Распространенной формой краткосрочного (текущего) внутрифирменного планирования является годовой финансовый план предприятия, который выполняет роль инструмента планирования и инструмента контроля деятельности фирмы.
Годовой финансовый план представляет собой бюджет компании на год.
В практике финансового менеджмента различают несколько видов бюджетов: общий, оперативный, финансовый, денежных средств.
Общий бюджет характеризует прогнозы компании в отношении объема реализованной продукции и других финансовых операций на предстоящий период.
Общий бюджет обычно подразделяют на два: операционный и финансовый.
Операционный бюджет включает следующие виды бюджетов: бюджет реализации; бюджет производства; бюджет прямых затрат на материалы; бюджет прямых затрат на труд; бюджет производственных накладных: расходов; бюджет общих и административных расходов; прогнозный отчет о прибыли.
Финансовый бюджет состоит из бюджета денежных средств и прогнозного баланса.
Основными составляющими общего бюджета являются прогнозный баланс, прогнозный отчет о прибыли и бюджет денежных средств.
Бюджет денежных средств позволяет финансовому менеджеру оценить будущие притоки и оттоки денежных средств за определенный период, поддерживать остатки денежных средств на оптимальном уровне и избегать избытка или дефицита денежных средств. Бюджет денежных средств, как правило, состоит из четырех разделов:
раздел поступлений, раздел расходов, раздел избытка и недостатка денежных средств, финансовый раздел.
Основными этапами составления бюджета являются следующие:
1) составление прогноза реализации;
2) определение расчетного уровня объема производства;
|
3) расчет производственной себестоимости и операционных расходов;
4) расчет потока денежных средств и других финансовых показателей;
5) составление прогнозных форм отчетности.
Оперативное внутрифирменное финансовое планирование
Оперативное внутрифирменное планирование представляет собой разработку оперативных финансовых планов: кредитного плана, кассового плана, платежного календаря и других.
Кредитный план - план поступлений заемных средств и возврата их в намеченные договором сроки.
Кассовый план - план оборота наличных денежных средств, отражающих поступления и выплаты наличных денег через кассу предприятия. Составляется на квартал. Состоит из четырех разделов: поступление наличных денег; расход наличных денег; расчет выплат заработной платы; календарь выдачи заработной платы и приравненных к ней выплат.
Платежный календарь - это план рациональной организации оперативной финансовой деятельности компании. В календаре взаимосвязаны все источники поступлений денежных средств (выручка от реализации, кредиты и займы, прочие поступления) с расходами на осуществление финансово-коммерческой деятельности. Он охватывает движение всех денежных средств предприятия. Используется для контроля за платежеспособностью и кредитоспособностью. Составляется по всем статьям денежных поступлений и расходов, проходящих через расчетный и ссудный счета в банке. Разрабатывается путем уточнения и конкретизации плановых показателей за квартал с их разбивкой по месяцам, неделям, дням.
|
Вопросы для обсуждения
1. Перечислите общие функции управления. Какое место среди них занимает планирование? Можно ли планировать, например, на 100 лет вперед?
2. Охарактеризуйте основные причины, определяющие необходимость проведения плановой работы.
3. Прокомментируйте следующее утверждение: «Главное предназначение любого плана состоит в определении максимально точных значений ряда наиболее важных показателей».
4. Есть ли различия между терминами «стратегическое планирование» и «долгосрочное планирование»?
5. Охарактеризуйте основные различия между стратегическим, производственными и финансовым планами.
6. Какие функции выполняет бизнес-план? Приведите структуру типового бизнес-плана, охарактеризуйте основные его разделы. Какие из этих разделов имеют непосредственное отношение к работе финансового менеджера?
7. Охарактеризуйте ключевые различия между планом и бюджетом? Какие виды бюджетов вы знаете?
8. Составьте схему генерального бюджета компании и поясните взаимосвязь его отдельных компонентов.
9. Поясните содержание этапов финансового планирования.
10. Как соотносятся между собой налоговое и финансовое право? Охарактеризуйте взаимосвязь между налоговым и финансовым планированием.
11. В странах, исповедующих англо-американскую модель бухгалтерского учета, существуют два термина «tax avoidance» и «tax evasion», имеющих одинаковый лингвистический перевод «уклонение от налогов», но различающихся смысловым содержанием. Первый означает совокупность методов минимизации налоговых платежей в рамках закона, второй - незаконное уклонение от уплаты налогов путем искусственного занижения доходов или включения в расчет несуществующих расходов. Известны ли вам из российской практики примеры подобных методов? Находят ли они какое-либо отражение в процессе составления финансового плана?
Примеры решения задач и практических ситуаций:
Задание 16.1.
Определите величину чистых активов открытого акционерного общества на конец отчетного года, используя данные таблицы балансов (вариант1). В случае необходимости разработайте варианты мер по приведению в соответствие уставного капитала величине чистых активов. Оцените возможность выплаты дивидендов. Номинал акции равен 100руб.