Великая Отечественная война в творчестве художника.




План.

1. Введение.

2. Биография художника.

3. Великая Отечественная война в творчестве Н.Н. Жукова.

4. Заключение.

5. Литература.

Введение.

Великая Отечественная война закончилась в победном 1945 году.

Долгие 5 лет наш народ сражался с ненавистным врагом. Много художественных произведений, рассказывающих о событиях тех лет, создано за эти годы. Кино, литература, театр. Свою лепту в создание военной летописи внесли художники. Рассказать об одном из них я хочу в своем реферате, посвященном творчеству известного советского графика Н.Н. Жукова.

Биография художника.

Член КПСС с 1945. Учился в художественно-промышленных техникумах в Нижнем Новгороде (1926-28) и в Саратове (1928-30). С 1943 художественный руководитель Студии военных художников им. М. Б. Грекова. В 1941-45 работал во фронтовой печати и в газете «Правда» (1942-43).

Автор серий тематических станковых рисунков (в т. ч. серии «В. И. Ленин», акварель, карандаш, тушь, автолитография, с 1940, «О детях», карандаш, акварель, 1943-68, «Нюрнбергский процесс», итальянский карандаш, 1946, - в Третьяковской галерее и др. музеях, а также собственность автора), иллюстраций (к книге: «Повесть о настоящем человеке» Полевого, изд. в 1952; «Воспоминания о Марксе и Энгельсе», изд. в 1956) и плакатов.

Дважды лауреат Государственной премии СССР (1943, 1951). Жуков Н.Н. награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Орденом Красной Звезды и многими медалями. Почётный гражданин города Ельца.

 

Н. Н. Жуков родился в 1908 году в Москве. Первые 7 лет он провел в Вятке, откуда в 1916 году переехал в Елец. Его отец был юристом, адвокатом. Но корни Жукова — это Нижегородское, волжское купечество. Купцами были дед и прадед художника. Образованные люди с прогрессивными взглядами.

Жизнь Жукова в Ельце совпала с революционными событиями. 10-летний Коля Жуков рисовал на плотной бумаге игральные карты, и его мать относила их на рынок, чтобы поменять их на хлеб и молоко.
Уже в эти годы его все знали в школе как прекрасного копировальщика — он мог перерисовать портрет с любой иллюстрации. Родители Жукова хотели, чтобы он стал военным, но это расходилось с намерениями Коли, желавшего во что бы то ни стало быть художником. Отец приобретал ему репродукции с картин русских художников. Копируя их, подражая великим мастерам, Жуков учился у них, это были его первые учителя.

В 1926 году Жуков поступил в Художественно-промышленный техникум в Нижнем Новгороде. И здесь Жукову опять помогли репродукции великих художников. Благодаря им, он смог подняться на ступень выше своих однокурсников. Завершил Жуков своё образование в Саратовском художественном училище. По окончании его в 1930-м году он был призван на службу в армию. Служил Жуков в кавалерии вначале на Кавказе, а потом в Челябинске. После демобилизации и переезда в Москву начинается его самостоятельная творческая деятельность.

Он писал в своем дневнике: "Первые шаги в любимом творчестве были сделаны на Елецкой земле. Вот почему всегда и везде я оглядываюсь на этот славный зелёный город. Берегите его русскую красоту".

С самого начала творческого пути Н. Жуков определился как художник-график. Он брался за любую работу - от оформления обложек и иллюстраций для «Детгиза» и «Молодой гвардии», Гослитиздата до огромных рекламных плакатов для торговой палаты и «Интуриста».

Первой его работой, сделанной на заказ, было оформление пачки знаменитых папирос «Казбек».

 

Выполнив этот эскиз, художник получил свой первый гонорар.

Первое время Жуков выполнял различные заказы книжных издательств и типографий: от оформления обложек журналов до огромных рекламных плакатов. Его работа в качестве художника-дизайнера была по достоинству оценена. В 1935 году в Лондоне состоялся конкурс на лучший рекламный плакат Интуриста. Жуков повез туда 5 своих работ. Конкурс был анонимный, т.е. никто до награждения не знал авторов плакатов, не знал, из какой страны привезены работы. А когда стали вскрывать конверты с именами победителей, оказалось, что 4 из пяти работ советского художника Жукова заняли первое место. Это был действительно удивительный факт.

В 1938 году Н. Жуков обратился к историко-революционной теме, которая на долгие годы определила круг его творческих интересов.

Создав 2500 рисунков, мастеру удалось с художественной убедительностью воссоздать образ Ленина - руководителя первого в мире социалистического государства. По мнению Г. Кржижановского, который знал В.И. Ленина лично, именно Жуков овладел тайной ленинского жеста. В экспозиции представлены работы «Володенька», «Приезд в Кашино», литография «Не теряйте минуты», «Надя Крупская» и другие. Многие рисунки Жукова стали хрестоматийными.

Созданные Жуковым портреты исторической тематики, жанровые станковые рисунки, литографии, книжные иллюстрации стали достоянием истории изобразительного искусства и по праву входят в число лучших произведений историко-революционной графики в нашей стране и за рубежом. "Карандаш - мое оружие".

Великая Отечественная война в творчестве художника.

Начало войны Жуков встретил в Белоруссии. В первые же месяцы он ушёл на фронт. Вскоре его рисунки появились в армейской газете Калининского фронта, которая называлась: “На разгром врага”.

"17 июня я получил извещение из военкомата: явиться для прохождения учебного сбора. 18 июня мой последний цивильный вечер. А утром 19-холодный металл стригущей машинки смахнул мои кудри в общую кучу. Очень не хотелось прерывать работу даже на срок учебного сбора. Кудри вырастут, даже будут еще лучше, а времени жаль. Я был одержим творческими планами".

Но война все разрушила.

Н.Н. Жуков вспоминает его восприятие объявления о войне:

" Это было что-то непонятное, неподвластное не уму, ни сердцу. Что-то тревожное витало в воздухе. Что будет теперь? Как теперь жить?".

С августа 1941 года по 1944 год Н. Жуков находился на фронте. Определили его в 115-й Стрелковый запасной артиллерийский полк. Но он не смог сидеть писарем при штабе. Оптимизм, впитанный в него с воздухом Ельца, вера в то, что с ним ничего страшного не может произойти, толкали в пекло сражений, чтобы самому увидеть и запечатлеть, занести в блокнот или дневник.

Как корреспондент газеты "На разгром врага" Н.Н. Жуков сначала стеснялся своего основного занятия, встречаясь с воевавшими солдатами. Требовалось графически набросать увиденное. Он вспоминал, когда люди не расставались с оружием, я доставал свой огрызок карандаша, пытался на бумаге что-то нарисовать, ловил на себе недоуменные взгляды. Мне было неловко перед людьми, и тогда я понял, что рисовать я должен быстро, так хорошо, чтобы моё искусство было понятно и доступно всем".

Каким образом тренировал он свою зрительную память и руку, остается загадкой. Но он наловчился делать эскизы карандашом в таком ускоренном темпе, что его стали называть мастером молниеносного рисунка. При этом сходство с оригиналом достигало высокой точности.

В своих работах «По шестому талону», «Утро в партизанском лесу», «Санитарка Маша», «Ремонт автоколонны», репродукции плакатов –

«Бей насмерть»,

 

 

«Выстоять»,

 

«Отстоим Москву»

- художник сумел показать героизм и самоотверженность людей не только в момент совершения подвига, но и в будничных фронтовых условиях.

 

На рисунке "Дед партизан" - старик присел передохнуть.

 

 

Закручивая самокрутку, над, чем он так глубоко задумался? Может о доме, может о погибших друзьях...

Но он даже во время перекура не расстается со своим оружием.

Оно лежит у него на коленях, как будто отдыхает.

Готовится к новым боям.

Целый цикл зарисовок относится к так называемому психологическому оружию. На другой картине Лиза Чайкина, ее ведут на расстрел. Ей, слабой, замученной пытками, немцы связали руки. Потому что даже такая она наводит на страх на врага. Идя с гордо поднятой головой, зная, что ее убьют, она не просит пощады, а призывает бить фашистов.

А вот более оптимистическая зарисовка "В ловушке".

Мальчонка, лет 10 - 12 - впереди, за ним отряд фашистов. Видать поверили они ему, что проведет их по скрытой тропе к партизанам. Но ребёнок знал, кто такой Иван Сусанин и хотел повторить его подвиг, наведя фрицев на засаду. Художник создал серию работ о Великой Отечественной войне: листовки, фронтовые зарисовки, наброски, плакаты.

С 1943 года Жуков стал корреспондентом “Правды”. К сожалению, его многочисленные военные плакаты не сохранились в оригинале: для того, чтобы напечатать в газете, их вначале разрезали на 4 части, по отдельности перефотографировали, а потом монтировали для газеты.

 

В 1943 году за серию рисунков о войне и иллюстрации к книге «Воспоминания о Марксе и Энгельсе» Н. Жуков был награжден Государственной (Сталинской) премией. В том же году его назначили художественным руководителем Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Художники-грековцы были разбросаны по разным фронтам, но студия не прекращала свою работу. Пройдя всю войну на передовой, Н.Н Жуков не только изобразил, но и описал, что оставляли после себя озлобленные, убегающие фашисты.

Его сюжет "Убитые лошади" и приписка к нему:

"В 9.30 приехал в Могилёв. В пригороде, где были особенно сильные бои, зрелище ужасное. Попадаются брошенные на свалке до полусотни убитых и сгоревших лошадей, тут же повозки, зарядные ящики, трупы - все это уже начинает разлагаться. Тлеют и чадят догорающие дома. Потрясающая картина для возвращенцев. Ничего равного по впечатлению еще не видел". Об этом он писал в 1944 году, когда работал в "Правде".

Карандаш стал главным оружием художника. Листовки,

Листовка "Папа!" для немецких солдат

 

плакаты,

карикатуры внесли свой посильный вклад в дело победы.

И вот грянула Победа!

Мир входящему. 1945. Три танкиста, июнь 1945-го. Жуков. Мы победили!

Военный журналист, график Н.Н. Жуков встретил радостную весть на австрийской земле. Вот его запись от 9 мая 1945 года:

"В три часа ночи проснулись от голоса бешеной пальбы. Бьют автоматы, зенитки. Суматошная пистолетная стрельба. Трассирующие пули, слышны перебежки. Стрельба в нашем районе, иногда выстрелы где-то совсем рядом. Все встревожены. Возникли разные предположения: восстание, облава на оставшихся в засаде фашистов или бандитов. Революция, десант. Стрельба становится страшно беспорядочной. Слышно уже в разных концах города. Все оделись, проверили пистолеты, вышли вниз. Там узнали от бойцов, что выступает Сталин. В комендатуре пошло оживление. Чистят, топят, жарят. Комендант нас поздравил с заключением мира".

Следующее испытание выпало на долю Н. Жуков в феврале 1946 года. В составе делегации он был направлен на Нюрнбергский процесс. Его откомандировали вместе Борисом Полевым, автором "Повести о настоящем человеке". Состоялся международный суд над идеологами фашизма. Николай Николаевич пишет, что очень сильно волновался. Ведь ему предстояло рисовать лица военных преступников. Поначалу он занял место в первом ряду зала судебного заседания. Откуда было ближе и удобнее разглядывать деспотов, затеявших мировое кровопролитие. Однако вскоре Жуков понял, что допустил серьёзный промах.

Бонзы Третьего Рейха вели себя неестественно под его наблюдательным взглядом, прикрывали лица. И пошёл он на военную хитрость - перебрался на последний ряд. Оттуда, вооружившись биноклем - подарок отца он стал музейным экспонатом - стал наблюдать за происходящим. Но, возникли осложнения, перевод текста, читаемого трибуналом, слушал через наушники. 40 дней работал художник на заседаниях Международного трибунала и оставил для истории 200 рисунков - документально-художественных характеристик главных военных преступников, их судей, обвинителей, защитников, свидетелей.

Эта серия работ художника - своеобразный драматический спектакль в рисунках. Одновременно художник умудрился отправить письмо своей матери, подлинник которого дочь Жукова нашла недавно в архиве. Вот выдержка из письма: "Мамаша, художники здесь есть, но наши - Елецкие - самые лучшие".

Почему он о себе писал во множественном числе? Наверно потому, что одному человеку исполнить то, что совершил он в ходе судебного разбирательства, было просто не по силам. В данном случае довольно самокритичный человек мог позволить себе некое преувеличение. Со временем Нюрнбергские рисунки по специальному заказу были серийными партиями перенесены на большие листы из серого картона.


За 40 дней, которые провел Н. Н. Жуков в Нюрнберге, он сделал 400 рисунков, куда вошли все подсудимые, защитники, судьи, журналисты.

 

В год 25-летия Нюрнбергского процесса Жуков сделал для музея Вооруженных Сил СССР дополнительно 24 листа, на которых изобразил всех военных преступников. Выполнены они были на черной бумаге белой пастелью. В 1948 году Н. Н. Жукову было присвоено звание члена-корреспондента Академии наук СССР.

Используя белую пастель, мастер графики и акварели представил зрителю военных преступников как неких призраков, которые выползают из тьмы. Возможно из небытия, куда снова вернулись, сотворив на Земле столько зла. Это было столь мастерски и выразительно сделано, что автор фундаментальной серии, Н.Н. Жукову, был награжден Золотой медалью Студии военных художников имени Грекова. Свидетельство о награждении тоже хранится в музее в Ельце.

Работ о правосудии мирового значения пока нет в музее, но выставка рано, или поздно состоится. «…Я воспринимал карандаш как оружие, врученное мне для расплаты. Это был карандаш, острие которого затачивалось 4 года войны и, которым я хотел выразить свое отношение ненависти и презрения, какие чувствовал весь наш народ к фашизму и его вдохновителям». Часть иллюстраций Н. Жукова посвящена к книгам Ю. Фучика «Репортаж с петлей на шее», и Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Книгу Б. Полевого иллюстрировали 19 художников, но лучшими были признаны иллюстрации Н.Н. Жукова.

Писатель и художник познакомились на войне, сохранив в дальнейшем дружбу на всю жизнь. «Повесть о настоящем человеке» тесно связала не только Б. Полевого, как писателя, А. Маресьева как героя, Н. Жукова как иллюстратора, но и город Елец, а затем и музей Н. Жукова. За оформление книги Н. Жуков получил вторую Сталинскую премию.

В музее представлены портреты Маресьева,

Николай Жуков. Алексей Маресьев. 1950 г. Николай Жуков. Борис Полевой на Нюрнбергском процессе. 1946 г

Полевого, сделанные художником, а также фотографии А.Н. Невструева (в военные и послевоенные годы), который парнишкой защищал Елец в ополчении, а затем воевал в авиации, в 1943 году командиром его отряда был знаменитый летчик А.П. Маресьев. До конца войны А.Н. Невструев служил механиком у Маресьева, переписывался с ним и после войны. Поездки в Англию, Финляндию, Китай, Италию, Польшу, Венгрию и другие страны дали Н. Жукову интереснейший материал для работы.

Особенно полно наблюдательность мастера, замечающего все детали окружающей жизни, проявились в итальянских зарисовках. Его работы, «На площади Флоренции», «В Риме. Отдых туриста», «Гондольер в Венеции», выполненные карандашом, тушью, пастелью, сангиной, акварелью, произведения искусства приковывают к себе внимание, подкупая своей искренностью и непосредственностью. Там же художник познакомился с бывшими партизанами, героями движения Сопротивления. За галерею портретов итальянских партизан Н. Жуков был награжден Золотой медалью им. М.Б. Грекова, а в Италии - памятной медалью братьев Черви и косынкой итальянских партизан. Эти предметы находятся в витрине выставочного зала.

Большое место в творчестве художника отведено теме детства. Рисунки Н.Н. Жукова: «Вырастем вместе», «Подружка», «Наташа играет на гармошке», «Ариночка за чтением», «Егорка», «Андрюша на даче», «Колыбельная», на которых изображены жена, дочь художника и другие, вызывают трогательный интерес. К рисункам детской серии примыкают зарисовки друзей и близких художника, деятелей культуры и искусства, согласовываясь по остроте охваченного в них движения, по тонкости и живости портретной характеристики.

Прекрасная галерея женских портретов, среди которых особенно выделяется портрет жены художника, Альбины Феликсовны, и портрет матери, Валентины Яковлевны.

На эскизе "Горе матери"

Горе матери (Будь проклят фашизм!) 1943 г.

- художник выразил глубокое страдание матери. Она не верит в страшную весть с фронта.

Разве можно смириться с потерей самого близкого человека. Убита горем, мать прикрыла лицо скрюченными пальцами, на которые спадают выбеленные сединой волосы, и, кажется, плечи ее вздрагивают от молчаливого рыдания. А чуткое сердце матери в стонет и взывает: "Немецкий солдат, ты вспомнил колыбельную песню, что пела тебе твоя мать? Брось воевать. Вернись к родимой, подарившей тебе жизнь, утешь ее и больше не покидай. И не бери в руки карабин смертоносный".

Особое внимание привлекаю пейзажи Н.Н. Жукова. - «Из окна вагона», «А жизнь продолжается». Знаменитые натюрморты - это праздник для глаз и души. Две грани таланта Жукова - художника и писателя - оказываются в близком родстве и очень похожи в главном.

С 1956 года художника ввели в состав комитета по Ленинским премиям в области литературы и искусства, где работал до 1964 года. В 1963 году Жуков был удостоен звания Народный художник СССР.
Велика заслуга Н. Н. Жукова в создании исторических портретных образов. Начиная с 1940-х годов, более 30 лет посвятил художник лениниане, созданию портретов революционных вождей, иллюстрациям к произведениям Маркса и Энгельса. Многим знакомы иллюстрации Н. Жукова к детским книгам о Ленине.

Он является автором октябрятской звездочки. Более 2,5 тысяч рисунков посвящено В. И. Ленину.


После смерти И. В. Сталина Н. Жуков, единственный из художников, был допущен к гробу, чтобы сделать зарисовки. Все рисунки, за исключением одного, попали в частные коллекции.

Обладатель огромного количества наград - он гордился званием Почетного гражданина города Ельца, которого был удостоен 9 сентября 1972 года. Ровно через год художника не стало, 24 сентября 1973 года Николай Николаевич Жуков умер внезапно, в пору признаний, удач, радостных надежд на будущее. В Ельце впервые открыл двери музей для посетителей 12 декабря 1992 года. Расположен по ул. 9-го Декабря, дом 42.

 

Заключение.

Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее: Жуков внес немалый вклад в создание военной летописи. Он сделал очень много графических зарисовок, плакатов, портретов, иллюстраций, пейзажей, тончайших акварелей. Все они надолго останутся жить, и в них их автор, умевший вкладывать в любую работу частицу самого себя, свою душу, свою мечту.

 

Литература.

 

...





Читайте также:
Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является...
Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как...
Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного...
Определение понятия «общество: Понятие «общество» употребляется в узком и широком...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.023 с.