателя автомобиля, но может быть и другой тип привода, в том числе и ручной.
Основными факторами, определяющими эффективность применения автомобилей-самопогрузчиков, являются: наличие большого количества погрузочно-разгрузочных пунктов; незначительные и нерегулярные грузопотоки; ограниченные объемы перевозок на незначительные расстояния по заданным маршрутам; отсутствие средств механизации в грузовых пунктах. Преимущества автомобилей-самопогрузчиков выражается в их эксплуатационных качеств: удобство погрузки-разгрузки; постоянная готовность к работе; маневренность во время погрузочно-разгрузочных работ; трудоемкость погрузки и разгрузки; удельная топливная экономичность.
Применяются разнотипные механизмы для выполнения погрузочно-разгрузочных операций: консольные краны, портальные краны, лебедки, транспортеры, съемные кузова, грузоподъемные борта и др. Наибольшая грузоподъемность механизма определяется максимальным весом одного грузового места, в качестве которого может выступать крупнотоннажный контейнер массой брутто 30 т.
По принципу действия рабочего органа погрузочно-разгрузочные механизмы подразделяются на две группы: механизмы цикличного (прерывного) действия и механизмы непрерывного действия.
Наибольшее распространение получили механизмы цикличного действия: краны, одноковшовые экскаваторы, тельферы, погрузчики и другие. Их особенностью является то, что они работают, многократно повторяя неизменный рабочий цикл. Рабочий цикл механизма представляет собой совокупность операций по погрузке (или выгрузке) некоторого количества груза, перемещаемого рабочим органом данного механизма, начиная от момента захвата этого груза и кончая приведением рабочего органа в состояние полной готовности к захвату следующей массы груза. Состав цикла в зависимости от рода груза, типа погрузочно-разгрузочного механизма и вида рабочего органа, может быть различным. Но он обязательно делится на две части, причем первая часть – это операции по взятию, перемещению груза и освобождению от него, а вторая состоит из холостых операций, направленных на возвращение рабочего органа механизма за новой партией груза.
В группу механизмов непрерывного (конвейерного) действия входят все виды транспортеров, шнековые погрузчики, многоковшовые погрузчики и т. д.
Машины непрерывного действия в качестве рабочего органа используют бесконечную ленту, огибающую два расположенных на определенном расстоянии барабана; лента движется от одного барабана к другому. Бесконечная лента может быть сплошной или состоять из отдельных скрепленных между собой пластин.
К механизмам непрерывного действия относятся многоковшовые экскаваторы и погрузчики. Рабочий орган этих машин представляет собой бесконечную цепь с укрепленными на ней через равные промежутки ковшами.
Третью разновидность механизмов непрерывного действия составляют шнековые конвейеры, у которых рабочий орган выполнен в виде бесконечного винта.
Общим для всех механизмов непрерывного действия является то, что при работе механизма рабочий орган движется безостановочно, не делая перерывов для захвата груза или освобождения от него. Направление движения ленты, цепи, шнека не меняется и не требуется переключения на холостой ход.
Среди эксплуатационных признаков классификации погрузочно-разгрузочных средств выделяется направление перемещения груза. По этому признаку различают машины и механизмы горизонтального (механические лопаты), вертикального (бункеры, нории), наклонного (зернопогрузчики, транспортеры, многоковшовые погрузчики) и комбинированного перемещения груза (краны, погрузчики и др.).
Классификация механизмов по виду перевозимых или перегружаемых грузов является центральной при выборе средств механизации погрузочно-разгрузочных работ для конкретного транспортного процесса. Различают погрузочно-разгрузочные машины и устройства для навалочных (экскаваторы, погрузчики, транспортеры и др.), сыпучих (экскаваторы, бункеры, пневмоперегружатели и др.), тяжеловесных, длинномерных грузов (краны, погрузчики и др.). Многие из этих машин эксплуатируются по назначению, применяя сменные грузозахватные приспособления (вилы, ковш, грейфер, крюки и пр.).
В зависимости от назначения механизмы и устройства могут применяться для погрузки (экскаваторы, бункеры, зернопогрузчики и др.); для разгрузки (автомобиле опрокидыватели, пневморазгрузчики и др.); для погрузки и разгрузки (краны, погрузчики, транспортеры).
По степени подвижности механизмы для выполнения погрузочно-разгрузочных работ могут быть отнесены к одной из трех групп:
· стационарные, устанавливаемые на неподвижной опоре и не меняющие места своего нахождения в процессе работы (лебедки, кран-балки, бункеры, автомобилеразгрузчики и др.);
· полустационарные, имеющие ходовое оборудование, позволяющее перемещение в пределах грузовой площадки (портальные, башенные краны, экскаваторы, драги и др.);
· передвижные, снабженные ходовым оборудованием, позволяющим передвигаться с достаточной скоростью на значительные расстояния (автокраны, автопогрузчики, самоходные экскаваторы и др.).
Для выбора конкретного погрузочно-разгрузочного механизма уровень подвижности имеет важное значение. Стационарные и полустационарные механизмы применяются в крупных грузовых пунктах с большим и постоянным объемом погрузочных или разгрузочных работ. Передвижные машины и механизмы используются для выполнения погрузочно-разгрузочных операций в грузовых точках с небольшим и непостоянным объемом работы, расположенных на некотором расстоянии друг от друга, в связи с чем они могут перебрасываться с одного объекта на другие даже в продолжении одной смены
По своему назначению и конструктивному исполнению подъемно-транспортные машины подразделяются на основные виды: гpузоподъемные - машины периодического действия, транспортирующие - машины непрерывного действия, промышленные роботы - автоматические машины периодического действия.
Основные виды подъемно-транспортных машин:
Грузоподъемные машины - домкраты, лебедки (тали), гpузоподъемные краны и погpузчики.
Домкраты - простейшие гpузоподъемные механизмы, применяемые в основном при ремонтных и монтажных работах. Высота подъема гpузов составляет 0,15-0,7 м. Используются в виде толкателей, т. е. подъем гpузов осуществляется без грузозахватных устройств. В зависимости от конструкции домкраты делятся на реечные, винтовые, гидравлические.
Лебедки - грузоподъемные устройства для подъема и перемещения гpузов тяговым органом (канат или цепь), навиваемым на барабан. Привод - ручной или машинный. Они используются в гpузоподъемных кранах и подъемниках как механизмы подъема гpуза и передвижения крановых тележек.
Тали - компактные подъемные лебедки, имеющие ручной и электрический привод и подвешиваемые к балкам или специальным тележкам, перемещающимся по подвесному пути (монорельсу).
Грузоподъемные краны предназначены для подъема, перемещения, опускания груза с помощью грузозахватного устройства. Наибольшее применение получили стационарные рельсовые мостовые и поворотные стреловые краны, крaны-штaбелеры.
Мостовые краны применяются для внутрицеховых и внутрискладских погрузочно-разгрузочных работ.
В стрелковых (консольных) кранах груз подвешен к балкам на концевой части стрелы или на грузовой тележке, перемещающейся по стреле, и находится вне опорного контура крана, что обуславливает возникновение опрокидывающего момента.
Краны-шта6елеры применяются при значительных грузооборотах, в складах с многоярусными стеллажами, в ячейки которых устанавливаются ящики или поддоны с грузами. По конструкции краны-штaбелеры подразделяются на напольный и подвесной типы.
Погрузчики. Наибольшее применение получили погрузчики на специальных шасси - автопогрузчики и электропогрузчики для внутрицехового и межцехового транспортирования грузов, укладки его в штабель или на транспортную машину.
Лифты грузовые - это подъемники стационарного типа, предназначенные для вертикального перемещения тарно-штучных грузов между этажами на предприятиях оптово-розничной торгoвли и общепита. Они выпускаются следующего типа: малые грузоподъемностью 40, 100 и 250 кг, грузовыe выжмныe грузоподъемностью от 500 до 3200 кг и грузовые тротуарные грузоподъемностью 500 и 630 кг.
Выжимные - это лифты, у которых привод расположен внизу и перемещение кабины осуществляется за счет действия силы снизу вверх. Тротуарныe лифты предназначены для установки в подвальном помещении, находящемся под тротуаром хозяйственных дворов, складов, магазинов, предприятий общепита.
Транспортирующие машины (конвейеры) подразделяются на машины с тяговым органом – ленточные конвейеры, цепные конвейры, тележечные конвейеры, машины без тягового органа – гравитационные устройства, качающиеся конвейеры, шнеки (винтовые конвейеры), пневматические транспортирующие устройства.
Транспортирующие машины с тяговым органом - это ленточные и цепные конвейеры.
В ленточных конвейерах применяют резинотканевые, резинотросовые, одинарные и послойно-завернутые, стальные ленты. Наибольшее распространение получили ленты, состоящие из х/б ткани и резины (бельтинг), а также на основе синтетических волокон.
Цепные конвейеры. В качестве тягового органа в этих конвейерах применяют цепь. Для перемещения грузов цепь снабжается пластинами, ковшами, люльками, тележками и т. п.
Транспортирующие машины без тягового органа - это машины непрерывного транспорта: различные виды гравитационных устройств - качающиеся конвейеры, шнеки, пневмоустройства и т. п.
Промышленные роботы, подразделяющиеся по назначению, конструктивным показателям, способу управления, быстродействию, точности.
1.Для каких целей применяют оборудование в складских помещениях?
2.По каким признакам подразделяются краны?
Краны. | Экскаваторы | Транспортеры | Погрузчики | К автомобилям-самопогрузчикам | Грузоподъемные машины | Транспортирующие машины | Промышленные роботы |
Мостовой кран | одноковшовые | ленточные, | |||||
Козловые краны и т.д | |||||||
Задание: выбрать и записать, что относится к данному виду оборудования.
Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ позволяет:
· облегчить тяжелые и трудоемкие работы;
· повысить производительность труда работников торговли и уровень обслуживания покупателей;
· ускорить торгово-технологический процесс;
· сократить товарные потери и численность работников;
· рациональнее использовать площадь и объем торгово-складских помещений, а также транспортные средства;
· шире применять самообслуживание и прогрессивную технологию товародвижения в таре-оборудовании.
^ Классификация подъемно-транспортного оборудования. Подъемно-транспортное оборудование предприятий торговли — это машины и механизмы, предназначенные для механизации работ при погрузке и выгрузке товаров из транспортных средств, перемещения внутри предприятия во время их приемки и хранения, транспортирования к месту обработки и реализации, транспортирования тары и различного оборудования, выполнения работ по монтажу торгово-технологического оборудования и т.п.
Для механизации подъемно-транспортных работ применяются разнообразные машины и механизмы, которые по степени механизации осуществляемых процессов можно разделить на следующие основные группы: 1) средства малой механизации; 2) средства комплексной механизации; 3) средства автоматизации.
Средства малой механизации — это машины и механизмы, позволяющие производить, как правило, одну грузоподъемную или транспортную операцию; они обычно имеют ручной, механический или гидравлический привод. Это ручные тележки и штабелеукладчики, тали, лебедки.
По функциональному назначению подъемно-транспортные машины можно подразделить на следующие группы:
-грузоподъемные — предназначены для вертикального и резконаклонного циклического (с остановками для загрузки и разгрузки) перемещения грузов в таре;
-транспортирующие — предназначены для горизонтального и слабонаклонного перемещения сыпучих и упакованных грузов;
-погрузочно------разгрузочные и штабелирующие — используются при выполнении работ по загрузке и выгрузке транспортных средств и для перевалочных операций в складских помещениях.
По структуре рабочего цикла подъемно-транспортные машины делятся на машины периодического и непрерывного действия.
Машины периодического действия - тележки, погрузчики, штабелеры и т.п. — работают циклично, перемещая груз через определенный интервал времени. Рабочий цикл такой машины состоит из захвата груза, перемещения его к месту укладки, разгрузки и холостого хода за очередным грузом.
Машины непрерывного действия способны перемещать груз непрерывным потоком. Несущие части этих машин совершают непрерывное движение без остановок для захвата и передачи груза. К таким машинам относятся: конвейеры, системы пневматического и гидравлического транспортирования грузов и т.п.
По виду приводного устройства подъемно-транспортные машины делятся на следующие:
1) с ручным приводом; 2) с механическим приводом; 3) гравитационные.
По способу монтажа на рабочем месте подъемно-транспортные машины делятся:
на стационарные, смонтированные неподвижно на фундаменте или прямо на полу;
переносные, установленные временно на месте погрузочно-разгрузочных работ;
передвижные, установленные на ходовой тележке; самоходные, установленные на шасси транспортной машины или специальном самоходном шасси.
По направлению перемещения груза подъемно-транспортные машины подразделяются на четыре группы:
перемещение груза осуществляется по вертикали или в резконаклонном направлениях (тали, лебедки, лифты и подъемники);
груз может перемещаться в горизонтальном и слабонаклонном направлениях (конвейеры, грузовые тележки);
перемещение груза осуществляется как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях (тельферы, штабелеры и др.);
груз может перемещаться по трем координатам (подъемные краны, кран-балки и т.п.).
^ Грузоподъемные машины и механизмы.
Грузоподъемные машины относятся к машинам цикличного действия и включают грузоподъемные лифты и подъемники, грузоподъемные краны, тали, тельферы, подъемные столы и др.
На складах и в магазинах широко используют лифты различной грузоподъемности. Лифт - это подъемно-транспортное устройство, работающее в повторно-кратковременном режиме и предназначенное для подъема и спуска грузов с одного уровня на другой. Грузовые лифты подразделяются на:
· выжимные (грузоподъемностью от 500 до 3200 кг);
· общего назначения (от 400 до 6300 кг);
· тротуарные (500 и 630 кг);
· малые магазинные (100 и 250 кг).
На торговые предприятия лифты поступают с дистанционным и местным управлением, грузоподъемностью от 100 до 6300 кг, скоростью движения кабины 0,08-0,5 м/с, высотой подъема кабины (платформы) 5,2-45 м.
Грузовой подъемник - это грузоподъемное устройство, предназначенное для подъема груза на платформе или в кабине между двумя этажами. В отличие от лифтов подъемники имеют более простую конструкцию и удобнее в эксплуатации. Наиболее широкое применение на розничных торговых предприятиях находят наклонные подъемники и элеваторы для перемещения грузов массой до 200 кг, упакованных в мешки, ящики, бочки.
Грузоподъемные краны - это машины, предназначенные для подъема и перемещения в пространстве груза, удерживаемого грузозахватным органом. По конструкции они подразделяются на мостовые, козловые, автомобильные краны и др.
Тали — грузоподъемные устройства, подвешиваемые к несущим конструкциям помещений или опорам и применяемые для подъема и опускания грузов. Тали выпускают с ручным и электрическим приводом, а по конструкции передаточного механизма — червячные и шестеренные.
Электроталиоснащены грузоподъемным механизмом, приводимым в движение от электропривода. Они используются не только как самостоятельные грузоподъемные машины, но и как подъемные механизмы в составе однобалочных, мостовых и козловых кранов.
Таль, корпус которой установлен на монорельсовой тележке, называется тельфером.
Электротельферыприменяются для подъема и перемещения грузов на расстояния до 200 м на стационарных складах, железнодорожных станциях и в подсобных помещениях торговых предприятий.
Лебедки используются на погрузочно-разгрузочных работах самостоятельно или в составе сложных грузоподъемных машин (кранов, подъемников, лифтов). Лебедки бывают: ручные, с машинным и комбинированным приводом, одно-, двух- и трех-барабанные, с канатоведущим шкивом, с зубчатыми и червячными передачами, с фрикционными муфтами и тормозами.
^ Транспортирующие машины и механизмы предназначены для горизонтального и слабонаклонного перемещения на большие расстояния штучных и сыпучих грузов и выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
По принципу действия транспортирующие машины подразделяются на механизмы непрерывного действия (конвейеры) и механизмы периодического действия (электрические и карбюраторные тележки, тележки без двигателя, а также гравитационные устройства).
В торговле применяют конвейеры преимущественно трех типов: ленточные, пластинчатые и роликовые. Каждый из этих типов конвейеров выпускается стационарным и передвижным.
На предприятиях торговли активно используются электрические и ручные тележки в качестве машин и механизмов безрельсового транспорта. Они предназначены для горизонтального и слабонаклонного транспортирования упакованных грузов в складских помещениях торговых предприятий.
Тележки применяются для перемещения грузов на небольшие расстояния (до 100 м) при небольших объемах работ. Преимуществами этих устройств являются их большая маневренность и простота конструкции.
На складах, предприятиях общественного питания и торговли распространены тележки следующих типов:
1) ручные без системы подъема груза;
2) ручные с гидравлической системой подъема груза;
3) ручные с электрической системой подъема груза;
4) самоходные электрические без платформы для оператора;
5) самоходные электрические с платформой для оператора.
Самоходные электрические тележки, оснащенные платформой для оператора и постом управления,следует применять при большом количестве товаров и удаленности. В торговле наиболее распространены аккумуляторные тележки (электрокары). Они служат для перемещения тарных и штучных грузов на расстояние до 1000 м в помещениях складов, крупных магазинов и на открытых площадках с твердым покрытием. В торговле наиболее распространены электротележки грузоподъемностью 1 и 2 т со скоростью передвижения от 10 до 20 км/ч.
Для транспортирования грузов в упаковке самое широкое применение находит малая механизация - ручные тележки. Они подразделяются на тележки с неподвижной платформой (или вилами) и с подъемным грузозахватным органом. В зависимости от назначения грузовые тележки выпускаются грузоподъемностью от 50 до 3000 кг
Самоходные электрические тележки без платформы для оператораиспользуются на крупных предприятиях торговли и складах. Они предназначены для интенсивной круглосуточной работы и обеспечивают перемещение грузов на небольшие расстояния без применения физической силы, при этом оператор стоит или перемещается по полу. Грузоподъемность их 3,0 т.
^ Погрузочно-разгрузочные и штабелирующие машины и механизмы
Погрузочно-разгрузочные и штабелирующие машины в зависимости от привода делятся
на электрические погрузчики,
электрические штабелеры и автомобильные погрузчики,
а по виду ходового оборудования - на гусеничные и колесные.
погрузчики периодического и непрерывного действия, универсальные и специализированные.
Электропогрузчики — подъемно-транспортные машины, предназначенные для захвата, горизонтального и вертикального перемещений грузов и их укладки. Их используют в закрытых помещениях, на открытых площадках с твердым покрытием.
Универсальные электропогрузчики и напольные штабелеры предназначены для транспортирования и штабелирования товаров в ящиках, мешках и коробках, уложенных на однонастильные или двухнастильные поддоны. Электрические напольные штабелеры предназначены для складских работ в закрытых помещениях с твердым и ровным покрытием пола. Они используются главным образом для укладки тарно-штучных грузов в стеллажи и штабеля или снятия со стеллажей и штабелей. Источником энергии служит аккумуляторная батарея. В отличие от универсальных электрических погрузчиков они имеют относительно небольшие габариты, более маневрены, что позволяет и