Соблюдение права ребенка на жизнь, на защиту от жестокого обращения, насилие, и на безопасность




 

 

Право ребенка на жизнь и обеспечение его безопасности является одним из неотъемлемых и неотчуждаемых конвенционных прав ребенка.

 

Крайним проявлением нарушения прав детей на жизнь является детская смертность. В этой связи важным представляется объективный анализ причин смертности детей.

С точки зрения оценки степени реализации государством обязанности по обеспечению гарантии в максимальной степени выживания ребенка предметом особого внимания являются случаи гибели детей от внешних причин:

1. несчастных случаев (в т.ч. ДТП, пожаров, утоплений, падений с высоты, закрытия дыхательных путей и иных);

2. суицидов

и 3. совершенных в отношении детей преступлений.

 

Эти смертельные риски относятся к категории управляемых, и при должным образом организованной профилактической работе соответствующих органов государственной, муниципальной власти, различных организаций, специалистов, работающих в «сфере детства», в тесно и правильно выстроенном взаимодействии со средствами массовой информации, детской и родительской общественностью по предотвращению таких трагедий, имеется шанс минимизировать гибель детей от этих неестественных причин.

 

Так, в частности, анализ причин и обстоятельств трагических несчастных случаев, связанных со смертью детей, позволяет утверждать, что подавляющее большинство из них происходит из-за безответственного отношения взрослых к своим родительским обязанностям, пренебрежения мерами безопасности.

С целью профилактики гибели и травмирования детей в результате несчастных случаев считаем необходимой сегодня для республики следующую работу:

совместные на системной основе мероприятия органов внутренних дел и органов местного самоуправления по проведению уроков и занятий с обучающимися общеобразовательных организаций и воспитанниками дошкольных образовательных организаций на предмет обучения их основам безопасности на пожарах, на воде, на дорогах, в лесу, дома и в других ситуациях, по проведению родительских собраний на предмет профилактики несчастных случаев с детьми и повышения степени родительской ответственности;

проведение просветительской работы на базе учреждений родовспоможения и детских медицинских учреждений первичного звена (детские поликлиники, фельдшерско-акушерские пункты, врачебные амбулатории и т.п.) среди матерей (родителей) с привлечением средств массовой информации по вопросам безопасности и оказания первой доврачебной помощи детям младенческого возраста;

мероприятия по обеспечению безопасности несовершеннолетних путем ограничения доступа детей и подростков на территории незаконченных объектов строительства и крыши многоэтажных строений;

рассмотрение муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав обстоятельств и причин несчастных случаев с детьми, прежде всего, в целях выработки системных мер профилактического характера по предотвращению несчастных случаев с детьми, а также рассмотрения оснований для привлечения родителей (иных законных представителей) к ответственности по статье 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

максимальный охват занятости несовершеннолетних, в том числе в каникулярное время, с целью привлечения детей группы риска к занятиям по разноуровневым общеобразовательным программам дополнительного образования и организованному досугу и отдыху;

освещении в средствах массовой информации несчастных случаев с детьми с точки зрения формирования у населения понимания степени родительской ответственности по обеспечению безопасных условий жизни детей и культуры их жизнедеятельности.

В зоне постоянного внимания Уполномоченного по правам ребенка находятся случаи гибели детей от внешних причин в результате суицидов.

Все случаи подросткового суицида являются предметом серьезной отработки службы Уполномоченного по правам ребенка с точки зрения выяснения причин трагического поведения ребенка. Выясняется, что каждый подросток глубоко переживал конкретную жизненную ситуацию: сложные внутрисемейные отношения, любовные и иные внутренние переживания. В частности, анализ ситуации 2018 года позволил сделать печальный вывод о том, что в каждой конкретной ситуации ребенок остался один на один со своим «детским горем» и рядом не оказалось человека, способного и готового ему помочь. Прежде всего, речь идет о ближайшем семейном окружении, поддержке родителей. Следует отметить, что в 2018 году как и в предыдущие годы, ни один из случаев завершенного суицида не был совершен под воздействием негативного контента сети «Интернет».

Анализ социального портрета несовершеннолетних суицидентов последних лет не позволяет определить детей «группы риска» с точки зрения склонности к суицидальному поведению. Таким образом, профилактическая работа должна проводиться в отношении максимально широкого круга детей и подростков.

С точки зрения недопущения и минимизации суицидального поведения детей важным представляется предметная отработка каждого случая суицидальной попытки.

Следует отметить, что в республике за последние годы, учитывая рекомендации Уполномоченного по правам ребенка, удалось выстроить системную межведомственную работу по отработке фактов неоконченных суицидов. Важной профилактической мерой по предотвращению суицидов является своевременное и четкое взаимодействие органов здравоохранения и иных органов – субъектов профилактики детского неблагополучия по объединению усилий по оказанию всесторонней межведомственной помощи ребенку, совершившему суицидальную попытку, и по предотвращению повторных случаев. Главная задача – это исключить риск повторных попыток суицида в конкретной ситуации, помочь конкретному подростку в преодолении трудной жизненной ситуации и на основе обобщения практики выработать меры профилактического характера в целом.

Необходимо признать, что в республике приняты и реализуются утвержденные нормативные документы, предусматривающие системную межведомственную работу по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних. Это Комплексный межведомственный план по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних на 2018 – 2020 годы, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.12.2017 № 3757-р, Порядок взаимодействия и обмена информацией между органами и учреждениями, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, утвержденный постановлением Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 16.01.2015 №01-15 (с изменениями, внесенными постановлением от 26.12.2017 № 18-17).

Вместе с тем, Уполномоченный по правам ребенка считает необходимым:

своевременное и безусловное информирование учреждениями здравоохранения республики территориальных правоохранительных органов об оказании медицинской помощи несовершеннолетним, пострадавшим в результате суицидальных попыток;

сохранение со стороны муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав сохранять особого контроля за проведением индивидуальной реабилитационной работы с семьями и несовершеннолетними, совершившими попытки суицида;

кадровое обеспечение образовательных организаций Республики Татарстан педагогами-психологами и социальными педагогами;

выработку комплекса мер в системе образования по недопущению и разрешению конфликтных ситуаций в образовательных организациях; повышению компетентности педагогов и родителей в области распознавания маркеров суицидального риска, преодоления рисков суицидального поведения детей, навыков выстраивания партнерских и дружеских отношений с ребенком; развитию у обучающихся навыков стрессоустойчивости, способностей находить позитивный и рациональный выход из любой ситуации.

В контексте разговора о психотравмирующих обстоятельствах для ребенка хотелось бы остановиться на следующее проблеме.

Ежегодный анализ обращений в адрес УПР граждан свидетельствует о сохранении актуальности защиты прав и интересов детей в ситуациях споров родителей по поводу распределения обязанностей и прав по воспитанию детей. Подобные ситуации, прежде всего, возникают в случае раздельного проживания либо развода родителей.

С 2015 года отмечается значительное количество обращений граждан в защиту права детей на семейные связи. По итогам 2018 года доля таких обращений в общем количестве жалоб составила 21%.

Так из 440 обращений по вопросам защиты права детей на семью и семейные связи 182 заявителя (41%) обратились за содействием в урегулировании спорной ситуации относительно воспитания детей в ситуации раздельного проживания либо развода родителей:

определение места жительства ребенка;

определение порядка содержания детей родителями;

определения порядка общения ребенка с отдельно проживающим родителем;

определение порядка общения ребенка с другими родственниками;

устранение препятствий к общению с ребенком.

В 2018 году ситуацию развода вместе с родителями пережили 10 596 детей, (в 2017 году – 10 709 детей, в 2016 году – 9 511 детей). Это дети группы риска с точки зрения их моральнко-психологического состояния, требующие своевременной психологической помощи и коррекции. К сожалению, степень психотравмы детей остается, как правило, родителями недооцененной и не влечет обращения к помощи профессиональных психологов.

Современное семейное законодательство базируется на принципах самостоятельности семьи в принятии решений относительно своей внутренней жизни, презумции добросовестности и добровольности родителей в осуществлении родительских прав, ответственности каждой семьи за воспитание, образование и развитие ребенка и за сохранение его здоровья.

К сожалению, не все семьи способны решать спорные вопросы воспитания, не доводя до судебных тяжб.

Так, по сведениям Верховного суда Республики Татарстан в 2018 году в судах общей юрисдикции было рассмотрено 221 дело по вопросу определения места жительства ребенка в отношении 298 несовершеннолетних детей (в 2017 году – 240 дел, в отношении 303 несовершеннолетних).

По сведениям Верховного суда Республики Татарстан, по спорным вопросам определения порядка общения детей с отдельно проживающим родителем и другими родственниками в 2018 году в судах общей юрисдикции было рассмотрено 397 дел данной категории в отношении 493 несовершеннолетних (в 2017 году - 373 дела в отношении 457 детей).

Очевидно, что за каждым таким судебным процессом стоит настоящая детская трагедия.

По нашему мнению, сегодня представляется целесообразным рассмотрение вопроса о создания по республике сети государственных (муниципальных) семейных консультаций в целях оказания консультационной психологической и правовой помощи семьям, находящимся в ситуации расторжения либо риска расторжения брачных отношений.

Серьезную озабоченность вызывают такие явления как конфликты среди участников образовательного процесса в школах. Так, в 2018 году в адрес УПР поступили 123 обращения, это каждое пятое обращение в общей численности обращений по теме защиты права детей на образование. При этом количество обращений по данному вопросу увеличилось по сравнению с 2017 годом на 17%.

По итогам проверочных мероприятий нарушения, связанные с ненадлежащей организацией образовательного процесса, применением непедагогических методов воспитания, нахождением несовершеннолетнего в психотравмирующей ситуации конфликта, наносящей вред его здоровью, выявлены в 17 случаях.

Учитывая наличие подобных явлений, требуют своего развития вопросы организации в школах служб квалифицированной психологической помощи, комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и организации их работы в неформальном режиме.

В последние годы приобретают актуальность вопросы информационной безопасности детей и защиты их от негативного информационного потока.

В условиях современного гиперинформационного пространства возрастают риски негативного воздействия информации на несовершеннолетних, прежде всего пропагандирующие суицидальное поведение, склоняющие детей к совершению противоправных действий. Данная ситуация требует принятия мер по обеспечению права на защиту детей от негативного информационного потока, информационной безопасности.

Предметом контрольно-надзорной деятельности Уполномоченного по правам ребенка являются также вопросы нарушения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

Так, в частности, в 2018 году в связи с поступившим обращением граждан, предметом особого внимания Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан стал текст рассказа Ю.И.Коваль «Вода с закрытыми глазами», размещенного в учебном пособии для 3 класса общеобразовательных школ Н.А. Чураковой «Литературное чтение», часть1 (М.: Академкнига/Учебник, 2013. — 200 с. — (Перспективная начальная школа).

Учитывая, что в данном рассказе обращало на себя внимание частое употребление слова «умру», которое может спровоцировать негативное поведение малолетних детей, чреватых угрозой для их жизни и здоровья, Уполномоченным по правам ребенка было инициировано проведение экспертной оценки текста рассказа. Экспертное заключение подтвердило факт наличия в данном тексте информации, которая может спровоцировать суждения, мысли о смерти, вызвать стремление у ребенка младшего школьного возраста к подражанию поведения главной героини рассказа, которая высказывает мысли о своей смерти.

В целях обеспечения права на защиту детей от негативного информационного потока, Уполномоченный по правам ребенка обратился к Уполномоченному при Президенте Российской Федерации А.Ю. Кузнецовой с просьбой направить обращение в адрес Министра просвещения Российской Федерации об исключении рассказа Ю.И.Коваль «Вода с закрытыми глазами» из учебника для 3 класса общеобразовательных школ Н.А. Чураковой «Литературное чтение», часть 1, как содержащую информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей.

Предметом соответствующих мер реагирования Уполномоченного по правам ребенка в 2018 году стала также информация о том, что на школьном этапе Всероссийской олимпиады по литературе ученикам 10-х классов был предложен для разбора рассказ Алексея Слаповского «Скрипка Страдивари», содержащий нецензурные выражения.

По мнению Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан при составлении и направлении рекомендуемых заданий для школьного этапа Всероссийской олимпиады по литературе для учеников 10-х классов было допущено нарушение нормы Федерального закона № 436-ФЗ от 29.12.2010г. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и здоровому развитию», относящего информацию, содержащую нецензурную брань, к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, и запрещенной для распространения среди детей. В этой связи Уполномоченным по правам ребенка было направлено заключение в адрес директора ГАОУ «Республиканский олимпиадный центр» Министерства образования и науки Республики Татарстан о нарушении и принятии мер по их устранению, в том числе об усилении контроля за соблюдением требований Федерального закона в целях недопущения впредь нарушений прав и интересов обучающихся; рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении требований законодательства, и исключении педагога, выбравшего данный материал, из числа учителей-экспертов, допущенных к составлению олимпиадных заданий. Кроме того, Уполномоченным по правам ребенка было предложено инициировать обращение в Министерство просвещения Российской Федерации об исключении из списка литературы рассказа Алексея Слаповского «Скрипка Страдивари», рекомендованного Министерством просвещения Российской Федерации для учащихся 10-11 классов.

В 2018 году предметом проверки Уполномоченного по правам ребенка в рамках рабочих визитов Уполномоченного в муниципальные районы стали вопросы обеспечения информационной безопасности в общеобразовательных организациях республики. В 11 общеобразовательных образовательных организациях 10 муниципальных районов было установлено отсутствие контентной фильтрации интернет – ресурсов, что свидетельствует об отсутствии контроля в части обеспечения информационной безопасности детей. В адрес учредителей были направлены соответствующие заключения о выявленных нарушениях и принятии мер по их устранению.

2018 год стал вторым годом реализации в республике комплекса системных мер по обеспечению информационной безопасности детей в рамках Плана мероприятий («дорожной карты») по обеспечению информационной безопасности детей в медиапространстве на 2017 – 2019 годы, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.07.2017г. №1739-р. Ход реализации «дорожной карты» был предметом рассмотрения членами Координационного комитета при Уполномоченном по правам ребенка.

В целях усиления взаимодействия по вопросам обеспечения информационной безопасности детей в 2018 году Уполномоченным по правам ребенка был подписан протокол о взаимодействии с Отделом «К» Министерства внутренних дел РФ по РТ для обмена оперативно значимой информации в части возможных противоправных действий подготавливаемых, совершенных, совершаемых в отношении несовершеннолетних лиц, сопряженных с использованием информационно–телекоммуникационных ресурсов и Hi-Tech – устройств. Данное взаимодействие позволило в течение года оперативно решить ряд ситуаций (в том числе по обращению граждан), связанных с безопасностью детей и подростков в конкретной проблемной ситуации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: