Профилактика конфликтов, пути их разрешения.




При урегулировании конфликта применяют неконструктивные и конструктивные методы. Неконструктивные методы являют собой победу лишь одной стороны.

1. Победа взрослого. В сложившейся ситуации родители, не осознавая даже этого, преломляют детскую волю, что оставляет негативный отпечаток на его дельнейшем жизненном пути.

Взрослые таким поведением не являются хорошим примером для ребенка, формируя в нем эгоистические черты. При достижении своей цели, ребенок не будет принимать во внимание интересы других людей. Ведь на детей легко повлиять и направить их на путь по линии поведения взрослого. Потому, когда ребенок становится старше, он совершает те же ошибки, и тогда разгорается наиболее опасный конфликт меж детьми и родителями.

Еще одна версия инцидента - взрослые в мягкой форме, однако настойчиво обязывают исполнения предъявляемых требований. В итоге ребенок придет к пониманию того, что интересы его, родителями не ставятся во внимание - он будет вынужден в любом случае поступать так, как велят взрослые.

В конечном итоге, при таком продолжительном воздействии на ребенка, он может вырасти излишне агрессивным, и напротив, инертным во всех сферах жизни.

2. Победа ребенка.

В данной сложившейся конфликтной ситуации родители стремятся любыми способами избегать накала страстей, или в полной мере отдают себя в жертву, чтобы их ребенок был счастлив. Следовательно, из детей вырастают безмерно избалованные капризные эгоисты.

В семейном микроклимате данное поведение ребенка не проявляется так остро, однако при взаимодействии в социуме, у него создаются серьезные трудности.

Также, родители, в свою очередь, очень страдают от собственной слабохарактерности и безволия. В большинстве случаев, они остаются беспомощными, одиноким стариками.

Конструктивный метод являет собой победу обеих сторон.

Возникновение конфликтных ситуаций между детьми и родителями неминуемо. Тем не менее, данный метод способствует разрешению сложившегося конфликта - выигрывают оба оппонента. Он состоит из нескольких этапов:

-Следует прояснить первопричину конфликта, его суть.

-Обсудить варианты разрешения конфликта.

-Подобрать приемлемый метод выхода из конфликтной ситуации.

-Содержательно обсудить поэтапные действия для разрешения конфликта.

-Выполнить все.

Для начала нужно понять суть возникновения конфликта, подробно прояснить проблему ребенка: в чем он нуждается, каковы трудности, желания. Необходимо непременно выслушать его. Наладить отношения с ребенком легче, если родителей будут интересовать его проблемы, станут проявлять явный интерес к нему. В ответ - ребенок услышит их.

Затем родители начинают рассматривать пути решения проблемы, искать выход из сложившейся ситуации. Обязательно нужно дать высказаться ребенку и вместе разобрать каждый вариант, а затем все взвесить и отобрать более приемлемый. Добиться этого можно лишь при участии в обсуждении и родителей и детей.

Далее нужно подробно обсудить выбранный вариант. В случае принятия обоюдного решения, что ребенок стал достаточно самостоятельным - сам встает в школу, завтракает, одевается, тогда следует обучить его таким элементарным действиям, как подогрев завтрака, завод будильника, пунктуальности.

И заключительной составляющей является проконтролировать, как план выполняется. Например, вывесить перечень обязанностей, дел, на видное место.

Конфликты, суть возникновения которых очень многообразна, имели место быть и будут всегда. Однако, большей сложности и внимательности в решении требуют конфликты взрослых детей и родителей.

Склоняясь к последнему варианту разрешения конфликта, ребенку будет легче перенести создавшуюся ситуацию. Так как данный метод основан на взаимопомощи и совместном решении проблемы.

Следовательно, профилактика конфликтов детей и родителей должна быть направлена:

1. На совершенствование педагогичной образованности родителей, которая позволяет учесть психологические особенности возраста ребенка, его переживания.

2. Объединение семьи на основе коллективности. Единые планы на будущее, общепринятый круг обязанностей, традиции взаимовыручки, совместные хобби являют собой основу вскрытия и устранения проявляющихся конфликтов.

3. Сопровождение вербальных просьб, притязаний, обстоятельствами в ходе воспитания.

4. Проявление интереса к внутренней природе ребенка, его привязанностям, тревогам.

Многие психологи считают, что применение конструктивных методов решения конфликтов маленьких детей и родителей могут способствовать такие решения:

- неизменно помнить, что каждый ребенок индивидуален;

- принимать во внимание, что в новой ситуации необходимо принимать свежие решения;

- стремиться к пониманию потребностей малыша;

- учесть, что для улучшения ситуации необходим некий промежуток времени;

- к разногласиям относиться, как к показателю естественного развития;

- проявлять неизменное отношение к ребенку;

- в большинстве случаев рекомендовать рассмотрение вопроса из ряда вариантов;

- поощрять различные вариации продуктивного поведения;

- вместе находить выход из ситуации посредством ее изменения;

- снизить количество запретов, увеличить количество дозволенного;

- наказания использовать редко, руководствуясь их целесообразностью и объективностью;

- дать понять, что каждый проступок неизбежно приведет к негативному последствию;

- разумно объяснить ребенку о негативных последствиях;

- увеличить количество нравственных вознаграждений;

- руководствоваться позитивным образцом поведения других семей;

- учесть, что малыш быстро переключается с одного на другое.

Во время разгорания конфликта с взрослыми детьми существуют такие виды разрешений:

1. Размеренная беседа в знакомой атмосфере. На семейном сборе необходимо дать высказаться, категорически не рекомендуется перебивать подростка, переходить на крик. Кроме того, не следует забрасывать вопросами ребенка во время изложения его точки зрения. Подобная беседа неизменно будет иметь конструктивный исход.

2. Перечень правил. Все участники конфликта делят круг обязанностей меж собой, принцип поведения в семье. Все позиции обговариваются сообща.

3. Признание неправоты. Взрослые не любят этого, однако именно это действие поможет повзрослевшему ребенку отозваться на призыв родителей.

Практически каждому знаком конфликт «Отцов и детей» – конфликт поколений. Однако, существует возможность его миновать. Необходимо просто придерживаться следующих рекомендаций:

- любить ребенка со всеми его недостатками, не нужно принуждать его жить вашими амбициями;

- решительно возбраняется переходить на крик в беседе с подростком;

- недопустимо попрекать его собственными успехами;

- в наказании ребенка необходимо проявлять осторожность, не принимать суровые меры;

- проявлять интерес к жизнедеятельности подростка необходимо тактично;

- проявление любви, сентиментальности должно быть дозированным, осторожным;

- следует неизменно хвалить его и подчеркивать его положительные особенности;

- в случае необходимой помощи, подростка следует попросить, но не принуждать.

И самое важное - человек есть личность неповторимая, у каждого свое будущее, своя жизнь, необходимо помнить об этом.

Так к какому же образцу семьи стоит стремиться? Наилучший образец семьи, где все ее члены - партнеры.

Несомненно, данный способ взаимодействия детей и родителей является самым приемлемым, а не сверхзабота, диктатура, симбиоз.

Как к нему прийти? В случае желания родителей, чтобы их ребенок пошел на сближение с ними, то не следует ограждать его от радостей и невзгод взрослых, нужно сделать его соучастником их треволнений. При этом, следует доступно и открыто все объяснить ребенку, не стоит его запугивать, нагнетать обстановку, а лучше поделиться своими ожиданиями.

Необходимо все сделать общим: и веселье, и печаль, и восторг. Сплоченность, единые цели, надежды, планы - это скрепляет семейство, делает его крепче. Подросток должен быть полноправным участником в советах, в принимаемых решениях. И гораздо легче будет принять решение, если при обсуждении поведения подростка вознаграждения и запреты будут обсуждаться совместно.

 

 

Заключение.

В полемике противоречий победителей нет – всех победит время. Конфликт родителей и детей остаётся бессменным, естественным. Континуум, общество непрерывно развивается, и потому следующее поколение неизменно вступает в противоборство с родителями.

Конфликт являет собой средство личностного развития, развития межличностных отношений. Противоречия неизбежны, однако, следует извлечь выгоду даже из конфликтов, умело разрешая их.

Конфликты в семье разрешатся, если взрослые признают свои ошибки. Родителям необходимо переосмыслить методы воспитания своих детей. Не стоит отстраняться от детей, оставаться диктатором, подвергать их сверхзаботе.

Необходимо для начала решить вопрос - чья это проблема.

Зачастую, родители считают трудности ребенка это их трудности, что очень вредно для него. Ребенок лишается самостоятельности, однако он может сам разрешить создавшиеся трудности. В случае если проблема относится к ребёнку, то родителям лучше со вниманием отнестись к изложенному ребенком, найти и предложить подходящее решение, предоставить ему возможность познать все последствия собственной самостоятельности. Если родители станут чаще проявлять стремление к сотрудничеству, то в дальнейшем ребёнок будет вести себя именно таким образом.

Наилучшим воспитанием является партнерство. Нужно быть открытыми с детьми, переживать с ними их успехи и неудачи, делиться печалями. Лишь тогда конфликты с детьми канут в лету.

 

 

Список литературы.

1. Отцы и дети. Социологические исследования / В. А. Сысенко, 1986. №2. – 100 с.

2. Возрастная психология: Феноменология развития, Детство, Отрочество / В. С. Мухина, - 4-е издание, М.: Academia, 1999. – 166 - 167 с.

3. Подростковая психиатрия/ А. Е. Личко, - изд. 2-е, доп. и перераб., Л.: Медицина, 1985 – 21 с.

4. Родители и дети, семейные отношения// В.Т. Лисовский / Молодежь: любовь, брак, семья (Социологическое исследование). - СПб. Наука, 2003.с. 300-305 с.

5. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-еизд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 50 – 54 с.

6. Общаться с ребенком как? / Ю.Б. Гиппенрайтер, М.: Астрель, 2008 – 5 с.

7. Конфликтные отношения между родителями и детьми/ Е.Ю. Инина-Понуровская / Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.) / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – 31 c.

8. Скрытое управление человеком/ Серия: Психология манипулирования/ В. П. Шейнов, - АСТ, Харвест, 2006. - 280 с. / ISBN: 5-17-013673-5, 985-13-1822-1, 985-13-3410-3

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: