Нарисуйте схему структуры сознания, охарактеризуйте ее основные компоненты и опишите процесс функционирования сознания




Назовите основные методологические принципы современной научной психологии, охарактеризуйте их и попытайтесь обосновать важность, значимость и необходимость каждого принципа

 

Специальной методологией психологии выступают ее методологические принципы: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития и принцип личностного подхода.

Принцип детерминизма, то есть причинной обусловленности психических явлений, означает, что они опосредуются естественными и социальными условиями и изменяются с изменением этих условий. Значимость данного принципа заключается в том, что учитывая его каждое психическое явление объяснено и связано с рядом естественных социальных условий.

Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство. Важность этого принципа заключается в том, что благодаря ему существует следующий взгляд на возникновение и развитие сознания: сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. Деятельность выступает как форма активности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности [2; С.43].

Принцип развития означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе развития. Данный принцип позволяет сделать вывод о том, что психика человека не существует как нечто постоянное и неизменное, именно поэтому ее следует изучать в развитии.

Принцип личностного подхода ориентирует исследователей всех индивидуально - и социально-психологических особенностей человека.


Нарисуйте схему структуры сознания, охарактеризуйте ее основные компоненты и опишите процесс функционирования сознания

 

Выделяют два слоя сознания (В.П. Зинченко).

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:

1) биодинамические свойства движений, опыт действий;

2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:

1) значение;

2) смысл.

Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия.

Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания) [2; С.86].

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного "Я".

Составить структурно-логическую схему раздела "память"

 

А) ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ. Память - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Память - это интегральная следовая форма отражения. Память лежит в основе любого психического процесса. Память является одной из основных форм организации психической жизни.

Б) УРОВНИ ПАМЯТИ. По длительности сохранения информации выделяют следующие уровни памяти:

Мгновенная память связана с инерционностью органов чувств. Эта память не поддается произвольному управлению. Образ в мгновенной памяти не обладает константностью - это образ ощущения, а не восприятия. Мгновенная память обеспечивает слитное восприятие мира.

Кратковременная память. Здесь сохраняется информация, к которой привлечено внимание. Информация сохраняется не в неизменном виде - она обрабатывается и интерпретируется. Для кратковременной памяти возможно произвольное управление с помощью повторения или символизации. Объем кратковременной памяти равен 7 ± 2 единиц.

Промежуточная (буферная) память - промежуточная инстанция между кратковременной и долговременной памятью. Здесь информация сохраняется до возможности перевести ее в долговременную память. Очищение буферной памяти и категоризация информации, накопленной за день, происходит во время сна.

Долговременная память не ограничена по объему и времени сохранения информации. Но не всегда информация может быть вовремя извлечена. Доступность информации определяется организацией хранения. Имеется два типа хранения информации в долговременной памяти: с произвольным доступом к информации (информация непрерывно преобразуется) и без произвольного доступа (информация хранится в неизменном виде).

В) ПРОЦЕССЫПАМЯТИ.

Запечатление начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и идентификация информации).

Хранение - накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.

Воспроизведение ( извлечение). Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием.

Забывание - процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.

Г) ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО ХАРАКТЕРУ УЧАСТИЯ ВОЛИ В ПРОЦЕССЕ.

 

Непроизвольное запоминание - происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки перед ним специальной мнемической задачи.
Произвольное запоминание - процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий. При условии наличия мнемической задачи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: