Методические рекомендации
По выполнению отчета по учебной практике
для студентов специальности 080109.65
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Тверь, 2012
Программа учебной практики соответствует основной образовательной программе университета и учебному плану.
Разработчик программы:
ассистент кафедры БУАиА Цветкова А.А.
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Бухгалтерского учета, анализа и аудита», протокол № 9 от 27.06.2012
Заведующий кафедрой: д.т.н., профессор В.Н. Кузнецов
Согласовано
Начальник УМО УМУ Д.А. Барчуков
Содержание
1.Общие положения………………………….………………………………..3
1.1 Цель и задачи учебной практики………………………………………....3
1.2 Организация и порядок проведения учебной практики………………..4
1.3 Права и обязанности студентов в период практики…………………….5
2. Содержание учебной практики………………………………………….6
2.1 Тематический план и примерное содержание учебной практики……..6
2.2 Примерный перечень тем по учебной практике………………………..15
3. Защита отчета по практике………………………………………………25
4. Требования к оформлению отчета по практике………………………26
Приложение 1 – «Образец титульного листа»
Приложение 2 - «Образец оформления оглавления»
Приложение 3 – «Образцы оформления сносок»
Общие положения
Цель и задачи учебной практики
Учебная практика - это одна из форм подготовки специалистов, предусмотренная учебными планами высшего профессионального образования.
Учебная практика направлена на изучение конкретной темы по экономическим дисциплинам с целью ознакомления и введения в специальность.
|
Целью учебной практики является получение теоретических знаний по выбранной тематике и приобретение практических навыков в области исследовательской деятельности.
Наиболее общими задачами студентов при прохождении практики являются:
• изучение нормативно - правовых актов, регулирующих деятельность различных предприятий, организаций, учреждений;
• ознакомление с правами и обязанностями сотрудников различных структур и ведомств;
• рассмотрение форм бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности;
• исследование показателей результатов деятельности различных предприятий, организаций, учреждений, органов власти, а также отдельных экономических процессов;
• проведение анализа собранных в ходе исследования показателей с целью выявления причин их изменения.
В ходе прохождения учебной практики у студентов формируется умение работать с научной и учебной литературой, размышлять о прочитанном, определять главные идеи, утверждения и отделять их от второстепенных, разбираться в доказательствах, понимать логику изложения и обоснованность выводов, пользоваться статистической информацией. С другой стороны, формируются первоначальные навыки письменно излагать прочитанное, комментировать, обобщать, анализировать статистические данные, делать и аргументировать выводы, составлять и грамотно оформлять научный аппарат своей работы. То есть формируются навыки научной работы, исследовательские навыки, развиваются аналитические способности.
На заключительном этапе производственной практики студент должен обобщить материал, собранный в период прохождения практики, определить его достаточность и оформить отчет по практике.
|
Организация и порядок проведения учебной практики
Учебная практика проходит на базе учебного заведения под руководством руководителя. Он помогает студенту уяснить цели и задачи исследования, подобрать литературу по избранной теме, осуществляет консультирование и контроль за выполнением работы.
Процесс прохождения практики можно подразделить на несколько этапов:
1. Выбор темы осуществляется студентом самостоятельно из списка тем, рекомендованных и утвержденных на заседании кафедры (см.п.2.2). Тему работы целесообразно выбирать из тех разделов, которые представляют для студента профильный интерес для лучшего понимания проблемы и углубления знаний.
Самопроизвольно менять тему не разрешается.
Составление списка литературы и ее изучение
Работа с литературой должна начинаться еще в процессе выбора темы. Она приобретает важнейшее значение после согласования плана отчета по практике.
Студент, как правило, подбирает требуемую литературу самостоятельно. Роль руководителя заключается, в основном, в рекомендациях и советах по отбору источников.
При работе с литературой в первую очередь изучаются законы Российской Федерации, постановления Правительства России, положения и инструкции различных ведомств, основополагающие источники.
Затем изучается специальная литература. При наличии нескольких изданий по определенной проблеме целесообразно избрать более позднее издание, отражающее окончательно сложившуюся точку зрения.
|
Завершающей стадией является ознакомление с официальной статистикой как документальной основой анализа и сопоставления.
Широта и полнота изучения источников и литературы, умение выделить необходимое, главное, сопоставление и анализ различных фактических и статистических данных – важнейший показатель качества исследований студента и навыков работы с литературой.
При составлении списка литературы следует обратиться к:
- библиографическим каталогам, имеющимся в библиотеке;
- перечням статей, опубликованных в последних за год номерах периодических экономических журналах (причем начинать нужно с последнего года, а затем переходить к более ранним изданиям).
Источником статистической и фактической информации могут быть постановления Правительства России, Указы Президента РФ, статистические справочники, информационные бюллетени, газеты, сайты Интернета.
Изучение литературы предполагает внимательное ознакомление с выбранными источниками, систематизацию и отбор необходимого теоретического, статистического и др. материала с обязательным указанием «обратного адреса» - полных выходных данных книги, статьи, справочника и т.д.
3. Составление плана и написание работы
Студент вместе с руководителем формирует целевое направление работы, определяет, какие вопросы должны быть проработаны, на что следует обратить особое внимание.
После утверждения темы студент при помощи руководителя разрабатывает план и график, в котором отражаются основные этапы подготовки и написания отчета по практике.
План работы отражает специфику темы. В ходе его формирования получают свое конкретное выражение общая направленность темы, перечень рассматриваемых вопросов, наименование глав, уточняется список литературы, определяются объекты и источники получения практического материала. В процессе составления плана предопределяется теоретический уровень и практическое значение работы в целом.
План отчета по практике должен способствовать наиболее полному и логичному раскрытию выбранной темы. В работе должна быть четко выдержана следующая структура:
а) введение, в котором раскрывается актуальность выбранной темы, формулируются цели и задачи, определяются объект и предмет исследования;
б) теоретическая часть, где раскрывается содержание темы. Она может быть разделена на 3-4 пункта и несколько подпунктов, исходя из задач и логики рассмотрения проблемы. План этой части и составляется после ознакомления с литературой;
в) практическая часть работы, где проводится анализ изменения показателей и указание причин их динамики, строятся и анализируются таблицы, рисунки в виде графиков и диаграмм, а также схемы;
г) заключение, которое содержит краткие выводы и обоснованные предложения (практические рекомендации, если таковые имеются), полученные в результате исследования;
д) библиография - список использованной литературы и других источников, указанных в алфавитном порядке в соответствии с требованиями учебного заведения;
е) приложения, в которых содержатся источники аналитической части работы, нормативно – правовые акты и т.д. Также это могут быть выписки из отчетов различных предприятий, учреждений, организаций, а также ведомств и структур. В общий объем работы приложения не входят.
В процессе написания отчета по практике студент регулярно консультируется с руководителем и отчитываются о проделанной работе.
Защита работы
Руководитель практики должен:
• в соответствии с программой практики утвердить индивидуальный план работы каждого студента;
• консультировать студентов по вопросам практики и составления отчетов о проделанной работе;
• проверять качество работы студентов и контролировать выполнение ими индивидуальных планов;
• помогать студентам в подборе и систематизации материала для отчета по практике;
• по окончании практики оценить работу практиканта и завизировать составленный им отчет.